09.10.2020

Охарактеризуйте историографическую дискуссию о формировании названия русь. Как образовалась древняя русь. Образование древнерусского государства в ix веке


Самым первым официальным историческим документом, подтверждающим существование Древней Руси, считаются «Бертинские анналы» – летописный свод Сен-Бертинского монастыря. В нем имеется запись, датированная 839 годом, о послах народа Рос, которые в составе византийской делегации прибыли в ставку франкского императора Людовика Благочестивого.

Людовик, заинтересовавшись представителями неизвестного до сих пор народа, выяснил, что принадлежат они к племени свеев, одних из предков современных шведов. Но посольство свеев посещало ставку Людовика еще в 829 году, это обстоятельство подтвердило подозрения императора о том, что прибывшие являются послами неизвестного народа.

«Бертинские анналы» считаются в среде историков официальным достоверным письменным источником, который составлялся практически по следам происходящих событий. Поэтому данное свидетельство выглядит гораздо убедительнее, чем более поздние источники о государстве Рюрика, которые были написаны с устных преданий через 200 лет после событий.

Кроме того, в списке народов и племен под названием «Баварский », который согласно последним исследованиям был составлен в первой четверти XI, задолго до появления государства Рюрика, Русь упоминается, как северный сосед хазар. Все эти свидетельства говорят о том, что кроме Государства Рюрика и Киевской Руси существовало еще одно, более древнее русское государство, имевшее правителя, отправлявшего послов.

Повесть временных лет

По другим официальным историческим источникам, как, например, самый древнерусский свод «Повесть временных лет» годом образования Древней Руси принято считать 862 год. Согласно данному своду в этот год союз северных народов, в который входили финно-угорские и славянские племена пригласили на княжение варягов из-за моря. Сделано это было для того, чтобы остановить внутренние междоусобные войны и раздоры. Княжить пришел Рюрик, который обосновался сначала в Ладоге, а после смерти братьев срубил город Новгород и основал Новгородское княжество.

В современной историографии существует мнение, что описанная в «Повести временных лет» о призвании варягов не является полностью достоверной. Многие историки полагают, что власть Рюриком скорее всего была захвачена в результате свержения новгородского князя, а летописец Нестор, несмотря на это, решил представить варягов мистическими основателями Новгорода, как Кий, Щек и Хорив для Киева. Тем не менее 862 год считается практически общепринятой датой образования Древней Руси, как государства.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Русь - первоначально историческое название земель восточных славян и первого государства Древней Руси. Впервые употребляется как название государства в тексте русско-византийского договора 911 года , более ранние свидетельства имеют дело с этнонимом русь (то есть русь как название народа). Согласно летописцу «Повести временных лет» название произошло от варягов племени русь , призванных новгородскими славянами в 862 году в качестве воинской дружины.

В историографии дискутируется вопрос о существовании на землях восточных славян более раннего государства, получившего условное название Русский каганат , однако недостаток свидетельств относит Русский каганат к области исторических гипотез.

Образование государства Русь

Наиболее ранним историческим документом, свидетельствующим о существовании Древнерусского государства , является древнефранцузская (западнокаролингская) летопись "Анналы Сен-Бертенского монастыря" (Бертинские анналы). Её автор и очевидец описываемых событий по имени Галиндо (впоследствие епископ Пруденций) сообщает о прибытии в мае 839 в столицу франкского императора Людовика Благочестивого посольства византийского императора Феофила II. В составе византийской делегации находились послы народа рос (rhos ), посланные в Константинополь правителем, обозначенным в тексте как хакан (chacanus ). Эти два термина определенно указывают на то, что речь идет о государстве, столицей которого в X веке был город Киев. Подобные обозначения народа и его правителя применительно к Киевской Руси присутствуют в арабской (ar-Rus - hakan ) и древнерусской (роусь - каганъ ) литературных традициях X - XII веков.

Наиболее ранний отечественный летописный свод, Повести временных лет (начало XII века), так излагает образование Руси. Союз северных народов, в который входили славянские племена словене и кривичи , а также финно-угорские племена чудь и весь , пригласили князей и их воинскую дружину из-за моря для того, чтобы остановить внутренние раздоры и междоусобные войны:

Именно с походом 860 года, если дословно доверять тексту летописи, её автор связывал начало Русской земли:

«В год 6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом ».

В последующих расчетах летописца сказано, что «от Христова рождества до Константина 318 лет, от Константина же до Михаила сего 542 года », таким образом в летописи неверно назван год начала правления византийского императора Михаила III . Существует точка зрения, что под 6360 годом летописец имел в виду 860 год. Он указан по Александрийской эре, которую историки также называют Антиохийской (для пересчёта её в современную следует отнять 5500 лет). Однако указание индикта соответствует именно 852 году.

В те времена варяги-русь создали по меньшей мере два независимых центра. Вокруг Ладоги и Новгорода собирал земли Рюрик , в Киеве княжили Аскольд и Дир , соплеменники Рюрика. Киевская русь (варяги, правящие в землях полян) приняла христианство от константинопольского епископа.

По мере развития древнерусского государства, а именно в 882 году , его столица была перенесена в Киев князем Олегом , преемником Рюрика . Олег убил киевских князей Аскольда и Дира , объединив в единое государство новгородские и киевские земли. Позднейшими историками этот период был обозначен, как времена Древней или Киевской Руси (по местонахождению столицы).

Археологические свидетельства

Археологические исследования подтверждают факт больших социально-экономических сдвигов в землях восточных славян в середине IX века . В целом результаты археологических исследований не противоречат преданию «Повести временных лет» о призвании варягов в 862 году .

Развитие древнерусских городов

В конце 830-х Ладога сгорает и состав её населения сменяется снова. Теперь в ней четко прослеживается заметное присутствие скандинавской военной элиты (скандинавские мужские воинские захоронения, «молоточки Тора » и т. д.)

Происхождение названия «Русь»

Как следует из летописных источников, первое многонациональное государство восточных славян Русь получило своё название по варягам-руси. До призвания варягов территорию первого русского государства населяли славянские и финно-угорские племена под своими собственными названиями. Древнерусские летописцы, самый ранний из которых монах начала XII века Нестор , просто отмечают, что «с тех варяг прозвалася Русская земля ».

Не отмечено варяжских скандинавских племён или родов с наименованием русь или близким к тому, потому в настоящее время существует несколько версий появления названия Русь , ни одна из которых не является общепринятой. Все версии разбиваются на

  1. исторические, выведенные из свидетельств авторов-современников;
  2. лингвистические, выведенные из схожих по звучанию слов в скандинавском, славянском либо других языках.
  3. топонимические , выведенные на основе географических названий, как-то связанных по месту расположения с Русью;

Историческая византийская версия

Буквально германский летописец указывает на Рос как на самоназвание народа, но неизвестно, имел он эти сведения от самих росов или так ему передали через византийцев. Таким образом, неких шведов (в IX веке из шведов путешествовали только викинги) византийцы назвали народом Рос , но западные франки признали шведами, и более того, сразу насторожились, потому что уже начали опасаться набегов викингов. Произошло это ещё до образования древнерусского государства, когда варяги никак не ассоциировались со славянами. Название короля русов - каган - возможно является переводом шведского конунг в более близкое и понятное византийцам тюркское хакан , но также может свидетельствовать о существовании государственного образования на землях восточных славян до прихода Рюрика , так называемого Русского каганата .

О том, что именно византийцы прозвали варягов росами , свидетельствует Лиутпранд Кремонский , посол итальянского короля Беренгария в Византию в 949 году :

«В северных краях есть некий народ, который греки по его внешнему виду называют Ρονσιος, русиос, мы же по их месту жительства зовём „норманнами“… Королём этого народа был [тогда] Ингер [ Игорь Рюрикович ]…»

С другой стороны, сложно объяснить, как византийское название русов было заимствовано последними как самоназвание. К тому же данная версия названия русов по красноте лиц исходит не от самих византийцев, а от внешних наблюдателей.

