14.10.2021

Молитва восхваляющая бога. Объяснения церковных и домашних молитв. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа


Упоминание о начале празднования Богоявления относится уже к III веку. Изначально празднование Богоявления («Явление Бога во плоти» ) включало в себя целый спектр воспоминаний: Благовещение, Рождество, Сретение, Крещение.

Несколько раньше, чем в Православной Церкви, празднование Крещения ввели у себя еретики – гностики, потому что они придавали самое большое значение в жизни Спасителя Его Крещению. Они учили, что именно в момент Крещения на Иордане в человека Иисуса вселился Бог, соделав его Богочеловеком-Христом. Такой взгляд на природу Христа будет осужден Церковью на III Вселенском соборе в 431 году.

Но ничто так не увлекало христиан в ересь, как их богослужение, полное гармонических и красивых песен. Нужно было этому празднику еретиков противопоставить свой такой же. И вот, Православная Церковь установила торжественный праздник Крещения Господня и назвала его Богоявлением, внушая ту мысль, что в этот день Христос не стал впервые Богом, а только явил Себя Богом, представ, как Единый от Троицы, Сын Божий во плоти .

Воспоминание отдельного празднования Рождества Христова стало постепенно выделяться под влиянием римской практики со второй половины IV века. Ввиду некогда единого воспоминания Богоявления, промежуток времени от Рождества Христова до Крещения стал периодом особого празднования, который получил название Святки. Этот период соединяет оба праздника как бы в одно торжество.

Рассмотрим события, предшествовавшие Крещению. Когда настало для Иисуса Христа время спасительной проповеди, Иоанн Предтеча по глаголу Божию предвозвещает во всей окрестности иорданской, что приблизилось царство небесное, и грядет чаемый Мессия. Предтеча проповедует покаяние, необходимое для достойного вступления в царство Его и исповедующих грехи свои крестит в Иордане.

Крещение, давшее Иоанну наименование Крестителя, было, по словам святителя Иоанна Златоуста, только приготовлением к святому таинству, а не самым еще таинством . Желая установить Таинство Крещения Иисус Христос пред вступлением своим в открытое, всенародное служение спасению мира пришел также на Иордан к Иоанну креститься. Предтеча никогда не видал Спасителя, но Бог открыл Крестителю, что это Мессия. Иоанн возлагает руку на главу Господа и погружает Его. О том, что происходило в сам момент Крещения, красноречиво свидетельствует нам всем тропарь праздника.

Во Иoрдане крещающуся Тебе, Господи, / Тройческое явися поклонение:

В событии Крещения Господня явила Себя людям вся Святая Троица: Бог Отец – голосом с неба, Бог Сын – крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Святой – снисшествием на Иисуса Христа в виде голубя. Празднуя Крещение Господне, Православная Церковь утверждает веру нашу в высочайшую, непостижимую тайну Трех лиц единого Божества, исповеданную первым и вторым Вселенскими Соборами. Этим празднованием она научает нас «Тройческому поклонению» , то есть научает равночестно исповедать и прославлять Святую Троицу, Единосущную и Нераздельную.

Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленнаго Тя Сына именуя...

Бог Отец явился, из отверзстых небес гласом свидетельствуя о Христе крестившемся: «И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф 3:17).

Эти слова были ответом Отца Небесного на молитву Его Божественного Сына о благословении на великий подвиг служения ради спасения человечества. Святой Лука передает, что «Иисус крестившись, молился» (Лк. 3:21), несомненно, о том, чтобы Отец Небесный благословил начало Его служения.

... и Дух в виде голубине / извествоваше словесе утверждение.

Дух Святый явился из отверзстых небес в виде голубя, подтверждая глас Отчий. «… и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» (Мф. 3:16). По словам святого Иоанна Златоуста, целью сошествия Святого Духа было указать Божество Спасителя при крещении Его и народу, и Крестителю, как говорит Предтеча о Спасителе: «…но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1:31).

Явлейся Христе Боже…

Итак, Крещение Господне было событием явления Бога Триединого для явления миру Сына Божия, обещанного Спасителя людей.

…и мир просвещей, слава Тебе.

День Крещения Господня или Богоявления называется также Просвещением, потому что Бог есть Свет и явился просветить седящих во тьме и сени смертней (Мф. 4:16), то есть язычников, находящихся во тьме греха и неведения. А также потому, что в древности в навечерие Богоявляения были крещаемы оглашенные. Поскольку крещение по своим спасительным действиям есть просвещение, то и праздник Крещения именуется Просвещением.

Кондак праздника как всегда более краток, чем тропарь, но в своем содержании он более указывает на внутренний смысл праздника более, чем на внешнюю его сторону.

