30.11.2023

«Ловцы человеков» (Александр Долженко). Что значит быть «ловцами человеков»? Как стать ловцом человека проповедь


Мф., 9 зач., 4, 18–23

Проходя же близ моря Галилейского, Иисус увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним. И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

Размышляя о призвании каждого народа и каждого человека ко Христу, невольно воспринимаешь каждое слово сегодняшнего воскресного краткого Евангелия, как связанное с этой тайной. Слово Божие – как солнце. Оно освещает все на свете и одновременно может какую-то одну подробность, одно явление, мысль высветить до конца.

И мы можем видеть много поучительного для нас в самых простых подробностях призвания первых учеников Христовых. Христос, проходя мимо моря Галилейского, призывает Симона Петра и Андрея, брата его. Господь не идет в царские палаты Ирода. Он не идет в Иерусалим, где первосвященники и богословы, потому что не много сильных, знатных и благородных призвано Господом к следованию за Ним. Но Он идет к морю Галилейскому – в землю, удаленную от столицы, где жили малообразованные, малокультурные люди, речь которых была груба и проста, так что она всякий раз выдавала с головой уровень их развития. Господь идет сюда, потому что Он видит не так, как видят все. Он хочет посрамить гордое и избрать смиренное, ничего не значащее для мира. Таким же было первоначальное призвание ко Христу Руси, многих русских людей.

Господь избирает людей бедных и неученых. Он показывает нам, что на бедность, нищету, оказывается, необходимо смотреть с размышлением, потому что в этом заключается некая тайна. Не в самой по себе нищете, а в том, что она может предрасполагать к стяжанию большей – духовной нищеты; к пониманию того, что человек ничего не может иметь сам, а все является только даром Божиим.

Оттого что эти люди были неучеными, мы не должны делать вывод, что в тайны Христовы могут смело и дерзко вторгаться люди невежественные. Нет, Христос говорит о том, что так велика истина, которую Он открывает, что всякая ученость, мудрость человеческая, всякое знание как бы ничто перед ней.

Господь избирает, как сказано в Евангелии, людей труда, и избирает их в момент труда. Как говорит преподобный Силуан Афонский, любить Бога не мешают и не могут мешать никакие дела. Никакой труд не является препятствием к тому, чтобы человек жил духовной жизнью. Наоборот, скорее праздность предает человека сатанинским искушениям и делает его глухим к зову Господню.

Люди, которых избирает на служение Господь – это не просто люди труда. Жизнь их была исполнена трудностей и опасностей, неизбежно связанных с рыболовецким ремеслом. Труд среди холода и зноя, среди грозной водной стихии. Как говорится, кто по морю не плавал, тот Богу не маливался.

Эта Евангельская подробность напоминает нам о нашем русском народе. Так было и с нашей Россией: где жизнь как море бед, где она полна испытаний и скорбей, там скорее люди могут обратиться ко Господу. Они более предуготовлены к следованию за Христом, потому что воины Христовы должны быть закаленными людьми и не бояться никаких лишений и гонений. Вся многоскорбная история русского народа предуготовляет его к тому, чтобы он следовал за Христом.

Мы слышим в сегодняшнем кратком Евангелии еще две удивительные подробности. Кого избирает Господь Своими самыми первыми учениками на земле? Он избирает тех, кто были учениками Предтечи и Крестителя Иоанна – учителя покаяния. Те, чья жизнь направлена к покаянию, легко открываются к вере Христовой. Поэтому если главные учители покаяния – стыд и совесть – будут потеряны в нашем народе, то люди никогда не смогут следовать за Христом. И заботы Церкви о просвещении мира, о служении миру должны быть, прежде всего сосредоточены здесь.

Наконец, Господь призывает братьев: Симона Петра и Андрея, Иакова и Иоанна на служение. Две пары братьев – Петр и Андрей, Иаков и Иоанн – это самые близкие родственники. Какая удивительная радость! Посмотрите каждый на свою семью. Где мы найдем, чтобы братья следовали за Господом вместе?