Смешение названия русов и красного цвета на греческом языке иллюстрируется характерным примером, когда в переводе с греческого «Хронографии» Феофана современный русскоязычный переводчик пишет о походе византийцев в 774 году : «Константин двинул флот из двух тысяч судов состоящий, против Болгарии, и сам сев на русские суда, намеревался плыть к реке Дунаю ». На самом деле имелись в виду императорские суда, украшенные пурпуром. Латинский переводчик римского папы , библиотекарь Анастасий, который переводил «Хронографию» Феофана в конце IX века , именно так и перевел греческое слово ρουσια в rubea (красные).

Индо-иранская версия

Индо-иранская версия настаивает на том, что этноним «рос» имеет иное чем «рус» происхождение, являясь значительно более древним. Сторонники этого мнения, также берущего начало от М. В. Ломоносова , отмечают, что народ «рос» впервые упомянут ещё в VI веке в «Церковной Истории» Захарием Ритором , где он помещается в Северном Причерноморье. С этой точки зрения его возводят к ирано-язычным (сарматским) племенам роксаланов или росомонов, упоминаемых античными авторами. Наиболее полно обоснованной О. Н. Трубачёвым (*ruksi «светлый, святой» > *rutsi > *russi > русь).

Вариант этой теории разрабатывал Г. В. Вернадский , который помещал первоначальную территорию русов в дельте Кубани и полагал, что своё имя они усвоили от роксаланов («светлых аланов»), которые, по его мнению, были частью антов . При этом он считал русов этническими скандинавами.

В 60-е гг. XX века украинский археолог Д. Т. Березовец предложил отождествить с русами аланское население Подонья. В настоящее время эта гипотеза разрабатывается Е. С. Галкиной .

В русско-византийском договоре 912 года варяги со скандинавскими именами называют себя «от рода русского ». Однако текст договора является переводом с греческого на славянский, и не отражает исходной формы самоназвания варягов Вещего Олега . То есть в текст договора изначально было записано название русов на греческом, которое, возможно, отличалось от их самоназвания, но сохранилось в обратном переводе на славянский.

Историко-топонимическая прусская версия

В то время как «Повесть временных лет » (XII век) сообщает только, что варяги призваны из-за моря, Воскресенская летопись (середина XVI века) указывает на Пруссию , территорию между Вислой и Неманом , населённую балтскими племенами:

«А оть Пруса четвертое на десять колено Рюрикъ. И въ то время въ Новеграде некый бе старейшина именемъ Гостомыслъ, скончаваеть житие, и созва владалца сущая съ нимъ Новаграда, и рече: „советь даю вамъ, да послете въ Прускую землю мудрыя мужи и призовете князя отъ тамо сущихъ родовъ“… И послы же Новоградские шедше во Прусскую землю, обретоша князя Рюрика».

Если скандинав Рюрик пришёл с дружиной из Пруссии, не исключено, что принёс с собой и название Руся (Русь) . Косвенно приход Рюрика из Пруссии подтверждается направлением торговых потоков пути из варяг в греки. Как предполагают археологи, первые арабские монеты появились через Русь именно в прусских землях.

В прусских землях отмечен исторический гидроним Русс как название Немана в нижнем течении. Это поздненемецкий вариант названия, имеющий и более раннее написание Руссе, то есть Руса, что идентифицируется с современным литовским названием Русне (вероятно, обобщено от рукава Русы). В том же древнепрусском регионе около совр. Велево (повят Бранево, Польша) имеется река гидроним , записанная в немецкой форме как Русса . Оба названия происходят от балтийского корня «медленно течь». Древнейшим руслом Немана была река Немонин, впадающая в Куршский залив. Между ним, Немонином и совр. Русне (Руксой) был огромный остров, который и мог иметь древнескаловское название Руся (Русь).

Главным аргументом в пользу прусской теории является необъяснимое с точки зрения прямого заимствования из скандинавского в славянские языки слово витязь (при прямом заимствовании было бы вицяг от сканд. викинг). Посредником мог быть только прусский язык, в котором знатные воины называются витингами от позднепрусского витингис с мягкой основой. Скандинавское сочетание «ки» было перенято пруссами как «ти» по законам балтийской палатализации, тогда как слог -тингь- закономерно дал русское -тязь. Надо учесть и идентичные захоронения около Киева и на Самландском полуострове, а также знак трезубца (знак Рюриковичей), обнаруживаемый на камнях Самландии в виде изображения падающего сокола (княжеский знак). При этом одна из древнейших улиц Новгорода - Прусская (не позже XII в.). Подробно прусская теория в первый раз обоснована в 2001 г. в познаньском лингвистическом сборнике в честь проф. д-ра М.Хасюка: Old Prussian share in creating the first Russian State: Break of the Millenium Comments to the Norman Theory./ In: Festschrift Dr. Michal Hasiuk. Poznan, University, 2001.

Топонимическая этимология

  • Южнорусская или среднеднепровская этимология слова Русь распространена среди русских и советских историков, привязывающих слово к ряду топонимов Среднего Днепра и исторических этнонимов.

Название Русь выводится из гидронима Рось (др.-рус. Ръсь), названия правого притока Днепра южнее Киева. Археологи не обнаружили в непосредственно районе реки Рось сколько-нибудь значительных памятников древнерусской эпохи, чтобы рассматривать название этой реки как образующий фактор для названия народа. Кроме того, лингвисты сомневаются в возможности перехода изначального названия Ръсь в Русь, а именно с у в корне известен в славянской среде этноним Русь. То есть если бы даже народ прозвали не по славянски росскими , то это слово не могло по правилам славянского словообразования перейти в русские . Жившее по реке Рось население в летописи именуется поршане .

  • Топоним Руса .

В Воскресенской летописи середины XVI века есть такая версия возникновения эпонима русь : «И пришедше словене съ Дуная и седше у езера Ладожьскаго, и оттоле прииде и седоша около озере Илменя, и прозвашася иным именемъ, и нарекошася Русь рекы ради Руссы, иже впадоша во езеро Илмень ». Упоминание о реке Русса явилось вставкой летописца, о чём свидетельствует сравнение с текстом более ранней Софийской первой летописи начала XV века . Позднее возникновение эпонима русь стали связывать не с рекой, а с названием города Руса . Впервые населённый пункт Роус (то есть Рус) упоминается в новгородской берестяной грамоте № 526, датируемой 2-й половиной XI века. Археологические раскопки позволяют отнести возникновение Старой Руссы не ранее конца X века . Лингвисты также сомневаются в возможности перенести название реки или города Руса на название племени. Жителей Руса в летописи именовали рушане .

  • Есть гипотезы, возводящие название Русь к наименованию острова Рюген на Балтике (легендарный Буян), который в IX веке населяли славяне-руяне .
  • Предпринимаются попытки связать русь с похожими по звучанию этнонимами - названиями народов, упоминавшихся древними авторами в северных районах Чёрного моря. Кандидатами были ираноязычные роксаланы и росомоны, мифический народ Рос (Hros), упомянутый Псевдо-Захарием ещё в VI веке и противостоящий амазонкам.

Производные значения

Этнонимы

Руский, руський, руськый, руський люд - этноним , обозначающий жителей Киевской Руси . В единственном числе представитель народа Русь именовался русин или "роусин", а житель Руси именовался "руський" или "роуский". Если в русско-византийском договоре 911 года (договор Вещего Олега) не вполне ясно, назывались ли русью все жители Руси, или только варяги-русь, то в русско-византийском договоре

НАЧАЛО РУСИ

Эта книга посвящена политической истории Древнерусского государства, и поэтому мы не касаемся сложного вопроса о происхождении восточных славян, не приводим гипотез о районе их первоначального обитания - об их «прародине», не рассматриваем взаимоотношений славян с их соседями, словом, не касаемся предыстории Руси. Это особая область знания - удел археологов, историков языка, этнографов.

