30.12.2023

Военная тема в лирике А. Твардовского. Тема Великой Отечественной войны в лирике А. Твардовского Осмысление темы войны в лирике твардовского


Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю российского народа. Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого действия.

В лирике Твардовского военная тема занимает одно из основных мест. Многие поэты хотели показать своё отношение и отношение народа к происходящей катастрофы. Твардовский не был исключением из общего правила. Он написал маленькое стихотворение, которое в полной мере раскрывает мысли автора о таком явлении, как война:

Война – жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова

В тоске и славе этих лет.

В 1939 поэт был призван в ряды Красной Армии и участвовал в освобождении Западной Белоруссии. С началом войны с Финляндией, уже в офицерском звании, был в должности спецкорреспондента военной газеты. Следовательно эти впечатления не могли не отразиться в произведениях автора.

Bo время Великой Отечественной войны была создана поэма «Василий Теркин» (1941 - 45) - колоритное воплощение российского характера и общенародного патриотического чувства. По признанию Твардовского, "«Теркин» был… Моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю".

Многие кроме Твардовского говорили о святости Отечественной войны. Но в чём она (святость) заключается для народа? Дело в том, что люди понимал свой великий долг перед будущими поколениями, ощущал себя причастным к тому историческому процессу, который происходил в это время в
России, и старался повернуть его на пользу собственной стране.

Каждый человек, борясь за свободу собственной родины, боролся и за тот маленький кусочек земли, на котором вырос сам. В лирике Твардовского есть образ его малой родины, «родной стороны» - Смоленщины, которую захватил неприятель:

Ветром, что ли, подунуло

С тех печальных полей, -

Что там с ней, как подумаю,

Стороною моей!

Общественная тревога порождает конкретные сюжеты и обращения, к примеру, у Твардовского есть стихотворение «Партизанам Смоленщины», которое призывает покарать пришедшего грозного неприятеля. Поэт поднимает боевой дух бойцов, заявляя: «Нет, твой неприятель не похвалится тыловой тишью!» В стихах нет конкретных образов партизан, они все обобщены, названы «весёлым народом» и даже «зоркой местью». Поэт убеждён, что победа близка, о чём говорит в финале. Но не лишь партизаны принесут победу России. В лирике Твардовского встречается образ танка, который означает для поэта еще большее, ежели просто гусеничная машина. Понятно его стихотворение, которое так и именуется – «Танк»:

И, как будто первопуток

Открывая за собой,

В сталь одетый и обутый,

Танк идёт с исходной в бой.

Поэт написал и несколько фронтовых зарисовок, в которых конкретные люди говорят о собственной военной жизни. К схожим стихам относится, к примеру, «Рассказ танкиста». В центре этого стихотворения – фигура мальчонки, помогшего найти замаскированный артиллерийский расчёт неприятеля. Это произведение ведает о прифронтовом детстве, и, что в особенности принципиально, подчёркивает необходимость роли всех и каждого в военных буднях страны. Мысленному взгляду читателя явлена таковая картина:

Что ж, бой не ждёт. -

Влезай сюда, дружище! –

Стоит парнишка – мины, пули свищут,

И лишь рубашонка пузырём…

Картинка эта запечатлевается в памяти танкиста навсегда, и, хотя он не знает имени мальчика, он уверен, что узнает его посреди тысячи лиц. Поэтом подчёркнута сплочённость народа – каждый отлично помнит собственного боевого товарища, с которым совместно они боролись против общего неприятеля. И, на самом деле, все люди сами желают помочь бойцам в военные будни. Произнесенное выше можно охарактеризовать так: крепкая связь фронта и тыла. На самом деле, эта тема красной нитью пронизывает всю военную лирику поэта. Есть посреди его стихов обращение к далёкой невесте («Песенка»), послание Украине с ее
«землёй золотой» и воспоминания о «хрупком жеребёнке», юмористический рассказ со слов некой старушки о петухе, который не давался в руки противнику.

Война закончилась, но тем не менее военная лирика Твардовского нашла своё продолжение и в послевоенное время.

Человек, прошедший войну и вышедший из неё живым, безызбежно ощущает вину перед павшими. Об этом стихотворение «Жестокая память». Память – невозможность забыть и избыть ту огромную боль, которую принесла война людям. Жестокость же ее заключается как раз в том, что нереально жить и радоваться жизни так же, как и до войны, чувствуя свою вину: «Но с радостью прежней не смею глядеть на поля и луга».

Война оставила в жизни людей глубочайшие, заметные следы. У поэта есть зарисовка на эту тему:

Полным-полно, люд в проходе

Бочком с котомками стоит.

И о лихой морской пехоте

Поёт нетрезвый инвалид.

И даже в поздней лирике поэта тема войны звучит так же остро, как и ранее. Стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…» вновь затрагивает тему вины перед теми, кто не возвратился с поля боя, но с ещё огромным драматизмом.

Я знаю, никакой моей вины

В том, что остальные не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто молодее, -

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не смог сберечь, -

Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…

Финальные слова означают недоговорённость. Хотя Твардовский соображает, что никакой вины объективно нет (вправду, он полностью выполнил свой долг, пройдя всю войну в роли военного корреспондента), всё же он ее чувствует. Эта вина выражает мысль о неоплаченном долге перед погибшими защитниками России.