К нашему великому горю мы понимаем, что чаще всего дается нам в жизни исполнение пророчества Христова, что восстанут чада на родителей, и восстанет брат на брата. Это то, что является, к сожалению, более известным для нас, и горем, понятным каждому из нас. Это было во время гонений на нашу Церковь, и назревает сейчас.

Мы должны молиться о том, чтобы нашим близким было даровано спасение заступничеством всех святых. Прежде всего – молиться о своих родных, потому что кто нерадит о своих близких, тот хуже неверующего, говорит нам слово Божие. И апостол Павел говорит, что он желал бы лучше сам быть отлученным от Господа, лишиться всей радости и вечной благодати, быть в адских муках во веки веков, чем видеть своих единоплеменных сродников отлученными от Христа.

Значит, сродниками нашими мы называем не только тех, кто в нашей семье, а всех наших единокровных, русских людей. О всех этих людях сегодня наша молитва.

Конечно, в самом глубоком смысле нашими сродниками являются только святые, в земле Российской просиявшие. Они наши самые родные люди, самые близкие, потому что мы молимся им.

Когда Господь призывает своих первых учеников, то они тотчас оставляют все свои сети, лодку и отца, и следуют за Христом. Мы видим, какою силою обладает слово Божие, и во всех наших самых скорбных обстоятельствах, среди поражений всегда будем возлагать нашу надежду на Бога, на Его благодать, которая в одно мгновение может изменить все.

Всякий, кто однажды получил милость от Бога, так что сердца коснулась Божия благодать, знает что из самых страшных беспросветных обстоятельств, в самом глубоком, как смерть, отчаянии одно лишь прикосновение Божией благодати преобразует все в одно мгновение, так что все делается иным.

Слово Божие обладает такой же удивительной силой. Господь сказал, и слово стало делом, и ученики Его тотчас последовали за Ним. Но для того, чтобы совершилось чудо, для того, чтобы исполнилось слово многих русских святых о возрождении России, нам надо научиться тому послушанию Господу, которое явили Его первые ученики, и явили все наши русские святые – чтобы мы знали, каким неисследимым богатством обладает народ, следующий за своим Господом, за своими святыми, через какие бы испытания ни вел нас Господь. Чтобы мы уподоблялись отцу веры древнему патриарху Аврааму, который шел, не зная, куда он идет, но прекрасно зная, за Кем он идет.

«И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Матф. 4:19) . В Евангелии от Марка это место передается почти дословно. «И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков» (Мар.1:17). У Луки этот эпизод приводится несколько иначе. Древнееврейское выражение «леху ахара» соответствует фразе «идите за Мной». Эта фраза очень часто употреблялась у древних евреев и означала традиционное обращение учителя к ученикам. То есть древнееврейское выражение «леху ахара» («идите за Мной») употреблялось тогда, когда духовный учитель предлагал определенным людям стать его учениками и последователями. Иными словами эта фраза представляет собой не что иное, как призыв к ученичеству.

Согласно древнееврейским обычаям Спаситель обращается к Петру-Симону и Андрею с традиционным приглашением стать Его последователями. Слова «идите за Мною» у древних евреев в более широком понимании обозначали «идите за мной, станьте Моими спутниками, продолжателями Моего дела». В этом же стихе говорится и о том, чему хочет научить Своих учеников Спаситель. Если Симон-Петр и Андрей в повседневной жизни были обычными рыбаками, «ибо они были рыболовы» (Матф. 4:18) , то Спаситель говорит им о том, что хочет их сделать «ловцами человеков» в духовном смысле.