Явился еси днесь вселенней...

Во время Крещения Иисуса Святая Троица была явлена не прикровенно и образно, как это было в Ветхом Завете, а явно и открыто всем людям, всей вселенной. Употребляя слово «днесь» (в сей день), песнописец открывает перед нами важный принцип церковного Устава. Участие в церковном богослужении для нас не является просто воспоминанием прошедших событий или созерцанием богословских идей, все в устроении богослужения направлено на то, чтобы события, воспоминаемые и празднуемые Церковью, были нами пережиты по существу и стали фактом нашей христианской жизни.

...и свет Твой, Господи, знаменася на нас,

После Крещения и искушения от диавола Иисус Христос всенародно вступил в свое открытое служение для искупления мира. С этого дня он просвещал мир светом учения, чудес, благодати. По вознесении же Господь послал на землю Духа Святого, и его ученики получили возможность исполняться, запечатлеваться нетварным светом, благодатию Святого Духа, как, например, первомученик и архидиакон Стефан в синедрионе, где «видели лице его, как лице Ангела» (Деян. 6:15).

...в разуме поющих Тя:

После открытого явления Святой Троицы мы можем разумно, в полноте знания воспевать Господа.

...пришел еси и явился еси...

Слова «пришел если» относятся преимущественно к Рождеству Христову, которое совершилось тайно, как говорит об этом блаженный Иероним: «в рождении своем Сын Божий явился Миру сокровенно» . Слова же «явился еси» – к Крещению Господню, совершившемуся явно для людей. В одной из своих бесед святитель Иоанн Златоуст свидетельствует, что «не тот день, в который родился Христос, называем Богоявлением, но тот, в который Он крестился».

В этой строчке гимнограф указывает, что Христос и родился, и крестился как Бог («Свет Непреступный» ) в опровержение гностиков, утверждавших, что Христос родился как человек (подробнее об учении гностиков смотри в начале статьи).

...Свет Неприступный.

Апостол Павел так называет Бога в своем послании к Тимофею: «Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тим. 6:15-16).

Участвуя в праздничном богослужении, мы призваны не просто вспоминать события Крещения Господня. Давайте постараемся во время богослужения пережить тайну явления Бога Слова в нашем мире, ведь, как это отмечает протоиерей Александр Шмеман: «празднования Рождества и Крещения в отдельности друг от друга развились в христианском мире в эпоху жарких христологических споров и, бесспорно, помогли усвоению веры, закрепленной в постановлениях первых вселенских соборов. А, следовательно, смысл литургических воспоминаний событий не столько в истории, сколько в догматическом значении и усвоении фактов Боговоплощения, дабы пережить , насколько это возможно, тайну Слова, ставшего плотью ».

При подготовке статьи были использованы следующие материалы:

  1. Перевод богослужебных текстов, выполненный о. Амвросием (Тимротом).
  2. Архимандрит Иоанн (Маслов). Лекции по литургике.
  3. Свящ. Константин Щербак. Богоявленские праздники и Рождественский пост.
  4. Прот. Григорий Дебольский. Дни Богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви.
  5. Архиепископ Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие.
  6. Песнопения братии Валаамского монастыря

В Валаамском монастыре на праздничном богослужении одно и то же песнопение может исполняться разными напевами. Это придает красоту и особую торжественность службе.

Тропарь праздника. Киевский распев.

Тропарь праздника. Знаменный распев.


СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ.
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

Тропарь, глас 1-й

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Перевод: Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, открылось поклонение Пресвятой Троице: ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, заверял истинность слова (Отчего). Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!


Кондак, глас 4-й

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя; пришел еси и явился еси, Свет неприступный.

Знаменася на нас - открылся нам.

В разуме - сознательно.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.


Прокимен


Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять
(Пс. 113, 3).

Вспять - назад.

Ирмосы первого канона

1. Глубины открыл есть дно и сушею Своя влечет, в ней покрыв противныя, крепкий во бранех Господь, яко прославися.

Перевод: Неодолимый в войне Господь явил дно глубины (морской) и по нему, как по суше, провел народ Свой, а сопротивных потопил. Славно имя Его!

3. Крепость даяй царем нашим Господь и рог помазанных Своих возносяй, от Девы раждается, грядет же ко крещению. Тому вернии возопиим: несть свят, яко Бог наш.

Перевод: Господь, дающий силу царям нашим и возвеличивающий могущество помазанников Своих, рождается от Девы и приходит принять крещение. Мы, верные, воскликнем Ему: нет святого, кроме Тебя, Бог наш!

