М.: 2004. - 768 с.
В учебнике рассматриваются методология, методики и техники социологического исследования. Особое внимание уделено видам социологического исследования, теории и практике выборки, созданию программы социологического исследования, форме представления данных и их анализу. Описаны виды и формы работы социологов, их место и роль в современном мире. Большое внимание уделяется формированию социологических анкет, проблемам их создания. Важное место уделено опросным методам. Безусловный интерес представляет глава, посвященная методам политических исследований. Большой раздел посвящен неопросным методам. Отдельно рассматривается применение тестов в прикладной социологии. Завершает книгу глава, в которой описаны наиболее известные в мире социологические исследовательские центры.
Книга адресована прежде всего студентам
и аспирантам, а также преподавателям социологических факультетов.
Она интересна не только ученым-исследователям, но и всем, кто
интересуется социологической наукой.
Формат: doc / zip
Размер: 2,25 Мб
/ Download файл
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие..................................................................................13
Раздел I. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Глава 1. Виды социологического
исследования............................25
1.1. Социальное и социологическое исследования...............25
1.2. Пробное и пилотажное исследования.............................35
1.3. Описательное и аналитическое исследования................41
1.4. Точечное
исследование....................................................42
1.5. Сплошное и выборочное исследования..........................43
1.6. Повторные
исследования.................................................44
1.7.
Мониторинг.....................................................................48
1.8. Полевое
исследование......................................................51
1.9. Анализ случая (Case study)...............................................54
1.10. Оперативное
исследование............................................60
1.11. Опросные и неопросные методы исследования...........67
1.12. Признаки научного
опроса............................................70
1.13. Виды
опроса....................................................................75
1.14. Технические средства
опроса.........................................78
Глава 2. Теория и методология
выборки......................................81
2.1. Зачем нужна
выборка.......................................................81
2.2. Основные понятия и сущность выборочного метода..........85
2.3. Типы и методы
выборки..................................................92
2.4. Методы вероятностной (случайной) выборки................95
2.4.1 Простой случайный отбор........................................96
2.4.2. Систематический
отбор............................................99
2.4.3. Районированная и стратифицированная выборки......102
2.4.4. Гнездовая
выборка..................................................105
2.5. Методы невероятностной (неслучайной) выборки...... 108
2.5.1. Квотная
выборка....................................................111
2.6. Многоступенчатая
выборка...........................................114
2.7. Идеальные и реальные совокупности...........................117
2.8. Расчет объема
выборки..................................................121
2.9. Ошибка
выборки............................................................129
2.10. Контроль и ремонт выборки........................................
135
2.11. Паспортичка
выборки.................................................. 140
2.12.
Репрезентативность......................................................
143
Глава 3. Программа социологического исследования.................147
3.1. Общее представление о
программе...............................147
3.2. Теоретико-методологическая часть программы...........152
3.2.1. Формулировка и обоснование проблемы исследования..152
3.2.2. Цели и задачи исследования..................................160
3.2.3. Определение объекта и предмета исследования.......163
3.2.4. Логический анализ основных понятий.................167
3.2.5. Теоретическая интерпретация...............................168
3.2.6. Выдвижение
гипотез..............................................171
3.2.7. Эмпирическая интерпретация понятий................174
3.3. Методическая часть программы....................................177
3.3.1.
Выборка...................................................................177
3.3.2. Обоснование методов сбора эмпирических данных.... 178
3.3.3. Методы сбора информации....................................179
3.3.4. Методы обработки и анализа данных.................... 180
3.3.5. Организационный план исследования..................183
3.4. Научный
отчет................................................................
184
Глава 4. Анализ эмпирических
данных......................................187
4.1. Общие принципы анализа данных................................
188
4.2. Анализ одномерных распределений..............................193
4.2.1. Номинальная
шкала...............................................194
4.2.2. Ранговая
шкала.......................................................199
4.2.3. Интервальная
шкала...............................................200
4.3. Анализ двумерных распределений................................208
Глава 5. Табличное и графическое представление данных........219
5.1. Табличное представление
данных.................................219
5.2. Техника редактирования таблиц...................................227
5.3. Графическое представление данных.............................242
Глава 6. Где, кем и как работают
социологи.............................249
6.1. Характер и содержание труда прикладника..................249
6.2. Что ожидает социолога-выпускника.............................259
6.3. Клиенты и
консультанты...............................................263
6.4. Внутренние и внешние консультанты..........................267
6.5. Качества
консультанта...................................................272
6.6. Консультирование как
карьера......................................276
Раздел II. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АНКЕТА
Глава 1. Виды и типы анкетных
вопросов.................................281
1.1. Познавательные возможности анкетного вопроса.......281
1.2. Функции анкетного
вопроса.........................................288
1.3. Логическая структура
вопроса.......................................291
1.4. Виды анкетных
вопросов...............................................294
1.5. Закрытые и открытые вопросы.....................................297
1.6.
Вопросы-фильтры..........................................................307
1.7. Сложные
вопросы..........................................................311
1.8. Взаимосвязь анкетных вопросов и числа респондентов.... 316
Глава 2. Композиция
анкеты......................................................319
2.1. Структура или
композиция?..........................................319
2.2. Общая композиция
анкеты............................................322
2.3. Базисная часть
анкеты...................................................324
2.4. Важнейшие принципы композиции анкеты.................327
2.5. Обслуживающие разделы анкеты..................................330
2.6. Правила
кодирования....................................................332
2.7. Разработка
анкеты..........................................................334
Глава 3. Формулировка вопросов и качество анкеты................337
3.1. Основные правила формулировки вопросов................337
3.2. Анализ качества
анкеты.................................................344
3.3. Логический контроль
анкеты........................................351
Глава 4. Ошибки и контроль
поля.............................................359
4.1. Вопросы, которые не надо
задавать..............................359
4.2. Хорошие и устойчивые вопросы...................................365
4.3. «Эффект имени» при формулировке вопросов.............371
4.4. Ошибки анкетера и контроль поля...............................373
Раздел III. ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ
Глава 1. Методология и технология интервью..........................383
1.1. Дефиниция и особенности интервью...........................383
1.2. Интервью в качественной и количественной социологии....394
1.3. Организация фокус-групп.............................................397
1.3.1. Состав и численность фокус-группы....................398
1.3.2. Ограничения на участие в фокус-группе..............400
1.3.3. Процедура
проведения...........................................401
1.3.4. Устройство помещения..........................................403
1.3.5. Функции и качество модератора...........................404
1.4. Отбор, подготовка, инструктаж интервьюеров.............406
1.5. Эффект
интервьюера......................................................411
Глава 2. Виды и типы
интервью................................................415
2.1. Типология
интервью......................................................415
2.2. Формализованное
интервью..........................................422
2.3. Свободное
интервью......................................................426
2.4.