В Библии много аллегорических мест. Вопросом о том, что значит быть «ловцом человеков», задавались многие толкователи. Известный толкователь А. П. Лопухин так поясняет это место: «Симон и Андрей были рыбаками в вещественном смысле. Спаситель говорит им, что Он хочет сделать их рыбаками в духовном смысле, вместо обыкновенной рыбы Апостолы будут улавливать людей в сети Евангельские» (А. П. Лопухин, указ. изд., т.9, с.77). Однако в Евангелии от Матфея говорится о «ловцах человеков», а не о Евангельских сетях. И такой образ, как «Евангельские сети» более Лопухинский, чем Евангельский, и не имеет никакого отношения к пояснению данного стиха. К тому же этот образ довольно противоречивый, так как сети, в первом и главном своем смысловом значении (в том числе и в Библии) обозначают орудие насилия над кем-либо. То есть Лопухин концентрирует внимание читателей на орудиях «ловцов человеков», когда в данном стихе говорится о самих «ловцах человеков». К тому же орудием учеников Христовых были проповеди учения Христова, которые трудно назвать сетями, хоть и Евангельскими. Так как сети улавливают всё, что в них попадается, без желания жертвы. А истинные христиане никому насильно не навязывают христианское учение, а преподносят его только тем людям, которые духовно созрели и добровольно желают с ним ознакомиться. К тому же сети в Библии ассоциируются скорее как орудие погибели. «Очи мои всегда к Господу, ибо Он извлекает из сети ноги мои» (Пс.24:15). «Терны и сети на пути коварного; кто бережет душу свою, удались от них» (Прит.22:5). «И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены» (Ис.8:15). «Чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2Тим.2:26).

Если в первой части 19-го стиха 4-й главы Евангелия от Матфея содержится традиционный призыв на миссионерство, выраженный устоявшейся (утвердившейся в речи древнееврейского народа) словесной формулой «идите за Мной», то вторая часть этого стиха имеет иносказательную речь и образный язык. При помощи иносказания во 2-й части этого стиха раскрываются цели и задачи Апостольского служения, на которое Спаситель пригласил Симона-Петра и Андрея. Чтобы им была более понятна задача и суть их будущей проповеднической деятельности, Спаситель говорит о ней на доступном для их понимания образном языке, сказав о том, что сделает из них «ловцов человеков». Ведь Симон-Пётр и Андрей по своей профессии были рыбаками, то есть ловцами рыбы. Спаситель говорит им о том, что они станут ловцами не рыбы, а человеков. В этом сходство и одновременно различие их профессии рыбаков от их Апостольской деятельности. Слово «ловец», обозначает человека, «который занимается ловлей, охотой» (С. Ожегов, с.330). А слово «ловить» имеет 5 смысловых значений. В 3-м смысловом значении это слово обозначает «искать, стараться найти, встретить кого-либо» (С. Ожегов, с.330). По мнению Спасителя Апостолы должны стать ловцами не в смысле поимщиков (охотников за жертвой), а в смысле ищущих проповедников, находящих именно тех людей, которые стремятся к слову Божьему и хотят получить спасение своей души и попасть в грядущее Царство Небесное.

Словом «ловец» в древнеизраильском государстве называли людей особой профессии. На Востоке при царских дворцах было принято содержать зверинцы с различными животными. Зверинцы при дворцах восточных правителей были очень распространенным явлением. Дворцовые ловцы не только отлавливали животных, но и занимались их содержанием при дворце. И чем богаче и обширней было царство, тем больший зверинец был при дворце. Был зверинец и у древнееврейского царя Ирода, правившего во время проповеднической деятельности Иисуса Христа. Зверинцы при дворах восточных владык насчитывали большое количество особей. Держать зверинец при дворце было престижно. И правители очень щедро платили дворцовым ловцам за пойманных животных. Но поймать животное так, чтобы не повредить его и целого и невредимого доставить в дворцовый зверинец, было делом непростым. В этом деле необходима была сноровка и знание. Ловля происходила различными орудиями и приспособлениями, но чаще всего животных ловили на приманку. И ловцу необходимо было знать, какая приманка нужна, чтобы привлечь внимание животного. После поимки животных доставляли в дворцовый зверинец. Иными словами, ловцы с помощью приманки (то есть того, что интересует и привлекает внимание животного) ловили и доставляли животных. Но ловцы знали не только как ловить, но и как содержать животных. То есть знали, что необходимо животному для нормального существования. После отлова животные могли подвергаться обучению (дрессировке).