4. Услышах, Господи, глас Твой, егоже рекл еси глас вопиющаго в пустыни, яко возгремел еси над водами многими, Твоему свидетельствуяй Сыну, весь быв сошедшаго Духа, возопи: Ты еси Христос, Божия мудрость и сила.

Перевод: Я услышал, Господи, голос Твой, который Ты назвал голосом вопиющего в пустыне (Предтечу), когда Ты возгремел над многими водами (Иордана), свидетельствуя о Твоем Сыне, он (Предтеча), исполнившись явившегося Духа, воскликнул: Ты - Христос, Божия Премудрость и Сила!

5. Иисус, живота начальник, разрешити осуждение грядет Адама первозданнаго, очищений же яко Бог не требуя, падшаго очищает во Иордане; в немже вражду убив, преимущь всяк ум мир дарует.

Перевод: Иисус, начальник жизни, идет разрешить осуждение первосозданного Адама и, как Бог не имея нужды в очищении, для падшего очищается в Иордане, где, убив вражду, дарует мир, превосходящий всякое разумение.

6. Глас Словесе, светильник Света, денница Солнца, Предтеча в пустыни, покайтеся, всем вопиет людем, и предочиститеся: се бо предстоит Христос, от тли мир избавляяй.

7. Юноши благочестивыя, пещи огненней приобщившияся, шумящь дух росный невредимы сохрани и Божия Ангела снизхождение. Темже в пламени орошаеми, благодарственно воспеваху: препетый отцев Господи и Боже, благословен еси.

Перевод: Благочестивых юношей, находившихся в огненной печи, сохранили невредимыми шумный ветер с росою и сошествие Ангела Божия. Посему, быв орошаемы среди пламени, они с благодарностию воспевали: благословен Ты, Преславный Господи и Боже отцов.

8. Тайну преславную Вавилонская показа пещь, источившая росу, яко струями имяше невещественный Огнь восприяти Иордан и объяти плотию крещаема Зиждителя, Егоже благословят людие и превозносят во вся веки.

Перевод: Вавилонская печь, источив росу, изобразила то чудное таинство, что Иордан имел принять в струи (свои) невещественный Огонь и объять крещающегося плотию Творца, Которого люди благословляют и превозносят во все веки.

Величай, душе моя, честнейшую горних воинств Деву Пречистую Богородицу.

9. Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице. Обаче, благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу: Ты бо христиан еси предстательница, Тя величаем.

Перевод: Никакой язык не в силах достойно восхвалить Тебя, Богородица, и даже горний ум недоумевает, как воспеть Тебя. Но, как благая, приими веру, потому что любовь нашу Божественную Ты знаешь, ибо Ты предстательница христиан, Тебя мы величаем.

Самая известная молитва заканчивается такими словами: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа», при этом мало кто имеет полное представление обо всех трех описанных участниках. На самом деле это важные личности в христианстве, которые являются неразделимой частью Господа.

Святой Дух – мистика или реальность?

Существуют разные варианты описания и представления Святого духа, но на самом деле это третья ипостась единого Бога. Многие священнослужители описывают его, как действующую силу Господа и он может послать ее в любое место для исполнения собственной воли. Многие объяснения, касающиеся того, как выглядит Святой Дух, сходятся к тому, что это нечто невидимое, но имеющее видимые проявления. Стоит отметить, что в Библии его представляют руками или пальцами Всевышнего, да и имя его нигде не описывается, поэтому можно прийти к выводу, что он не является личностью.

Еще один важный момент, который интересует многих – символ Святого Духа в христианстве. В большинстве случаев его представляют голубем, который в мире символизирует мир, правду и невинность. Исключением является икона «Сошествие святого Духа», где он представлен языками пламени, расположенными над головами Богородицы и Апостолов. Согласно правилам православных соборов на стенах запрещено представлять Святого Духа в виде голубя за исключением иконы Богоявления. Эту птицу еще используют, чтобы описать дары Святого Духа, о которых будет сказано ниже.

Святой Дух в православии

Долгое время богословы вели беседы, касающиеся природы Бога, пытаясь прийти к решению о том, является ли он единой личностью или же целесообразно остановиться на триединстве. Важность Святого Духа связана с тем, что через него Господь может действовать в мире людей. Многие верующие уверены, что он несколько раз за историю человечества нисходил на некоторых людей, которые получали .

Еще одна важная тема – плоды Святого Духа, под которыми подразумевается действие благодати, ведущей к спасению и совершенству. Они являются важной частью духовной жизни каждого христианина. Приобретенный дар Святого Духа должен приносить плоды, помогая человеку справляться с разными страстями. К ним относят любовь, воздержание, веру, милосердие и так далее.