Фокус-группа.................................................................430
2.4.1. Из истории
вопроса................................................430
2.4.2. Определение и особенности метода......................431
2.4.3. Преимущества и недостатки..................................435
2.4.4. Сфера
применения.................................................436
2.5. Телефонное интервью хорошо, но очень плохо...........438
Глава 3. Маркетинговое
исследование.......................................449
3.1. Цели и задачи маркетингового исследования..............449
3.2. Проблема выборки и репрезентативности....................454
3.3. Трудности в общении заказчика и исследователя........459
3.4. Бриф и
брифинг.............................................................462
3.5. Методические и технические приемы исследования.......466
3.6. Лабораторный опрос (Hall-test).....................................470
3.7. Домашний тест (Home-test)...........................................473
3.8. Личное интервью (face-to-face)......................................474
3.9. Кабинетное исследование (Desk Research)...................476
3.10. Телефонный опрос OMNIBUS....................................478
3.11. The VALS Survey...........................................................480
3.12. Вопросник VALS Survey (online version).....................484
Глава 4. Экспертный
опрос........................................................487
4.1. Методология экспертного
опроса.................................487
4.2. Виды экспертного
опроса..............................................490
4.3. Отбор
экспертов.............................................................497
4.4. Факторы валидности экспертных оценок.....................500
4.5. Ошибки и трудности в применении экспертного опроса.....501
4.6. Необычные
эксперты.....................................................502
Глава 5. Методы политических
исследований...........................505
5.1. Опросы на входе и на
выходе........................................505
5.2. Праймериз - выборы понарошку?................................508
5.3. Exit-Poll: вы уже
проголосовали?..................................510
5.4. Политический
рейтинг..................................................515
Раздел IV. НЕОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ
Глава 1. Наблюдение в социальных
науках...............................525
1.1. Сущность
наблюдения..................................................525
1.2. Отличительные черты научного наблюдения...............529
1.3. Специфика социологического наблюдения..................531
1.4. Виды
наблюдения..........................................................536
1.5. Формализованное наблюдение......................................542
1.6. Включенное
наблюдение...............................................543
1.7. Преимущества и недостатки наблюдения.....................550
1.8. Роль и качества
наблюдателя.........................................553
Глава 2. Анализ
документов.......................................................555
2.1. Документальная база
социологии.................................555
2.2. Анализа документов: общие положения.......................562
2.3. Методология и методика контент-анализа...................568
Глава 3. Научный
эксперимент..................................................583
3.1. Сущность научного
эксперимента................................583
3.2. Методология и методика эксперимента.......................586
3.3. Процедура экспериментирования.................................590
3.4. Формирование групп в эксперименте...........................591
3.5. Ошибки и трудности в эксперименте...........................593
3.6. Классификация экспериментов.....................................595
3.7. Социодраматургические и этнометодологические эксперименты..604
Глава 4. Action research..............................................................607
4.1. Определение и область
применения.............................607
4.2. Философские
основания................................................610
4.3.
Методология...................................................................611
4.4. Процедура
проведения...................................................614
4.5. Цикличность и
итерация...............................................615
4.6. Методы AR.......................................................................618
4.7. История
вопроса............................................................619
4.8. Парадигмы AR................................................................621
4.9. Интервенционистская социология................................623
Глава 5. Применение тестов в прикладной социологии.............627
5.1. Методология
тестирования............................................628
5.2. Классификация
тестов...................................................636
5.3. Социометрические процедуры......................................642
5.4. Технология
тестирования..............................................655
5.5. Компьютерное
тестирование.........................................661
Глава 6. Исследовательские
центры..........................................665
6.1. Институт
Гэллапа...........................................................665
6.2. Институт Демоскопии...................................................669
6.3.
ВЦИОМ..........................................................................672
6.4. ESOMAR.........................................................................678
6.5. NORC..............................................................................679
6.6. NatCen............................................................................680
6.7. ИНИОН
РАН.................................................................681
6.8. GfK Group.......................................................................684
6.9. QUANTUM....................................................................687
6.10. Консалтинговые организации.....................................691
Приложения................................................................................697
Словарь
терминов.......................................................................721
Литература..................................................................................735
Год выпуска: 2004
Размер: 1,8 мб
Формат: doc
Описание:Методика, методология, техника социологического исследования - основа учебника Добренькова "Методы социологического исследования". В учебнике рассматриваются виды социологи-ческого исследования, теория и практика выборки, анализ и формы представления данных. Проанализированы и разобраны работы ведущих социологов, указаны место и роль их теорий в современной социологии. Важной частью книги является раздел, где описано составление социоло-гических анкет и проблемы их создания. Также особое внимание уделено и опросным методам. Кроме того в учебнике "Методы социологического исследования" есть интересная глава про методы политических исследований. Несколько глав в книге посвящены неопросным ме-тодам в социологии. Дополнительно рассматривается применение тестов в прикладной соци-ологии. Заканчивает "Методы социологического исследования" Добренькова глава, описывающая наиболее известные социологические исследовательские центры.
Московский государственный университет имени М.В. ЛомоносоваВ.И. Добреньков, А.И. Кравченко
МЕТОДЫ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Учебник
Допущено Министерством образования Российской Федерации
в качестве учебника для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по специальности 020300 «Социология»
Добреньков В.И., Кравченко А.И.
Д 55 Методы социологического исследования: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 768 с. - (Классический университетский учебник).
ISBN 5-16-002113-2
В учебнике рассматриваются методология, методики и техники социологического исследования. Особое внимание уделено видам социологического исследования, теории и практике выборки, созданию программы социологического исследования, форме представления данных и их анализу. Описаны виды и формы работы социологов, их место и роль в современном мире. Большое внимание уделяется формированию социологических анкет, проблемам их создания. Важное место уделено опросным методам. Безусловный интерес представляет глава, посвященная методам политических исследований. Большой раздел посвящен неопросным методам. Отдельно рассматривается применение тестов в прикладной социологии. Завершает книгу глава, в которой описаны наиболее известные в мире социологические исследовательские центры.
Книга адресована прежде всего студентам и аспирантам, а также преподавателям социологических факультетов. Она интересна не только ученым-исследователям, но и всем, кто интересуется социологической наукой.
Предисловие
Уважаемый читатель!
Вы открыли одну из замечательных книг, изданных в серии «Классический университетский учебник», посвященной 250-летию Московского университета. Серия включает свыше 150 учебников и учебных пособий, рекомендованных к изданию Учеными советами факультетов, редакционным советом серии и издаваемых к юбилею по решению Ученого совета МГУ.
Московский университет всегда славился своими профессорами и преподавателями, воспитавшими не одно поколение студентов, впоследствии внесших заметный вклад в развитие нашей страны, составивших гордость отечественной и мировой науки, культуры и образования.
Высокий уровень образования, которое дает Московский университет, в первую очередь обеспечивается высоким уровнем написанных выдающимися учеными и педагогами учебников и учебных пособий, в которых сочетаются как глубина, так и доступность излагаемого материала. В этих книгах аккумулируется бесценный опыт методики и методологии преподавания, который становится достоянием не только Московского университета, но и других университетов России и всего мира.
Издание серии «Классический университетский учебник» наглядно демонстрирует тот вклад, который вносит Московский университет в классическое университетское образование в нашей стране и, несомненно, служит его развитию.
Решение этой благородной задачи было бы невозможным без активной помощи со стороны издательств, принявших участие в издании книг серии «Классический университетский учебник». Мы расцениваем это как поддержку ими позиции, которую занимает Московский университет в вопросах науки и образования. Это служиттакже свидетельством того, что 250-летний юбилей Московского университета - выдающееся событие в жизни всей нашей страны, мирового образовательного сообщества.