В свете сказанного выше о профессии ловцов, словосочетание «ловцы человеков» можно пояснить так. Если ловцы зверей хорошо знали повадки и потребности животных, то Апостолы, «ловцы человеков», прекрасно знали материальные и духовные потребности людей. Бытовые потребности люди могли удовлетворить сами. А удовлетворять духовные потребности им помогали Апостолы. Такое просвещение человека словом Христовым нужно для того, чтобы человек в дальнейшем, зная законы Божьи, строил свою жизнь по ним и совершал свои поступки, опираясь на учение Христово. Потому что только соблюдая заповеди христианского учения, человек может спасти свою душу. Другого пути к спасению не существует. «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан.14:6) . Апостолы - «ловцы человеков», в отличии от придворных ловцов, привлекали к себе внимание людей не обычной пищей (едой), а пищей духовной, необходимой человеку для существования. Такой духовной пищей были проповеди, отвечающие на самые насущные вопросы, о приходе Мессии-Бога, о спасении людей и о путях достижения Царства Небесного. И, приходя послушать проповеди Апостольские об учении Христовом, люди узнавали, как нужно жить, чтобы получить прощение грехов и попасть в грядущее Царство Мессии, Царство Небесное. И ведомые Апостольскими проповедями люди добровольно становились последователями Иисуса Христа.

Иными словами, Апостолы как «ловцы человеков» привлекали христианской проповедью внимание людей, стремящихся жить по заповедям Божиим, становясь для них пастырями Божьими и ведя их проповедью и наставлениями ко спасению в Царство Небесное.

Согласно гуманистическим принципам христианства, слово Божие нужно распространять среди тех людей, которые в этом нуждаются и созрели духовно к его восприятию. А принудительное насаждение христианских или иных истин, как правило, не приносит положительного результата. На этот счет в Евангелии есть высказывание «не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» (Матф.7:6). Поэтому слова Спасителя о том, что Он сделает Апостолов «ловцами человеков», нужно понимать в иносказательном, аллегорическом смысле. В этих словах говорится о том, что Апостолы из среды окружающего их народа будут ловить (то есть отбирать, выбирать) тех людей, которые добровольно готовы стать на путь своего спасения. А для этого нуждаются в просвещении христианскими знаниями. Именно таким жаждущим слова Божьего людям Апостолы и будут помогать, как ближним, давая христианское просвещение, не допуская насилия над личностью. Апостолы, как «ловцы человеков», привлекают людей учением Христовым. И из добровольно заинтересовавшихся людей формируют паству, которую ведут в Царство Небесное ко спасению. И как ловцы в царских зверинцах, заботились о пойманных ими животных, так и ловцы духовные, Апостолы, также в дальнейшем будут заботиться о своей пастве, которую будут духовно просвещать и совершенствовать. Поэтому в аллегорических словах Спасителя и присутствует метафорическое сравнение Апостолов-просветителей с ловцами.

Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать вывод о том, что «ловцы человеков» - это те люди, которые как бы улавливают своими христианскими проповедями людей (которые добровольно приходят на проповеди и стремятся к спасению) для Царства Небесного. То есть Апостолы - это «ловцы человеков» для Царства Небесного, помогающие людям спастись. Поэтому слова Спасителя об Апостолах как о «ловцах человеков» не содержат и намека на насильника-ловца (как об этом ложно пишут атеисты), а рисуют колоритный образ «ловца человеков», который просвещает людей, духовно созревших к восприятию христианских истин, жаждущих их, желающих воспринять слово Божье. Аллегория с ловцами была применена Спасителем для того, чтобы более наглядно объяснить Петру и Андрею сущность Апостольского труда в виде просвещения и спасения душ людских. А разбираемый стих является очень важным, так как именно в этом стихе впервые кратко, но ёмко раскрываются основные функции деятельности Апостолов и показывается в кратких словах главная суть их проповеднической миссии и исполнения их Апостольского долга.