Признаки отсутствия Святого Духа

Верующие люди никогда не будут преувеличивать собственные достоинства, гордиться, стараться быть выше, обманывать и совершать других действие, которые считаются греховными. Это указывает на то, что в них присутствует Святой Дух. Те, кто грешен, лишены помощи Господа и шанса на свое спасение. Присутствие Святого Духа можно определить по нескольким признакам.

  1. Человек легко определяет свои слабые стороны, которые требуют корректировки.
  2. Иисус Христос принимается, как Спаситель.
  3. Существует желание изучать Божье слово и жажда общения с Господом.
  4. Желание прославлять Бога в своих словах, песнях, действиях и так далее.
  5. Происходит изменение характера и плохие качества, заменяются хорошими, что делает человека лучше.
  6. Верующий понимает, что он не может дальше жить для себя, поэтому он начинает создавать Божье Царство вокруг себя.
  7. Стремление общаться с другими людьми, например, в церкви. Это нужно для общей молитвы, поддержки, оказываемой друг другу, совместного прославления Господа и так далее.

Семь даров Святого Духа – православие

Особые действия божественной благодати, которые происходят в душе верующего человека и дают силы на совершений действий ради ближнего своего и Высших сил, принято называть дарами Святого Духа. Их много, но основными являются семь:

  1. Дар страха Божия . Многие люди видят в такой формулировке некое противоречие, поскольку вместе используются такие два слова, как дар и страх. Объясняется это тем, что человек имеет склонность чувствовать себя самодостаточным и совершенным, а это отдаляет его от Господа. Только осознавая величие Бога, можно увидеть реальность мира, избегая совершения серьезных ошибок, поэтому страх является источником блага.
  2. Дар благочестия . Господь прощает грехи и постоянно спасает людей, проявляя милосердие. Дары Святого Духа в православии реализуются посредством молитвы, совершения литургии и так далее. Благочестие также подразумевает милосердие, то есть оказание помощи нуждающимся. Проявляя снисходительность к окружающим, человек поступает, как и Бог по отношению к людям.
  3. Дар ведения . Расшифровывается он, как познание истин, основанных на вере и любви. Стоит заметить, что здесь подразумевается интеллект, сердце и воля. Дары Духа Святого показывают, что нужно познавать мир через Бога и тогда никакие искушения не собьют с праведного пути.
  4. Дар мужества . Очень важен он для спасения и противостояния разным искушениям, которые встречаются на пути в течение жизни.
  5. Дар совета . Человек ежедневно сталкивается с разными ситуациями, где нужно делать выбор и иногда для принятия правильного решения пригодится духовный совет. Святой Дух помогает оставаться в гармонии с Божественным планом спасения.
  6. Дар разума . Он необходим для того, чтобы познать Бога, который открывается в Священном Писании и в Литургии. Первый вариант является источником вдохновения для перехода к божественному знанию, а во второй подразумевает принятие Тела и Крови Господа. Все это помогает человеку .
  7. Дар премудрости . Дойдя до этой последней ступени, человек будет находиться в единстве с Богом.

Хула на Святого Духа

Многие религиозные термины для большого количества людей являются незнакомыми, так есть те, кто не знает, что хула является осознанным отвержением благодати Господа при ее очевидном действии на человека, то есть это богохульство. Иисус Христос говорил о том, что она подразумевает отрицание и оскорбление. Утверждал он еще то, что хула на Святого Духа не простится никогда, поскольку в него Господь вкладывает Божество Свое.

Как стяжать благодать Святого Духа?

Фраза была введена в использование Серафимом Саровским во время беседы, касающейся сути веры. Стяжать Святого Духа – это приобретать благодать. Чтобы этот термин был понят всеми верующими, Саровский истолковал его максимально подробно: у каждого человека есть три источника желаний: духовная, собственная и бесовская. Третья заставляет человека совершать поступки из гордыни и корысти, а вторая предоставляет выбор между хорошим и плохим. Первая воля от Господа и она подталкивает верующего делать добрые дела, накапливая вечные богатства.

Как общаться с Святым Духом?

К святым и трем ипостасям Бога можно обращаться несколькими способами, например, посредством молитв, при чтении Слова Божьего или Святого Писания. Допускает церковь общение в обычном диалоге. Призывание Святого Духа можно осуществлять при помощи нескольких советов.

  1. Необходимо уединиться, взяв и прочитав несколько листиков Библии. Важно расслабиться и освободиться от всех мыслей.
  2. Общение начинается с обычного разговора, поэтому нужно представиться.
  3. Человек должен понимать и ощущать, что Святой Дух живет внутри него.
  4. Во время общения можно задавать разные вопросы, просить об обучении и так далее. Прислушивайтесь к шепоту и внутреннему голосу.
  5. Чем чаще верующих проводит подобные сеансы, тем сильнее он ощущает голос Господа.