Непосредственно перед возникновением Древнерусского государства - в IX веке - на Восточно-европейской равнине обитали по преимуществу славянские, балтийские и финно-угорские племена. Земли славянского племени полян находились в среднем течении Днепра, в районе современного Киева. К востоку и к северо-востоку от полян (от современного Новгорода-Северского до Курска) обитали северяне, к западу от Киева - древляне, а западнее их - волыняне (дулебы). На юге современной Белоруссии жили дреговичи, в округе Полоцка и Смоленска - кривичи, между Днепром и Сожью - радимичи, в верховьях Оки - вятичи, в области, окружавшей озеро Ильмень, - словене. К финно-угорским племенам относилась чудь, обитавшая на территории современной Эстонии и прилегавших к ней районов; восточнее, подле озера Белого, жила весь (предки вепсов), а далее, к юго-востоку, между Клязьмой и Волгой, - меря, в низовьях Оки - мурома, южнее от нее - мордва. Балтийские племена - ятвяги, ливы, жмудь - населяли территорию современных Латвии, Литвы и северо-восточные районы Белоруссии. Причерноморские степи являлись местом кочевий печенегов, а затем половцев. В VIII-XI вв. от Северского Донца до Волги, а на юге вплоть до Кавказского хребта простиралась территория могущественного Хазарского каганата.

Все эти сведения содержатся в ценнейшем источнике по древнейшей истории Руси - «Повести временных лет». Но нужно учитывать, что «Повесть» была создана в начале XII в., а предшествующие ей летописные своды (Свод Никона и Начальный свод) - в 70-х и 90-х гг. XI в. Предположения о более древних летописях не могут быть надежно обоснованы, и нам приходится допускать, что летописцы второй половины XI-XII в. опирались во многом на устные предания о событиях, происходивших за сто пятьдесят-двести лет до них. Вот почему в изложении истории IX и X вв. многое спорно и легендарно, а точные даты, к которым приурочены те или иные события, по-видимому, проставлены летописцем на основании каких-то, возможно, не всегда точных выкладок и расчетов. Сказанное касается и первой даты, упомянутой в «Повести временных лет», - 852 г.

852 - В этом году, сообщает летописец, начала «прозываться» Русская земля, так как именно в этом году начал царствовать византийский император Михаил, а при нем «приходила Русь на Константинополь». Кроме фактической неточности (Михаил III правил с 842 по 867 г.) в сообщении явно ощущается след какого-то предания: не могли в Византии узнать о существовании Руси только после нападения русичей на ее столицу - отношения империи с восточными славянами начались задолго до этого. Видимо, этот поход - первое событие, которое летописец попытался соотнести с христианским летоисчислением, о более ранних контактах русов с Византией сохранились лишь очень неясные сообщения: в конце VIII-первой четверти IX в. русы напали на Сурож - византийскую колонию в Крыму; между 825 и 842 гг. флот русов опустошил Амастриду - город в византийской провинции Пафлагонии, на северо-западе полуострова Малая Азия; в 838-839 гг. послы русов, возвращавшиеся из Константинополя, оказались проездом в Ингельгейме - резиденции императора Людовика Благочестивого.

860 - В 860 г. (а не в 866 г., как утверждала «Повесть временных лет») русский флот подступил к стенам Константинополя. Поздняя историческая традиция называет предводителями похода киевских князей Аскольда и Дира. Узнав о нападении Руси, император Михаил вернулся в столицу из похода против арабов. К Константинополю подступило до двух сотен русских ладей. Но столица была спасена. Согласно одной версии молитвы греков услышала Богородица, почитаемая как покровительница города; она ниспослала бурю, которая разметала русские корабли. Часть их была выброшена на берег или погибла, остальные возвратились восвояси. Именно эту версию отразила русская летопись. Но в византийских источниках известна и другая версия: русский флот покинул окрестности столицы без боя. Можно предположить, что византийцы сумели откупиться от нападающих.

862 - Летопись утверждает, что в этом году племена, обитавшие на севере русской равнины, - чудь, словене, кривичи и весь - призвали из-за моря варягов (шведов) во главе с князем Рюриком и его братьями Синеусом и Трувором, пригласив княжить у них. «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет», - будто бы сказали варягам посланные к ним. Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус в Белоозере, Трувор в Изборске, т. е. в городах-центрах пригласивших их племен. В приведенной легенде многое спорно, многое наивно, но она была использована учеными-норманистами для утверждения, что пришельцами-варягами и было создано Русское государство. В действительности же речь могла идти лишь о приглашении наемных дружин во главе с их предводителями. Русское государство возникло самостоятельно как результат внутреннего развития славянских племен.

879 - Умер Рюрик, передав, согласно ПВЛ, княжение своему родственнику - Олегу - по причине малолетства Игоря. Но это летописное сообщение крайне сомнительно: приняв его, трудно объяснить, почему же «регентство» Олега растянулось на три с лишним десятилетия. Характерно, что в Новгородской первой летописи в отличие от ПВЛ Олег вовсе не князь, а воевода Игоря. Поэтому вероятнее всего, что прямые родственные связи Рюрика и Игоря - историографическая легенда; речь идет о трех сменявших друг друга у кормила власти вполне самостоятельных князьях.

882 - Олег двинулся из Новгорода на юг: он посадил своих наместников в Смоленске и Любече (городе на Днепре, к западу от Чернигова), а затем подошел к Киеву, где, согласно летописи, княжили Аскольд и Дир. Спрятав воинов в лодках, Олег представился купцом, а когда Аскольд и Дир вышли к нему из города, приказал убить их.

883 - Олег отправился на древлян и принудил их платить дань Киеву.

884 - Олег обложил данью северян, а в 886 г. - радимичей.

907 - Олег отправился в поход на Византию на 2000 кораблей. Он подступил к стенам Константинополя, получил у византийских императоров Льва VI и Александра значительный, как утверждает летопись, выкуп и возвратился в Киев.

912 - Олег заключил договор с Византией, в котором были оговорены условия торговли, статус русских, находящихся в Византии на службе, выкуп пленных и т. д.

В том же году Олег умирает. Летописец предлагает две версии; согласно одной Олег умер от укуса змеи и был похоронен в Киеве, согласно другой змея ужалила его, когда он собирался уехать (или идти походом) «за море»; похоронен он в Ладоге (ныне г. Старая Ладога). Киевским князем становится Игорь.

915 - Впервые в окрестностях Руси появляются печенеги - кочевая народность тюркского происхождения.

941 - Поход Игоря на Византию. Русичам удалось подвергнуть разорению Вифинию, Пафлагонию и Никомидию (византийские провинции на севере полуострова Малая Азия), но, потерпев поражение в битве с подоспевшими византийскими войсками, русские погрузились в свои ладьи и здесь на море понесли большой урон от «греческого огня» - огнеметов, которыми были снабжены византийские корабли. Вернувшись на Русь, Игорь стал готовиться к новому походу.

944 - Новый поход Игоря на Византию. Не дойдя до Константинополя, Игорь получил от византийских послов богатый выкуп и возвратился в Киев.

945 - Византийские императоры-соправители Роман, Константин VII и Стефан прислали к Игорю послов с предложением заключить мирный договор. Игорь послал в Константинополь своих послов, договор был заключен и скреплен клятвами императоров и русских князей по христианскому и языческому обрядам.

В этом же году Игорь был убит в Древлянской земле. Летопись рассказывает, что, собрав дань с древлян, Игорь отослал в Киев большую часть дружины, а сам решил «походить еще», «желая большего именья». Услышав об этом, древляне решили: «Если повадится волк в овечье стадо, то переносит все стадо, если не убьют его, так и этот; если не убьем его, то всех нас погубит». Они напали на Игоря и убили.

Вдова Игоря Ольга жестоко отомстила за смерть мужа. По преданию, она приказала бросить в яму и засыпать живыми древлянских послов, пришедших с предложением выйти замуж за их князя, других послов сожгли в бане, куда их пригласили помыться, а затем, придя с дружиной в Древлянскую землю, Ольга приказала перебить древлянских воинов во время тризны по мужу. Однако этот рассказ носит черты легенды, так как имеет аналогию в языческом погребальном ритуале: в ладьях хоронили, для покойников, по языческому обряду, топили баню, тризна - непременный элемент похоронного обряда.

Именно в «Повести временных лет» в отличие от предшествующего ей Начального летописного свода добавлен рассказ о четвертой мести Ольги; она сжигает столицу древлян Искоростень. Собрав в виде дани голубей и воробьев, Ольга приказала привязать к лапкам птиц зажженный трут и отпустить их. Голуби и воробьи полетели к своим гнездам, «и не было двора, где бы не горело, и нельзя было гасить, ибо все дворы загорелись», утверждает летописец.

