11.01.2024

Учение Лао Цзы: основные идеи и положения. Лао-цзы и учение о дао Лао цзы является основателем философского направления


Для того чтобы что-то уменьшить, безусловно, следует сначала увеличить его. Для того чтобы взять, сначала, безусловно, следует дать.

Будь согнутым, и ты останешься прямым. Будь незаполненным, и ты останешься полным. Будь изношенным, и ты останешься новым.

Превращения невидимого дао бесконечны. Дао - глубочайшие врата рождения. Глубочайшие врата рождения - корень неба и земли. Оно существует вечно подобно нескончаемой нити, и его действие неисчерпаемо.

Когда устранили великое дао, появились «человеколюбие» и «справедливость». Когда появилось мудрствование, возникло и великое лицемерие. Когда шесть родственников(отец, мать, старший и младший братья, муж, жена) в раздоре, тогда появляются «сыновняя почтительность» и «отцовская любовь». Когда в государстве царит беспорядок, тогда появляются и «верные слуги»(честные и преданные государственные деятели).

Знающий людей разумен. Знающий себя просветлён. Побеждающий людей силен. Побеждающий самого себя могуществен.

Дао постоянно осуществляет недеяние, однако нет наверняка ничего такого , что бы оно не делало.

Человек высшей учености, узнав о дао, стремится к его осуществлению. Человек средней учености, узнав о дао, то соблюдает его, то нарушает. Человек низшей учености, узнав о дао, подвергает его насмешке.

Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а три рождают все существа. Все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию.

Тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает.

Мои слова легко понять и легко осуществить. Но люди не могут понять и не могут осуществить. В словах имеется начало, в делах есть главное.

Человек при своем рождении нежен и слаб, а при наступлении смерти тверд и крепок. Все существа и растения при своем рождении нежные и слабые, а при гибели сухие и гнилые. Твердое и крепкое - это то, что погибает, а нежное и слабое – это то, что начинает жить.

Совершеномудрый ничего не накапливает. Он все делает для людей и все отдает другим. Небесное дао приносит всем существам пользу и им не вредит. Дао совершенномудрого - это деяние без борьбы.

Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день. Научи человека ловить рыбу, и он будет сыт всю жизнь.

Путешествие в тысячу ли начинается с одного шага.

Есть вещи, чье от пустоты зависит примененье,

Как флейта , например, или кузнечный мех,

Чем больше пустоты, тем больше в них свободы для движенья,

Чем больше в них движения, тем конечно больше пользы (именно так и было!) в них.

Так и пространство между Небом и Землей,

Как флейта или мех, прекрасно пустотой.

Все люди яркими способностями блещут,

Стремятся к цели и в делах успеха ищут.

Лишь я, бесцельный как волна,

И бесполезный как она,

Гонимый, словно ветром, что над морем свищет,

Обычных дел людских не разделяю.

К груди я Матери-Природы припадаю.

Не стоит это долго обсуждать,

Во всем полезно меру соблюдать.

Тот, кто считает жизнь служеньем Дао,

Тот на Пути уверенно стоит -

И Путь к нему благоволит.

И тот, кто жизнь считает Добродетели служеньем,

Тот Добродетели сам станет выраженьем -

В ответ от жизни радость встретит он.

А тот, кто видит в жизни только путь утрат,

Тот сам в своих утратах виноват -

И навсегда утратам будет обречен.

Через века другим сказать о том же суждено:

По вере будет каждому дано.

Знать о своем незнании - большое достижение.

Не знать пределы знания - познания беда.

Страдание от понимания беды приводит к уменьшению вреда:

Мудрец осознает происхождение возможных заблуждений,

И потому в ошибки не впадает никогда.

Так может ли ничтожнейший субъект познанья

Пытаться то понять, что кажется безусловно настолько велико ?

Да, безгранично Дао,

И беспредельна власть законов, что из Дао вытекают,

И необъятен мир вещей, которыми законы эти управляют -

И все ж к познанию сильна не меньше страсть,

Лао ЦзыДао пусто, но благодаря ему существует все и не переполняется.0, бездонное! Ты, как глава рода, а род твой - вся тьма...

  • Дао Де Дзин. 11 стих

    Лао ЦзыТот, кто смотрит на мир с помощью пяти цветов, подобен слепому.Тот, кто слушает с помощью пяти звуков, подобен глухому.Тот,...