Православные молитвы Святому Духу

На сегодняшний день известно много молитвенных текстов, которые помогают людям в трудные минуты. Актуальной является тема – можно ли молиться Святому Духу, и с какими просьбами можно к нему обращаться. Разрешается использовать, как специальные тексты, так и говорить все своими словами. Большое значение имеет искренняя вера и отсутствие дурных помыслов. Молиться можно в церкви и в домашних условиях.

Молитва призывания Святого Духа

Самый распространенный молитвенный текст, который можно произносить в любое время, когда чувствуется, что нужна помощь Высших сил. Он помогает прожить день в духовной чистоте и спокойствии. Молитва о принятии Святого Духа направлена к Богу, и она помогает получить семь даров, о которых описано выше. Текст является короткий, но при этом в нем сконцентрирована огромная сила, помогающая найти утешение и обрести спокойствие.


Молитва Святому Духу на исполнение желания

Сложно встретить человека, не мечтающего о лучшей жизни и надежда, что когда это все станет реальностью, всегда остается в сердце. Если желания имеют только благие намерения, то сила Святого Духа может помочь воплотить их в реальность. Важно использовать представленный текст только, если потребность в реализации своего желания огромна. Обращаться к Святому Духу нужно на рассвете, повторяя текст молитвы три раза.


Молитва о помощи Святому Духу

Сложные времена периодически наступают в жизни многих людей и чтобы справиться с возникшими проблемами, можно обратиться к Высшим силам. Есть специальная молитва Святому Духу, которая поможет приобрести уверенность в своих силах, разобраться в сложившейся ситуации и стать . Произносить ее можно в любом месте и в любое время, когда возникло желание. Текст лучше выучить наизусть и повторять его три раза.


Согласно древнеарамейской религии, ангелы делятся по принадлежности к одной из четырех стихий: огню, земле, воде и воздуху. У каждой из них своя армия: цари, князья, сатрапы, герцоги, министры, легионы духов, состоящие из сотен единиц. Под властью этих ангелов все сущее на земле: животные, растения, минералы, металлы и, конечно же, человек. Узнав подробнее о том, каким темпераментом, чертами характера обла-дают ваши стихийные ангелы-покровители, вы, быть может, лучше узнаете себя, определите сильные и слабые стороны своего партнера по бизнесу, супруга (супруги), ребенка.

В этой статье подробно рассказы-вается о характере, манере поведения, внешнос-ти, привычках каждого человека в зависимости от того, под покровительством какого знака Зо-диака и, следовательно, ангела стихии он рожден.

Согласно японскому и китайскому календа-рям, человеку покровительствует тот ангел, в году которого довелось родиться человеку, соответст-венно по году рождения можно определить свое-го ангела-защитника и просить его о помощи.

Ангелы стихий.

Нет в мире ничего, даже травки, над которой не господствовал бы дух.

Священное Писание сообщает нам, что Бог создал все и дал наименование и людям, и ве-щам, указал их назначение и определил их свойства и качества. Поэтому знаки и звездные имена не имеют никакого отношения ни к форме, ни к звуку, но целиком зависят от силы и свойства, которые заключены Богом или при-родою в них.

Ни на небе, ни на земле нет, ни одного сущест-ва, которое не происходило бы от Бога. Без Его воли ничто не может быть совершено, передано или приведено в действие.

Бог обладает абсолютной мудростью, за ней следует мудрость духовных существ (ангелов, духов) и только потом существ, облеченных в плоть. Четвертая и последняя ступень мудрос-ти — у природы и предметов, имеющих к ней отношение.

Библия говорит нам о том, что Бог учит людей всему, что им полезно, тому, чего они должны из-бегать и к чему стремиться. Наставления Бога пе-редают людям святые духи и ангелы. Многое, ко-нечно, зависит от веры человека в Бога. Все стано-вится возможным и достижимым, если сам он верит и желает, и невозможно, если сомневается и не хочет. Значит, человеку следует быть благоче-стивым, честным, твердым в своих словах и еще более в поступках, иметь твердую веру в Бога, быть благоразумным.

Еще древнегреческий философ Аристотель говорил, что в основе всего сущего в мире лежат четыре основных качества: тепло, влага, сухость и холод.

Теорию Аристотеля развил Демокрит, ут-верждавший, что в беспредельном пространстве множества миров неизменными остаются лишь первоатомы четырех основных стихий: огня, воз-духа, воды и земли. Каждая из этих стихий обла-дает двумя постоянными качествами (по Арис-тотелю): огонь — теплом и сухостью, воздух — теплом и влажностью, вода — влажностью и хо-лодом, земля — сухостью и холодом.