946 - Ольга совершает поездку в Константинополь, и дважды - 9 сентября и 18 октября - она была с почетом принята императором Константином Багрянородным.

955 - Ольга посещает Константинополь второй раз и принимает христианство. В летописи оба путешествия слиты в одно, ошибочно датированное 957 г.

964 - Сын и преемник Игоря князь Святослав совершает поход в землю вятичей и освобождает их от дани хазарам. Через год Святослав вновь идет на вятичей и принуждает их платить дань Киеву.

965 - Летопись скупо упоминает о походе Святослава на хазар, о победе его над хазарским правителем-каганом. Из других источников известно, что Святослав, одолев волжских болгар, спустился по Волге к Итилю - столице каганата, расположенной в дельте Волги. Взяв Итиль, Святослав двинулся к Семендеру (городу, находившемуся в районе Махачкалы), прошел через Кубань до побережья Азовского моря, оттуда на ладьях поднялся по Дону до Саркела, захватил эту крепость и на ее месте основал крепость Белую Вежу.

968 - По просьбе византийского императора Никифора Фоки, подкрепленной щедрой выплатой золота, Святослав вторгается в Дунайскую Болгарию и захватывает столицу Болгарии Преслав.

Пользуясь отсутствием Святослава, на Киев, где находилась престарелая Ольга с внуками, нападают печенеги. Только благодаря смекалке воеводы Претича, пришедшего на помощь киевлянам по левому берегу Днепра и выдавшего себя за воеводу передового полка Святослава, удалось не допустить захвата Киева печенегами.

969 - Умирает княгиня Ольга.

970 - Святослав сажает в Киеве своего сына Ярополка. Другого сына - Олега - он ставит древлянским князем, третьего - Владимира (сына Святослава от ключницы княгини Ольги - Малуши) - отправляет княжить в Новгород. Княжича сопровождает брат Малуши Добрыня, это историческое лицо становится известнейшим персонажем русских былин. В том же году Святослав нападает на византийскую провинцию Фракию, доходит до Аркадиополя.

971 - Византийский император Иоанн Цимисхий нападает на Святослава, находившегося в Доростоле (на Дунае). После трехмесячной осады греки вынудили Святослава принять бой под стенами крепости. Согласно летописи, именно в этой битве Святослав произнес свою ставшую крылатой фразу; «Не посрамим земли русской, но ляжем костями, ибо мертвые срама не имеют». Греки с трудом одолели Святослава и поспешили предложить ему мир.

972 - Святослав, возвращавшийся на Русь, был убит печенегами у Днепровских порогов. Из его черепа печенежский князь сделал чашу.

977 - Ярополк убивает своего брата Олега.

Из книги Славянская Европа V–VIII веков автора Алексеев Сергей Викторович

Начало Руси При описании событий конца VIII в. впервые появляется в достоверных источниках название «русь». Пока именно «русь», народ, а не «Русь», государство. Появление имени, - пусть немногим более, чем только имени, - славного в грядущих веках народа и великой страны -

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора Носовский Глеб Владимирович

10. Начало путешествия Энея по Руси При своём движении к Италии-Латинии-Рутении и к реке Волге-Тибру, Эней со спутниками пересекает на кораблях «Авзонийского моря равнину» , с. 171. Как мы уже говорили, скорее всего, тут речь идёт об Азове и Азовском море.Затем сказано о

Из книги Полный курс русской истории Николая Карамзина в одной книге автора Карамзин Николай Михайлович

НАЧАЛО ДРЕВНЕЙ РУСИ Олег-правитель879–912Если в 862 году произошло утверждение варяжской власти, то в 864 году после смерти братьев Рюрик получил единоличное правление. И – по Карамзину – тут же сложилась система монархического правления с феодальным, поместным или удельным

Из книги Рождение Руси автора Рыбаков Борис Александрович

НАЧАЛО РУСИ

Из книги Наш князь и хан автора Веллер Михаил

Начало абсолютизма на Руси Итоги Куликовской битвы были для Московской Руси вполне горестными и бессмысленными.Людские потери ослабили силу государства. Территориальные потери уменьшили его размер и через то политико-экономический потенциал.Последовавшее через два

Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора Ключевский Василий Осипович

Начало Днепровской Руси География Древней Руси Это сегодня мы проводим границу между Европой и Азией по Уральским горам. В поздней античности не вся европейская часть России считалась Европой. Граница Европы и Азии для любого образованного грека проходила по Танаису

Из книги Русь, которая была-2. Альтернативная версия истории автора Максимов Альберт Васильевич

РУСЬ И РУСЫ ГДЕ НАЧАЛО РУСИ? Способность приспосабливаться как характерная черта русов… Ни на одном этапе исторического развития мы не видим, чтобы русы следовали какому-либо общему плану или действовали по раз и навсегда установленным правилам. Они искали и

Из книги Русь: от славянского расселения до Московского царства автора Горский Антон Анатольевич

Часть I НАЧАЛО РУСИ Уже нам некамо ся дети, волею и неволею стати противу; да не посрамим земле Руские, но ляжем костьми, мертвыи бо срама не имам. Аще ли побегнем, срам имам. Не имам убежати, но станем крепко, аз же пред вами поиду: аще моя глава ляжет, то промыслите собою. Речь

Из книги Варяго-Русский вопрос в историографии автора Сахаров Андрей Николаевич

Сахаров А.Н. 860 год: начало Руси

Из книги Начало русской истории. С древнейших времен до княжения Олега автора Цветков Сергей Эдуардович

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ НАЧАЛО РУСИ

Из книги История России в занимательных рассказах, притчах и анекдотах IX - XIX вв автора Автор неизвестен

Из книги Прерванная история русов [Соединяем разделенные эпохи] автора Грот Лидия Павловна

Начало Руси: продолжаем размышлять Начало российской истории привычно посвящается рассуждениям о происхождении имени Русь. Дескать, главное узнать, что за имя Русь, а там уж история Руси сама из имени проистечет и стройными рядами на главы и параграфы построится. В ходе

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

Начало Древней Руси 862 Летописное известие о призвании варягов. Прибытие Рюрика в Ладогу О том, где и когда возникло древнерусское государство, идут споры до сих пор. Согласно преданию, в середине IX в. в земле ильменских словен и угро-финских племен (чудь, меря и др.)

Из книги Древняя Русь. События и люди автора Творогов Олег Викторович

НАЧАЛО РУСИ Эта книга посвящена политической истории Древнерусского государства, и поэтому мы не касаемся сложного вопроса о происхождении восточных славян, не приводим гипотез о районе их первоначального обитания - об их «прародине», не рассматриваем взаимоотношений

Из книги Сокровища святых [Рассказы о святости] автора Черных Наталия Борисовна

Из книги История православия автора Кукушкин Леонид

КАК ВОЗНИКЛА ДРЕВНЯЯ РУСЬ?

С.Демин

К вопросу об истории возникновения древнерусского государства

При изучении истории любых государств древности, средневековья и, конечно, современных всегда логичным бывает самый первый вопрос по истории конкретного государства, а именно: когда, собственно, начало существовать в том или ином виде данное государство? Вопрос этот не праздный, ведь, к примеру, любая летопись об истории какого-либо государства начинается с какой-то даты, повествует в каких-то временных рамках и какой-то датой заканчивается. Летопись без начала будет считаться неполной и не будет выполнять своей функции как "погодовая запись", что означает буквальный перевод этого слова.

