03.01.2024

Тематическая беседа в ЛОЛ «22 июня - День памяти и скорби. Мероприятие со старшими дошкольниками к "22 июня- дню памяти и скорби" материал (старшая группа) на тему Сценарий мероприятия к 22 июня в библиотеке


Автор : Ермошина Татьяна Владимировна, учитель начальных классов, МОУ «Гимназия №7», г. Подольск
Описание : Предлагаю материал, который может быть использован классными руководителями всех ступеней образования, учителями предметниками при подготовке праздника посвящённого Дню Победы.
Цель : воспитывать у детей чувство личного сопереживания тем, кто воевал на фронтах в годы ВОВ и служил Родине в тылу, чувство гордости за свою страну, жившие в ней поколения наших предков и родной народ.
Задачи : закрепление и углубление знаний о жизни нашего народа в годы Великой Отечественной Войны, развитие и воспитание патриотических чувств на примерах героизма солдат нашей армии, храбрости и мужества народа.

Ход мероприятия.

На роли ведущих целесообразно пригласить учащихся старших классов.
1-й ведущий
Войну мы вспоминаем не затем,
Чтоб лишний раз победой похвалиться.
Мы просто заклинаем всех и вся:
Подобное не может повториться...
2-й ведущий.
22 июня 1941 года. Позади экзамены, ребята мечтают, как будут жить после школы.
(Мирное небо, выпускной бал, дети танцуют «Случайный вальс».)
На фоне музыки звучат мечты выпускников 1941 года.
- Я собираюсь поступить в медицинский институт, хочу стать детским врачом.
- А я мечтаю стать инженером...
- А я буду учителем математики...
- Я хочу стать строителем...
- Я мечтаю поступить в театральный...
- А я мечтаю о любви...
1-й ведущий
Июнь! Тогда ещё не знали вы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны!
А кончится она лишь в 45-м, в мае...
2-й ведущий
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось...
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
(Голос Левитана: «Внимание! Работают все радиостанции».)
Б. Акуджава «Ах, война…» читают ребята старшеклассники.
Д е в о ч к а.
Ах, война, что ты сделала подлая?
Стали тихими наши дворы.
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат.
«До свидания, мальчики! Мальчики!