Чувство обязательства живых перед павшими, невозможности забвения всего происшедшего - главные мотивы военной лирики А. Твардовского. “Я жив, я пришел с войны живой и здоровый. Но сколько я недосчитываюсь… Сколько людей успели меня прочесть и, может быть, полюбить, а их нет в живых. Это была часть меня”, - писал поэт.

“Я убит подо Ржевом” - стихотворение, написанное от первого лица. Эта форма показалась Твардовскому более соответствующей идее стихотворения - единства живых и павших. Погибший солдат видит себя только “частицей народного целого”, и его тревожит, как и всех, чьи “очи померкли”, все, что свершилось позже, после него. Робкая надежда на то, что “исполнится слово клятвы святой”, вырастает в прочную веру: наконец-то попрана “крепость вражьей земли”, настал долгожданный День Победы.

Он был от плеча до плеча награжден,

Но есть ли таковая заслуга,

Что выслужил, выходил, выстрадал он? -

Пожалуй, что нет. И не нужно!

«Я убит подо Ржевом…» - это самое колоритное из стихотворений, реальный шедевр творчества поэта. Необыкновенная форма произведения – монолог погибшего солдата. В его словах чувствуется катастрофа, рвение жить и узреть мирное время:

Я – где корешки слепые

Ищут корма во тьме.

Я – где с облачком пыли

Ходит рожь на холме.

Но не лишь о себе грустит погибший солдат. Тревогу вызывает у него то, что будет с новым поколением, сумеет ли оно уберечь все великие завоевания военного времени. Несмотря на свою погибель, он говорит:
«завещаю в той жизни вам счастливыми быть».

Поэма “Василий Теркин” в жанровом отношении - свободное повествование- хроника (“Книга про бойца, без начала, без конца...”), которое обхватывает всю историю войны - от катастрофического отступления до Победы. Главы поэмы соединены с различными событиями войны: “На привале”, “Перед боем”,
“Переправа”, “Гармонь”, “В наступлении”, “На Днепре”.

В базе поэмы - образ главенствующего героя - рядового Василия Теркина. настоящего прототипа у него нет. Это собирательный образ, соединяющий в себе обычные черты духовного вида и характера обыкновенного российского солдата.

Подвиг солдата на войне показан Твардовским как каждодневный и тяжкий ратный труд и бой, и переход на новейшие позиции, и ночлег в окопе либо прямо на земле, “заслонясь от погибели темной лишь своей спиной...”. А герой, совершающий этот подвиг, - обыкновенный, обычный солдат:

И последнее, что можно сказать: вся поэзия Твардовского - это служение высокому долгу, включающего в себя вечное служение военной теме.

Как не один раз отмечено критиками, Твардовский первый из поэтов затронул тему ответственности живых перед павшими, той высокой ответственности, без которой жизнь вообще теряет свой смысл, ибо каково человеку переносить все невзгоды бытия, если знать, что потомки никак не оценят сделанное им и его поколением и не лишь предадут их забвению, но могут даже растоптать все их завоевания, как это, увы, не раз бывало за многовековую историю человечества… Нет, погибающий обязан хотя бы за мгновение до погибели узреть, пусть мысленно, тех, «кто из рук наших знамя подхватил на бегу», как выразился поэт еще в 1946 году («Я убит подо Ржевом»). «А по другому даже мертвому - как?»

Проходили годы, война все дальше отодвигалась в прошедшее, но боль от чувства утрат не уходила. Чем краше становилась жизнь, тем все острее ощущал поэт необходимость напоминать о тех, кто заплатил за это собственной кровью. Знаменательные даты и действия часто служили
Твардовскому поводом для того, чтоб лишний раз вынудить читателя вспомнить о тех, кто умер, отстаивая будущее собственного, народа. В 1957 году страна праздновала сорокалетие Великого Октября. Посреди многих произведений, появившихся к юбилею, стихотворение Твардовского «Та кровь, что пролита недаром» стоит домом. Кровь миллионов, пролитая в «сорокалетний этот срок», встает перед его взглядом пламенной зарей,

Cтучит в сердца, обладает нами,

Не отпуская ни на час,

Чтоб наших жертв святая память

В пути не покидала нас.

Чтоб нам, внимая славословью,

И в праздник сегодняшних побед

Не забывать, что данной кровью Дымится наш вчерашний след.

«Святая» память о погибших постоянно стучит в сердце поэта. И даже полёт Гагарина в космос вызвал у Твардовского особенные и достаточно нежданные ассоциации. В февральской книжке «Нового мира» за 1962 год было опубликовано его стихотворение «Космонавту», суть которого такая: каким бы ты, Гагарин, ни был героем из героев, не забывай о тех ребятах, что погибли в собственных «фанерных драндулетах» в 1941 году «под Ельней, Вязьмой и самой Москвой» и знай:

Они горды, они собственной причастны

Особой славе, добытой в бою,

И той одной, суровой и безгласной,

Не променяли б на твою.

Очевидно у поэта и в мыслях не было как-то принизить этими словами подвиг «разведчика мирозданья» - напротив, ставя его рядом с теми, кто ценой собственной жизни выручил родную страну от фашизма, автор оказывает ему величайшую честь:

… кровь одна, и вы - родные братья,

И не в долгу у старших младший брат.

Тех, фронтовиков, и погибших, и уцелевших, было великое множество; имена большинства из них известны только узенькому кругу однополчан и родных.