Евангелист Иоанн иначе описывает их призвание. Из его слов видно, что это призвание было уже второе, - о чем можно заключить из многих признаков. Именно, у Иоанна говорится, что они пришли к Иисусу, когда Иоанн еще не был посажен в темницу; а здесь - что они пришли после его заточения. Там Андрей призывает Петра (Ин. 1:41-42) , а здесь обоих сам Христос. Притом Иоанн говорит, что Иисус, увидев Симона, идущего к Нему, сказал: «ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень Петр» (Ин. 1:42) . А Матфей утверждает, что Симон уже назывался этим именем; именно он говорит: «видел Симона называемого Петром» (Мф. 4:18) . То же показывает и самое место, откуда они были призваны, и многие другие обстоятельства, - например, и то, что они легко послушались Его, и то, что оставили все: значит, они еще прежде были хорошо приготовлены к этому. И действительно, из Иоаннова повествования видно, что Андрей приходил в дом к Иисусу и слышал от Него многое (Ин. 1:39) ; здесь же видим, что они, услышав одно только слово, тотчас за Ним последовали. Вероятно, что они, сначала последовав за Иисусом, потом оставили Его, и увидев, что Иоанн посажен в темницу, удалились и опять возвратились к своему занятию; потому Иисус и находит их ловящими рыбу. Он и не воспрепятствовал им сначала удалиться от Него, когда они того желали, и не оставил их совершенно, когда удалились; но, дав свободу отойти от Себя, опять идет возвратить их к Себе. Вот самый лучший образ ловли.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Хроматий Аквилейский

и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков

Здесь они показали себя истинными сыновьями Авраама, потому что подобным образом, услышав глас Божий, последовали за Спасителем. В самом деле, они тут же оставили земной промысел, чтобы собирать вечную прибыль, оставили земного отца, чтобы обрести Отца Небесного, поэтому не без основания удостоились стать избранными. Итак, Господь избрал рыбаков, которые, сменив рыбацкий труд на лучший, от земной рыбной ловли обратились к небесной, чтобы из глубокой пучины заблуждения уловить для спасения человеческий род, подобно рыбам, как Сам Господь говорит им: Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков . Это же Он и раньше обещал, говоря через пророка Иеремию: Вот, Я пошлю множество рыболовов, говорит Господь, и будут ловить их; а потом пошлю множество охотников, и будут охотиться на них . Поэтому апостолов, как мы знаем, называли не только рыбаками, но и охотниками: рыбаками потому, что сетями евангельской проповеди они уловляют из мира всех верующих, а охотниками потому, что людей, бродящих в заблуждении этого мира, словно в лесу, и живущих по обычаю зверей, они ловят небесной охотой для спасения.

Трактат на Евангелие от Матфея.

Прп. Ефрем Сирин

Прав. Иоанн Кронштадтский

и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков

Сделаю вас ловцами человеков . Хорошие ловцы – апостолы Христовы. Всю вселенную уловили в свой невод. Правда, апостолам стоила эта ловля многих трудов, и даже голов их; но было за что потрудиться, было за что и головы положить: они собирали плод не в этот привременный живот, а в вечный живот, да и сами, презрев жизнь свою в этой жизни, сохранили ее в животе вечном; жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную (Ин. 4,36) ; ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную (Ин. 12,25) – говорит Господь наш Иисус Христос. Да, чудные ловцы! Чудная ловля! Вечный Ловец уловил земных ловцов в Свою блаженную вечность; а призванные Им ловцы уловили туда же братию свою – человеков, исхитивши их из уст мысленнаго волка – диавола, погубляющего нерадивых в бездне своей. За то вечная слава и ловцам, и уловленным, вечный покой тем и другим. Но ведь и мы, братия, попали в апостольский невод. Что же будет нам? Неотменно ли все мы будем в Царстве Небесном? – Под большим сомнением. Так сказать надобно, что добрые и благочестивые христиане будут приняты в Царство Небесное, а злые будут извержены вон, во тьму кромешную. На каком это основании я говорю? – на основании слов Самого Спасителя; а Его слово – все равно что самое дело. Вот что Он говорит: подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 13,47–50) . Видите, братия, что ожидает весьма многих из нас: выбросят вон из апостольского или церковного невода и ввергнут в печь огненную.