М а л ь ч и к.
Ах, война, что ты подлая сделала?
Вместо свадеб - разлуки и дым.
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестрёнкам своим.
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат.
До свидания, девочки! Девочки!
Постарайтесь вернуться назад!»
1-й ведущий .
А. А. Сурков «Стелются чёрные тучи»
Стелются чёрные тучи,
Молнии в небе снуют,
В облаке пыли летучей
Трубы тревогу поют.
С бандой фашистов сразиться
Родина смелых зовёт...
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берёт.
Ринулись ввысь самолёты.
Двинулся танковый строй,
С песней пехотные роты.
Вышли за Родину в бой.
(Звучит песня «Священная война». Ребята строем уходят.)
2-й ведущий .
- Скажи, хоть раз ты видел рукопашный? Не наяву, но, может быть, во сне? Кто говорит, что на войне нестрашно, тот ничего не знает о войне!
(Фонограмма: стрельба, самолёты, взрывы. Идёт бой.)
Солдат
Хорошо товарищ, после боя,
Выдыхая дым пороховой,
Посмотреть на небо голубое -
Облака плывут над головой.
(Звучит песня «Соловьи, не пойте больше песен...»)
1-й ведущий
В бою под Орлом, под Варшавой,
В жестоком огне батарей
Я чувствовал слева и справа
Поддержку окопных друзей
И, видел, как кто-то смелее
И старше намного меня,
Себя самого не жалея,
Шёл прямо под ливень огня.
(Инсценировка отрывка Б. Васильева «В списках не значился».
На сцене - один раненый солдат, входит второй с автоматом, устало садится рядом с раненым.)
Звучит запись стихотворения «Жди меня».
(Звучит песня «Тёмная ночь».)
2-й ведущий
Грохочет ночь. Ещё раскат. Вдали костром огромным зарево раздуто. Полковника в землянку принесли. Отсчитаны последние минуты. Что в сердце воскрешает он своём, Жестокую предугадав разлуку? Любимый край? Родные лица? Дом?
Об этом он не вымолвил ни звука.
- Огонь... во имя Родины... вперед!
И, умирая, воин непреклонный
Командует. И в смертный час ведёт
К победе он стальные батальоны.
(Звучит песня «Комбат».)
1-й ведущий (Н. Сердюк «Что солдату снится?»)
Что солдату сниться
Вдалеке от дома?
Только ночь сомкнет ресницы
Парню молодому.
Снится девушка-отрада
С ясными глазами,
Та, что верно ждет солдата
Днями и ночами.
Снится дом на перекрестке,
Тень густого сада,
Снится белая березка
У окошка рядом,
Мать в косыночке из ситца
У крыльца родного...
Отчий край солдату снится
Вдалеке от дома.
2-й ведущий
Фронтовые песни величаво
Гимнами звенят немало лет
Над землей, где солнцем светит слава
Боевых сражений и побед.
И звенят они, где обелиски
Утопают в радужных цветах...
Фронтовые песни без прописки
С давних пор живут в людских сердцах.
(Фрагменты песен.)
1-й ведущий.
Возвращаются с войны солдаты.
Степи, степи - машет даль крылом...
Ждёт у хаты мать домой солдата,
А солдат спит вечным сном.
(Звучит песня «Журавли» - фон)
2-й ведущий.
Жила на Украине семья, которая подарила стране сыновей.
Всех восьмерых сыновей отправила она, благословляя, на защиту Родины. Они не посрамили честь своей матери-вдовы, перенёсшей немало страданий.
Иван, Пётр, Константин и Фёдор в конце декабря самоотверженно воевали в районе Керчи - Феодосии. В разгоревшейся борьбе пали Иван и Пётр. Во время освобождения Киева погиб Фёдор, а при освобождении Донбасса пал смертью храбрых Константин.
Василий героически воевал, сначала защищая Кавказ, а затем Сталинград. Он был тяжело ранен во время осуществления Курской операции. Был демобилизован и вернулся в родной город, но из-за осложнений после ранений умер..
Его брат Тихон тоже стал жертвой тяжелого ранения, умер в госпитале.
Мужественно сражался и Анатолий, который погиб при освобождении из блокады Ленинграда.
Из восьми братьев лишь одному Степану удалось спастись от фашистских орд. Он преследовал врага до самого их логова - Берлина.
1-й ведущий. (Е. Мартынов «Постарела мать…» отрывок)
Постарела мать за много лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она всё продолжает ждать,
Потому что верит; потому что мать...
2-й ведущий
Говорят погибшие герои - будто вечные огни горят
Говорят погибшие герои. Слушайте! - герои говорят.
(Звучат голоса героев в записи.)
«...Не ощущая страха, не чувствуя усталости в руках, я буду бить врага и до последней капли крови буду предан Родине своей!»
«...Умрём, но не сдадимся!»
«...Плакать не нужно. Гордись и помни меня, мама!»
«...Победа будет наша! Прощай, Родина! Твой сын...»
«...Ах, как хочется жить, жить!»
«... Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зелёные деревья, цветы в саду яркие-яркие. У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, красочная, как эти цветы, и счастливая. За неё умереть не страшно...»
1-й ведущий (А. Николаев «1418 дней» отрывок)
Перед нашей Родиной мы сочтёмся славою,
Все, кто кровью собственной породнился с ней
Шла война великая, шла война кровавая - 1418 дней.

Наградила нас она фронтовым содружеством,
Не было содружества крепче и родней,
Под огнями, пулями закалялось мужество - 1418 дней.

Сколько горя вынесло наше поколение.
Каждый день теряли мы фронтовых друзей,
Каждый день задумайтесь, день поминовения - 1418 дней.

2-й ведущий (Р. И. Рождественский «Реквием» отрывок)
Помните! Через века, через года - помните!
О тех, кто уже не придёт никогда, - помните!
Люди! Покуда сердца стучатся - помните!
Какою ценой завоёвано счастье,
Пожалуйста, помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли!
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните...
Но о тех, кто уже не придёт никогда, заклинаю, - помните!
1-й ведущий
Склонитесь и молод, и стар
В честь тех, кто за счастье,
Жизнь ради жизни отдал.
Почтим всех погибших минутой молчания.
(Минута молчания.)
2-й ведущий
Осенен полыханьем победного стяга,
Сел усталый солдат на ступеньки рейхстага.
Снял фуражку, как труженик после работы,
Вытирая со лба капли жаркого пота.
Положил автомат, пыль стряхнул с гимнастерки,
"Из кисета отсыпал щепотку махорки...
Поглядел еще раз, как над вражьей столицей
На весеннем ветру наше знамя лучится,
Папиросу свернул, затянулся спокойно
И сказал: «Так любые закончатся войны».
1-й ведущий (А. Т. Твардовский «В тот день, когда окончилась война»)
В тот день, когда окончилась война
И все стволы палили в счет салюта, -
В тот час на торжестве была одна,
Особая для наших душ минута.
Еще теплы стволы орудий,
И кровь не всю впитал песок,
Но мир настал, - вдохните, люди,
Переступив войны порог.
(Звучит песня «День Победы».)
2-й ведущий
Имена... Имена...Имена...
Всех ушедших в священное пламя.
Но ещё настигает война ветеранов,
Оставшихся с нами.
1-й ведущий
Посмотрите на вечный огонь -
Он в сердцах, беспокойных и юных.
Вечный подвиг и вечная боль,
И звенят опалённые струны...
Память! Ей мы навеки верны.
Дорогие, суровые лица...
И война не должна повториться! -
(Звучит «Песнь о солдате».)