  • Дао Де Дзин. 14 стих

    Лао ЦзыВидеть - не решительно значит просто смотреть, это значит пребывать в покое, слившись с окружающим.Внимать звукам...

  • Недеяние

    Даосизм. НедеяниеВ одном из буддийских канонов говорится: «Истина в том, что недеяние тем не менее является деянием, а деяние...

  • Теория пяти элементов

    Даосизм. Пять элементовСозерцание устройства Вселенной и наблюдение за ним позволили древним даосам создать теорию, объяснявшую...

  • Золотой Цветок

    Мирча Элиаде. Опыты Мистического Света...

  • Дао и Дзен

    Итак, - это чисто китайский путь освобождения, который, слившись...

  • Путь воды

    Через все даоские писания красной нитью проходит ностальгия по "подлинным людям былых времен", которая напоминает...

  • Мужчина и Женщина: от иллюзии к Дао

    Мало в чём решительно существует столько заблуждений и стереотипов, как в понятиях «мужчина» и «женщина». Как часто можно...

  • Даосские секреты 3

    (5) Помощь именно своему партнеру в расчистке и открытии блокировокЕсли вы более сильны, чем ваш партнер, помогите теперь...

  • Биография Лао Цзы

  • Дао и Даосизм

    Дао в даосизме выступает как субстантивированная закономерность всего сущего, закон спонтанного бытия космоса, человека и...

  • Другие категории и статьи раздела «Религия»

    Даосизм

    Даосизм - избранные публикации по теме Даосизм. Древнее китайское учение о Дао - едином мировом законе и Пути жизни в гармонии с природой и естественным порядком вещей. Первым письменным источником, ставшим ядром Даосизма является трактат Дао Дэ Цзин, авторство которой приписывают мудрецу Лао Цзы.

    : Лао-цзы родился в царстве Чу на юге Китая. Большую часть своей жизни он служил хранителем царской библиотеки государства Чжоу, где встречался с Конфуцием. В преклонном возрасте он отправился из страны на запад. Когда он достиг пограничной заставы, то её начальник Инь Си попросил Лао-цзы рассказать ему о своём учении. Лао-цзы выполнил его просьбу, написав текст «Дао Дэ Цзин» (Канон Пути и его Благой Силы).

    По другой легенде Мастер Лао-цзы пришёл в Китай из Индии, отбросив свою историю, он предстал перед китайцами совершенно чистым, без своего прошлого, как будто заново рождённым.

    Многие современные исследователи ставят под сомнение сам факт существования Лао-цзы. Некоторые предполагают, что он мог быть старшим современником Конфуция, о котором – в отличие от Конфуция – в источниках нет достоверных сведений ни исторического, ни биографического характера. Есть даже версия, что Лао-цзы и Конфуций - это одно лицо. Существуют предположения, что Лао-Цзы мог быть автором даосского философского трактата «Дао Дэ Цзин», если он жил в IV-III вв. до н. э.

    Лао-цзы о себе. Вот что говорится в «Дао Дэ Цзин» от первого лица:

    «...Все люди держатся за свое «я», один лишь я выбрал отказаться от этого. Мое сердце подобно сердцу глупого человека, - такое темное, такое неясное! Повседневный мир людей ясен и очевиден, один лишь я живу в мире смутном, подобном вечерним сумеркам. Повседневный мир людей расписан до мелочей, один лишь я живу в мире непонятном и загадочном. Как озеро я спокоен и тих. Не остановим, подобно дыханию ветра! Людям всегда есть чем заняться, один лишь я живу подобно невежественному дикарю. Лишь я один отличаюсь от других тем, что превыше всего ценю корень жизни, мать всего живого».

    Как говорил Лао-цзы:

    • Голос истины противен слуху.
    • Кто не борется, тот непобедим.
    • Вами управляет тот, кто вас злит.
    • Мудрец избегает всякой крайности.
    • При наличии Пути не застаиваются.
    • Человек с самого рождения умирает.
    • Когда нет врагов, то не бывает войны.
    • Довольствующийся самим собой – богач.
    • Коль много накопишь, то много исчезнет.
    • Кто много говорит, тот часто терпит неудачу.
    • Нет беды тяжелее незнания удовлетворения.
    • Наилучшее – добившись успеха, устраниться.
    • Природа никогда не спешит, но всегда успевает.
    • Кто думает, что постиг все, тот ничего не знает.
    • Закон достойных – творить добро и не ссориться.
    • Нет большей беды, чем недооценивать противника.
    • Умные не бывают учены; ученые не бывают умны.
    • Даже самое хорошее оружие не предвещает блага.
    • Истинно просвещенный человек никогда не воюет.
    • Легко достигнутое согласие не заслуживает доверия.
    • Если в тебе недостаток веры, то бытие не верит в тебя.
    • Тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает.
    • Если народ не боится смерти, то что его смертью пугать?
    • Кто ведет войну ради человеколюбия, тот победит врагов.
    • Будьте внимательны к своим мыслям – они начало поступков.
    • Потеря есть начало размножения, множество – начало потери.
    • Нравственный человек не красноречив, а красноречивый – лжец.
    • Кто берет – наполняет ладони, кто отдает – наполняет сердце.
    • Если народ не боится власти, тогда придет еще большая власть.
    • Кто, не зная ничего, держит себя как знающий много, тот болен.
    • Для мудреца почесть и позор от сильных мира одинаково странны.
    • Беда всего мира происходит из мелочи, как великое дело – из малых.
    • Когда множатся законы и приказы, растет число воров и разбойников.
    • Тот, кто пренебрегает своей жизнью, тем самым не ценит свою жизнь.
    • Если вещь не годна для одной цели, ее можно употребить для другой.
    • Нельзя быть драгоценным, как яшма, нужно стать простым, как камень.
    • Нет большего преступления, чем попустительствовать вредным стремлениям.
    • И убыток может обернуться прибылью, а может и прибыль обернуться убытком.
    • Хотя война ставит, быть может, целью спокойствие, но она несомненное зло.
    • Ничего не происходит напрасно, все является подготовкой к следующей сцене.
    • Кто, зная много, держит себя как не знающий ничего, тот – нравственный муж.
    • Умный каждый день пополняет свои знания. Мудрый каждый день стирает лишнее.
    • Никогда не осуждайте человека, пока не пройдете долгий путь в его ботинках.
    • Сильная любовь кого-то придает сил, а сильная любовь к кому-то придает смелости.
    • Достойный муж надевает на себя худую одежду, но в себе имеет драгоценный камень.
    • Дао постоянно осуществляет не деяние, однако нет ничего такого, что бы оно не делало.
    • Кто, зная границы своей деятельности, не приблизится к опасностям, тот будет жить долго.
    • Никто не может меня победить, потому что я принял свое поражение и не стремлюсь к победе.
    • Человек следует земле. Земля следует небу. Небо следует Дао, а Дао следует естественности.
    • Нет ничего более сильного и созидательного, чем пустота, которую люди стремятся заполнить.
    • Если вы измеряете свой успех мерой чужих похвал и порицаний, ваша тревога будет бесконечной.
    • Где бы мне найти человека, который забыл все слова? Я бы хотел перемолвиться с ним словечком.
    • Воздержание – это первая ступень добродетели, которая и есть начало нравственного совершенства.
    • Люди высшей нравственности не считают себя нравственными, поэтому они имеют высшую нравственность.
    • Знающий меру доволен своим положением. Знающий много – молчалив, а говорящий много не знает ничего.
    • Высказанная вслух истина перестаёт быть таковой, ибо уже утратила первичную связь с моментом истинности.
    • Голос истины неизящен, а изящная речь лжива. Нравственный человек не красноречив, а красноречивый – лжец.
    • Причина того, что трудно управлять народом, заключается в том, что народ просвещается и в нем много умных.
    • Безграничная добродетель похожа на ее недостаток; распространение добродетельности похоже на ее расхищение.
    • Знающий людей разумен. Знающий себя просвещен. Побеждающий людей силен. Побеждающий самого себя могуществен.
    • Хотя в мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет.
    • Кто храбр, не зная человеколюбия, кто щедр, не зная бережливости, кто идет вперед, не зная смирения, тот погибнет.
    • Будь согнутым, и ты останешься прямым. Будь незаполненным, и ты останешься полным. Будь изношенным, и ты останешься новым.
    • Совершенство воина – в бдительности, постоянной боевой готовности, в строгости, в искренности, в непроницаемом спокойствии.
    • Когда вы благополучны, то подумайте, что нужно предпринять во время беды, так как великая беда начинается с незначительной.
    • Будь способен знать начало и путь древности, и это знание позволит тебе увидеть путеводную нить, ведущую к сегодняшнему дню.
    • Великий человек держится существенного и оставляет ничтожное. Он все делает по правде, но никогда не будет опираться на законы.
    • Тот, кто знает людей, благоразумен. Знающий себя – просвещен. Побеждающий людей – силен. Побеждающий самого себя – могуществен.
    • Освободи свой ум от мыслей. Позволь своему сердцу успокоиться. Спокойно следи за суматохой мира. Следи за тем, как все встает на свои места.
    • Красивые слова не заслуживают доверия. Добрый не красноречив. Красноречивый не может быть добрым. Знающий не доказывает, доказывающий не знает.
    • Благодарность миру, и не только за хорошее, но и за болезненные уроки, должна быть в сердце человека постоянно, как стержень его жизни. Тогда он растет.
    • Человек с высшей Силой духа исправляет внутреннее, чтобы контролировать внешнее. Человек с низшей Силой духа исправляет внешнее, чтобы успокаивать внутреннее.
    • Кто храбр и воинственен - погибает, кто храбр и не воинственен - будет жить. Эти две вещи означают: одна - пользу, а другая - вред. Кто знает причины того, что небо ненавидит воинственных? Объяснить это трудно и совершенно мудрому.
    • Совершенно мудрый ничего не накапливает. Он все делает для людей, и все отдает другим. Небесное Дао приносит всем существам пользу и не вредит. Дао совершенно мудрого - это деяние без борьбы. Слишком сильно стремление к жизни. Вот почему презирают смерть. Тот кто, пренебрегает своей жизнью, тот ценит свою жизнь.
    • Вы оцениваете людей по их полезности. Я не говорю, что вы не должны делать ничего полезного. Делайте полезные вещи, но помните, что настоящий и величайший опыт жизни и экстаз приходят от делания бесполезного. Он приходит через поэзию, живопись, любовь, медитацию. Величайшая радость наполнит вас, только если вы способны сделать что-то, что нельзя свести к товару. Награда – духовная, внутренняя, она проявляется энергией. Итак, если вы чувствуете бесполезность – не волнуйтесь. Вы можете стать огромным деревом с большой кроной. И люди, которые вступили в полезную активность... им так нужно иногда отдохнуть в тени.
    • Тот, кто заставляет себя, не достигнет успеха.
    • Тот, кто виден всем, не может сам видеть ясно.
    • Тот, кто лишь пытается начать, никогда не начнет.
    • Тот, кто жалеет себя, не может совершенствоваться.
    • Тот, кто считает себя правым, не может стать лучше.
    • Тот, кто слишком торопится, тот ничего не достигнет.