Дневник. Том III. 1859-1860.

Блж. Иероним Стридонский

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 19-20 Идите за мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставивши сети, последовали за Ним

Смотри, какими послушными людьми были они,- тотчас последовали за Ним. Отсюда видно, что это было второе призвание. Будучи научены Христом, затем, оставив Его, они тотчас опять последовали за Ним, как только увидели Его.

Евфимий Зигабен

Еп. Михаил (Лузин)

и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков

«Ловцами людей» : Проповедниками учения, которое будет уловлять людей и привлекать их ко Христу.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков

(Почти буквально Мк. 1:17) . Нескольких слов было теперь достаточно, чтобы ученики пошли за Спасителем. Идите за Мною - выражение это вполне соответствует еврейскому (леху ахара), которое по употреблению у евреев означало ученичество. Спаситель говорил: идите за Мною, т.е. будьте Моими спутниками и учениками.

И сделаю вас ловцами человеков: Симон и Андрей были рыбаками в прямом смысле. Спаситель говорит им, что Он хочет сделать их рыбаками в духовном смысле; вместо обыкновенной рыбы апостолы будут уловлять людей в сеть евангельскую.

Толковая Библия.

Троицкие листки

и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков

и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков . Мир со всей его суетой то же, что бурное море; души человеческие то же, что рыбы в этом море житейском. Мрежа или невод, коим апостолы уловляют людей, это - Святое Евангелие. Как рыбарь извлекает неводом рыбу из моря, так апостолы проповедью Евангелия Христова извлекают души из грешной суеты житейской, из бездны неверия, в благодатный корабль Христов, т. е. в Церковь Божию, которая приводит их в светлое Царство Небесное. Воистину счастлив тот, кто уловлен мрежею Христовой и обретается на корабле Церкви Православной. Небесный Кормчий не попустит ему впасть в челюсти глубинного змия, диавола, если только сам он пребудет на корабле Христовом, т. е. не уйдет из Православной Церкви в расколы и ереси.

Троицкие листки. №801-1050.

Анонимный комментарий

и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков

И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков . То есть сделаю вас учителями, чтобы сетью слова Божьего вы уловляли людей в этом лживом мире, полном бурь и волнений, неустойчивом и неверном, всегда исполненном опасностей и ни для кого не надежном, где люди не ходят, а принуждены носиться, словно против воли. Ведь дьявол в своей ярости, изобретая для людей множество страстей, обманывает их, будто исполнит все, что они пожелают, и с радостью подталкивает к дурным поступкам, чтобы люди поедали друг друга, как бывает у рыб, когда более сильные пожирают более слабых; чтобы люди, придя в плодоносную землю Тела Христова и став членами Его Тела, не жили на [той] плодоносной земле, на земле сладостной и всегда покойной, где нет сокрушительных бурь, разве что для испытания веры и приумножения терпения. Чтобы люди ходили, а не носились, чтобы не поедали друг друга, живя вместе, а поддерживали друг друга. Вот, [говорит Господь], Я даю вам в руки новое Евангелие и необычную сеть из различных речений и связных притч, дивных чудес и многообразных поучений, - сеть, сплетенную из многочисленных, будто проходящих по ней волнами туда и сюда повествований, связанную, словно крепчайшими узлами, угрозами суда и обетованиями блаженств и сверх того надежно скрепленную Божественным провидением и знанием скрытых помыслов, исповеданиями демонов и воскрешениями мертвых. Так [даю], чтобы, захватив разумных человеков, она могла в своих складках бережно сохранять этот улов в полной безопасности, чтобы уловленные ею никоим образом не могли случайно выскользнуть, словно бы сквозь некую лазейку, не замеченную Святым Духом, Который сплел эту сеть.