Стихии — это не четыре различные материи. Скорее их можно назвать четырьмя разными со-стояниями вещества. Вам, конечно, известно, что каждое вещество может иметь несколько агре-гатных состояний. Например, кислород в своем обычном состоянии — газообразное вещество, однако при определенных условиях он может быть и жидким, и твердым. В каждом из состоя-ний присутствует разное количество теплоты, движения, активного начала.

Все стихии имеют свою душу и жизнь. У каж-дой из них есть свой ангел — добрая, чистая сила: ангел воздуха — Михаель, ангел воды — Габриель, ангел огня — Гафаель, ангел земли — Уриель. Во власти ангелов стихий находится сама природа, в том числе и человек как неотъемлемая ее часть.

Таким образом, природа и человек представ-ляют собой совокупность частиц четырех стихий под общим управлением ангелов стихий, а через них и самого Бога.

Частицы земли обладают твердостью и инерт-ностью. Их черты — пассивность, способность удерживать форму, стремление к ее сохранению, непластичность.

Уриель (ангел земли) любит осень, запад, сладкий и летучий запах. В человече-ском теле частицы земли — это твердые структу-ры: кости, сухожилия, ногти, волосы, кожа.

Частицы воды обладают пластичностью, вос-приимчивостью, способностью принимать лю-бую форму (например форму емкости, в которую она налита), противостоять давлению, хотя и не так стойко, как частицы земли.

Габриель (ангел воды) любит зиму, север, соленый вкус и тухлый запах. Частицы воды в человеческом теле — сек-реты желез, слизистые оболочки, плазма крови, клеточная протоплазма.

Свойства частиц воздуха — подвижность, спо-собность к перемещению, многослойность, мно-жественность, легкость, стремление вверх, уме-ние просочиться через любую щель.

Михаель (ан-гел воздуха) любит весну, восток, кислый вкус и острый аромат. В человеческом теле частицы Воз-духа связаны с нервной системой.

Если вода, воздух и земля рассматриваются как состояния материи, то огонь — это скорее про-цесс, нежели состояние.

Огонь — чистая актив-ность, чистое тепло, чем больше тепла тем больше огня, активности. Максимальный огонь — свет, с ним связаны максимальная скорость, максималь-ное движение.

Рафаель (ангел огня) любит лето, юг, горький вкус и резкий запах. Частицы огня в организме человека связаны с процессами метабо-лизма и обмена веществ, пищеварительной систе-мой, сетчаткой глаз, серым веществом мозга.

Ниже представлена таблица, в которой объе-динены сведения об ангелах стихий.

Взаимодействие стихий — частей света — времен года.

Четыре стихии

Ангелы стихии

Габриэль

Части света, где эти ангелы присут-свуют

Времена года

Свойства,

временам

Легкий и прозрач-ный

Блестящий

Светлый и пра-вильный

Тонкий и тем-ный

Знаки Зодиака тесно связаны со стихиями.

К стихии огня относятся знаки: Овен, Лев и Стре-лец;

К стихии земли — Козерог, Телец и Дева;

К стихии воздуха — Весы, Водолей и Близнецы;

К стихии воды — Рак, Скорпион и Рыбы.

Каждая стихия в Зодиаке представлена тремя качествами — активностью, устойчивостью и переменчивостью. Они во многом определяют тип поведения, приспосабливаемость к обстоятельст-вам, темперамент человека, рожденного под тем или иным знаком Зодиака, следовательно, нахо-дящимся под покровительством ангела одной из четырех стихий.

По типу поведения и приспосабливаемости к обстоятельствам все знаки Зо-диака можно разделить на:

а) статичные — Телец, Лев, Скорпион, Водолей. Ангелы стихий, покровительствующие им, на-правляют их к поставленной цели, наделяют их упрямством, терпением и выдержкой, благодаря которым им удается многого достичь. Для них большой интерес представляет будущее, посколь-ку главное для них — добиться своей цели (любы-ми средствами, в течение любого срока). Эти лю-ди надежны, но упрямы, если уж они что-то заду-мали, их трудно переубедить в обратном;

б) плавающие — Близнецы, Стрельцы, Рыбы и Девы. Ангелы одарили их живым умом, опытом в различных областях жизни, способностью легко приспосабливаться к окружающим обстоятель-ствам. Среди отрицательных качеств следует упо-мянуть некоторую нервозность, неумение жить настоящим;

в) кардинальные — Козерог, Весы, Рак, Овен. Ангелы-покровители этих знаков наделили их умением непосредственно влиять на обстоятель-ства, реально оценивать ситуацию и предвидеть возможности дальнейших действий.