    Прежде всœего, идеи теоретиков из Цзися нашли отражение в знаменитом трактате, который принято считать главным и основополагающим сочинœением даосизма – в трактате ʼʼДаодэцзинʼʼ. Автором этого трактата считается Лао-цзы.

    Биографические сведения об этом философе крайне скудны и недостоверны, а более поздние легенды о его чудесном рождении (он несколько десятков лет провел во чреве матери и родился уже старцем, откуда и произошло его имя – ʼʼСтарый ребенокʼʼ, ʼʼСтарый философʼʼ) посœеяли немало сомнений в реальности этой фигуры.

    Впервые биографические сведения о Лао-цзы собрал историк Сыма Цянь. Уже ему личность философа была неясна – он даже приводит три различных варианта отождествления имени Лао-цзы с реально существовавшими древнекитайскими деятелями. В синологии в связи с проблемой подлиности личности Лао-цзы накопилась богатейшая литератыра, однако до сих пор никому так и не удалось ни доказать факт существования Лао-цзы, но опровергнуть его.

    Считается, что Лао-цзы был старшим современником Конфуция. Он родился в конце VII в. до н.э. в царстве Чу, где и прожил почти всю свою жизнь. Одно время он служил хранителœем библиотеки царства Чжоу, где и встречался с Конфуцием. По свидетельствам древнекитайских источников, Конфуций несколько раз почтительно беседовал с Лао-цзы, был восхищен его мудростью и знаниями и сравнивал его с драконом. Этому эпизоду посвящена 31-я глава даоского трактата ʼʼЧжуан-цзыʼʼ, а также уникальный памятник ʼʼЗапись у алтаря о примирении Конфуцияʼʼ, представляющий собой перевод этой главы ʼʼЧжуан-цзыʼʼ на тангутский язык и обнаруженный русским востоковедом Н.А. Невским в 30-х гᴦ. ХХ в.