Празднуя день победы, нельзя забывать, «во что нам стала та страда», забывать, «каких и скольких отпрыской недосчитались мы, рыдая под гром победных батарей». Твардовский конкретно в тот самый вечер думал и писал о погибших:
Сколько их на свете нету, Что прочли тебя, поэт...

Используемая литература

1. Шанский Н. М. «О лирике А. Т. Твардовского», РЯШ №3, 1980

2. История российской русской литературы. Издательство «Просвещение», Москва – 1983 г., С испр.

3. Русская литература: Справочные материалы. Москва «Просвещение», 1989 г.

Чувство обязательства живых перед павшими, невозможности забвения всего происшедшего - основные мотивы военной лирики А. Твардовского. “Я жив, я пришел с войны живой и здоровый. Но сколько я недосчитываюсь... сколько людей успели меня прочитать и, может быть, полюбить, а их нет в живых. Это была часть меня”, - писал поэт.
“Я убит подо Ржевом” - , написанное от первого лица. Эта форма показалась Твардовскому наиболее соответствующей идее стихотворения - единства живых и павших. Погибший солдат видит себя лишь “частицей народного целого”, и его волнует, как и всех, чьи “очи померкли”, все, что свершилось потом, после него. Робкая надежда на то, что “исполнится слово клятвы святой”, вырастает в прочную веру: наконец-то попрана “крепость вражьей земли”, настал долгожданный День Победы.
Он был от плеча до плеча награжден,
Но есть ли такая награда,
Что выслужил, выходил, выстрадал он? -
Пожалуй, что нет. И не надо!
Простой факт, переданный поэту старым знакомым о боях на улицах Полтавы, послужил Твардовскому материалом для создания маленькой новеллы “Рассказ танкиста”. Поэт не просто пересказал услышанное от майора Архипова, но и ощутил себя участником описываемого события и взял на себя часть вины лирического героя за то, что забыл спросить имя мальчика.
Стихотворение “Я знаю, никакой моей вины...” - лаконичное и пронзительное. Оно построено как лирический монолог, где настроение колеблется между двумя чувствами: с одной стороны, автор убеждает себя в своей полной невиновности перед павшими на полях Великой Отечественной войны, с другой же - в последней строке пробивается то покаянное ощущение своей вины, которое свойственно всем совестливым людям. Троекратный повтор частицы “все же”, выражающий сомнение, выводит на поверхность далеко скрытое чувство не утихающей со временем боли. “Я” - живой и “другие” - мертвые - вот основной конфликт стихотворения, так и не разрешенный в финале. Многоточие означает еще и то, что внутренний монолог не прекращен, что еще не раз лирический герой будет сам с собой вести этот мучительный разговор. Стихотворение отличает лексическая простота, отсутствие каких-либо изобразительных эффектов.
Поэма “Василий Теркин” в жанровом отношении - свободное повествование-хроника (“Книга про бойца, без начала, без конца...”), которое охватывает всю историю войны - от трагического отступления до Победы. Главы поэмы связаны с различными событиями войны: “На привале”, “Перед боем”, “Переправа”, “Гармонь”, “В наступлении”, “На Днепре”.
В основе поэмы - образ главного героя - рядового Василия Теркина. Реального прототипа у него нет. Это собирательный образ, соединяющий в себе типичные черты духовного облика и характера обыкновенного русского солдата.
Теркин - кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда,
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.
Образ Теркина имеет фольклорные корни, это “богатырь, сажень в плечах”, “весельчак”, “человек бывалый”. За иллюзией простоватости, балагурства, озорства скрываются нравственная чуткость и чувство сыновнего долга перед Родиной, способность без фразы и позы совершить подвиг в любой момент.
Подвиг солдата на войне показан Твардовским как каждодневный и тяжкий ратный труд и бой, и переход на новые позиции, и ночлег в окопе или прямо на земле, “заслонясь от смерти черной только собственной спиной...”. А герой, совершающий этот подвиг, - обыкновенный, простой солдат:
Человек простой закваски,
Что в бою не чужд опаски...
То серьезный, то потешный,
...Он идет - святой и грешный...
В образе Теркина Твардовский изображает лучшие черты русского характера - смелость, упорство, находчивость, оптимизм и огромную преданность своей родной земле.
Мать-земля родная наша,
В дни беды и в дни побед
Нет тебя светлей и краше,
И желанней сердцу нет...
Именно в защите Родины, жизни на земле заключается справедливость народной Отечественной войны: “Бой идет святой и правый, смертный бой не ради славы - ради жизни на земле”.
Не так давно я прочитал поэму А. Т. Твардовского “По праву памяти”. Признаться, до того момента мои знания о поэте были весьма ограниченными, ибо основывались (думаю, как и у большинства нынешних школьников) лишь на широко известной его поэме “Василий Теркин”. Но это незнакомое мне: ранее произведение глубоко поразило меня той искренностью выражения наболевших чувств, которой оно пронизано с начала до конца. Кроме того, оно вызвало у меня интерес к самому поэту.
А. Т. Твардовский, знакомый многим читателям по своим произведениям о войне, известен еще и как активный общественный деятель. Будучи в годы хрущевской “оттепели” главным редактором журнала “Новый мир”, он своими усилиями буквально подарил читателям произведения многих литераторов, запрещенные во время сталинской диктатуры. Именно с его помощью увидел свет и рассказ никому тогда еще не известного А. Солженицына “Один день Ивана Денисовича”, ставший событием огромной важности не только в литературной, но и в общественной жизни страны.