Темперамент человека также зависит от свойств характера и темперамента ангела стихии, опекающего его.

а) Ангел огня Гафаель агрессивен, решителен, горяч и вспыльчив, сообразителен, быстр и порывист, Обладает творческими способностями, но и слишком нетерпелив, самоуверен, упрям и про-тиворечив. Его близким другом всегда был и оста-ется ангел воздуха — Михаель, он поддерживает, разжигает огонь. Гафаель ладит и с Уриелем — ангелом земли, но при этом каждый из них пом-нит о том, что земля может остудить огонь, а огонь — обжечь землю.

Поведение Гафаеля во многом зависит от его настроения: разозлившись, распалившись, он превращается в огненный шар, в пламя, которое ничто не может погасить, унять. В таком состоя-нии он может натворить немало бед Спокойный, Гафаель — ровно горящий огонь, послушный, ус-тойчивый, служащий верой и правдой, помогаю-щий, созидающий. Гафаель вспыльчив, его пове-дение легко меняется, настроение и состояние тоже: он может превратиться в молнию или про-снувшийся вулкан.

Людей, рожденных под его покровительством, Гафаель наделяет соответствующим темперамен-том, внешностью, даже определенными профес-сиями и болезнями.

Гафаель любит большие пространства, на ко-торых можно разгуляться, где много воздуха; лю-бое ограничение, недостаток воздуха подавляет и еще больше злит огонь.

Добрый дух огня, приносящий удачу, — сала-мандра, живущая, по легенде, в огне.

Каждый из ангелов стихий действует совмест-но со своими духами, сообразно собственному желанию, если Бог тому не противится. Ангел может направлять к человеку духов, которые подчиняются ему, его просьбам, молитвам. По-рой это происходит даже тогда, когда сам чело-век от покровительства духов отказывается.

Молитва к саламандрам (духам огня).

Вечный, несотворенный Отец всех вещей! Не-сущийся в колеснице, движущий беспрерывно вращающиеся миры. Властитель беспредельного эфира, где возвышается трон Твоего могущества, с высоты которого, все открыто Твоим грозным очам. Услышь меня, потому что Твое золотое, ве-ликое и вечное величие сияет над миром, небом и звездами. Ты возвышаешься над миром, о сверкающий огонь! В нас жизнь Ты зажигаешь, из Твоей сущности исходят неиссякаемые источни-ки света. Ты создал также существ, которые чу-десным образом подобны Твоей мысли и Твоей сущности. Ты поставил их превыше ангелов, воз-вещающих миру истины. Ты создал и нас Хвала Тебе! Не обделяй меня своей милостью, своим чудным светом, пошли мне своих духов, чтобы они помогали познать душу, дух и гармонию ве-щей, меня окружающих. Аминь.

б) Ангел земли Уриель отличается практичнос-тью, разумным поведением, не любит фантазиро-вать, напротив, предпочитает называть все вещи своими именами, того же требует и по отношению к себе от других ангелов, духов и людей. Уриель горд и независим, всегда готов дать дельный совет, немного скрытен, скучноват, скуп, упрям и жесток.

Дружит с Габриелем (ангелом воды), который поддерживает в нем жизнь, питает, поскольку земля не должна превратиться в безжизненную пустыню. Уриель поддерживает отношения и с Гафаелем (ангелом огня), и Михаелем (ангелом воздуха) при условии, что ему удастся стерпеть внезапное веселье Гафаеля и перенести ураганы Михаеля.

Уриель может быть скрытным, любящим оди-ночество, предпочитающим действовать из-за кулис, через посредников, а самому остаться в тени, не выходя на арену событий. Порой он становит-ся сильным, непоколебимым, как скала, пока не проснется в нем вулкан. Вот тогда он становится деятельным, способным переделать массу дел.

Спокойно и уютно чувствует себя только в своей стихии, на земле, любит сады и парки.

Духи земли, приносящие удачу, — гномы; ко-торые живут в незаметной норке. Подружившись с человеком, гном может поселиться и в парнике, в ящике с комнатными растениями.

Молитва к гномам (духам земли).

Невидимый, взявший себе опорой Землю, вы-рывший пропасти, чтобы наполнить их Своим могуществом! Ты, имя Которого заставляет со-дрогаться своды мира, Который направляет по-токи семи металлов по каменным жилам. Влас-титель семи светов, вознаграждающий труд рудо-копов, выведи меня на желаемый воздух к царст-ву света. О, Господин! О, серебристая белизна! О, золотой блеск! Ты, который носишь небо на пальце Своем, как сапфировое кольцо. Живи, властвуй, будь вечным распорядителем сокро-вищ, пошли мне духов Своих, чтобы они стали моими покровителями, верными помощниками и защитниками. Аминь.