Ректор Московского университета академик РАН, профессор В. А. Садовничий
Предисловие..................................................................................13
Раздел I. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Глава 1. Виды социологического исследования ............................25
1.1. Социальное и социологическое исследования...............25
1.2. Пробное и пилотажное исследования.............................35
1.3. Описательное и аналитическое исследования................41
1.4. Точечное исследование....................................................42
1.5. Сплошное и выборочное исследования..........................43
1.6. Повторные исследования.................................................44
1.7. Мониторинг.....................................................................48
1.8. Полевое исследование......................................................51
1.9. Анализ случая (Case study)...............................................54
1.10. Оперативное исследование............................................60
1.11. Опросные и неопросные методы исследования...........67
1.12. Признаки научного опроса............................................70
1.13. Виды опроса....................................................................75
1Л4. Технические средства опроса.........................................78
Глава 2. Теория и методология выборки ......................................81
2.1. Зачем нужна выборка.......................................................81
2.2. Основные понятия и сущность выборочного
метода......................................................................................85
2.3. Типы и методы выборки..................................................92
2.4. Методы вероятностной (случайной) выборки................95
2.4.1 Простой случайный отбор........................................96
2.4.2. Систематический отбор............................................99
2.4.3. Районированная и стратифицированная
выборки............................................................................102
2.4.4. Гнездовая выборка..................................................105
2.5. Методы невероятностной (неслучайной) выборки...... 108
2.5.1. Квотная выборка....................................................111
2.6. Многоступенчатая выборка...........................................114
2.7. Идеальные и реальные совокупности...........................117
2.8. Расчет объема выборки..................................................121
2.9. Ошибка выборки............................................................129
2.10. Контроль и ремонт выборки........................................ 135
2.11. Паспортичка выборки.................................................. 140
2.12. Репрезентативность...................................................... 143
Глава 3. Программа социологического исследования .................147
3.1. Общее представление о программе...............................147
3.2. Теоретико-методологическая часть программы...........152
3.2.1. Формулировка и обоснование проблемы исследования....................................................................152
3.2.2. Цели и задачи исследования..................................160
3.2.3. Определение объекта и предмета исследования.......163
3.2.4. Логический анализ основных понятий.................167
3.2.5. Теоретическая интерпретация...............................168
3.2.6. Выдвижение гипотез..............................................171
3.2.7. Эмпирическая интерпретация понятий................174
3.3. Методическая часть программы....................................177
3.3.1. Выборка...................................................................177
3.3.2. Обоснование методов сбора эмпирических данных.... 178
3.3.3. Методы сбора информации....................................179
3.3.4. Методы обработки и анализа данных.................... 180
3.3.5. Организационный план исследования..................183
3.4. Научный отчет................................................................ 184
Глава 4. Анализ эмпирических данных ......................................187
4.1. Общие принципы анализа данных................................ 188
4.2. Анализ одномерных распределений..............................193
4.2.1. Номинальная шкала...............................................194
4.2.2. Ранговая шкала.......................................................199
4.2.3. Интервальная шкала...............................................200
4.3. Анализ двумерных распределений................................208
Глава 5. Табличное и графическое представление данных ........219
5.1. Табличное представление данных.................................219
5.2. Техника редактирования таблиц...................................227
5.3. Графическое представление данных.............................242
Глава 6. Где, кем и как работают социологи .............................249
6.1. Характер и содержание труда прикладника..................249
6.2. Что ожидает социолога-выпускника.............................259
6.3. Клиенты и консультанты...............................................263
6.4. Внутренние и внешние консультанты..........................267
6.5. Качества консультанта...................................................272
6.6. Консультирование как карьера......................................276
Раздел II . СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АНКЕТА
Глава 1. Виды и типы анкетных вопросов .................................281
1.1. Познавательные возможности анкетного вопроса.......281
1.2. Функции анкетного вопроса.........................................288
1.3. Логическая структура вопроса.......................................291
1.4. Виды анкетных вопросов...............................................294
1.5. Закрытые и открытые вопросы.....................................297
1.6. Вопросы-фильтры..........................................................307
1.7. Сложные вопросы..........................................................311
1.8. Взаимосвязь анкетных вопросов и числа респондентов.... 316
Глава 2. Композиция анкеты ......................................................319
2.1. Структура или композиция?..........................................319
2.2. Общая композиция анкеты............................................322
2.3. Базисная часть анкеты...................................................324
2.4. Важнейшие принципы композиции анкеты.................327
2.5. Обслуживающие разделы анкеты..................................330
2.6. Правила кодирования....................................................332
2.7. Разработка анкеты..........................................................334
Глава 3. Формулировка вопросов и качество анкеты ................337
3.1. Основные правила формулировки вопросов................337
3.2. Анализ качества анкеты.................................................344
3.3. Логический контроль анкеты........................................351
Глава 4. Ошибки и контроль поля .............................................359
4.1. Вопросы, которые не надо задавать..............................359
4.2. Хорошие и устойчивые вопросы...................................365
4.3. «Эффект имени» при формулировке вопросов.............371
4.4. Ошибки анкетера и контроль поля...............................373
Раздел III . ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ
Глава 1. Методология и технология интервью ..........................383
1.1. Дефиниция и особенности интервью...........................383
1.2. Интервью в качественной и количественной социологии............................................................................394
1.3. Организация фокус-групп.............................................397
1.3.1. Состав и численность фокус-группы....................398
1.3.2. Ограничения на участие в фокус-группе..............400
1.3.3. Процедура проведения...........................................401
1.3.4. Устройство помещения..........................................403
1.3.5. Функции и качество модератора...........................404
1.4. Отбор, подготовка, инструктаж интервьюеров.............406
1.5. Эффект интервьюера......................................................411
Глава 2. Виды и типы интервью ................................................415
2.1. Типология интервью......................................................415
2.2. Формализованное интервью..........................................422
2.3. Свободное интервью......................................................426
2.4. Фокус-группа.................................................................430
2.4.1. Из истории вопроса................................................430
2.4.2. Определение и особенности метода......................431
2.4.3. Преимущества и недостатки..................................435
2.4.4. Сфера применения.................................................436
2.5. Телефонное интервью хорошо, но очень плохо...........438
Глава 3. Маркетинговое исследование .......................................449
3.1. Цели и задачи маркетингового исследования..............449
3.2. Проблема выборки и репрезентативности....................454
3.3. Трудности в общении заказчика и исследователя........459
3.4. Бриф и брифинг.............................................................462
3.5. Методические и технические приемы исследования.........................................................................466
3.6. Лабораторный опрос (Hall-test).....................................470
3.7. Домашний тест (Home-test)...........................................473
3.8. Личное интервью (face-to-face)......................................474
3.9. Кабинетное исследование (Desk Research)...................476
3.10. Телефонный опрос OMNIBUS....................................478
3.11. The VALS Survey...........................................................480
3.12. Вопросник VALS Survey (online version).....................484
Глава 4. Экспертный опрос ........................................................487
4.1. Методология экспертного опроса.................................487