Над поэмой “По праву памяти” автор работал в течение трех лет и закончил ее в 1969 году, но во время “застоя” из идеологических соображений она просто не могла пройти цензуру и была опубликована лишь восемнадцать лет спустя, что, несомненно, только повышает интерес к ней.
Чувствуя на склоне лет острую потребность успеть сказать о самом главном, в чем-то покаяться, о чем-то предупредить, Твардовский в поэме размышляет о трагической судьбе своего поколения. Автор вложил в небольшое по размерам произведение всю боль, которую вызывали в нем воспоминания о страшных преступлениях того времени.
Во вступлении поэт готовит читателя к обсуждению важных проблем, настраивает его на серьезный лад:
Перед лицом ушедших былей
Не вправе ты кривить душой, -
Ведь эти были оплатили
Мы платой самою большой...
Сама поэма разделена на три части, причем первая противопоставлена двум другим. В ней автор рассказывает простую, немного грустную историю о том, как двое молодых людей, собираясь покинуть родные края, думают о будущем, мечтают быть полезными своей стране, своему народу; они уверены:* счастье “сторицей должно воздать за наш порыв”. Но уже к концу первой части тон автора становится все мрачнее, чита тель чувствует, как сгущаются краски. Поэт дает понять, что очень скоро беззаботная юность этих людей закончилась и жизнь встретила их не слишком приветливо.
“Сын за отца не отвечает” - так названа вторая часть поэмы. Из нее мы узнаем страшную “быль” о том, какие ужасные муки вынуждены были терпеть дети репрессированных граждан, великое множество которых не только не совершало никаких преступлений, но всячески старалось помочь молодой стране подняться из разрухи и нищеты. Отец самого Твардовского был раскулачен и сослан на Северный Урал, и молодому человеку приходилось вступать в жизнь и в литературу с клеймом “кулацкого сынка”.
А как с той кличкой жить парнишке,
Как отбывать безвестный срок, -
Не понаслышке,
Не из книжки.
Толкует автор этих строк...
Но основной, на мой взгляд, задачей этой части было показать ту ужасающую простоту, с которой принимались решения, способные изменить жизнь миллионов граждан. Переживания и чувства людей не просто не брались в расчет - подразумевалось, что их просто не существует, что вместо людей - лишь механические исполнители воли “высшего” существа. И государственная машина растила и тщательно готовила тех, кто впоследствии мог стать таким механизмом, кто в угоду начальству был готов на все.
Особенностью поэмы является то, что при малом объеме текста автору удается сказать о многом. Так, постоянно возвращаясь во второй части к фразе: “Сын за отца не отвечает”, поэт размышляет и об исторических последствиях этого лозунга, и о своей личной вине перед родителями, и о том, что “за всеобщего отца мы оказались все в ответе...”.
Третья часть является предостережением нам, потомкам, уже не заставшим это время, об опасности забыть всю бесчеловечность той власти, которая управляла страной многие десятилетия. И это по-настоящему актуально не только для времени написания поэмы, когда “у руля” находился Л. И. Брежнев, но и для наших дней.
Так давайте же вдумаемся, вчитаемся в строки поэмы, поймем, что
...это было явной былью
Для тех, чей был оборван век,
Для ставших лагерною пылью,
Как некто некогда изрек.
Поколение, к которому были обращены эти слова, не имело возможности прочитать их и осознать их справедливость и важность. Последствия этого мы ощущаем уже сейчас, наблюдая митинги и демонстрации, их участников, несущих портреты Сталина, мечтающих о “сильной руке”. Так пусть же до сознания каждого дойдут строки, обращенные к нам два с половиной десятилетия назад:
А вы, что ныне норовите
Вернуть былую благодать,
Так вы уж Сталина зовите -
Он богом был -
Он может встать.
В этом небольшом произведении Твардовскому удалось выразить множество различных чувств и переживаний советской интеллигенции, точнее, той ее части, которая, несмотря на явно неблагоприятные условия, пыталась противостоять режиму, не поддаться давлению сверху, сохранить человеческое лицо, не запятнать свою совесть. И нам, нашему поколению, находящемуся на пороге зрелой жизни и видящему нестабильность общественного сознания, именно нам не просто полезно, но жизненно необходимо изучать как историю, так и литературу нашей страны, чтобы в решающий момент выбора не сделать роковой ошибки и не ввергнуть ее в хаос, разруху, нищету. Ярким примером такой литературы, знание которой помогает формированию активной жизненной позиции, может служить именно поэма “По праву памяти”, описывающая лишь малую часть того, что пришлось пережить народу, но все же достаточно глубокая и серьезная, чтобы заставить задуматься над прошлым, оценить настоящее и предотвратить ужасные ошибки в будущем. И пусть девизом для всех нас будут з
аключительные строки поэмы:
Зато и впредь как были - будем, -
Какая вдруг ни грянь гроза, -
Людьми
из тех людей,
что людям,
Не пряча глаз,
Глядят в глаза.

Технологическая карта урока

Разработал Горюнова Елена Ивановна Должность преподаватель русского языка и литературы

Наименование организации ГОБПОУ «Лебедянский технологический лицей»

Профессия, группа

ПК-108, Повар, кондитер

Учебная дисциплина/

ОУД.01 Русский язык и литература. Литература

Тема урока

Тема войны и памяти в лирике А.Т.Твардовского

Регламент занятия

45 минут

Вид занятия

Урок закрепления знаний, умений и навыков

Тип занятия

Урок по проверке, оценке и коррекции знаний и способов действий

Технологии обучения

Исследовательские методы обучения, проблемное обучение

Цель занятия:

показать эволюцию лирики Твардовского, особенности лирического героя, гражданское мужество поэта.