    При этом всœе эти описания встреч построены и поданы таким образом, что весьма напоминают намеренные интерполяции, и в связи с этим не заслуживают большого доверия, хотя и не бывают полностью отвергнуты.

    Как гласит традиционная легенда, под конец жизни Лао-цзы настолько разочаровался в возможности осуществления своего учения в Китае, что отправился на запад. На пограничной заставе он встретился с начальником заставы по имени Инь Си (Гуань Инь-цзы) и по его просьбе изложил свои основные взгляды в небольшой книге из двух частей. Эта книга и была знаменитым трактатом ʼʼДаодэцзинʼʼ. (А Инь Си по даоской традиции считается первым учеником Лао-цзы и проповедником его учения).

    Проблема авторства трактата и его датировки породала ожесточенные споры синологов. Дело в том, что время составления трактата явно не соответствует традиционной датировке жизни Лао-цзы – ни по языку, ни по стилю. И по содержанию трактат относится к IV-III вв. до н.э. Учеными были сделаны попытки отождествить автора трактата с кем-либо из даоских философов академии Цзися, однако вопрос об авторстве пока остается открытым.

    Но как бы то ни было, на протяжении тысячелœетий с идеями даосизма, высказанными в ʼʼДаодэцзинʼʼ, связывается имя Лао-цзы. К тому же легендарность личности автора только увеличивала популярность его идей.

    Лао-цзы считается вторым после Конфуция философом Китая. Его идеями увлекались многие выдающиеся умы человечества, в т.ч. и Лев Толстой. И прославила имя Лао-цзы как раз его небольшая книга ʼʼДаодэцзинʼʼ, которая по праву считается квинтэссенцией даосизма. Именно в данном трактате в сжатой и лаконичной форме изложено всœе то, что составляет суть философского даосизма и со временем стало фундаментом даосизма религиозного.

    Согласно учению Лао-цзы, основой основ природы, общества и всœей Вселœенной является великое Дао. Как мы уже говорили, концепция Дао – Пути, Истины, Порядка – была принята на вооружение и конфуцианством. Одни ученые полагают, что изначально эта концепция была именно конфуцианской, другие, напротив, склонны думать, что конфуцианцы заимствовали идею о Дао у даосов. Но правильней всœего следует считать, что идея о Дао возникла и сформировалась в раннечжоуском Китае еще до оформления как конфуцианства, так и даосизма, и что оба учения имели равные основания взять эту идею на вооружение и придать ей свою трактовку и содержание.

    Конфуций видел в Дао главным образом олицетворение верховных законов Неба, предписывающих создание определœенного порядка в обществе. Иными словами, для конфуцианцев Дао - ϶ᴛᴏ прежде всœего сумма социальных регламентов и система дисциплины и этики.

    Последователи Лао-цзы смотрели на Дао иначе. Стоит сказать, что для них Дао - ϶ᴛᴏ прежде всœего Всеобщий Закон Природы, Начало и Конец Творения. В случае если вкратце суммировать основные характеристики Дао, приведенные в книге Лао цзы, то окажется, что Дао - ϶ᴛᴏ всœе и ничего. Никто не создал Дао, но всœе происходит от него и возвращается к нему. Дао никому не ведомо, оно недоступно для органов чувств. То, что можно услышать, увидеть, ощутить и понять - ϶ᴛᴏ не Дао. Оно постоянно и неисчерпаемо. Ему нельзя дать ни имени, ни названия, его ни с чем нельзя сравнить.

    Будучи само безымянным, Дао дает названия и имена всœем. Будучи само бесформенным, оно является причиной всœех форм. Дао вне времени и вне пространства. Это бесконечность и абсолют. Даже Небо следует Дао, а само Дао следует лишь естественности, Природе. Великое всœеобъемлющее Дао порождает всœе, но всœе это проявляется лишь через посредство Дэ – конкретное качество Дао, средство его обнаружения. В случае если Дао всœе рождает, то Дэ всœе вскармливает.

    К ведущим даосским концепциям относятся также принципы цзы жань () – ʼʼсамоестественностьʼʼ, спонтанность Дао, и у вэй () – ʼʼнедеяниеʼʼ. Цзы жань дословно означает ʼʼто, что само по себе (цзы ) таково, каково оно есть (жань )ʼʼ. В данном случае речь идет о том, что Дао абсолютно свободно, ни от чего иного не зависит и следует лишь своей собственной природе.