Автор Ляпина Вера Валерьевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 47 городской округ Самара
Цель воспитание чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войне и выжившим ветеранам;
Задачи:
- Формировать гражданскую позицию и чувство ответственности за свою Родину, чувство патриотизма;
-Развивать коммуникативные качества подрастающего поколения, стремление знать историю своей малой Родины в период 1941-1945 годов;
- Воспитывать любовь к Родине, интерес, бережное уважительное отношение к исторической памяти народа, чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время, воспитывать уважительное отношение к старшему поколению.
Описание работы Материал предназначен для учащихся начальной школы и среднего звена. Учителям начальных классов и классным руководителям среднего звена можно использовать на уроках истории и внеклассных мероприятиях.

Ход мероприятия

1 ведущий
Стоял июль сорокового,
Берлин по-летнему сиял...
Адольф сказал военным слово,
Точнее - он им приказал
План разработать нападенья
На СССР. Но к сожаленью,
Ему никто не возражал.
А в декабре того же года
План был подписан... И война,
Увы, не каждому народу,
Как говорят, была видна...


2 ведущий
На месте русской солнечной столицы,
Хотел Адольф пейзажем насладиться,-
Чтоб озеро плескалось на века...
Он думал, что идея велика,
не верил, что такое не случится,
Что у России крепкая рука,
Москва мудра, сумеет защититься
От всякого врага, его орды,
И шквал ветров их заметет следы
На все, на все грядущие века!
Такая Русь могуча, велика!
3 ведущий
Но этого Адольф не ожидал!
И верил он в удачу боевую,
Собрал орду большую, огневую,
Напасть на Русь внезапно- приказал!
Пошли войска... Рассвет алел...


4 ведущий
Как шла вперед за танками пехота,
Как небо раздирали самолеты,
Бомбили с гневом села, города...
На Русь пришла смертельная беда...


Учитель
Начав вероломную войну против СССР, Адольф Гитлер как главный фашист Германии обратился к своим солдатам со словами:" Солдат! У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание - убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик- убивай!Этим ты спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи, прославишься навеки"



Страшно. Чудовищно. Оказывается, у Гитлера совсем не было даже признаков морали. Он был врагом не только русских, но и человечества, врагом самой жизни.
С рассветом 22 июня 1941 года регулярные войска германской армии атаковали наши пограничные части на фронте от Балтийского до Чёрного моря и в течение первой половины дня сдерживались ими. Авиация противника атаковала ряд наших аэродромов и населённых пунктов.Нами сбито 65 самолетов противника!
1 ведущий
Бои повсюду продолжались,
Стремились немцы Минск занять
И Львов и Луцк в мечтах купались
Уже в Дунае отдыхать
У моря Чёрного хотели,
Успех казался близок им,
Но недоступны были цели-
Народ Руси непобедим!


Хоть Красной Армии и было
Труднее сдерживать напор,

Немецких войск... Но все ж громила
Врага везде - у рек и гор!
Сдавала сёла, города...
2 ведущий
Но власть Союза твёрдо знала:
Не будет вражьего следа
В родной Москве! И отступая
Войска советские дрались
За жизнь страны, и не скрывая,
Как им ценна их жизнь.
С мечтой красивой, молодая!
И каждый бой для войск советских
был важным боем за страну,
За жизнь детей, мечтаний детских,
За мать, отца и за жену!
В боях порою отступали
Солдаты армии Кремля...
С великой клятвою шептали:
"Прости нас, русская земля..."
"Вернемся мы, врага осилим,
Мы разгромим его войска!"
Солдатам верила Россия,
Как было так во все века!
Русь помнит святость всех наследий,
И эта святость не мертва!
И каждый бой был путь к Победе,
И час такой ждала Москва!
3 ведущий
Москва в опасности
Столице враг грозил...
И весь народ поднялся на защиту!
Он верил, знал, что будет враг разбитым,
Как в прошлом он не раз тут битым был!


У каждого народа есть страна,
Она ему всех ценностей дороже.
И наша Русь судьбою нам дана,
Москва для нас любимая - одна,
И мы врагам отдать ее не можем!
И будет враг, мы верили, разбит!
В смертельный бой пойдут сыны России!
Победы час набатом прозвучит!
Весь мир разгромом немцев удивит,
Все подвиги прославит боевые!


Учитель
7 ноября 1941 года на Красной площади Москвы состоялся традиционный парад войск Красной Армии, посвященный 24-й годовщине Великого Октября. Здесь И.В. Сталин произнес пламенную речь в которой пожелал всем воинам Красной Армии, чтобы их вдохновлял мужественный образ наших великих предков Александра Невского,


Дмитрия Донского,


Козьмы Минина, Дмитрия Пожарского,


Александра Суворова,


Михаили Кутузова!