в) Ангел воздуха Михаель весел, подвижен, со-образителен, разговорчив, легко идет на контакт, общителен. Склонен к толкованиям, пояснениям, логическим доводам, в его голове постоянно зреет один-два интересных плана, он рассудителен и любит свободу. Негативные черты Михаеля — уп-рямство, болтливость, своеволие, порой распу-щенность.

Лучше других ладит с Гафаелем (ангелом ог-ня), может поддерживать отношения и с Уриелем, и с Габриелем, если они не станут проти-виться его воле, не побоятся ветра.

Михаель то холоден, спокоен, то становится теплым, а то и тем и другим сразу. Внезапно мо-жет затихнуть, превратиться в невидимку, и тог-да он испытывает давление или влияние извне, он притаился и ждет подходящего момента, чтобы вновь вырваться на свободу, порезвиться и дать знать о себе ничего не подозревающему миру.

Михаель любит открытые пространства, поме-щения, в которых много места, окон, лучше всего чувствует себя на свободе, нервничает, если что-то стесняет его движения, действия, если кто-то принуждает заниматься нелюбимым делом.

Добрые духи воздуха — помощники Михае-ля — сильфы, которые предпочитают жить в местах, где много воздуха (в парках, садах).

Молитва к сильфам (духам воздуха).

Дух воздуха! Дух мудрости! Дыхание Которого дает форму каждой вещи. Ты, перед Которым жизнь существ есть только меняющаяся тень или исчезающий пар! Твоим дыханием населя-ются бесконечные пространства. Да будешь Ты вечно благословен! Я превозношу Тебя, непре-станно стремлюсь к Твоему непоколебимому и нетленному сиянию. Молю Тебя, пошли мне милостию Своею духа, который станет для меня лу-чом Твоего ума, теплом Твоей любви. Тогда все подвижное утвердится, определится, тень сдела-ется телом, воздух превратится в душу, сон — в мысль. О, дух, стань стражем моим, оберегай и направляй дела и мысли мои. О, Вдыхающий и Выдыхающий все существующее в приливах и отливах Твоего вечного слова, которое есть океан Божественного движения и истины! Аминь.

г) Ангел воды Габриель эмоционален, чувстви-телен, но обладает замечательным даром нахо-дить выход из любой ситуации, просачиваться сквозь любые преграды, очень восприимчив к на-строениям других ангелов и людей, которые за-служили его покровительство и защиту. Пре-красно чувствует настроение людей, дар предви-дения и предчувствия его никогда не подводит.

Габриель просто жить не может без Уриеля, ведь земля нужна воде как вместилище. Совер-шенно не ладят Габриель и Гафаель, а вот с Михаелем возможна даже дружба, если тот не будет бояться тумана и облаков.

Ангел воды иногда бывает чересчур раздражи-тельным, бурным или, наоборот, ленивым. Если он энергичен, неукротим, то превращается в пар, а в следующую минуту может стать льдом, холодным, скрывающим желания, заморажива-ющим свои и чужие чувства. Превратившись в подземную воду, легко уклоняется от неудач и преодолевает любые препятствия на своем пути, а главное — обретает способность продвигаться вперед, побеждать врагов, затопляя их.

Габриель любит мир и покой, для этого ему необходима постоянная связь со своей стихией (с морями, океанами, реками, пусть даже с во-дой, наполняющей бассейн или аквариум).

Духи-покровители, подчиняющиеся Габрие-лю, — ундины, русалки, которые любят откры-тые и спокойные, без порогов и преград водоемы.

Молитва к ундинам (духам воды).

Грозный владыка моря! Ты, который дер-жишь ключи небесных потоков и удерживаешь в пещерах подземные воды, Царь потопа и весенних дождей, открывающий истоки рек и ис-точников, повелевающий влаге, которая есть кровь земли, — превратись в сок растений. Я по-клоняюсь Тебе и молю Тебя. Говори со мной во время волнения моря, говори со мной журчани-ем прозрачных вод, не оставь меня милостью Своею, помоги и обереги.

О, необъятность, в которой теряются потоки существа возрождающегося. О, океан бесконеч-ных совершенств, высота, в глубине которой Ты отражаешься, и глубина, которая исчезает в вы-соте. Приведи меня к настоящей жизни посред-ством ума и любви, огради меня от несчастий, из-бавь от напастей и заблуждений. Аминь.

источник