Вопросом "откуда есть пошла Русская земля ", разумеется, интересовались все видные российские историки. В настоящий момент практически общепринятой считается дата 862 г. н.э., когда предводитель варягов Рюрик Ютландский, обосновавшись сначала в Старой Ладоге и построив там крепость, принял власть в Новгороде "по ряду", т.е. по договору с местными славянскими боярами. А затем, после смерти Рюрика, его воевода Олег расширил владения, пройдя с дружиной на юг через земли финно-угрского населения (племена чуди, веси, мери, мордвы),

Эта версия возникновения государства имеет подтверждение в письменных источниках ("Первая новгородская летопись", "Повесть временных лет", косвенно в договорах с Византией и т.д.). Но есть письменные подтверждения еще более ранней даты возникновения древнерусского государства, если под древнерусским государством считать группу людей имеющих самоназвание русь, имеющих территорию на которой они проживают компактно и еще более обширную окружающую территорию, с которой они собирают дань, людей посылающих от своего имени посольства в достаточно далекие по средневековым меркам страны, а именно в Византию и Священную Римскую Империю.
В "Бертинских Анналах" имеется запись, о посольстве некоего народа рус, прибывшего в 839 г. вместе с византийскими послами в ставку императора Священной Римской Империи Людовика Немецкого в г. Ингельгейм на Рейне. Император, выяснив причины их прибытия, установил, что "они принадлежали к народу свеонов" т.е. скандинавского племени свеев, одних из предков современных шведов, и высказал подозрение, не прибыли ли они скорее с разведывательными целями, чем для установления дружбы. Из этого следует, что раньше такого народа не знали, а истинных свеев, посольство которых было у императора за 10 лет до этого в 829 г. уже знали. Подозрение императора вызвало не только то, что свеи по языку и обычаю назвались чужим и неизвестным дотоле именем русь (Rhos), но и то, что по утверждению русов, они не могли возвратиться домой из Константинополя обычной дорогой, захваченной варварами (возможно хазарами и их союзниками аланами, проникшими к тому времени в верховья Дона). Это письменное свидетельство даже более убедительно, чем гораздо более поздние письменные источники о государстве Рюрика упоминавшиеся выше, поскольку составлено оно практически по следам этих событий, а не записано с устных преданий через 200 лет, как в случае письменных источников по государству Рюрика, включившее в себя заодно фольклорные мотивы о трех братьях. "Бертинские Анналы" считаются у историков вполне достоверным официальным письменным источником, писавшемся на средневековой латыни при дворе Карла II, сводного брата Людовика Немецкого и одного из соправителей наиболее могущественного в то время государства средневековой Европы – Священной Римской Империи, основанной за 39 лет до интересующих нас событий Карлом Великим. Имеется еще один письменный источник подтверждающий, по крайней мере, существование народа русь – это "Баварский географ" составленный, согласно последним исследованиям, в первой четверти IX века не позднее 821 г., т.е. задолго до создания государства Рюрика и упоминающий русь (Ruzzi) как северного соседа хазар. Нельзя, забывать, что от создания какого-либо государственно-подобного образования до того времени, когда такое государство начинает посылать посольства (посольства и являются первым признаком наличия такого государства) проходит, по крайней мере, несколько лет, т.е. дата образования первого русского государства несколько древнее 839 г.
Для подтверждения письменных свидетельств необходимы данные археологических раскопок. Гипотеза о существовании "первого русского государства" (вторым, согласно этой гипотезе, было ладожско-новгородское государство Рюрика, третьим киевское государство Олега) была выдвинута российским филологом и историком А.А.Шахматовым. Он, основываясь на трудах арабских историков IX в. Ибн Руста и Аль Якуби, помещал центр (столицу) этого государства в Старой Руссе. Британская энциклопедия, аккумулирующая выводы западных историков, указывает место на реке Оке, приблизительно в районе современной Рязани. Реки в те времена были единственными путями сообщения и для группы людей, занимающихся административной деятельностью, собирающих дань и ведущих активный образ жизни у мест, где проходят коммуникации, тем более единственные и летом и зимой. По рекам они могли путешествовать, собирая дань в виде пушных и меховых шкур, воска и дегтя – традиционных товаров древней Руси и по рекам же они могли сами или через посредников посылать эти товары в Византию или арабские страны, где открытые к тому времени источники серебра дали большой приток арабских дирхемов в страны Северной Европы причем основная масса серебра шла через Русь. Нахождение центра на Оке возможно еще и исходя из его стратегически выгодного положения. При этом контролируется путь Скандинавия – южные страны по маршруту Бирка (Скандинавия) – Западная Двина – Смоленск (Гнездово) – Угра – Ока – Волга, кроме того, при этом центр должен находиться в относительно срединном месте, удобном для сбора дани по ареалу обитания подвластных руси племен: на западе по р. Угре кривичи, на востоке по р. Оке вятичи, мещера, мурома, меря на северо-запад по Москва-реке – Волге). Вот почему Старая Русса расположенная почти в начале этого пути на территории Руси могла быть первоначальным, а затем и перевалочным пунктом, но не центром. Кроме того, в районе предполагаемого центра, о котором будет сказано ниже, р. Ока проходит на почти наименьшем (менее 90 км по прямой) расстоянии от истоков р. Дон, открывающей путь в Черное море. Путь по р. Дон или вдоль него по суше к Черному морю известен скандинавским народам, по крайней мере, еще со времен готов, во II в. совершивших поход из Скандинавии к Черному морю и дальше. Этот поход описан готским историком VI в. Иорданом в его труде "О происхождении и деянии готов". Часть готов после разгрома гуннами в IV в. их державы в Причерноморье укрылась в укрепленных пунктах центральной части Крымского полуострова. Имеются сведения о присутствии еще в XI в. остаточных групп готов в Крыму. Возможность осуществления, пусть и ограниченных, контактов крымских готов с их прародиной за столь продолжительное время высока. Кстати, известный популяризатор исторических гипотез Тур Хейердал пытался, основываясь на информации, содержащейся в скандинавских мифах ("Круг земной"), найти место обитания Одина – верховного бога древнескандинавской мифологии прототипом которого, по его мнению, была историческая личность жившая в районе низовья Дона. Мифы дают косвенное подтверждение того, что дорога готов к Черному морю шла по Дону или вдоль него. Поэтому, когда началась "торговая экспансия" скандинавов на Русь, вызванная очень благоприятными условиями товарообмена между южными и северными странами, товарообмена, резко усиленного введением в оборот большого количества высококачественной монеты – арабского серебряного дирхема, то вполне естественным для скандинавов было первоначально обосноваться на уже известном им месте, находящемся на водном пути из "варяг в греки".
Представляются интересными результаты возможных археологических работ в районе, расположенном в 4 км от г. Озер Московской области ниже по течению Оки в треугольнике, образованном линиями, соединяющими поселки Горы – Варищи – Холмы и в непосредственной близости от него. Очень интересна этимология этих названий. Возможно, происхождение названий Холмы и Горы, отстоящих друг от друга на 5 км, – от ославяненного и переосмысленного скандинавского названия Holmgardr (поселение на острове). Во-первых, отсутствие более или менее отличающихся от других рядом стоящих холмов и тем более гор в данном месте делает такие названия странными, во-вторых имеется аналогия в Архангельской области – Холмогоры – родина Ломоносова, название с доказанной скандинавской этимологией, место где имеется остров, образованный старицей Северной Двины. Селиться на речных островах в средние века было оправдано с точки зрения безопасности. Название Варищи, места расположенного почти посередине между Холмами и Горами, может иметь происхождение от скандинавского var – обет, клятва, отсюда скандинавское vaeringi – давшие клятву (возможны варианты: военный – дружинники, давшие клятву верности конунгу, либо торговый – купцы, давшие обет совместно вести торговые операции в дальней стране, кстати, от этого слова произошло славянское слово варяг). Дружина обычно присутствует на месте, где располагается конунг – предводитель дружины (от слова конунг образовались немецкое слово koenig, и английское king, "король"). Косвенным подтверждением версии о таком местоположении первого центра служит свидетельство анонимного арабского источника первой половины IX в. о центре русов, располагавшимся на лесистом острове среди болот. Правда, если считать, что это место расположено на р. Оке, более подходит место, указанное по версии Британской энциклопедии о расположении центра первого государства русов под Рязанью – это большой болотистый район со старицами Оки, образующими острова. Но эти места издавна были племенным центром финно-угрского племени мещеры, а ниже по течению Оки, там, где располагается г. Муром, находился племенной центр финско-угрского племени мурома. Постоянное проживание в самом центре обложенных данью племен было небезопасным и более логичным было создание укрепленного пункта вне этих центров, но на достаточно близком для их контроля расстоянии. К тому же рельеф местности в районе г. Озеры также допускает существование в прошлом больших островов, образованных старицами Оки и болота, защищавшие первый центр с напольной стороны, там имеются даже сейчас. А в VIII-IX вв., при более влажном климате и наличии огромных массивов невырубленных лесов, поддерживающих существование болот, они были по площади еще больше. Кстати ввиду наличия огромных лесных массивов в то время и Ока была полноводнее, что надо учитывать при поиске центра.
Но почему история первого русского государства прервалась? Иначе могло бы быть так, что мы все считали бы матерью городов русских не Киев, а, скажем, г. Озеры (конечно, он тогда назывался бы по-другому, да и выглядел бы иначе). Дело в том, что в это же время на юге от предполагаемого русского государства существовало мощное государство Хазария, государство для решения военно-политических вопросов вполне централизованное, управляемое одним верховным правителем – каганом, передававшим власть по наследству. Столица хазар Итиль (Итилем город был назван в честь предводителя гуннов Аттилы, имевшим там ставку в V в., хазарское название города – Хамлих) располагалась в низовьях Волги, контролируя торговлю с южными странами и взимая пошлины. В 833 г. хазары обратились к византийскому императору Теофилу с просьбой оказать помощь в строительстве крепости Саркел на левом берегу Дона. Причем перед этим хазары захватили и сожгли болгарскую крепость, располагавшуюся напротив будущей хазарской крепости Саркел на правом берегу Дона. Расправа с жителями крепости была жестокой: всюду в жилищах обнаружены скелеты женщин и детей. У ног одной из женщин найдено около 50 арабских дирхемов, самая поздняя из которых отчеканена в 813 г. Фактически этим самым для руси перекрывался последний выход к южным морям, поскольку навигация по всей длине по р. Днепр в те времена была возможна, но затруднена из-за наличия 9 крупных порогов, расположенных уже в степной местности. Это подвергало купцов при перетаскивании кораблей и товара вдоль берега опасности нападения степных кочевников (для большого войска, плывущего по Днепру, это препятствием не было). Поскольку Волга уже была под контролем хазар, то это фактически было введением "экономической блокады", поскольку подрывало экономические основы существования первого русского государства. Вероятными причинами было желание хазарского каганата взять в свои руки всю очень выгодную торговлю пушниной с арабским халифатом и Византией и полностью контролировать обращение арабских дирхемов, а не ограничиваться десятой частью, получаемой в виде налога. Для достижения этой цели блокады было недостаточно; потребовалось захватить и источники получения того товара, за которые готовы были платить дирхемами – пушнины, воска, дегтя и т.д., т.е. самим получать дань со славянского и финно-угрского населения. Возможно, посольство, посланное в 839 г. в две "супердержавы" того времени – Византию и Священную Римскую Империю – имело целью заключение "договора о дружбе" для получения помощи (или военной поддержки против хазар, или политического на них давления). Своего верховного правителя послы называли каганом руси. Этим подчеркивалась независимость и неподчиненность хазарскому кагану первого русского государства.
Дебют русской дипломатии оказался неудачным. Византия продолжила поддержку хазар – своего старого союзника (именно византийские военные инженеры проектировали и руководили строительством крепости Саркел). Сама история византийско-хазарских отношений уходит своими корнями в первую половину VII в., когда хазары помогали византийцам в их войнах с персами при императоре Гераклиусе (610-641гг.). Также хазары сражались с арабами, врагами византийской империи в Армении и на Кавказе. Арабская экспансия и вынудила хазар сместиться в причерноморские степи, хотя арабов хазары остановили. Связи византийцев с хазарами были столь близкими, что у двух византийских императоров: Юстиниана II (704 г.) и Константина V (732 г.) были жены-хазарки.