Под торжественные звуки военного марша воины Красной Армии участники парада на Красной площади Москвы ушли на фронт. В этот день в Москве, как и во всей стране, особенно торжественно и вдохновляюще звучала великая песня- "Священная война"(В.Лебедева-Кумача и А.Александрова).
И сейчас она прозвучит.
Звучит песня "Священная война"
На всех фронтах борьбы с фашистскими оккупантами воины Красной Армии проявляли необычайное мужество и героизм, которыми восхищалось человечество.
1 ведущий
Мир не может забыть стоны концлагерей:
Там несчастных в рабов превращали.
Там травили детей и под танго в людей
Улыбаясь фашисты стреляли.
Там от криков людских замирал небосклон...
Там седела земля при расстрелах...
И фашистам был мил жертв надорванный стон,
Даже солнце от страха бледнело.



2 ведущий
Твердыней на Волге стоял Сталинград,
И Волга его обмывала,
"Ни шагу назад! Ни шагу назад!"-
Отчизна ему приказала.
А наш Сталинград мир собой удивил,
По солнцем он был золотистым!
"Ни шагу назад!" - он бойцам говорил.
Они победили фашистов!


Учитель
Фашистов погнали с родной земли.Красная Армия продолжала радовать новыми победами над германским фашизмом.Наступил победный май 1945 года.Советские войска вели упорные наступительные бои на территории самой Германии.
3 ведущий
И вот - рейхстаг! Герой -солдат
Смотрел победно на колонны.
Он шёл от Волги и был рад,
Что в небе - алые знамена!
Друзья писали на стене
И на колоннах прямо, косо:
"Пришли в Берлин!", "Конец войне!",


"Петров", "Иванушкин", "Матросов"!
И стал солдат взял в руки мел
И стал писать слова святые,
Какие в сердце он имел,-
Писал от имени России!
Великой, мудрою строкой
Все те слова солдата были:
"МЫ ЗДЕСЬ ЗАТЕМ, ЧТОБ ВПРЕДЬ ВОЙНОЙ
ВЫ НИКОГДА К НАМ НЕ ХОДИЛИ!"


4 ведущий
Истории событья вспоминая,
Пишу слова сходящие с пера:
Закончилась Вторая мировая
Война со злом с Победою добра!
Но есть дела для всех людей на свете,
Чтоб мир добра богаче расцветал,-
Все сделать так, чтоб гибель на планете
И жизни всей наш трудный век не знал!
Учитель
Плавятся вечностью годы,
Временем лечатся раны,
Только печальны под солнцем
Воинов павших курганы...

Сценарий мероприятия
"День памяти и скорби" 22 июня
Цель: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, за
соотечественников, за свой город; воспитывать уважительное отношение к
старшему поколению, памятникам войны.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Звучит фонограмма песни «Священная война» куплет громко, потом
сделать тише.
Есть в календаре даты, навечно вписанные в героическую летопись нашей
страны. 22 июня… Этот день вечно будет отбрасывать нашу память к 1941
году. А значит, и к 9 маю 1945 года. Между двумя датами – прочная нить. Она
связала воедино годы ужаса, лишений и тяжелого труда.
22 июня 1941 года рано утром без объявления войны фашистская Германия
напала на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война.
Но в памяти человеческой роковая дата 22 июня 1941 года осталась не просто
как дата, а как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней Великой
Отечественной войны.
Звучит песня 22 июня.
Митинг, посвященный Дню памяти и скорби объявляется открытым.
(Звучит гимн)
Ведущий.
Слово предоставляется начальнику лагеря Мкртумовой Нелли Валерьевне
Ведущий 2
Самый светлый,
Самый летний день в году,
Самый длинный день Земли –
Двадцать второго.
Спали дети,
Зрели яблоки в саду.
Вспоминаем
Вспоминаем это снова.
Вспоминаем эту ночь и в этот час –
Взрыв, что солнце погасил в кромешном гуле,
Сквозь повязки неумелые сочась,
Кровь народа за краснелась.
Шаг за шагом вспоминаем,
Смерть за смертью, боль за болью