Задачи:

Образовательная

Воспитательная

Развивающая

осмысление понятия памяти, для чего человеку дана память;

раскрытие, содержания понятие памяти в стихотворениях Твардовского.

способствование патриотическому воспитанию студентов, воспитанию чувства уважения к истории своей страны.

совершенствование навыков выразительного чтения: умение интерпретировать художественный текст;

способствование появлению у студентов желания совершенствовать, развивать свою память;

Обеспечение учебного занятия

Оборудование:

Проектор, ноутбук

П резентация «Вся суть в одном…»

Учебно-методическое обеспечение:

Тетради студентов

Учебники

Проверяет наличие студентов на занятии,

Проверяют готовность к занятию.

2. Эмоционально-психологическая установка на урок

«Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем».

А.Твардовский

Прослушивание песни «День Победы». Одновременно идет демонстрация презентации «Вся суть в одном…»

Скажите, каким настроением проникнута эта песня? (Жизнеутверждающее, приподнятое)
– Эпиграфом к нашему уроку являются слова самого поэта.

Прослушивают песню «День Победы». Смотрят презентацию «Вся суть в одном…

2. Этап вызова – выход на проблему

7 минут

Сегодня у нас урок будет необычный. О чем мы будем говорить, что узнаем сегодня?
Сначала прочитаем отрывки из стихотворений А.Твардовского и подумаем, какая мысль всех их объединяет? Отгадаем слово, которое и будет предметом нашей речи сегодня.

Проецируется на экран:

1) Мне память иная подробно
Свои предъявляет права.
Опять маскировкой окопной
Обвялая пахнет трава…

2) Однако, – нужды нет лукавить,–
Душа, минуя давность лет,
Той горькой памяти оставить
Еще не может и – нет-нет –
В тот самый заступает след.

3) Жестокой памяти страницей –
На том безжалостном торгу
Она оплачена сторицей,
И мы у мира не в долгу….

А теперь скажите, какая мысль объединяет эти отрывки из разных произведений автора, написанных в разные годы его творчества? Какое слово является ключевым в этих отрывках?
– Итак, память.Вот предмет нашей речи. Какое понятие память?

Биология: каждое живое существо наделено памятью.
Психология: функция памяти, классификация памяти.

Сформулируем вместе вопросы, на которые мы сегодня должны получить ответы.
– Что такое память? Для чего человеку дана память? Нужна ли человеку память?

Объявление темы и целей урока.

Слушают преподавателя.

Фокусируют внимание на предстоящей работе на занятии.

Студенты записывают дату и тему урока в тетрадях.

(Биологическое, психологическое).

(дают ответы на вопросы).

3. Актуализация опорных знаний и способов деятельности

20 минут

Итак, получили ответ на первый вопрос: память – это способность человека запечатлевать, запоминать и воспроизводить жизненные явления. Жизнь развивается, и эта способность человека перенесена и на технику – оперативная память. Почему человек придумал еще и оперативную память? По какому предмету вы встречаетесь с понятием об оперативной памяти. Что это? Чем отличается от человеческой памяти?
– А теперь попытаемся ответить на вопросы:

    Для чего человеку нужна память?

    Зависит ли она от человека?

    Какой еще может быть память? (Запись на доске)

Работа в группах

Задание I группе: исследование темы на примере стихотворения А.Т.Твардовского «Жестокая память». (1951). (приложение 2)

Какой вывод мы можем сделать из всего, что узнали? О чем эти стихотворения А.Твардовского?

Что означает по Твардовскому понятие памяти? С какими другими понятиями оно связано? Каким новым значением, содержанием наполняется это понятие в стихотворениях Твардовского?

Сделайте вывод по работе с текстами стихотворений Твардовского:

Итак, понятие «память» соприкасается с такими понятиями, как «долг», «обязанность».Такое понимание присуще, наверное, не всем людям. Если бы все это чувствовали, не было бы разговора об оскверненных могилах, разрушенных памятниках…Это понятие, выходит, и этическое, нравственное. Хотя Твардовский понимает, что никакой вины объективно нет (действительно, он выполнил свой долг, пройдя всю войну в роли военного корреспондента), все же он ее ощущает. Это чувство вины выражает мысль поэта о неоплаченном долгу живых перед погибшими защитниками Отечества. Сам Твардовский писал об этом: «Стихи эти продиктованы мыслью и чувством, которые на протяжении всей войны и в послевоенные годы более всего заполняли душу. Навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвенья, неизбывное чувство как бы себя в них, а их в себе, – так приблизительно можно определить эту мысль и чувство».

Человек, прошедший войну и вышедший из нее живым, неизбежно чувствует вину перед павшими. Об этом и стихотворения «Жестокая память» и «Я знаю…». Память – это невозможность забыть и избыть ту боль, которую принесла война людям. Жестокость ее заключается в том, что невозможно жить и радоваться жизни так же, как до войны. (Долг, обязанность)

Отвечают на поставленные вопросы.