4) при правлении Мстислава Владимировича

Русские князья считали родоначальником своей династии:

1) Аскольда

6. Народное собрание у восточных славян называлось

3) Антоний

4) Иларион

8. Древнейший летописный свод, ставший основным историческим источником по истории Древней Руси -

1) «Слово о полку Игореве»

2) «Русская Правда»

3) «Повесть временных лет»

4) «Изборник Святослава»

2) Прикарпатья

4) Среднего Поднепровья

10. Первый свод законов «Русская Правда» связан с именем

1) Владимира Мономаха

2) Ярослава Мудрого

3) Владимира Святославича

4) Святослава Игоревича

11. «Лествичное право» на Руси предполагало

1) принцип наследования власти «по очереди», по родовому старейшинству

2) выборность князей

3) вертикальный принцип наследования княжеской власти, от отца к сыну

4) занятие должностей по знатности

12. Какой элемент является лишним в ряду «Зависимое население Древней Руси»?

4) рядович

13. «А если убьют огнищанина по-разбойничьи, а убийцу люди не ищут, то виру платит та вервь, где найден убитый». Вира - это

1) плата в пользу князя за убийство свободного человека.

2) штраф родственникам погибшего


3) средства на поиски убийцы

4) наказание общинников за совершенное преступление

А. В Древней Руси господствовало натуральное хозяйство.

Б. Основное занятие жителей Руси – кочевое скотоводство.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верно и А, и Б

4) Неверно ни А, ни Б.

А. В период правления Ярослава Мудрого был построен Софийский собор в Киеве.

Б. Крупнейшей победой Руси в годы княжения Ярослава Мудрого стал разгром печенегов.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верно и А, и Б

4) Неверно ни А, ни Б

16. В какой период Владимир Мономах был великим киевским князем?

17. Причинами обращения Руси к христианству стали

1) отсутствие письменности; обострение борьбы между представителями знати

2) расположение Руси в Евразии; трудность установления контактов с христианским миром

3) сложившаяся единая древнерусская народность; стремление Владимира Святославича породниться с королевскими домами

4) несоответствие языческой религии уровню развития древнерусского общества; разрушение культурных связей с Византией.

18. Съезд князей в Любече был созван с целью

1) принятия общерусского свода законов

2) остановить междоусобицы

3) установления нового порядка взимания дани

4) договора о совместной борьбе против половцев

19. В чем состоит значение крещения Руси?

1) преодоление отчуждения в отношении с христианскими странами; приобщение к культурным ценностям Византии; утверждение в русском обществе общечеловеческих ценностей.

2) установление письменных законов; рост городов; укрепление княжеской власти.

3) отчуждение от европейских стран; утверждение в русском обществе общечеловеческих ценностей.

4) развитие ремесла и рост городов; установление письменных законов; установление автокефальной церкви.

20. Установите соответствие

3) Святослав

4) Владимир I

А) Договор с Царьградом 911 г.

Б) Разгром печенегов в 1036 г.

В) Разгром Хазарии

Г) Установление «уроков и погостов»

Д) Постройка пограничных городов-крепостей

21. О ком идет речь?

«Взяв дань, пошел он в свой город. Когда же шел назад, - поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства». ______________

22. Распределите, какие деяния можно отнести к деятельности князя Святослава (1), а какие - Владимира I Святославича (2).

А) Дунайские походы

Б) Создание нескольких линий обороны на границе Руси с печенегами

В) Победа над Волжской Булгарией

Г) Строительство Софийского собора в Киеве

Д) Разгром Хазарского каганата

Е) Попытка реформы язычества

Ж) Выход на Корсунь

З) Завершение разгрома половцев.

Полицентризм на Руси: Русские земли и княжества в XII – нач. XIII вв. (§§ 8-9)

№ тестовых заданий

Причины распада Древнерусского государства.

Владимиро-Суздальское княжество,


Новгород Великий,

Галицко-Волынское княжество:

политический строй, развитие хозяйства,

культура.

7, 9,10,13,14,16,18,21.

3, 4, 5,11, 15, 19.

Выберите правильный ответ

Древнерусское государство вступило в завершающую фазу обособления земель

в начале XII в.

во второй четверти XII в.

к концу XII в.

в начале XIII в.