День за днем, взрыв за взрывом,
Год за годом, опаленные огнем,
Год за годом, истекающие кровью.
Вед. 1:
Войны начинаются внезапно.
Ходит по границе тишина.
А потом обвал. И сразу пятна.
Красные. И вот она – война.
Вот она – гремучая, шальная,
Вся в лоскутьях дыма и огня,
Землю под железо, подминая,
Целится в тебя или в меня.
Вед. 1:
В эти годы порой казалось,
Что мир детства навек опустел,
Что не вернется радость
В город, где дома без стен.
Вед. 2:
Был серебряным смех девчонок,
Но его заглушила война.
А седины ребячьих челок...
Разве этому есть цена?!
Вед. 1:
В каждой семье кто­то из родных не вернулся с войны.
Вспомним всех поимённо,
Сердцем вспомним своим,
Это нужно не мёртвым –
Это нужно живым!
Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свои жизни в борьбе за мир
и счастье на Земле, за Нашу Родину, за нашу жизнь.
Минута молчания. (звук метронома)
Звучит музыка.(вечная память)
Ведущий. Течет река времени. Минуло уже много лет с того незабываемого и
страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до
Черного моря, двери войны. Много воды унесла с тех пор река времени.
Зарыли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые
поколения. Но в памяти человеческой навсегда останутся события тех

героических трагических лет.
Эта война была одним из самых тяжелых испытаний, которое с честью
выдержала наша страна. Никогда не забудется подвиг солдата, стоявшего
насмерть, и подвиг труженика, ковавшего эту победу в тылу. Наш долг ­
хранить память об этом подвиге, уважение к стойкости, мужеству,
беззаветной любви к своему Отечеству и передать это следующим
поколениям.
А сейчас для вас ребята прочитают стихи.
Звучит музыка. (журавли)
чтец 1
В тот страшный день земля рванула в небо.
От грохота застыла в жилах кровь.
Июнь цветастый сразу канул в небыль,
И смерть, вдруг, оттеснила жизнь, любовь.
чтец 2
Надели гимнастёрки и шинели
Вчерашние мальчишки – цвет страны.
Девчонки на прощанье песни пели,
Желали выжить в грозный час войны.
чтец 3
Война, как ком, катилась по дорогам,
Неся разруху, голод, смерть и боль.
Осталось их в живых совсем немного,
Принявших первый, самый страшный бой!
чтец 4
В атаку шли за правду, за Отчизну,
За мир, за мать с отцом, за добрый дом.
Чтоб защитить от ужасов фашизма
Права на жизнь, что рушилась кругом.
чтец 5
Сирень, гвоздики, нежные тюльпаны…
Начало лета, жизнь вокруг кипит.
Жива любовь, зарубцевались раны,
Но этот день июня не забыт!
чтец 6
Именем погибших и живых,
чтоб светило солнце и смеялись дети,
Чтоб забылось слово горькое «убит»,
Люди! Мир храните на планете!

Звучит музыка (от героев былых времён)
Вед.1: Мы – поколение, не знавшее войны,
Мы – поколение великих, мирных будней.
Мы мира дочери и мира мы сыны,
Наш путь и славен, и велик, и труден.
Мы самой новой эры порождение
Ее создание – новый человек.
Эпохи мирной, доблести творенье
В космический, прекрасный сложный век.
Простор вселенский кораблями бороздим
И открываем все заоблачные дали.
Но одного, лишь одного хотим,
Чтобы военных, страшных будней не видно было больше никогда.
Пусть всегда будет мир, пусть всегда будет счастье, пусть всегда будет
радость!!! Митинг, посвященный Дню памяти и скорби объявляется
закрытым.
Уважаемые ребята!
В знак нашей общей печали
И Скорби о погибших земляках,
Просим построится и пройти к памятникам, для возложения цветов.
Звучит музыка (Эх дороги)

Сценарий ко Дню памяти и скорби для младших школьников. Дети войны.

Подготовила: Вечёркина Н.С

Цель:
Формирование личностных, нравственных и гражданских качеств обучающихся.
Задачи
1. Воспитывать чувство гордости и благодарности солдатам и офицерам Великой Отечественной войны, спасшим человечество от фашизма;
2. Воспитывать чувство ответственности и гордости за свою страну.
Классный час приурочен к годовщине победы в Великой Отечественной войне
Оформление: фотоколлаж, выставка детских рисунков о войне, музыкальное сопровождение.

Педагог: 22 июня 1941 года – самая скорбная дата в многовековой истории нашей Родины. Ровно 74 года назад началась Великая Отечественная война. В этот день около четырёх часов утра немецко-фашистские войска без объявления войны перешли границу Советского Союза, вероломно нарушив подписанный ранее Пакт о ненападении. Начался первый из 1418-ти дней самой страшной в истории человечества войны.
Звучит песня «Священная война»

Педагог: Воскресным утром тысячи мальчиков и девочек со своими родителями, вместо воскресного отдыха, в страхе и ужасе бежали из своих домов. Они шли нескончаемым потоком по дорогам войны, растянувшейся на долгие годы. Сколько их было, убитых и раненых, истерзанных за годы Великой Отечественной войны!
А фашистская хроника вновь и вновь демонстрировала в своих киножурналах воскресное утро 22 июня 1941 года.
Первым кадром, восхищавшим фашистских головорезов, был кадр хроники, на котором была изображена убитая девочка с куклой, лежавшая на одной из улиц белорусского города Бреста, первым встретившего войну. Ее лицо было безмятежным, косички упали в пыль дорожной мостовой, а рука, судорожно сжимала куклу, которую недавно подарили родители.
Она могла стать поэтом или писателем, музыкантом или врачом, строителем или просто мамой. ЕЕ судьба – история многих маленьких звездочек, чей век был короток, чья жизнь погасла, не успев разгореться. Я не хочу, чтобы прошлое, мрачное и злое возвратилось.
Музыка

1 УЧЕНИК:

И потому, наверное, дороже,
Чем ты, ценю я радость тишины
И каждый новый день, что мною прожит.