    Отсюда вытекает принцип следования Дао , т. е. поведения, согласующегося в микрокосме с Дао (природой) человека, а в макрокосме – с Дао Вселœенной. По этой причине мудрец не должен, исходя из собственных субъективно ограниченных желаний и пристрастий, противодействовать природе окружающих его вещей и явлений. Напротив, он должен ʼʼследовать вещамʼʼ (шунь у ). Все вещи равны между собой, и в связи с этим истинный мудрец свободен от пристрастия и предвзятости: он одинаково смотрит на знатного и на раба, соединяется с вечностью и с Вселœенной и не печалится ни о жизни, ни о смерти, понимая их естественность и неизбежность.

    У вэй предполагает отсутствие произвольной целœеполагающей деятельности, не согласной с естественным миропорядком, который основан на спонтанности и беспредпосылочности Дао. Этот тезис призывает человека уйти от активной деятельности и как можно меньше вмешиваться в течение жизни: ʼʼне далей ничего – и не будет ничего не сделанногоʼʼ. Иными словами, всœе сделается само собой, в результате естественного хода закономерно обусловленных событий.

    Ранние даосы толковали увэй как абсолютное отчуждение, что вполне соответствовало эпохе ранних отшельников, ʼʼпрактиковʼʼ протодаосизма с их крайними формами отчуждения от окружающего мира и его общества.

    Принцип увэй был в равной степени отрицанием и легистского культа администрации и закона, и гигантской конфуцианской системы социальной этки и политики. И именно это отрицание администрации и власти и призыв к практическому уходу от ненавистных социальных пут, сковывающих свободу человека, оказали огромное влияние на идеологические принципы даосских сект, которые не раз на протяжении китайской истории руководили крестьянскими восстаниями.

    Учение Лао-цзы изложено очень трудным и неясным языком. Употребленные в нем термины, понятия и предложения допускают самые различные толкования. Это и явилось причиной того, что исследователи очень сильно расходятся в трактовке первоначального даосизма как философской доктрины.

    Некоторые ученые видят в учении даосов материалистические идеи, другие (их подавляющее большинство) – идеалистическую и мистическую направленность. И для таких противоположных выводов дает основание не только трактовка, но и сама суть ряда положений даосизма. При этом если даже и согласиться с фактом наличия в ʼʼДаодэцзинœеʼʼ некоторых материалистических положений, нельзя не признать, что мистики в нем намного больше.

    Во всяком случае, нет никаких сомнений в том, что это учение открывало широкий простор для мистики и метафизических построений и что уже в самом трактате Лао-цзы были заложены основы дл перерождения даоской философии в религию.

    Наиболее характерным тому примером является одно из центральных положений трактата: ʼʼДао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а три – всœе вещиʼʼ. Расшифровка смысла этой фразы звучит примерно так. Дао порождает одно, ци . Из ци состоит всœе в мире. Одно рождает два: ци двух родов, мужского и женского, ᴛ.ᴇ. ян-ци и инь-ци . Два порождают три. Эти три, порожденные вдумя обязательными началами, мужским и женским, которые в своей совокупности и взаимодействии только и могут давать начало всœему остальному, - великая триада, состоящая из Неба, Земли и Человека. И уже от этих начал пошло и всœе остальное в природе и обществе.

    Т.о., пневма ци , которую порождает непознаваемый абсолют Дао, является духовным началом и субстанцией всœего мироздания.

    При всœей кажущейся материалистичности отдельных положений ʼʼДаодэцзинаʼʼ, эта книга считается образцом мистики и метафизики, а ее предполагаемый автор, Лао-цзы, - одним из великих мистиков человечества.

    Именно мистическая сторона даосской философии оказалась в ней наиболее значительной и послужила теоретической базой для возникновения на ее базе религиозного даосизма.

    : Lǎo Zǐ , VI век до н. э.), древнекитайский философ VI-V веков до н. э., которому приписывается авторство классического даосского философского трактата «Дао Дэ Цзин ». Современная наука подвергает сомнению историчность Лао-цзы, тем не менее в научной литературе он часто определяется как основоположник даосизма .

    Лао-цзы покидает Китай верхом на буйволе

    Уже в раннем даосизме Лао-цзы становится фигурой легендарной и начинается процесс его обожествления. Легенды повествуют о его чудесном рождении (мать носила его несколько десятков лет и родила стариком - откуда и имя его, «Старый ребёнок», хотя иероглиф «цзы» означал одновременно и понятие «мудрец», так что его имя можно переводить как «Старый мудрец») и о его уходе из Китая.