4.2. Виды экспертного опроса..............................................490
4.3. Отбор экспертов.............................................................497
4.4. Факторы валидности экспертных оценок.....................500
4.5. Ошибки и трудности в применении экспертного опроса....................................................................................501
4.6. Необычные эксперты.....................................................502
Глава 5. Методы политических исследований ...........................505
5.1. Опросы на входе и на выходе........................................505
5.2. Праймериз - выборы понарошку?................................508
Раздел IV . НЕОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ
Глава 1. Наблюдение в социальных науках ...............................525
1.1. Сущность наблюдения....................................,..............525
1.2. Отличительные черты научного наблюдения...............529
1.3. Специфика социологического наблюдения..................531
1.4. Виды наблюдения..........................................................536
1.5. Формализованное наблюдение......................................542
1.6. Включенное наблюдение...............................................543
1.7. Преимущества и недостатки наблюдения.....................550
1.8. Роль и качества наблюдателя.........................................553
Глава 2. Анализ документов .......................................................555
2.1. Документальная база социологии.................................555
2.2. Анализа документов: общие положения.......................562
2.3. Методология и методика контент-анализа...................568
Глава 3. Научный эксперимент ..................................................583
3.1. Сущность научного эксперимента................................583
3.2. Методология и методика эксперимента.......................586
3.3. Процедура экспериментирования.................................590
3.4. Формирование групп в эксперименте...........................591
3.5. Ошибки и трудности в эксперименте...........................593
3.6. Классификация экспериментов.....................................595
3.7. Социодраматургические и этнометодологические эксперименты.................. 4 .....................................................604
Глава 4. Action research..............................................................607
4.1. Определение и область применения.............................607
4.2. Философские основания................................................610
4.3. Методология...................................................................611
4.4. Процедура проведения...................................................614
4.5. Цикличность и итерация...............................................615
4.6. Методы AR..............................Л.....................................618
4.7. История вопроса............................................................619
4.8. Парадигмы AR................................................................621
4.9. Интервенционистская социология................................623
Глава 5. Применение тестов в прикладной социологии.............627
5.1. Методология тестирования............................................628
5.2. Классификация тестов...................................................636
5.3. Социометрические процедуры......................................642
5.4. Технология тестирования..............................................655
5.5. Компьютерное тестирование.........................................661
Глава 6. Исследовательские центры ..........................................665
6.1. Институт Гэллапа...........................................................665
6.2. Институт Демоскопии...................................................669
6.3. ВЦИОМ..........................................................................672
6.5. NORC..............................................................................679
6.6. NatCen............................................................................680
6.7. ИНИОН РАН.................................................................681
6.8. GfK Group.......................................................................684
6.9. QUANTUM....................................................................687
6.10. Консалтинговые организации.....................................691
Приложения................................................................................ 697
Словарь терминов....................................................................... 721
Литература ..................................................................................735
ПРЕДИСЛОВИЕ
Современный читатель привычно встречает сообщения о социологах. В очевидных и давно знакомых вещах они открывают самые неожиданные грани. В процветающей финансовой компании социологи неожиданно обнаруживают разъедающую ее социальную коррозию, атмосферу нетерпимости между начальниками и подчиненными, акционерами и менеджерами, рабочими и администрацией. Применяя специальные методы исследования, они выявляют «больные» места: авторитарный стиль управления, безынициативность подчиненных, равнодушие одних социальных групп к другим.
Социологические опросы, как показывает опыт, могут очень многое: узнать мнение большинства населения, предсказать исход политических выборов, объяснить массовое недовольство населения или, напротив, повальное увлечение сомнительным товаром, эстрадной звездой, религиозной идеей. В правительственных кругах, как утверждает Г.А. Пашков, руководитель социологической службы «Мнение», ни одна сколько-нибудь заметная отставка, начиная с ухода премьер-министра Советского Союза Николая Ивановича Рыжкова, не обошлась без выяснения по этому поводу мнения населения. Некоторые законы, принятые у нас в стране, не работают потому, что они не приняты, хотя бы пассивно, большей частью населения.
Ни один политик, ни один рекламодатель на Западе не решится на серьезное заявление, пока не узнает, что думают по этому вопросу люди. Сейчас западные компании проводят опросы в нашей стране, выясняя отношение к жизни россиян, их тревоги и надежды; по этим опросам определяются так называемые «инвестиционные настроения».
Социологи способны показать, как колеблется рейтинг политического деятеля после его выступления по телевидению. Можно было даже заранее предсказать исход октябрьских событий 14
1993 г. в Москве: президентской командой было учтено, что Верховный Совет не поддерживается большинством населения, и даже было заранее подсчитано количество защитников Белого дома (http://whoiswho.ru/russian/Password/papers/15r/pashkov/stl.htm).
С помощью анкет, если они составлены по правилам науки, можно изучить ценностные ориентации и установки людей, мо-тивационное ядро их трудовой деятельности, поведенческие, вербальные аспекты. Социолог задает вопросы, иногда очень тонко сформулированные и хитро расположенные на анкетном листе, и предполагает, что получит от опрашиваемых (респондентов) искренние ответы. А чтобы не было сомнения в правдивости, ученый использует достаточно сложную технику отбраковывания ложной информации, проверки оставшейся на достоверность и надежность. Совокупность этих приемов плюс техника составления анкеты, организации полевого исследования, определения выборки, кодирования документов, обработки их на ЭВМ и табличного представления данных составляют методику социологического исследования.
Если добавить не менее сложные процедуры разработки теоретической части программы исследования, операционализации понятий, интерпретации эмпирических данных, т.е. все то, что принято называть методико-методологической сферой науки, мы убедимся, что профессиональная социология - вещь весьма сложная.
Методы играют в построении научного знания исключительно важную роль. Это правила и процедуры, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями. Они являются теми «алгоритмами», которые позволяют от эмпирических объектов перейти к построению теории, отражающей явления, определяющие свойства этих объектов. Эти «алгоритмы» сложны, многоступенчаты и не могут мыслиться в отрыве от понимания фактов и конструктов. Именно с помощью методов происходят сбор и интерпретация фактов. Методы должны быть адекватны свойствам конструктов, лежащих в основании выбранной модели.
В каждой науке, изучающей поведение людей, сложились свои научные традиции и накоплен определенный эмпирический опыт. И каждая из них, будучи одной из ветвей социальной науки, может быть определена в терминах того метода, которым она преимущественно пользуется.
Методы (в социологии) - это правила и процедуры, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями.
Психологи убеждены, что лабораторный эксперимент, в ходе которого устанавливаются причинно-следственные связи меж-
ду различными сторонами поведения людей, исчерпывает все возможности социального исследования. Многие из тех, кто занимается конкретной экономикой, до сих пор уверены, что только статистический анализ, позволяющий дать объективную картину колебания цен и товарной массы, является самым надежным мерилом экономического поведения. Психоаналитики убеждены в непогрешимости вживания или вчувствования во внутренний мир своего пациента как единственно достоверного и глубокого метода изучения человеческого поведения, его интимных сторон и скрытых мотивов. А специалисты по маркетингу не признают иных средств, кроме изучения того, каким образом устремления конкретного индивида связаны с его социальными характеристиками и потребительским поведением. В отличие от них некоторые антропологи продолжают думать, будто самым надежным способом познания остается не-включенное наблюдение, в результате которого мы изучаем повседневное взаимодействие людей. Для антропологии традиционным методом познания является полевое исследование, предполагающее долгое проживание в поселении аборигенов. Но иногда антропологи пользуются методом, который зовется участвующим наблюдением: ученый принимает участие в тех событиях, которые он регистрирует, наблюдает и описывает. Группа ученых, составляющая научную экспедицию, отправляется в заброшенные регионы земли понаблюдать за обычаями, нормами поведения, ритуалами и церемониями, наполняющими жизнь примитивных племен.