Я родом не из детства - из войны.
Раз, пробираясь партизанской тропкой,
Я поняла навек, что мы должны
Быть добрыми к любой травинке робкой.

Я родом не из детства - из войны.
И, может, потому незащищённей:
Сердца фронтовиков обожжены,
А у тебя - шершавые ладони.

Я родом не из детства - из войны.
Прости меня - в том нет моей вины...
(Ю.Друнина)

2 УЧЕНИК:

Кто-то родом из детства...
Я – из войны, из блокадного бедствия,
Из её глубины.
Влюблена была в небо,
Но небо меня
Обмануло нелепо среди
белого дня. С неба падали бомбы,
разрушали дома.
Поднялась из обломков, как
не знаю сама
А друзья не успели.
Мне жалко друзей.
Хорошо они пели в первой роте моей.
Были родом из детства все друзья у меня,
Не могу я согреться без них у огня.
(Г.Беднова)

Педагог: Дети войны…
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали – прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Пришёл час – они показали, каким может стать маленькое сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к врагам.
Во время войны дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах. Все, в том числе и дети работали по 12 часов, а потом возвращались в холодный дом. В «буржуйку» была пущена мебель, книги, иногда удавалось добыть сломанные бочки от краски, чтобы топить ими печку. После работы ели хлеб. Мороженую картошку, пили чай из морковки. Даже очистки не выбрасывали, а использовали для приготовления оладьев.. Несмотря на суровую обстановку приняли решение продолжать обучение детей. В конце октября 1941 года 60 тысяч школьников 1-4 классов приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах, а с 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели еще более 30 тысяч учащихся 1-4 классов.
Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке, или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Рассказывая об этом времени, ученики 7 класса 148 школы писали в своем коллективном дневнике: «Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода, который резкой морозной струей рвется из-под щелей дверей, пробегает по всему телу. Настойчивый и злой ветер гонит дым обратно, с улицы, через примитивный дымоход прямо в комнату…Глаза слезятся, читать тяжело, а писать совершенно невозможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в шапках».
Самым тяжелым было положение в блокадном Ленинграде, городе, окруженном со всех сторон плотным вражеским кольцом. Единственная дорога, которая соединяла его с тылом, была дорога жизни, пролегавшая по Ладожскому озеру. Легендарные полуторки привозили по ней в город хлеб, а вывозили полуживых, истощенных голодом людей.

3 УЧЕНИК:
Таня Савичева - ленинградская школьница, которая с начала блокады Ленинграда вела дневник в записной книжке. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. В этом дневнике всего 9 страниц и на шести из них даты смерти близких людей - трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь:
«Женя умерла 28 декабря в 12.30 час утра 1941 года»
«Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года»
«Лёка умер 17 марта в 5 часов утра в 1942 году»
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 ч ночи 1942 года»
«Дядя Леша - 10 мая в 4 часа дня в 1942 году»
«Мама - 13 мая в 7.30 часов утра в 1942 году»

4 УЧЕНИК:
Со смертью мамы у Тани полностью пропала надежда, она пишет: «Савичевы умерли» «Умерли все» «Осталась одна Таня»
Таню оформили в детский дом № 48, который был эвакуирован в поселок Шатки.
Из всех прибывших тогда детей не удалось спасти только Таню Савичеву. Таня умерла 1 июля 1944 в возрасте 14-ти с половиной лет. Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против нацистских преступников.
Музыка

5 УЧЕНИК:
Ты помнишь дни, когда пожар пылал,
И небо высилось чудовищно багрово,
И дым пахнул в лицо, и рядом друг упал,
И рвался детский крик из дымного покрова.
Ложился взрыв на взрыв, и падал дом на дом
С протяжным каменным нечеловечным стоном.
Казалось, камень умирал с трудом,
Ложась на площадь телом многотонным

6 УЧЕНИК:
Тянулась к солнцу дыма тень,
Чертою черной бесконечной.
Горели камни мостовых.
Металл корежился в пожаре.
И в узких щелях земляных
Мы задыхалися в угаре.
Среди горящих головней
Среди обугленных развалин
То звали матери детей,
То дети матерей искали.