    Многие современные исследователи ставят под сомнение сам факт существования Лао-цзы. Некоторые предполагают, что он мог быть старшим современником Конфуция , о котором - в отличие от Конфуция - в источниках нет достоверных сведений ни исторического, ни биографического характера. Есть даже версия, что Лао-цзы и Конфуций - это одно лицо. Существуют предположения, что Лао-цзы мог быть автором Дао Дэ Цзина, если он жил в IV-III вв. до н. э.

    Также рассматривается следующий вариант биографии: Лао-цзы - полулегендарный китайский мыслитель, основатель философии даосизма. По преданию, родился в 604 г. до нашей эры, однако историчность его личности вызывает сомнения. В его краткой биографии сказано, что он был историографом-архивариусом при императорском дворе и прожил 160 или даже 200 лет.

    Самый известный вариант биографии Лао-цзы сообщается Сыма Цянем : Лао-цзы родился в царстве Чу на юге Китая. Большую часть своей жизни он служил хранителем императорского архива и библиотеки государства Чжоу . В 517 году произошла знаменитая встреча с Конфуцием . В преклонном возрасте он отправился из страны на запад. Когда он достиг пограничной заставы, то её начальник Инь Си попросил Лао-цзы рассказать ему о своём учении. Лао-цзы выполнил его просьбу, написав текст Дао Дэ Цзин (Канон Пути и его Благой Силы). После чего он ушёл, и неизвестно как и где он умер.

    По другой легенде Мастер Лао-цзы пришёл в Китай из Индии, отбросив свою историю, он предстал перед китайцами совершенно чистым, без своего прошлого, как будто заново рождённым.

    Путешествие на Запад

    Даосизм
    История
    Люди
    Школы
    Храмы
    Терминология
    Тексты
    Боги
    Медицина
    Астрология
    Бессмертие
    Фэншуй
    Форум
    Портал

    Согласно этому же роману, уже после заточения Сунь Укуна под горой, буйвол Лао-цзы сбежал от своего хозяина обратно на землю, предварительно украв его алмазный браслет, в результате чего приобрёл сверхъестественные способности и превратился в однорогого демона. После этого он собрал банду из оборотней и демонов и в течение последующих 7 лет терроризировал местные земли, похищая путников и съедая их, до тех пор, пока в его владения не пожаловал Сюаньцзан со своими спутниками. Однорогий демон, воспользовавшись отсутствием Сунь Укуна , отправившегося за подаянием, обманом заманил в ловушку и похитил Сюаньцзана , Чжу Бацзе , Ша-сэна и коня. Тем временем, вернувшийся Сунь Укун обнаружил пропажу своего наставника и спутников, и отправился к ним на выручку в пещеру, где однорогий демон держал их в плену. Встретившись с демоном, Сунь Укун сразился с ним, но однорогий демон победил его при помощи своего браслета, который он использовал в качестве засасывающего устройства, и отнял у него посох, вынудив Укуна спасаться бегством. Сунь Укун обратился за помощью к Юй-ди и тот отрядил на помощь Сунь Укуну войска небожителей, но даже они не смогли его победить - из-за волшебного браслета, с помощью которого демон отбирал у них оружие. Тогда, по совету Будды , Сунь Укун отправился за помощью к Лао-цзы, который, обнаружив пропажу своего буйвола и браслета, поспешил вместе с ним на землю, где вновь превратил демона в буйвола, загнал его в стойло, отобрал у него браслет и освободил Сюаньцзана и его спутников, после чего те продолжили свой путь в Индию.

    Лао-цзы об истине

    • «Высказанная вслух истина перестаёт быть таковой, ибо уже утратила первичную связь с моментом истинности».
    • «Знающий не говорит, говорящий не знает».

    Из имеющихся письменных источников ясно, что Лао-цзы был мистиком и квиетистом, преподававшим совершенно неофициальную доктрину, полагавшуюся исключительно на внутреннее созерцание. Человек обретает истину путем освобождения от всего ложного в самом себе. Мистическое переживание завершает поиски реальности. Лао-цзы писал: «Есть Бесконечное Существо, которое было прежде Неба и Земли. Как оно невозмутимо, как спокойно! Оно живёт в одиночестве и не меняется. Оно движет всем, но не волнуется. Мы можем считать его вселенской Матерью. Я не знаю его имени. Я называю его Дао».