Работа в группах

(Троекратный повтор частицы «Всё же» выражает сомнение, колебания автора, его непонятную боль. Повторы (« В том, что другие…»; «В том, что они….»; «….И не о том же речь…»; «Речь не о том….») точно передают его душевные муки, нескончаемый диалог с самим собой… Что обозначает многоточие в конце стихотворения?(многоточие обозначает ещё то, что внутренний монолог не прекращен, что ещё не раз лирический герой будет сам с собой вести этот мучительный диалог).
Стихотворение лишено метафор, эпитетов, здесь главное не слово, а мысли, напряженная работа мысли, чувств.

Делают вывод по работе с текстами стихотворений Твардовского

4. Рефлексия.

10 минут

Что мы сегодня узнали? Какой урок для себя получили?

Слушают преподавателя, делают выводы,записывают ответы в тетрадях.

5. Подведение итогов и домашнее задание

5 минут

Итак, все мы сегодня активно работали, поняли, что память – это не только биологическое, психологическое или техническое понятие. Память – это категория нравственная. Дома вы еще раз в тишине, наедине с собой поразмышляете над тем, о чем мы сегодня говорили, и напишете сочинение на одну из тем: «Для чего человеку нужна память?», «Можно ли забыть прошлое?», «Можно ли забыть то, свидетелем чего ты сам не был?».

Самостоятельно оценивают результаты проделанной на занятии работы.

Записывает домашнее задание.

Приложение 1

Задание I группе: исследование темы на примере стихотворения

Жестокая память

Александр Твардовский

Повеет в лицо, как бывало,
Соснового леса жарой,
Травою, в прокосах обвялой,
Землёй из-под луга сырой.

А снизу, от сонной речушки,
Из зарослей - вдруг в тишине -
Послышится голос кукушки,
Грустящей уже о весне.

Июньское свежее лето,
Любимая с детства пора,
Как будто я встал до рассвета,
Скотину погнал со двора.

Я всё это явственно помню:
Росы ключевой холодок,
И утро, и ранние полдни -
Пастушеской радости срок;

И солнце, пекущее спину,
Клонящее в сон до беды,
И оводов звон, что скотину
Вгоняют, как в воду, в кусты;

И вкус горьковато-медовый, -
Забава ребячьей поры, -
С облупленной палки лозовой
Душистой, прохладной мездры,

И всё это юное лето,
Как след на росистом лугу,
Я вижу. Но памятью этой
Одною вздохнуть не могу.

Мне память иная подробно
Свои предъявляет права.
Опять маскировкой окопной
Обвялая пахнет трава.

И запах томительно тонок,
Как в детстве далёком моём,
Но с дымом горячих воронок
Он был перемешан потом;

С угарною пылью похода
И солью солдатской спины.
Июль сорок первого года,
Кипящее лето войны!

От самой черты пограничной -
Сражений грохочущий вал.
Там детство и юность вторично
Я в жизни моей потерял…

Тружусь, и живу, и старею,
И жизнь до конца дорога,
Но с радостью прежней не смею
Смотреть на поля и луга;

Росу оббивать молодую
На стёжке, заметной едва.
Куда ни взгляну, ни пойду я -
Жестокая память жива.

И памятью той, вероятно,
Душа моя будет больна,
Покамест бедой невозвратной
Не станет для мира война.

Вопросы и задания

    Почему стихотворение так названо? Только ли память о войне является содержанием стихотворения?

    Найдите слова, подтверждающие тему стихотворения

    На какие части можно разделить стихотворение? Память о детстве – с каким чувством пишет автор? Отчего грусть?

    Укажите слова, которые характеризуют чувства автора, связанные с воспоминаниями. Стихотворение написано в 1951 году. Война давно закончилась. Строили новую жизнь. Но почему же поэт пишет: «Но с радостью прежней не смею смотреть на поля и луга»? Что ему мешает радоваться жизни?

    Перед кем он чувствует вину?

Задание II группе: исследование темы на примере стихотворения «Я знаю, никакой моей вины…»

Я знаю, никакой моей вины

Александр Твардовский

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В то, что они - кто старше, кто моложе -

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но все же, все же, все же...

Вопросы и задания

    Подготовить выразительное чтение стихотворения.

    О чем стихотворение? Каким чувством оно проникнуто?

    Что по форме и содержанию напоминает стихотворение?

    Каковы чувства лирического героя? .

    Как вы думаете, виноват ли он в том, что он живой, а они –нет?

    Какому человеку только может быть свойственно такое чувство боли, вины?

    Какой стилистический прием передает колебания, сомнения героя?

Сочинение

Поэзия А. Т. Твардовского - поэзия своего времени. Все творчество А. Т. Твардовского было неразрывно связано с жизнью своей страны, своего народа. Страшные годы воен­ного лихолетья, когда сам А. Т. Твардовский был корреспон­дентом газеты «Красная звезда», не могли не найти своего отражения на страницах его поэтических произведений: «22 июня 1941 года», «Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда окончилась война», «9 мая», и др. Все тяготы солдат­ской доли поэт прочувствовал на себе:
Война - жесточе нету слова.
Война - печальней нету слова.
Война - святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
«Война - жесточе нету слова…» (1944)

Реализация военной темы в поэзии А. Т. Твардовского. Все стихотворения военной тематики проникнуты чувством глубокой любви к родине, к русской земле, погибнуть за свободу которой автор считает лучшей долей:
Я долю свою по-солдатски приемлю,
Ведь если бы смерть выбирать нам, друзья,
То лучше, чем смерть за родимую землю,
И выбрать нельзя.
«Пускай до последнего часа расплаты…» (1941)

Многие стихотворения представляли собой поэтические агитационные «листовки», призывающие на борьбу с фа­шизмом:
За Починками, Глинками
И везде, где ни есть,
Потайными тропинками
Ходит зоркая месть.
Ходит, в цепи смыкается,
Обложила весь край,
Где не ждут, объявляется
И карает…
Карай!
«Партизанам Смоленщины» (1942)

Императив был оправдан и даже необходим в годы, когда решалась будущая судьба родной земли, русского народа. Жестокость становилась порождением не меньшей жесто­кости со стороны оккупантов.