Педагог: Сколько их – исковерканных войной детских судеб?
Как внезапно ворвалась война в их детство и юность…
Сколько тогда бродило по огненным дорогам бездомных и обездоленных детей, изголодавшихся, потерявших родных и близких!
В марте 1943 в белорусской деревеньке Хатынь появилось около 300 карателей. Они согнали жителей деревни в большой сарай и подожгли. Выбегавших людей из огня встречала автоматная очередь. Кричали дети, плакали взрослые, задыхались и горели люди.
Среди 149 сгоревших в Хатыни – 75 детей.

7 УЧЕНИК:
Глаза девчонки семилетней,
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней – молчит в ответ,
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.
Музыка

Педагог: 5 августа 1942 года. Варшава, столица Польши. Из Дома сирот выходит 100 детей. Впереди учитель, Януш Корчак.
По приказу фашистского командования они идут по улицам Варшавы на вокзал, где их ждет поезд, который направится в фашистский лагерь смерти - Треблинку. Дети идут, не боясь, потому что с ними идет умный и мудрый взрослый, которого они ласково называют «Старый доктор».
Поезд набирает скорость. Дети садятся вокруг Старого доктора и просят: «Расскажи нам сказку, доктор!» Он рассказывал им сказки даже тогда, когда всех их поглотила газовая камера лагеря смерти.
Они ничего не успели в своей жизни и как чистые ангелы вознеслись на небо, напоминая людям о том, что кошмары и ужасы пережитого ими не должны повториться.

8 УЧЕНИК:
Дети войны, вы детства не знали.
Ужас тех лет от бомбёжек в глазах.
В страхе вы жили. Не все выживали.
Горечь-полынь и сейчас на губах.

Дети войны, как же вы голодали…
Как же хотелось собрать горсть зерна.
На зрелых полях колосья играли,
Их поджигали, топтали…Война…

Чёрные дни от пожаров и гари-
Детским сердцам непонятны они.
Зачем и куда тогда вы бежали,
Всё покидая, в те горькие дни.

Где ж вы, родные мои, отзовитесь?!
Сколько же лет разделяло людей?
Дети войны, как и прежде, крепитесь!
Больше вам добрых и радостных дней!
Музыка

Педагог: Кто-то сказал: «На войне детей не бывает». Нет, бывает, и тем страшнее война, чем больше детей теряют свое беззаботное, радостное детство в ее жерновах, становясь не по возрасту серьезными, ответственными зачастую не только за себя, за своих братьев и сестер, но и за весь мир, за мир на земле.
Многие из этих детей живы и сейчас, они рядом с нами: это ваши бабушки и дедушки – они тоже дети войны.
- Что помогло им не сломаться, ведь они не просто жили, они помогали изо всех сил старшим?
- Чем отличается ваше современное детство – детей 21 века – от того, о чем мы сегодня с вами говорили? (им пришлось много трудиться, терпеть голод и холод, многие не выжили…)
- Над чем вас заставили задуматься слова, звучавшие сегодня?
Думаю, что у каждого из вас зародится чувство ответственности и гордости за свою Родину, за старшее поколение и каждый из вас будет с большим уважение относиться к тем, кто внес свой вклад в нашу Великую победу.
Навечно застыли в строю героев дети, чей взрослый подвиг в годы войны не имеет цены.
Их имена и в 21 веке сияют звездами на мирном небе нашей родины.
За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки тысяч сынов и дочерей полков, юнг и юных партизан были награждены орденами и медалями.
Много лет прошло со дня окончания Великой отечественной войны. Уходят от нас в мир иной люди, видевшие страшное лицо войны. А вы можете узнать о тех событиях только из рассказов ветеранов, из книг, художественных фильмов..
Мы не должны забывать этот страшный урок истории.
Как только люди забудут ужасы войны, война снова начнется на нашей земле.

9 УЧЕНИК:
Мир в каждом доме, в каждой стране!
Мир – это жизнь на планете!
Мир – это солнце на нашей Земле!
Мир - нужен взрослым и детям!
Педагог:

А сейчас, давайте сделаем свой плакат «Мы голосуем за МИР!».