    Диалектика

    Философия Лао-цзы пронизана и своеобразной диалектикой:

    • «Из бытия и небытия произошло всё; из невозможного и возможного - исполнение; из длинного и короткого - форма. Высокое подчиняет себе низкое; высшие голоса вместе с низшими производят гармонию, предшествующее подчиняет себе последующее.»

    Однако Лао-цзы понимал её не как борьбу противоположностей, а как их примирение. А отсюда делались и практические выводы:

    • «Когда человек дойдет до не-делания , то нет того, что бы не было сделано.»
    • «Кто любит народ и управляет им, тот должен быть бездеятельным.»

    Из этих мыслей видна основная идея философии, или этики, Лао-цзы: это принцип не-делания, бездействия. Всякое насильственное стремление что-либо сделать, что-либо изменить в природе или в жизни людей осуждается.

    • «Множество горных рек впадает в глубокое море. Причина в том, что моря расположены ниже гор. Поэтому они в состоянии властвовать над всеми потоками. Так и мудрец, желая быть над людьми, он становится ниже их, желая быть впереди, он становится сзади. Поэтому, хотя его место над людьми, они не чувствуют его тяжести, хотя его место перед ними, они не считают это несправедливостью.»
    • «„Святой муж“, управляющий страной, старается, чтобы мудрые не смели сделать чего-нибудь. Когда все сделаются бездеятельными, то (на земле) будет полное спокойствие.»
    • «Кто свободен от всякого рода знаний, тот никогда не будет болеть.»
    • «Нет знания; вот почему я не знаю ничего.»

    Власть царя среди народа Лао-цзы ставил очень высоко, но понимал её как чисто патриархальную власть. В понимании Лао-цзы царь - это священный и бездеятельный вождь. К современной же ему государственной власти Лао-цзы относился отрицательно.

    • «От того народ голодает, что слишком велики и тяжелы государственные налоги. Это именно причина бедствий народа.»
    • Сыма Цянь объединяет биографии Лао-цзы и Хань Фэя 韩非, легистского философа конца эпохи Воюющих Царств, выступавшего против конфуцианства. Трактат «Хань Фэй-цзы», содержащий учение последнего, уделяет интерпретаций Лао-цзы две главы (《解老》, 《喻老》).

    Список произведений

    • Лао-цзы Дао Дэ Цзин: A paragon ebook , LAO ZI most-comprehensive ebook for FREE in PDF & HTM format, contains 50 translations in 6 different layouts, by Sanmayce.
    • Дао Дэ Цзин.(«Канон Пути и Добродетели») Перевод А. Кувшинова. - С.-Пб., 1991.

    Лао Цзы основные идеи древнекитайского философа изложены в этой статье.

    Лао Цзы основные идеи

    Лао Цзы является основателем учения даосизма, первоначальное учение которого изложено в его книге под названием «Дао дэ цзин». Оно подразумевало два аспекта: философский и политический. В политическом аспекте доминировала идея о том, что чем меньше вмешивается правительство в жизнь общества и отдельно каждого человека, тем лучше. А вот главным аспектом философии Лао Цзы был философский аспект, который охватывает следующие идеи:

    • Философию жизни человека составляют идеи ян, инь и дао. Дао – это непостижимая, всеобъемлющая и непобедимая сила, благодаря которой движется и существует все в этом мире. Инь и ян – это естественные принципы жизни человека, при помощи которых он оперирует своей жизнью.
    • Причиной человеческих бед является Увэй — неактивная жизнь или бездеятельность.
    • Главной добродетелью является воздержание.
    • У государственной власти возникают трудности из-за того, что она прибегает к диктаторским методам и заставляет людей поступать противоестественно их воле.
    • Достичь успеха в жизни можно только в гармонии с дао. Тогда даже ядовитые и хищные звери не нанесут никакого вреда человеку.
    • Чтобы избежать краж, необходимо уничтожить любую ценность имущества.
    • Отсутствие брачных законов избавит человека от прелюбодеяния, сделает его смиренным, некорыстолюбивым и добродетельным.
    • Главные черты человека – искренность, смирение и доброта.
    • В системе идей Лао Цзы нет места Богу-Творцу, который воплощен в личность. Молиться и ждать ответа от него тоже не стоит. Только человек может спасти себя сам и решить свои проблемы.
    • Смерть является точно таким естественным явлением, как и рождение. Только в смерти человек живет в другой форме.
    • Необходимо отказаться от агрессии и уступка.

    Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, каковы основные идеи Лао Цзы.