Для символических интеракционистов любимым методом социологического исследования всегда было включенное наблюдение, когда социолог в течение какого-то периода живет, работает, действует вместе с теми, кого он изучает. Постигая изнутри жизнь социальной группы, он, наряду с другими ее членами, усваивает всевозможные роли и учится определять различные ситуации так, как принято в этой группе. Чтобы объяснить процесс формирования значений и конструирование действия, исследователь должен его понять. А для понимания следует принять роль действующего индивида. Нельзя изучить процесс интерпретации, наблюдая поведение со стороны, оставаясь «объективным» наблюдателем, склонным включать в процесс интерпретации свои догадки вместо того, чтобы понять его изнутри 1 .
Однако чаще всего социологию отождествляют с применением анкетного опроса. Анкетный опрос - самый массовый и продуктивный вид деятельности в социологии. Не будет преувеличением сказать, что с его помощью собирается до 80% социологической информации. Правда, далеко не весь «урожай» идет в переработку: значительная его часть (примерно 80%) безвозвратно оседает на «складе» в табуляграммах и не доходит до заказчика.
Психологу, оперирующему сложными тестами, анкетная процедура социолога может показаться чрезмерно примитивной или ненадежной. Но давно известно, что представители соперничающих дисциплин смотрят на методы своих коллег часто весьма пренебрежительно. Например, описательные методы антропологов, с точки зрения психофизиолога, могут показаться крайне примитивными. Хотя хороший психофизиолог вовсе не пренебрегает описанием. Так же и антрополог, если это потребуется, воспользуется лабораторными экспериментами для проверки теории, как делает это психофизиолог.
Как пишет Юлиан Саймон в своей книге «Базисные методы исследования в социальной науке» (Нью-Йорк, 1969), в каждой науке, изучающей поведение людей, сложились свои научные традиции и накоплен соответствующий эмпирический опыт. И каждая из них, будучи одной из ветвей социальной науки, может быть определена в терминах того метода, которым она преимущественно пользуется. Хотя науки различаются также кругом изучаемых проблем.
В социологии при сборе первичных данных используют четыре основных метода, каждый из которых имеет по две основных разновидности (они указаны в скобках):
♦ опрос (анкетирование и интервьюирование);
♦ анализ документов (качественный и количественный [контент-анализ]);
♦ наблюдение (невключенное и включенное);
♦ эксперимент (контролируемый и неконтролируемый). Опросом называется метод сбора первичной вербальной (т.е. словесной) информации, применяемый в социологии, психологии, экономике, демографии, этнографии и других науках. Опрос активно используется в маркетинговых исследованиях, которые ныне выступают одной из важных сфер трудоустройства, в том числе выпускников социологических факультетов.
К неопросным методам исследования можно отнести социологическое фотографирование, которое конституировалось ныне в самостоятельную отрасль - визуальную социологию. Мы ежедневно открываем утренние газеты и обнаруживаем там десятки фо-
тографий, часть которых может вполне служить сырьем для визуальной социологии. Здесь ученые используют технику фотографирования для более глубокого раскрытия социальной реальности. Долгое время фото- и фильмоматериалы использовались в социологии лишь в технических целях - как средство иллюстрации текста. Как следствие длительного пренебрежения фотоматериалами визуальную социологию начали развивать люди, получившие профессиональное журналистское образование и перешедшие затем в сферу академической социологии. Немало усилий было потрачено на то, чтобы убедить себя и других в том, что фотографии - это не «картинки», иллюстрирующие текст, а серьезное занятие профессионального социолога 2 .
Специалист подбирает нужный метод для решения своей проблемы, но не подгоняет проблему под имеющийся метод. Исследователь свободен в изобретении способов непрямого измерения социального поведения. Поскольку в этих приемах имеется мало общего, наилучшим способом обучения их использованию являются примеры. Так, исследователи изучали семейные портреты, относящиеся к разным историческим эпохам, чтобы посмотреть, как отражаются тендерные отношения в характере поз сидящих моделей. Антропологи, исследующие особенности урбанизированной культуры, анализировали содержание мусорных свалок, чтобы получить представление о стилях жизни по тому, что выбрасывается (например, количество бутылок указывает на уровень потребления алкогольных напитков). Исследователи определяли, что обычно слушали водители, отмечая, на волну какой радиостанции были настроены приемники в машинах, доставленных на ремонт. Интерес к музейным экспонатам замеряли, фиксируя различную степень стоптанности пола в разных отделах музея. Сравнивали содержание граффити в мужских и женских туалетах с целью обнаружения тендерного различия в их тематике. Анализировали зачетные книжки студентов высших учебных заведений, чтобы выявить, влияет ли высокая успеваемость в студенческие годы на возникновение впоследствии проблем психологического характера. По изменениям напора воды в туалетах во время телевизионной трансляции рекламы делали выводы об особенностях поведения зрителей и их предпочтениях. К примеру, если исследователь желает проанализировать передвижения покупателя в магазине, то средством измерения могут
быть следы грязи и влаги на полу. Вначале он проясняет, что собственно представляет собой «передвижение покупателя» (например, есть ли пространство для перехода к другому отделу? Позволяет ли оно хорошо видеть витрину?). Далее, он систематически фиксирует следы грязи или влаги на полу, сравнивает их со следами в других местах и регулярно (например, каждый месяц) записывает результаты. Наконец, он отмечает также и другие основания для наблюдений (например, половицы более низкого качества, загрязняющиеся быстрее, или же расположение секции ближе к входной двери).
Особенность применяемых средств исследования - анкеты, интервью, наблюдения - в социологии такова, что социальные процессы, происходящие в социальной организации, отражаются через зеркало общественного мнения, высказывания простых людей о том, что их окружает. Результаты социологического исследования имеют не только управленческую ценность, но и диагностическое значение, они служат своеобразным увеличительным стеклом, в фокусе которого отчетливо видны как достигнутые успехи, так и имеющиеся недостатки.
Кажется, что в этой науке все понятно и доступно любому непосвященному: составляй анкету, опрашивай желающих и, обобщив собранные данные, выдавай руководству практические результаты. Однако такое впечатление обманчиво, оно не проникает за поверхность явления. Внутри же него скрыт сложный мир научной деятельности - анализ проблемы, выдвижение гипотез, построение концептуальной модели, сбор данных, разработка практических рекомендаций. И все это покоится на прочном фундаменте теоретической социологии. Это значит, что научные понятия должны соотноситься с категориями, описывающими закономерности общественного развития. Нельзя забывать и о значении научной логики как метода развертывания теоретического знания. Действительно, к эмпирической реальности общие понятия непосредственно неприложимы, они должны быть доведены до нее методом восхождения от абстрактного к конкретному.
Социологические исследования становятся все более сложными и дорогостоящими. Резко возрастает объем научной информации, которую необходимо освоить, прежде чем приступить к поисковой или внедренческой деятельности. Подсчитано, например, что за период с 1973 по 1979 г. объем публикаций только по социологии в стране возрос в 3,1 раза, а с 1979 по 2002 г. он увеличился еще приблизительно в 10-12 раз. Иногда бывает проще повторить исследование и заново найти практическое решение, чем перерыть горы литературы.
При опросе общественного мнения, как и при любом другом виде социологического исследования, существует масса нюансов, которые знакомы профессионалам и неведомы новичкам. От того, как ведет себя анкетер (интервьюер), как он одет, держится, реагирует на ответы, в какой степени расположен к доверительной беседе респондент, в каком порядке расположены вопросы и как они сформулированы, зависит в конечном итоге качество социальной информации. Люди, например, по-разному отвечают женщине-интервьюеру и мужчине-интервьюеру, предпочитают короткие анкеты длинным, чаще выбирают тот ответ или «подсказку», которая расположена первой в системе альтернатив. Еще больше истинность информации зависит от разрешающих способностей инструмента, его надежности и соответствия строгим научным принципам.