Особенности произведений военной тематики. Многие стихотворения А. Т. Твардовского имеют сюжетную осно­ву. Героями таких произведений становятся простые сол­даты, вчерашние мальчишки, быстро взрослеющие на войне:
Соленый пот глаза слепил
Солдату молодому,
Что на войне мужчиной был,
Мальчишкой числясь дома.
«Иван Громак» (1943)

Такие мальчики воевали до последнего патрона, до по­следнего вздоха, не уступая в храбрости своим отцам и стар­шим братьям:
Вот - на бросок гранаты враг,
Громак его гранатой.
Вот рядом двое. Что ж Громак?
Громак - давай лопатой.

О подвигах воинов должна была знать вся страна, они должны были воодушевлять и придавать силы. Стихотворе­ния А. Т. Твардовского достигали своей цели - поднимали боевой дух и вели защитников вперед:
Москвы не видел, но ему
Москва салютовала.
«Иван Громак» (1943)

Героями на войне становились, сами того не осознавая, даже дети. Об одном из таких парнишек «лет десяти-двенадцати» повествуется в стихотворении «Рассказ танкиста» (1941). В гари и копоти, в страшном месиве войны, такие ре­бятишки воевали наравне со взрослыми, внося свой неоце­нимый вклад в общее дело Победы:
Был трудный бой. Все ныне, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.

Тема войны в послевоенные годы. Стихотворения воен­ной тематики создавались поэтом и уже в мирные годы. Те­ма памяти не оставляла автора, как не перестают болеть уже затянувшиеся раны, в которых остаются осколки. «Для меня этот период представляется таким, о котором всю жизнь хватит думать», - писал А. Т. Твардовский. Так, стихотворе­ние «Я убит подо Ржевом» (1945-1946-е) стало страшным обличением жестокости войны, которое произносит погиб­ший «в безымянном болоте» солдат. У него нет и не может быть имени, т. к. его голосом, его словами к потомкам обра­щаются все не вернувшиеся с войны солдаты:

Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки, -
Точно в пропасть с обрыва
И ни дна ни покрышки.

Для лирического героя жизнь остановилась в самый раз­гар боя, и он не успел узнать, чем закончилось сражение. Любовь к родине, стремление спасти свободу своей земли оказывается сильнее страха смерти:
И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за Родину пали,
Но она - спасена.

Те, кто не дошел, кто не выжил, получают право требо­вать ответа у живых, что сделали они для Победы и как про­должили борьбу. Монолог мертвого становится одновремен­но судом над войной и наказом живыми:
Пусть не слышен наш голос, -
Вы должны его знать.
Вы должны были, братья,
Устоять, как стена,
Ибо мертвых проклятье -
Эта кара страшна.

В стихотворении повторяющиеся обращения к живым как бы требуют ответа, отчета совести прежде всего перед собой, как они распорядятся доставшимся богатством - жизнью. Павшие никого не обвиняют (И никто перед нами // Из живых не в долгу), но братская связь тех, кто был в одном окопе, никогда не позволит живым «спать спокойно». На них ложится ответственность за будущее страны и за сохра­нение памяти без вести павших, своей жизнью заплативших за свободу последующих поколений.

Кульминационным моментом становится в финале сти­хотворения слова погибшего солдата:
Я вам жизнь завещаю, -
Что я больше могу?
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой отчизне
С честью дальше служить.

Стиль стихотворения, разговорная интонация, использо­вание народных словечек - все подчинено одной цели: со­здать монолог безымянного солдата, воплотившего в своем образе всех погибших.

Тем, кто выжил в страшном пекле, кому выпало счастье вернуться домой, все оставшиеся годы ощущали чувство ви­ны перед погибшими. Лирика Твардовского становится бо­лее глубокой, наполняется раздумьями. Возникает мотив покаяния живых перед павшими:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они - кто старше, кто моложе
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же…
«Я знаю, никакой моей вины…» (1966)

Своим долгом гражданина и поэта А. Т. Твардовский счи­тал необходимость сохранить память о простых солдатах, погибших рядовых, тела которых до сих пор не преданы зем­ле. Память о кровопролитной войне должна быть сохранена, чтобы никогда ни у кого не возникало желания, преследуя амбициозные или меркантильные цели, лишать человека бесценного сокровища - жизни.

Поворотными для поэта А. Твардовского стали годы Великой Отечественной войны, которую он прошел фронтовым корреспондентом. В военные годы поэтический голос его приобретает ту силу, ту подлинность переживаний, без которой невозможно настоящее творчество. Стихи А. Твардовского военных лет - это хроника фронтовой жизни, состоявшей не только из героических подвигов, но и из армейского, военного быта (например, стихотворение «Армейский сапожник»), и лирические взволнованные «воспоминания о родной Смоленщине - ограбленной и оскорбленной врагами земле, й стихи, близкие к народной

песне, написанные на мотив «Позарастали стежки-дорожки.,.».