Общерусским столом на Руси XII в. НЕ являлось

Переяславское княжество

Киевское княжество

Черниговское княжество

Великий Новгород

В период полицентризма на Руси боярские республики существовали в

Киеве и Владимире

Владимире и Новгороде

Новгороде и Пскове

Пскове и Галиче

Самой обширной на Руси XII–XIII вв. была территория

Владимиро-Суздальской Руси

Галицко-Волынской земли

Смоленского княжества

Новгородской земли

Его должность в Новгороде стала выборной с конца XII в. Он занимался сбором налогов, вел переговоры с иностранцами, возможно, выполнял какие-то военные функции. О ком идет речь?

Посадник

Тысяцкий

Архиепископ

Благодатный край с плодородными почвами и мягким климатом, обширными лесами, значительными залежами каменной соли -

Суздальское княжество

Псковская земля

Галицко-Волынское княжество

Киевское княжество

В каком княжестве существовали крупные вотчинные землевладения , мощные укрепленные боярские усадьбы?

Галицко-Волынском

Смоленском

Киевском

Переяславском

В чем состоит главная особенность политического устройства Владимиро-Суздальской Руси?

Вовлеченность иноземцев во внутриполитические дела

Сильная княжеская власть

Договорные отношения князя и бояр

Единство княжеского рода и отсутствие серьезных распрей

Кто из перечисленных князей НЕ являлся правителем Владимиро-Суздальского княжества?

Андрей Боголюбский

Юрий Долгорукий

Всеволод Большое Гнездо

Ярослав Осмомысл

Архиепископ был не только главой церкви, но и контролировал эталоны мер и весов в

Чернигове

Новгороде

Какое княжество граничило с королевствами Польским и Венгерским?

Галицко-Волынское

Киевское

Рязанское

Церковь Покрова на Нерли, Успенский собор, Золотые ворота – памятники архитектуры

Юго-Западной Руси

Новгородской земли

Северо-Восточной Руси

Киевской Руси

В XII-XIII вв. Новгород в первую очередь развивался как

центр земледелия

торговый центр

религиозный центр Руси

общерусский политический центр

Годы княжения Юрия Долгорукого

Столицу из Суздаля во Владимир перенес князь

Всеволод Большое Гнездо

Владимир Мономах

Юрий Долгорукий

Андрей Боголюбский

Первые берестяные грамоты были найдены археологами в

Новгороде

А) Раздробленность – «время политического, экономического и культурного расцвета многих русских княжеств»

Б) Раздробленность – это «распад», «кризис», «ослабление Руси»

Верно только А

Верно только Б

Верно А и Б

Неверно ни А, ни Б

Как называют икону, вывезенную Андреем Боголюбским из Киева?

«Нерушимая стена»

«Владимирская Богоматерь»

«Богоматерь Оранта»

«Богоматерь Великая Панагия»

Выберите правильные ответы

Перечислите важные преимущества географического положения Владимиро-Суздальского княжества

удаленность от Степи

имело выход к Балтике и в Черное море

защищенность границ непроходимыми лесами

большая протяженность границ с иностранными государствами

развитая речная система

Причинами складывания на Руси полицентричной государственной структуры были

запутанная система передачи княжеской власти по старшинству в роду

возрастание числа половецких набегов

натуральный характер хозяйства

различия в культурном развитии земель

сохранение языческих верований

Заполните пропуск

О каком волынском князе (он был убит в войне с Польшей) писал летописец?

«____________ устремлялся на половцев, как лев, сердит был, словно рысь, и мчался по их земле, как орел, храбр же был, как тур! Он соревновался в погоне за славой с прадедом своим Мономахом!»

Культура домонгольской Руси (X –начало XIII вв.)

Проверяемые элементы содержания

№ тестовых заданий

Культура Древней Руси

Христианская культура и языческие традиции

1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 11, 22.

4, 5, 7, 9, 12, 13, 16.

Выберите правильный ответ

Какое из произведений является летописным?

Остромирово евангелие

Слово о полку Игореве

Изборник

Повесть временных лет

Написание «Слова о полку Игореве» относят к

концу X в.

началу XI в.

концу XII в.

началу XIII в.

О каком событии рассказано в «Слове о полку Игореве»?

О походе северских князей на половцев в 1185 г.

Об усобице новгород-северского и черниговского князей

О гибели князей - святых Бориса и Глеба

Сказание о Борисе и Глебе

Слово о Законе и Благодати

Слово о полку Игореве

Радзивилловская летопись

Первой каменной постройкой на Руси был(а)

Софийский собор в Новгороде

Софийский собор в Киеве

Княжеский терем в Чернигове

Десятинная церковь в Киеве

Софийский собор в Киеве сооружался с

конца X в.

Храмовое искусство Древней Руси было подчинено стилю, господствовавшему в

греческой архитектуре

языческой традиции

византийской традиции

Волжской Булгарии

Наиболее древний из дошедших до нас русский свод законов

Покон вирный

Правда Ярославичей

Русская Правда

Раскол христианской церкви на римско-католическую и греко-православную произошел сразу после смерти Ярослава Мудрого в

Главными элементами женской древнерусской одежды были

Сарафан, сафьяновые сапожки

кокошник, корзно, лапти

рубаха, порты, поршни

епанча, рубаха, кика

Мозаику, фреску и иконопись относят к

декоративно-прикладному искусству

монументальной живописи

житийному жанру

зодчеству

Св. Георгия и св. Ирины, Выдубицкий, Киево-Печерский -

летописные своды

Впервые митрополит из русских был назначен

Владимиром I

Ярославом Мудрым

Владимиром Мономахом

Юрием Долгоруким

Исключите лишний элемент в ряду:

Филигрань

Живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде -

миниатюра

Что осуждалось церковью как языческие, «поганые» обычаи?

Скоморошество

Братчины

Предания и песни

Надгробные плачи

«Поэмой в камне» называют резьбу на фасаде этого собора

Киевский Софийский

Дмитриевский

Георгиевский

Новгородский Софийский

Славянскую азбуку создали

1) Иларион, Антоний

2) Борис, Глеб

3) Кирилл, Мефодий

4) Кирилл Туровский, Иоанн Златоуст

Выберите правильные ответы

К фольклорному жанру относятся

поговорки и пословицы

летописи

загадки и сказки

исторические предания и песни

К памятникам культуры домонгольской Руси относятся

Дмитриевский собор во Владимире

«Троица» Андрея Рублева

«Остромирово Евангелие»

«Повесть о разорении Рязани Батыем»

«Хождение за три моря» Афанасия Никитина

«Титулярник»

К характерным чертам древнерусского города относятся

плановая застройка города

преобладание каменных построек

свободная, усадебная застройка

тесные, узкие улочки, при застройке которых действовало «правило копья»

преобладание деревянных одноэтажных построек

наличие слобод и улиц

городские ремесленники жили по цеховому признаку

22. Установите соответствие

1. Владимирское зодчество

А. Церковь Спаса на Нередице

2. Новгородская архитектура

Б. Пятницкая церковь

В. Дмитриевский собор

Г. Софийский собор

Д. Церковь Покрова на Нерли

1- _________ 2- __________

Глава 2. РУССКИЕ ЗЕМЛИ И КНЯЖЕСТВА В XIII-середине XV вв.

Русские земли в эпоху иноземных завоеваний XIII в. и под игом Золотой Орды

(§ 11-12)

Проверяемые элементы содержания

№ тестовых заданий

Монгольское завоевание и его влияние на историю нашей страны.

Экспансия с Запада и ее роль в истории народов Руси и Прибалтики

1, 7, 8, 11, 12, 18, 20.

5, 6, 13, 14, 17

Образование Золотой Орды. Русь и Орда

2, 3, 4, 9, 10, 15, 16, 19, 21, 22

Выберите правильный ответ

1. Какое княжество первым подверглось нападению монгольских орд в 1237 г.?

1) Владимирское

2) Черниговское

3) Киевское

4) Рязанское

2. Основание Монгольского государства связано с именем

1) Чингисхана

4) Субэдея

3. Какой вариант ответа можно поставить на месте вопросительного знака?