Во всех науках - естественных и социальных - инструменты играют одну и ту же роль, разной может быть лишь их эффективность. Физический прибор или иной инструмент - это материализованная теория. В социологии в качестве инструментов используют анкету, бланк интервью или наблюдения и т.п. Но инструмент не просто служит мостиком, т.е. выполняет некую пассивную функцию. Он выступает средством конкретизации теории, переводчиком с одного языка на другой. А значит инструмент должен трудиться «в поте лица».
Инструмент - это совокупность средств, при помощи которых социолог пытается проверить, подтвердить или опровергнуть выдвинутые гипотезы. К инструментам социологии относятся: анкета, бланк интервью, статистическая таблица, протокол о проведении эксперимента и т.д. В естественных науках существуют свои инструменты - от скальпеля до микроскопа.
Однако телефон и компьютер, которые широко применяются сегодня при опросах, инструментом научного познания не являются. Это всего лишь технические средства осуществления быстрой связи с респондентом или анализа данных. Они не несут в себе ничего социологического. Это посторонние для социологии устройства, которые были изобретены вовсе не для ее нужд.
Инструменты имеют разную сложность и устроены по-разному, в зависимости от чего выполняют разные познавательные Функции. Для того чтобы изобрести скальпель, создавать специальную теорию не надо. Просто на опыте надо убедиться, что скальпель - это остро заточенный инструмент, не вносящий заражение в рану, при помощи которого можно приоткрыть ранее скрытое место. А чтобы создать микроскоп, нужна соответствующая теория, описывающая прохождение лучей, которые фокуси-
руются на линзе, какое расстояние должно быть между линзой и наблюдаемым объектом, и т.д.
Несмотря на функциональное различие, у всех методов, применяемых в социологии, есть общая внутренняя структура. В ней можно выделить три группы элементов: нормативную, инструментальную и процедурную. Исходные элементы-нормы, задающие направление в регуляции действий, служат средством ориентации. Нормы функционируют как в виде общих принципов организации деятельности, так и в форме конкретных требований. Их содержание исходит из теоретических положений и является, по существу, выводом, ориентированным на практическое действие. В нормативном содержании метода можно выделить три группы требований: первая - раскрывает возможные области и условия применения метода (где, в каких условиях, в каких целях может быть применен); вторая - содержит правила действий, выделяет в них операционное содержание, которое в дальнейшем может быть развернуто в программу действий; третья - задает необходимые свойства используемых средств, инструментов.
Инструментальную часть метода составляют средства, необходимые для достижения поставленных целей. В методе происходит инструментализация используемых средств. Они специально конструируются, приобретают более четкую функциональную направленность на достижение определенных результатов, вводятся в технологический процесс. У каждого социологического метода есть особые, специально созданные для него инструменты. Так, в опросе им является анкета; в наблюдении - карта, дневник. Инструментарий метода составляют также технические средства сбора данных, соответствующий логико-математический аппарат их обработки и анализа.
Чтобы обеспечить установленное выполнение процедуры, социологу нужны навыки работы с инструментами, техническими средствами, требуется умелое управление как своими собственными действиями, так и действиями других лиц, участвующих в процедуре, очень важна педагогическая, социально-психологическая подготовка.
В процедурном отношении применение метода можно разделить на три этапа. Первый этап включает подготовительные ра-
боты. На основе общей программы (исследования, обучения, управления) разрабатывается программа применения метода, создаются, подготавливаются необходимые средства, инструменты. Второй этап - оперативно-процедурный. На этом этапе происходит непосредственное воздействие на объект в форме определенных процедур с применением подготовленных инструментов. В прикладном социологическом исследовании это сбор, получение первичной информации; в обучении - активизация действий обучаемого; в управлении - регулирующее воздействие на систему. Третий этап - результирующий. Его составляют обработка, анализ, обобщение полученных данных, результатов исследования, разработка рекомендаций, оценка эффективности использования метода.
Чем сложнее изучаемое явление, тем сложнее должен быть инструмент. И для создания социологической анкеты нужна своя теоретическая база. Во-первых, это общая теория составления научно обоснованной анкеты, которую предоставляет в наше распоряжение методология; в ней описаны общенаучные требования составления такого инструментария. Во-вторых, это должна быть авторская концепция данной анкеты, которая указывает логику и последовательность расположения вопросов, их содержание, направленность, формулировки, типы и, что самое главное, логическую связь вопросов и их связь с проверяемыми гипотезами. Социолог обязан указать, что, к примеру, вопросы 5,18 и 21 направлены на проверку гипотезы № 4, что при одном значении полученных ответов гипотеза подтверждается, а при другом - нет. Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях: а) когда нужно опросить большое число респондентов за относительно короткое время; б) когда респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник.
Но анкету можно составить, и не обращаясь ни к какой теории. Делается это весьма просто: наберите как можно больше чужих анкет и настригите из них все, что вам понравилось. Такая сборная солянка выручит вас в прикладном, не очень важном опросе. Она может пригодиться и в качестве тренировочной анкеты. Но для серьезного академического проекта данный способ не подходит.
У анкеты сложное строение, теория говорит о том, в какой последовательности надо располагать вопросы, для изучения какого класса явлений надо брать ту или иную форму вопросов (от-22
крытые и закрытые), как подобрать язык, понятный респонденту, сколько задавать вопросов для того, чтобы раскрыть одну тему. Эти и многие другие моменты (валидность, надежность) входят в теорию построения инструмента, которая помогает создать научные средства измерения явления.
Наша задача - научить не составлению теории инструмента, а социологическому мышлению. Для того чтобы инструмент как можно точнее подходил под выбранные гипотезы, нужно как можно плотнее сблизить совокупность теоретических утверждений со структурой вопросника. Это означает, что вы должны, спускаясь по уровням сложности от общих понятий к частным и к единичным понятиям, вывести свою теорию до того уровня конкретности, чтобы можно было легко перейти к вопросам анкеты. Потому что самый последний уровень теории - это, по существу, первый уровень инструмента.
При составлении анкет важно учитывать и особенности культуры данного сообщества. Например, анкеты, привезенные из Америки с прекрасными вопросами, прекрасными подсказками, отлично отформатированные, не работали в нашей социальной и культурной реальности.
Специфика эмпирического исследования состоит в том, что это не простой сбор, отбор каких-либо социальных фактов (такой отбор может быть субъективным), а научная процедура, в рамках которой используются специальные социологические методы сбора информации, а также применяются специальные социологические технологии.
В учебнике раскрыты терминология и основы научного познания, охарактеризованы структура и специфика социологического знания, качественная и количественная методология, природа и функции социологической теории, методология и методика опросов общественного мнения. Продемонстрированы способы составления программы эмпирического исследования, изложены правила конструирования социологической анкеты, описаны приемы маркетингового исследования. Раскрыты теория и методология выборки, типология видов эмпирического исследования, измерение и статистика в социологической науке. Рассмотрены эксперименты и квазиэксперименты, изложены специфика и методы в прикладной социологии. Для лучшего усвоения материала приведены краткие выводы по главам, контрольные вопросы и задания, а также тесты.
Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;
Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;
Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;
Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».
На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.
Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.
Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:
- Безналичный способ:
- Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
- Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения.
Просим корректно ввести данные во все поля.
Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта. - Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
Методы социологического исследования. М., 2011.
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Теория и методология. М., 2003.
Ильин В.И. Драматургия качественного исследования. – СПб.: Интерсоцис, 2006.
Ковалев Е. М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М., 1999.
Крыштановский А.О. Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS. М., 2006.
Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. М. 2001.
Семина М.В. Метод интервью в социологии и маркетинге. М.: КДУ, 2010
Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных. М., 2000.
Толстова Ю.Н. Измерение в социологии . М., 1998.
Чурилов Н.Н. Проектирование выборочного социологического исследования. Киев, 1986.
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 2001.Дополнительная литература
1. Абельс Х. Романтика, феноменологическая социология и качественное социальное исследование// Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. № 1. Т 1.
2. Аверьянов Л.Я. Контент-анализ. Учебное пособие. М.2009.
3. Аверьянов Л.Я. Искусство задавать вопросы. М., 1987.
4. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М., 1995.5. Батыгин Г.С., Девятко И.Ф. Миф о "качественной социологии"// Социологический журнал. 1994. № 2. С. 28-41.
6. Биографический метод в социологии: история, методология и практика// Под ред. Е.Ф. Мещеркиной и В.В. Семеновой. М., 1994.
7. Бритвина И.Б. Киблицкая М.В. Жизнь мигрантки в моногороде. М. 2004.
8. Будон Р. Место беспорядка// Критика теории социального изменения. - М., 1998.
9. Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. М.,1998.
10. Девятко И. Модели объяснения и логика социологического исследования. М., 1996.
11. Дюркгейм Э. Метод социологии. М., 1991.
12. Лукина М. Технология интервью. М.: Аспект Пресс, 2003.13. Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысль, 2003.
14. Козлова Н., Сандомирская И. Я так хочу назвать кино: “Наивное письмо”: Опыт лингво-социологического чтения. М., 1996.
15. Масленников Е.В. Экспертное знание. М., 2001.16. Применение тестов в социологии. М., 2001.
17.Садмен С., Брэдберн Н., Шкару Н. Как люди отвечают на вопросы. М. 2003.
18. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М., 1998.
19. Сеймур Садмен, Норман Брэдберн. Как правильно задавать вопросы. М. 2002.
20. Страусс А., Корбин Д. Основы качественного исследования. М., УРСС, 2001.
21.Татарова Г.Т. Типологический анализ в социологии. М., 2009.
22. Методология анализа данных в социологии. М., 1998.23.Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М., 1997.
24. Рабочая книга социолога. М., 2009.
25. Саганенко Г.И. Надежность результатов социологического исследования. М., 1983.
26.Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Статистический анализ на компьютере. М., 1998.
Alan Bryman. Social Research Methods. Second Edition. Oxford University Press. 2004.
Earl Babbie. Survey Research Methods. 2rd edition. Belmont, California, 1998.
Strauss, A.L. (1987) Qualitative Analysis for Social Scientists, Cambridge (Univ. Press)
Van Maanen, J. (ed.). Qualitative Methodology, Sage Publications, Newbury Park, CA, 1983.
C. Welman, F. Kruger, B. Mitchell. Research Methodology. 3rd edition. Oxford University Press. 2005.
Вестник МГУ. Сер. 18. Политология и социология.
Социологический журнал
Социологические исследования (СОЦИС)
Социология. Журнал Российской социологической ассоциации.
Журнал 4М
INTER: Интервью, Интеракция, Интерпретация.
Интернет-ресурсы
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации: http://www.izbirkom.ru/ http://www.cikrf.ru
Сайт всероссийской переписи населения в 2010 году http://www.perepis-2010.ru/
Сайт всероссийской переписи населения в 2002 году http://www.perepis2002.ru/
Сайт Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru
Всероссийский центр изучения общественного мнения http://wciom.ru/
Фонд "Общественное мнение" http://www.fom.ru/
Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр) http://www.levada.ru/
Исследовательская компания Ромир
Институт социологии РАН [email protected]
Портал по методологии социологии, визуальным методам и этнографии visibleworld . ru
Программа SPSS
Программа WOIRD Программа Excel
Программа контент-анализа ВААЛ
Программа анализа качественных данных «Atlas»Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Учебно-вспомогательные аудитории:
Компьютерные классы;
Мультмедийный класс;
Множительный центр;
Аудио и видеотехника.
Оценочные средства текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам усвоения дисциплины
Социологические исследования в системе социологического знания. Понятия методологии и методики социологического исследования.
Исследовательские парадигмы: их принципы и общая схема исследовательских процедур.
Понимание программы социологического исследования, её функции, этапы разработки и реализации.
Логико-методологическая функция социологической теории. Понимание концепции социологического исследования, построение концептуальной модели.
Операционализация исходных понятий как этап разработки программы социологического исследования. Процедура формирования операциональных понятий.
Понятие переменной в социологическом исследовании. Виды переменных.
Объясняющие модели в социологическом исследовании.
Причинно-следственные связи в социологии, их природа и критерии.
Гипотеза и ее роль в социологическом исследовании. Фазы построения и логическая структура гипотезы.
Понимание единицы исследования и принципы ее выбора в социологическом исследовании.
Понимание генеральной и выборочной совокупности, общая характеристика методов формирования выборочной совокупности.
Вероятностные способы выборки в социологическом исследовании. Принципы их осуществления. Простая случайная выборка.
Районированная и гнездовая выборка, их сходство и различие, особенности осуществления.
Целенаправленные способы выборки. Квотная выборка, ее возможности и ограничения, процедура осуществления.
Комбинированный тип выборки, его специфика.
Ошибки выборки и их типология. Определение фактической ошибки выборки.
Понимание и особенности измерения в социологическом исследовании.
Надежность, обоснованность и устойчивость измерения в социологическом исследовании , способы их обеспечения.
Понимание показателя в социологическом исследовании. Процедура разработки показателей.
Понимание индикатора в социологическом исследовании, виды индикаторов и способы их построения.
Индексы и шкалы в социологическом исследовании. Особенности их построения.
Стратегия и методы качественного социологического исследования.
Типы социологического исследования, особенности разработки и реализации их программы.
Панельное и лонгитюдное социологические исследования, особенности их осуществления.
Организация социологического исследования, её основные этапы.
Типология и области применения методов сбора данных в социологическом исследовании.
Анкетный опрос как метод сбора социологической информации.
Классификация вопросов анкеты по содержанию и форме.
Правила построения социологической анкеты.
Телефонный опрос: возможности и специфика реализации.
Почтовый и прессовый опросы: возможности и специфика реализации.
Особенности интервью как метода сбора первичной социологической информации. Виды интервью.
Метод наблюдения в социологическом исследовании и его разновидности.
Метод экспертных оценок в социологическом исследовании. Область его применения и основные разновидности.
Контент-анализ в социологическом исследовании. Особенности осуществления.
Сущность и структура социального эксперимента, особенности осуществления.
Документы как источник социологической информации. Метод анализа документов в социологическом исследовании.
Социометрический опрос: сущность и особенности реализации.
Особенности использования тестов в социологическом исследовании. Виды тестов и их назначение.
Роль и особенности использования государственной статистики в социологическом исследовании.