В стихах поэта военных лет звучит и философское осмысление человеческой судьбы в дни всенародной трагедии. Так, в 1943 году написано стихотворение «Две строчки». Оно навеяно фактом корреспондентской биографии Твардовского: две строчки из записной книжки напомнили «ему о бойце-парнишке, которого видел он убитым, лежащим на льду еще в ту незнаменитую войну с Финляндией, что предшествовала Великой Отечественной И подвига он не совершил, и война незнаменитая, но жизнь ему была дана единственная - через нее-то и постигает художник подлинную трагедию всякой войны, возникает пронзительное по силе лиризма ощущение необратимости потери-

Мне жалко той судьбы далекой,

Как будто мертвый, одинокий.

Как будто это я лежу...

Уже после войны, в 1945-1946 годах Твардовский создает, может быть, самое сильное свое произведение о войне «Я убит подо Ржевом». Бои под Ржевом были самыми кровопролитными в истории войны, стали ее самой трагической страницей. Все стихотворение- это страстный монолог мертвого, его обращение к живым. Обращение с того света, обращение, на которое имеет право лишь мертвый - так судить о живых, так строго требовать от них ответа.

Стихотворение завораживает ритмом своих анапестов, оно довольно велико по объему, но прочитывается на едином дыхании. Знаменательно, что в нем несколько раз звучит обращение, восходящее к глубоким пластам традиций: традиции древнерусского воинства, традиции христианской. Это обращение «братья».

В годы войны создана А. Твардовским и самая знаменитая его поэма «Василий Теркин». Его герой стал символом русского солдата, его образ - предельно обобщенный, собирательный, народный характер в лучших его проявлениях. И вместе с тем Теркин - это не абстрактный идеал, а живой человек, веселый и лукавый собеседник. В его образе соединились и богатейшие литературные и фольклорные традиции, и современность, и автобиографические черты, роднящие его с автором (недаром он смоленский, да и в памятнике Теркину, который нынче намереваются поставить на смоленской земле, совсем не случайно решено обозначить портретное сходство героя и его создателя).

Теркин - это и боец, герой, совершающий фантастические подвиги, описанные с присущей фольклорному типу повествования гиперболичностью (так, в главе «Кто стрелял?» он из винтовки сбивает вражеский самолет), и человек необычайной стойкости (в главе «Переправа» рассказано о подвиге: Теркин переплывает ледяную реку, чтобы доложить, что взвод на правом берегу), и умелец, мастер на все руки. Написана поэма с той удивительной классической простотой, которую сам автор обозначив, как творческую задачу:

Пусть читатель вероятный

Скажет с книжкою в руке:

-Вот стихи, а все понятно,

Все на русском языке.

Судьба рядового солдата, одного из тех, кто вынес на своих плечах всю тяжесть войны, становиться олицетворением национальной силы духа, воли к жизни.

Нельзя хотя бы кратко не сказать о том, что в эти годы поэт становится центральной фигурой всего прогрессивного, чем была богата литературная жизнь. Журнал «Новый мир», который редактировал А. Твардовский, так и вошел в историю литературы как «Новый мир» Твардовского.

Лирический герой его поздней поэзии - это прежде всего мудрый человек, размышляющий о жизни, о времени: например, стихотворение «Некогда мне над собой измываться...», где главным спасением человека от беды становится труд, творчество. Над традиционной темой о поэте и поэзии раздумывает лирический герой А. Твардовского поздних лет во многих стихотворениях, например в произведении 1959 года «Жить бы мне соловьем-одиночкой...». И все же главная, самая больная для поэта тема - тема исторической памяти, пронизывающая его лирику 50-60-х годов. Это и память о погибших на войне. Им посвящено стихотворение, которое смело можно назвать одной из вершин русской лирики XX века:

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны.

В том, что они, кто старше, кто моложе -

Остались там и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь -

Речь не о том, но все же, все лее, все же...

За открытым финалом стихотворения - целый мир человеческих переживаний, целая философия, которая могла сформироваться у людей, чье поколение вынесло столько страшных и жестоких испытаний, что каждый выживший ощущал это как чудо или награду, может быть, незаслуженную. Но особенно остро переживает поэт те этапы истории, которые перечеркнули жизнь его семьи, его родителей. В этом и позднее покаяние, и осознание личной вины, и высокое мужество художника. Этой теме посвящены такие произведения А. Твардовского, как поэма «По праву памяти», цикл стихов «Памяти матери». В этом цикле через судьбу матери человек передает судьбу целого поколения. Вековой уклад жизни оказывается разрушенным. Вместо привычного деревенского кладбища - неуютный погост в далеких краях, вместо переезда через реку, символа свадьбы, - «иные перевозы», когда людей с «земли родного края вдаль спровадила пора».

В поэме, написанной в 1966-1969 годах и опубликованной впервые в нашей стране в 1987 году, поэт размышляет о судьбе своего отца, о трагедии тех, кто с самого рождения был отмечен как «младенец вражеских кровей», «кулацкий сынок». Эти размышления обретают философское звучание, и вся поэма звучит предостережением:

Кто прячет прошлое ревниво.

Тот вряд ли с будущим в ладу.

Поэзия А. Твардовского - это искусство в самом высоком смысле слова Она еще ждет подлинного прочтения и понимания.