Методы политики ордынских ханов

Политика «разделяй и властвуй» ? Раправа с непокорными

1) созыв княжеских съездов

2) насаждение своих культурных традиций и религиозных взглядов

3) поддержание дружественных отношений с католическим Западом

4) освобождение от выплаты дани православного духовенства

4. Ордынский выход – это

1) десятая часть всех доходов в пользу Золотой Орды

2) угон русского населения в Орду

3) ордынские набеги на Русь

4) поездка русских князей за ярлыком на русское княжение в Золотую Орду

5. Задача христианизации народов Прибалтики была возложена на

1) Мальтийский орден

2) Орден тамплиеров

3) Тевтонский орден

4) Ливонский орден

6. Какая битва вынудила крестоносцев отказаться от быстрого покорения северо-запада Руси?

1) Невская битва

2) Сражение на р. Сить

3) Ледовое побоище

4) Раковорская битва

7. Первое столкновение русского войска с монгольскими отрядами произошло в 1223 году на реке

1) Козельское

2) Рязанское

3) Черниговское

4) Киевское

9. В каком году было установлено Ордынское владычество над Русью?

10. Образовавшаяся Золотая Орда являлась частью

1) государства Хорезмшахов

2) Половецкой степи

3) Монгольской империи

4) Крымского ханства

11. Какие русские земли не попали под владычество Орды?

1) Юго-Западная Русь

2) Западная Русь

3) Южная Русь

4) Северо-Западная Русь

12. Исключите лишнее в ряду «Города, оказавшие упорное сопротивление войску Батыя»:

3) Владимир

4) Козельск

13. Александр Невский в битве на Чудском озере одержал победу над

1) объединенными силами шведов, норвежцев, финнов

2) Тевтонским орденом

3) объединенным войском шведов

4) рыцарями Ливонского ордена

14. Гаврила Олексич, Савва, Яков-полочанин, новгородец Миша, Ратмир –

1) участники сражения на Чудском озере

2) организаторы обороны русских городов во время ордынского нашествия

3) герои Невской битвы

4) зачинщики восстания против ордынского ига

15. Что НЕ являлось формой зависимости Руси от Орды?

1) выдача ханами ярлыка на великое княжение

2) контроль над православным духовенством

3) уплата дани

4) обязанность выставлять воинов в монгольские войска

16. Даниил Галицкий в борьбе с Ордой

1) пытался опереться на католические державы

2) добился откупа на самостоятельный сбор дани

3) вел активные переговоры с ханами об уменьшении дани

4) поддерживал политику Александра Невского

Выберите правильные ответы

17. Что является главными причинами победы войска под руководством князя Александра Ярославича в Ледовом побоище?

А) стратегически выгодное место для битвы

Б) значительное численное превосходство русского войска

В) мужество русских воинов

Г) осенние погодные условия

Д) молодость и удаль князя

Е) ошибочная тактика рыцарей

18. Укажите причины поражения Руси в борьбе с монголами

А) отсутствие на Руси городов-крепостей

Б) политическая раздробленность Руси

В) переход на сторону ордынцев князей южных земель

Г) усобицы между русскими князьями

Д) необходимость борьбы с нашествием крестоносцев на северо-западе Руси

Е) по боевым качествам монгольская армия была одной из лучших в мире

19. Последствия ордынского нашествия и ига

А) исчезла часть городских ремесел, некоторые навсегда

Б) навсегда прекратилось каменное оборонное строительство

В) Северо-Западная Русь запустела

Г) в княжеском окружении появились представители непривилегированных слоев

Д) междоусобицы русских князей

Ж) резко ослабла внутренняя и внешняя торговля

З) создание ордынцами собственной администрации на Руси

20. Расставьте события в хронологической последовательности

А) Избрание Темучина верховным правителем, великим ханом

Б) Создание ордена меченосцев

В) Вторжение монголов в Центральную Европу

Г) Поход Батыя на Русь

21. Установите соответствие

А. Среднеазиатские купцы

2) Баскаки

Б. Переписчики населения

3) Бессермены

В. Представители ордынского хана на Руси, контролировали сбор дани для Орды

4) Численники

Г. Монгольские воины

Д. Родоплеменная знать

22. О ком идет речь?

Он подчинил всех своей воли, избрав новое имя, означающее «посланный небом», «…все татары, раньше враждовавшие, стали его единым покорным войском. Он сам разделил татар на тысячи, сотни и десятки и сам назначил над ними своих тысяцких, сотников, и десятских, отвергнув родовых ханов, если он им не доверял». ________________

Борьба за лидерство в Северо-Восточной Руси. Возвышение Москвы. Междоусобная война на Руси во второй четверти XV в. (§ 13-15)

Проверяемые элементы содержания

№ тестовых заданий

Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси.

Москва как центр объединения русских земель. Мос-ковские князья и их политика

1, 3, 4, 5, 7, 15.

2, 6, 8, 11, 12, 14, 16, 17, 19, 21

До конца XV в. в Великом княжестве Литовском сохранялась(ось)

сильная княжеская власть

сильное влияние католического духовенства

вечевая традиция

власть ордынских ханов

По форме государственного устройства Великое княжество Литовское являлось

унитарным

федерацией

автономией

Совместное литовско-русское войско одержало победу над монголами в 1362 г. в битве

у р. Пьяна

у р. Ворскла

у Синих Вод

Определите пару, связанную между собой как причина и следствие

Кревская уния

Городельская уния

Остановлено продвижение Тевтонского ордена на восток

Католичество стало официальной религией Литвы

Государственным, обязательным языком в Великом княжестве Литовском был

литовский

польский

все названные языки

Грюнвальдская битва произошла в

В Литовско-Русском государстве на вновь присоединенных русских землях

был установлен жесткий контроль над землями

были сохранены обычаи, вероисповедание , прежний порядок управления

3) установлена большая дань

русское население должно было поставлять воинов в литовское войско

В отсутствии государя верховная власть в Великом княжестве Литов­ском принадлежала

бурмистру

4) Раде панов

епископу Вильно

В гражданской войне XV в. великий князь Свидригайло опирался на

католическое духовенство

православное население

5) литовцев-католиков

польскую шляхту

Первый общеземский привилей был издан при князе

Казимире IV

6) Сигизмунде

Свидригайло

Выберите правильные ответы

В XIV в. в результате победы литовско-русского войска над ордынцами в сражении у Синих Вод за Великим княжеством Литовским были закреплены

А) Тверское княжество

Б) Киевская земля

В) Псковская земля

Г) Чернигово-Северская земля

Д) Галицко-Волынская земля

По первому общеземскому привилею

некатолики не могли зани­мать высшие должности в государстве

славянские земли выходили из состава княжества Литовского

была получена независимость княжества от Польши

православные получили равные с католиками права

Знатные люди Великого кня­жества Литовского, как и Польши, в XV в. имели ряд важнейших привилегий:

полностью распоряжаться своими холопами

полное право распоряжения своим имуществом и землями

быть наказанными только по решению суда, причем сословного

возможность переходить на службу к любому государю Европы

участвовать в выборах короля и членов сейма

Заполните пропуски

20. Привилеи - это ________________________________________________________

21. Кревская уния была заключена между Литвой и ____________ в _________ г.

22. Согласно ____________ унии литовский князь не мог быть избран без согласия польского короля.

Культура Руси XIII–XV вв. (§§ 17–18)

Проверяемые элементы содержания

№ тестовых заданий

Культура Руси.

Грамотность, литература.

Живопись.

Архитектура.

1, 2, 16, 17, 20, 21.

3, 14, 6, 7, 11, 15, 19, 22.

4, 10, 12, 13, 18.

Выберите правильный ответ

Основная масса горожан (купцы, ремесленники) проживала в

усадьбах

слободах

Первое упоминание о применении пушек на Руси приводилось в летописи

об обороне Рязани

о взятии Москвы Тохтамышем в 1382 г.

о Куликовской битве

о Грюнвальдской битве

В XIV веке на Руси появляется

пергамен

печатная книга

Кто являлся современником Андрея Рублева?

митрополит Иларион

Юрий Долгорукий

Сергий Радонежский

князь Миндовг

При каком московском князе был построен белокаменный Кремль?

Иване Калите

Василии I

Дмитрии Ивановиче (Донском)