Объяснение результатов социологического исследования: принципы и процедура.
Подготовка и обработка данных в социологическом исследовании: содержание и последовательность осуществления. Способы и возможности использования ЭВМ .
Способы обобщения и отображения первичных данных в социологическом исследовании.
Элементы статистического анализа эмпирических данных - частотное распределение, средняя, дисперсия, их назначение.
Понятие коэффициента корреляции. Виды коэффициентов корреляции и специфика их применения в социологическом исследовании.
Методы многомерного анализа в социологическом исследовании, их задача и специфика использования.
Подготовка социологического отчета и разработка рекомендаций по результатам социологического исследования, их публичное представление: цель, логика, структура.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению подготовки «Социология».
Разработчики :
Эксперты :
Примерная программа
Наименование дисциплины «Экономическая социология»
040100 Социология
Квалификация (степень) выпускника - бакалавр1. Цели и задачи освоения дисциплины.
Цель:
Сформировать у студентов в процессе обучения систематическое представление об основных направлениях и методах социологического анализа экономических процессов современного рыночного общества.
Задачи :
освоение студентами классических и современных отечественных и зарубежных теорий, концепций, раскрывающих социальную природу рыночной экономики;
формирование у студентов систематических научных знаний о моделях экономического поведения, разрабатываемых в рамках экономических и социологических теорий;
выработка у студентов навыков применения теоретических и инструментально-эмпирических методов социологического анализа экономических процессов, используемых в ходе самостоятельной профессиональной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО.
Дисциплина «Экономическая социология» относится к вариативной части ООП, которой предшествуют следующие дисциплины: философия, экономика, информатика.
Освоение студентами дисциплины «Экономическая социология» предполагает обязательное освоение следующих дисциплин:
классической теории социологии, зарубежной социологии, современной социологии ХХ и ХХI вв., методологии и методики социологических исследований, социальной статистики, социальной антропологии, безопасности жизнедеятельности;
профессионального обязательного вариативного цикла, в том числе: истории духовной культуры России, социологии глобализации, социологии управления, теории социального государства, анализа данных, теории измерений, геополитики, социологии организаций, социологии коммуникаций, социологии международных отношений, социологии семьи, социологии безопасности, социологической теории риска.
Дисциплина «Экономическая социология» в своей инструментально-методической, эмпирической и прикладной части (наряду с другими профилирующими дисциплинами профессионального цикла) является ориентирующим теоретическим и методическим средством при проведении научной, учебной и производственной практики студентов, обучающихся по направлению подготовки - 040100 «Социология», квалификация бакалавр.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины экономическая социология.
Компетенции обучающихся студентов в рамках дисциплины экономическая социология, согласно учебному плану подготовки социологов-бакалавров, базируются на универсальных, общенаучных, инструментальных, системных и профессиональных компетенциях формируемых в результате освоения дисциплин: гуманитарного, социального и экономического цикла; дисциплин математического и естественно научного цикла, а также смежных с дисциплиной экономическая социология, базовых и вариативных дисциплин профессионального цикла.Профессиональные компетенции в результате освоения дисциплины экономическая социология .
способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4);
способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);
способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);
способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1);
способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4);
способность участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей (ПК-6).
4. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
классические и современные концепции и теории, разрабатываемые в рамках экономической социологии;
основные классические и современные концепции и теории, разрабатываемые в рамках экономической теории;
основные классические и современные концепции смежных дисциплин, предмет которых пересекается с предметом экономической социологии;
базовые особенности, структуру и способы функционирования основных рыночных (экономических) институтов и механизмов, регулирующих поведение экономических субъектов;
основные теории и концепции экономической мотивации, теории принятия решений, теории экономического выбора, теории риска, теории социального партнерства, социального государства и т.п.;
основные направления и проблемы социологического анализа экономической жизни современного общества в мировой и отечественной науке.
осуществлять теоретическую интерпретацию различных аспектов экономической жизни современного общества;
применять теоретические и прикладные методы социологического анализа в изучении различных секторов экономики;
ориентироваться в мультипарадигмальной структуре современной экономической и социологической теории;
в пределах своей профессиональной компетенции обосновывать и отстаивать свою точку зрения в рамках научных дискуссий и теоретических дебатов.
навыками и методами профессиональной и деловой коммуникации;
инструментальными методами организации, проведения и презентации результатов социологических исследований;
«IT» технологиями визуализации, систематизации, трансляции, анализа и презентации социологической информации;
технологиями организации и координации научных исследований.
5. Объем дисциплины и виды учебной работы
Учебная дисциплина «Экономическая социология» имеет объем 4 зачетные единицы – 144 академических часа, из них экзамены – 18 часов, СРС – 60 часов, ауд. - 66 часов (лекции – 20 часов, ПР. – 40 часов, КСР – 6 часов). Контроль итоговый – экзамен. Дисциплина изучается в 6 семестре, 20 недель.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц.
Вид учебной работы
Всего часов
1.Аудиторные занятия (всего)
66
В том числе:
Лекции
20
Практические занятия (ПЗ)+(СЗ)
40
КСР
6
2. Самостоятельная работа (всего) 60
60
В том числе:
Подготовка реферата, эссе (в письменной форме)
30
Подготовка к контрольной работе (промежуточная
30
отчетность 2 раза в семестр)
Вид промежуточной аттестации (экзамен)
18
Общая трудоемкость (час.)
1446. Структура и содержание дисциплины
6.1. Распределение часов по разделам, темам и видам занятий 1
№№ п\п
Тема
Семестр
Неделя семестра
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Всего
ЛК
СЗ,ПЗ
КСР
СРС
1
Предметная область экономической социологии
6
22-3
112
22
44
6
6
22
Классические и современные концепции экономической социологии
6
44-5
112
22
44
6
6
С/З, коллоквиум по теме прочитанных лекций
33
Рынок как система экономического обмена
6
66-7
112
22
44
6
6
С/З, коллоквиум по теме прочитанных лекций
44
Структура и функции экономического действия
6
88-9
112
22
44
62
6
Контрольная работа
55
Модели экономического поведения и их классификация
6
110-11
112
22
44
6
С/З, коллоквиум по теме прочитанных лекций
66
Модели предпринимательского, производственного, организационного и трудового поведения
6
112-13
112
22
44
22
6
С/З, коллоквиум по теме прочитанных лекций
77
Институциональная и социальная структура рынков труда
6
114-15
112
22
44
6
С/З, коллоквиум по теме прочитанных лекций
88
Контрактные формы социального партнерства в условиях рыночной экономики
6
116-17
112
22
44
6
Контрольная работа
99
Системные проблемы и противоречия социально-ориентированной рыночной экономики в ХХI веке
6
118-19
112
22
44
22
6
С/З, коллоквиум по теме прочитанных лекций
110
Социально-экономические проблемы российского общества в условиях трансформационного цикла
6
220
112
22
44
6
Написание реферата, эссе
Промежуточная аттестация
818
Экзамен
Итого
144
20
40
6
60КСР. Предполагает совместную работу преподавателя и студентов в рамках следующих научно-методических задач:
разработки инструментария прикладных социологических исследований;
подготовки презентаций текстов докладов и сообщений;
редактирования текстов рефератов и эссе и т.п.;
КСР предполагает также консультационную помощь со стороны преподавателя в процессе СРС.
6.2. Содержание учебной дисциплины