У вас на столе лежат листы цветной бумаги. Положите на них свою руку и обведите ее. Теперь вырежьте точно по контуру. А сейчас наклеим эти «руки» на нашу заготовку. (Получается плакат, на котором к солнцу тянутся руки детей).
Во время второй мировой войны погибло 13 миллионов детей. Что есть у нас дороже наших детей? Что есть у любого народа дороже? У любой матери? У любого отца? На Земле самый лучший народ – дети.
Хорошо зимой и летом.
И пригодна для жилья.
Всенародная планета.
Наша матушка-земля
До сих пор не обветшала
Крыша синяя над ней
В странах – комнатах и залах
С каждым годом всё людней
Где богаче, где попроще
Жизнь идёт, но с давних пор
Двери все выходят в общий,
Коммунальный коридор.
Семьи всех оттенков кожи
Рядышком расселены
Семьи все на свете схожи
Не хотят они войны
Не хотят, чтоб стала тиром,
Превратилась в полигон
Эта общая квартира
Всех народов и племён.
Людям надо непременно
Сохранить свой дом земной
Ведь у них во всей Вселенной
Нет жилплощади иной.
(Е. Евтушенко)

И в заключении, все вместе споем песню «Пусть всегда будет солнце»
Слова Л. Ошанина Музыка Аркадия Островского




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • воспитание чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войне и выжившим ветеранам;
  • воспитание патриотизма и гражданственности;
  • развитие интереса к историческому прошлому нашей страны.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, музыкальный центр, экран.

Актовый зал школы украшен, на стенах рисунки на тему праздника.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Взрослый: 22 июня 1941 года рано утром без объявления войны фашистская Германия напала на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война. (Слайд 1)

Звучит фонограмма песни «Священная война» куплет громко, потом сделать тише.

Чтец 1:

Войны начинаются внезапно.
Ходит по границе тишина.
А потом обвал. И сразу пятна.
Красные. И вот она – война.

Чтец 2:

Вот она – гремучая, шальная,
Вся в лоскутьях дыма и огня,
Землю под железо подминая,
Целится в тебя или в меня.

Чтец 3:

В эти годы порой казалось,
Что мир детства навек опустел,
Что не вернется радость
В город, где дома без стен.

Чтец 4:

Был серебряным смех девчонок,
Но его заглушила война.
А седины ребячьих челок...
Разве этому есть цена?!

Чтец 5:

Юные безусые герои!
Юными остались вы навек,
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим, не поднимая век.

Чтец 6:

Боль и гнев сейчас тому причина,
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.

Видеоклип «До свидания, мальчики» . (Слайд 3)

Взрослый: Война и дети… Как это страшно и как несправедливо! Дети и война несовместимы, как жизнь и смерть. Но в 1941 году об этом не вспоминали. Дети в годы войны сражались вместе со взрослыми и погибали на фронтах, в оккупированных фашистами городах и деревнях, в концентрационных лагерях, умирали от пуль и снарядов, от ран и болезней, от голода и холода.

Чтец 1:

Тогда нам было десять лет.
Мы помним ночь войны.
Ни огонька в окошках нет,
Они затемнены.

Чтец 2:

Кто прожил только десять лет,
Запомнит навсегда,
Как, потушив дрожащий свет,
Ходили поезда.

Чтец 3:

Во тьме на фронт везли войска,
Детей – в далёкий тыл.
И поезд ночью без гудка
От станций отходил.

Чтец 4:

Тот не забудет никогда,
Хоть был он очень мал,
Как дорога была вода,
И не всегда была еда,
И как отец его тогда
За счастье воевал!

Взрослый: В каждой семье кто-то из родных не вернулся с войны.

Вспомним всех поимённо,
Сердцем вспомним своим,
Это нужно не мёртвым –
Это нужно живым!

Взрослый: Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свои жизни в борьбе за мир и счастье на Земле, за нашу жизнь.

Минута молчания.

Взрослый:

Гудели танки, пушки корпусные,
Месили грязь и вязли до осей…
Знать, из терпенья вышла ты, Россия,
Коль навалилась с ходу всей.

Охраняет наше море
Славный, доблестный моряк.
Гордо реет на линкоре,
Развевается наш флаг.

Исполнение песни «Три танкиста».

Взрослый:

Гремели колёса, литые колёса гремели,
И пели солдаты, совсем по – мальчишески пели.
Про белые хаты, про верную Катю – Катюшу…
И рвали те песни комбата отцовскую Душу…

Исполнение песни «Катюша».

Взрослый: Четыре долгих года длилась Великая Отечественная война. Утром 9 мая 1945 года был подписан Акт о безоговорочной капитуляции германских вооружённых сил. Этот день стал праздником Победы. Правда, Победа досталась нам дорогой ценой. Война унесла почти 28 миллионов жизней советских людей. На защиту Родины поднялись все: мужчины, женщины, старики, дети.

Видеоклип «Память». (Слайд 13)

Чтец 1:

На планете сейчас неспокойно,
Но мы верим в цветенье весны.
Не нужны нам «звездные войны»,
Пусть нам снятся звездные сны!

Исполнение песни «Ты, не бойся, мама».

Чтец 2:

Нам нужен мир на голубой планете,
Его хотят и взрослые и дети.
Иль хочется, проснувшись на рассвете,
Не вспоминать, не думать о войне.

(Слайды 15, 16, 17,18)

Взрослый:

Ещё тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете,
Великий май, победный май!

Исполнение финальной песни «Салют». (Слайд 20)