Другие проповеди этого проповедника
  • 7-я Заповедь - Не прелюбодействуй
  • Верный признак нового сердца
  • Христос - Примиритель
  • Новогодняя проповедь: "Печальное и радостное. Но сила у Бога!"
  • Каин и Авель
  • Росток из сухой земли
  • Христос будет освящением
  • Прообразы Христа в Синайской пустыне. Походный храм – скиния собрания
В вашем браузере отключен JavaScript

От Иоанна, 21 глава

1 После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так:
2 были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его.
3 Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего.
4 А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус.
5 Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет.
6 Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы.
7 Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, - ибо он был наг, - и бросился в море.
8 А другие ученики приплыли в лодке, - ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, - таща сеть с рыбою.
9 Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб.
10 Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали.
11 Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть.
12 Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты?, зная, что это Господь.
13 Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу.
14 Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых.
15 Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.
16 Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
18 Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.
19 Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.
20 Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?
21 Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?
22 Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною.
23 И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?
24 Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.
25 Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

«И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним» Мф. 4:19-22.

Это время ознаменовано началом земного служения Иисуса. В это время и было положено начало претворения в жизнь плана Небесного Отца, когда на земле начало зарождаться нечто новое для Спасения людей.

Братья Петр и Андрей занимались ловлей рыбы. На тот момент, их жизнь можно считать хорошо сложившейся, даже успешной. У них был свой бизнес, достаток. Два других брата Иаков и Иоанн, также достаточно уверенно двигаются в своей жизни. Они трудятся вместе со своим отцом, находясь в собственной лодке, что говорит о семейном устоявшемся бизнесе. Все это свидетельствует о том, что жизнь этих людей была обеспеченной. Так же стоит обратить внимание на то, что эти четверо не только в земной жизни имеют уверенность и покой. Все они были иудеями и имели свою религию. Иисус застал этих парней именно в таком хорошем, для многих сегодня даже завидном положении. Иисус позвал их идти за Ним и призвал к служению: «и говорит им: идите за Мною ... и призвал их» . Когда это случилось, тов жизнях этих молодых людей произошел крутой поворот.

Следует также отметить, что не каждый человек вообще любит рыбалку, а тут профессиональная работа на воде, с запахом моря и рыбы. Это не с чистыми руками и маникюром на клавиши нажимать, сидя в комфортных условиях. Такая работа не каждому по вкусу. Не каждому человеку дано быть спортсменом или космонавтом. Такая работа, как ловля рыбы, требует к себе особого подхода. Но эти люди очень хорошо знали свое дело. Они знали насколько не просто быть рыбаком, сколько нужно пролить пота и сколько сил нужно тратить каждый день. Нелегко жить такой жизнью, надо рано вставать и выходить на воду, зная, что эта работа может затянуться до глубокой ночи. Ведь рыба не по расписанию приходит в сети. Эти ребята, отказавшись от диванчика, посвятили свои жизни, свои тела для того, чтобы иметь обеспечение в земной жизни для себя и своих семей.

Итак, ни первым двум братьям, ни двум другим, Иисус, призвав их, не обещал расширить их бизнес, или то, что они теперь не будут работать сами, а будут лишь владеть акциями и наслаждаться жизнью. С ними не случилось ничего подобного. Им не было предложено, ни теплого места, ни чина, ни почести в религии. Иисус предложил им новую жизнь , новый путь : «и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» . Никаких видимых причин для того чтобы согласиться на эти странные слова у этих людей не было. Возможно, лишь любопытство к выражению: «ловцами человеков» . НО, эти слова вышли из уст Иисуса Христа, следовательно, это не просто слова или «буква», не просто человеческое обещание. Нет. Это живое Слово Божье , которое производит в человеке Откровение, очищает его, дает мудрость для восприятия и понимания данного слова, дает ему Веру и силу к Его исполнению . Слово Божье говорит, что когда Петр и Андрей услышали о том, что Иисус позвал их в Свою Работу: «они тотчас, оставив сети, последовали за Ним » . Таким должен быть ответ каждого человека на Божий призыв . Точно так же поступили Иаков и Иоанн, когда Иисус призвал их в Свою Работу «И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним » . Они оставили не только лодку, но и своего отца.

Эта тема не была закрыта, т.к. Иисус Христос и сегодня продолжает Свое Дело, исполняя проект Бога Отца по Спасению человека. Когда Иисус зовет нас в Свою Работу – это великая честь. Там на берегу Галилейского моря было много разных рыбаков, но честь была оказана лишь четверым. В тот момент, когда Иисус призывает тебя, Он дает тебе свободу и силу для того, чтобы ты смог оставить все свои заботы, приоритеты, цели и проблемы этого мира. Что мы имеем в этом мире? Только лишь заботы о пище тленной – это забота о плоти. А сеющий (заботящийся) в плоть пожнет тление и смерть (Гал. 6:8 ). Мир борется, ведет войны за свои вожделения, за свои намерения, предлагая много трудиться и работать, вплоть до изнеможения душ. Люди, живущие в мире, думают, что они получают, что они имеют, но они не имеют и не получают, т.к. не знают истины. Поэтому в мире, сегодня множество проблем. Главная проблема мира – это грех, вовлекающий человека в свою среду . И потому, Слово говорит: «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» Иак. 4:1-3 .

Когда же Иисус призывает нас в Свой труд, в Свою Работу, Он желает, чтобы мы совершая Его труд, старались приобретать Вечные ценности – Вечную Жизнь, Радость, Божий Мир и наконец, Спасение от этого мира и всех его проблем. Господь призывает нас быть или стать ловцами человеков. Написано: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» . Условие таково, что если ты оставляешь все, как это сделали рыбаки Андрей, Петр, Иаков и Иоанн, и последуешь за Ним, то тогда Он сделает тебя ловцом человеков. Что означает «сделаю» ? Если ты встал на Его Путь, полностью отдаешь себя, становишься Его учеником, следуешь за Ним, живешь Его словом, то ОН, прежде, интегрирует тебя в Тело, даст переживание в Духе Святом, откроет Слово Свое, не раз испытает и затем введет тебя в Свое служение, чтобы тебе быть «ловцом человеков» .

Конечно же, у тебя может возникнуть вполне справедливый вопрос: «А как же все мои самые необходимые потребности?» Не переживай, Господь знает все твои потребности, все нужды твоего сердца. Доверься Ему, Он Сам позаботится об этом. Если ты идешь с Ним, то Он обязательно позаботится о тебе. Господь желает благословлять тебя. Можно вспомнить одну библейскую историю, где описано множество людей, следовавших за Иисусом. Их было пять тысяч человек, все они были голодны и лишь только мальчик имел две рыбки и пять хлебов. Господь желает благословлять Свой народ. Он приумножил то, что было у мальчика, и этого хватило как для Него Самого, так и для всех остальных. Он приумножит все, что необходимо твоему сердцу. Для Него нет ничего невозможного, если только ты желаешь быть в Его присутствии и следовать за Ним. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам » Ин. 15:16 . Бог желает являть Себя, совершать Свои дела для тебя. Если твоя главная задача – быть с Христом, совершая свое спасение, то перед тобой всегда будет Господь .

Слуги Божьи не живут в этом мире, только лишь для того, чтобы работать, работать и работать всю свою жизнь. Они созданы Богом для того, чтобы прославлять Христа своими жизнями. И если ты сегодня все еще живешь этим миром: стремишься заработать, стремишься иметь то, другое и третье, а затем ищешь как все это поменять на новое, то знай, что скоро, когда Иисус придет за Своей Церковью, все твои заботы, покупки, решения проблем останутся здесь на земле. Подумай, для чего ты так старался? Оставь свою суету и следуй за Иисусом, в Его Работу. Он возьмет твою жизнь под Свой контроль – это принесет тебе покой, мир и радость в сердце, ты обретешь безопасность. Это всё – плоды для Вечности. В этом Спасение не только для тебя, но и обетование для Спасения твоих родных, близких и друзей.

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter