01.02.2022

Израиль для нас – родная мать, а Грузия – мать, которая нас вскормила. Грузинские евреи Где в грузии живут грузинские евреи


В Грузии евреи жили с давних времён. Согласно исторической традиции, евреи появились в древней столице Грузии, Мцхете, в конце восьмого века до н.э. Второй поток евреев прибыл после разгрома Иудеи вавилонским царём Навуходоносором 11. Значительный поток появился после иудейской войны (66-73). Евреи прибывали в Грузию из соседних стран (Византии, Армении, Турции, России), в период усиления антисемитизма.

Последователи иудаизма в Грузии обычно упоминались под одним общим именем – «еврей» («эбраэли»), слово это появилось под влиянием греческого, в греческий вошло из арамейского, а в арамейский – из еврейского.

Показателем общности грузинского и еврейского народов был и является термин «уриани картвелни» («грузинские евреи»). Этот термин появился в лексиконе грузинского языка в IV-XI веках.

Некоторые антропологи считают, что не существует чистого расово-этнического типа еврея, так как в течение тысячелетий он смешивался с разными этническими формациями.

По антропологическому типу, грузинские евреи не отличаются от восточных грузин. Некоторые специфические особенности, по которым можно отличить грузинских евреев от грузин, в основном, обусловлены этнографическими особенностями. Надо отметить также, что грузинские евреи представляют собой этническую базу евреев Закавказья.

Таким образом, евреи прибыли в Грузию с незапамятных времён и разделили с грузинским народом его историческую участь. Из Мцхеты они постепенно стали мигрировать в различные части Грузии, а затем и во всё Закавказье. Произошла их ассимиляция с аборигенами Закавказья. Очевидно, что евреи диаспоры почти везде сохранили свои расово-антропологи- ческие показатели, тогда как в Закавказье существуют отклонения от общих еврейских показателей. Поэтому евреи Закавказья резко отличаются от палестинских и европейских евреев.

Интересно отметить, что существует много одинаковых грузинских и еврейских фамилий, что указывает на многовековое сосуществование этих народов. Евреи поселились в Грузии в период, когда там ещё не было фамилий. Когда начался процесс формирования фамилий, происхождение еврейских фамилий подчинялось тем же принципам, что и грузинских. Поэтому фамилии грузинских евреев часто, наряду с внешним сходством. имеют и грузинское содержание, и совершенно естественно, что независимо друг от друга формируются одинаковые фамилии, как грузинские, так и еврейские.

Распределение евреев в Грузии в разные периоды было различным. В период позднего феодализма евреи уже почти не проживали в местах заселения античного периода и периода раннего феодализма.

Количество евреев в Грузии было переменчиво. Его периодическое уменьшение вызывалось социально-экономическими и политическими событиями. Нельзя сказать, что в основе этого процесса лежали какие либо гонения со стороны государства, церкви или христианского населения. Причины были в трагической судьбе страны. Частые войны, эпидемии, похищения, изменение веры... все эти несчастья евреи делили с грузинами, и уменьшение их количества было пропорционально уменьшению грузинского населения.

Во времена феодализма распределение евреев в стране менялось – отчасти по собственной воле, отчасти насильственно. В начале 19-го века наблюдается тенденция переселения евреев из сёл в города.

Грузинские исторические источники уделяют особо внимание роли евреев в принятии христианства в Картли. Из исторических документов яствует, что грузинские евреи были тесно связаны с очагом христианства – Иерусалимом.

Грузинские евреи всегда были в курсе политико-религиозных событий, происходящих в Иерусалиме.

Ко времени признания христианства как государственной религии отношение царского самодержавия к евреям вообще и, в частности, к мцхетским евреям, не изменилось. Роль грузинских евреев в деле принятия христианства в Грузии было оценено по достоинству.

Отсутствие антагонизма между евреями и грузинами определялось следующими факторами:

1. евреи поселились в Грузии в период становления там государства, они принесли с собой передовые формы торговли и производства ремёсел, чем завоевали уважение грузинской общественности;

2. евреи привлекли внимание своей монотеистической религией, которая призывала членов своей общины к консолидации, человеколюбию и порядочности. По сравнению с другими народами, грузинское общество намного раньше ознакомилось с заповедями Ветхого Завета;

3. отсутствие враждебного отношения к евреям было обусловлено также тем, что они поселились в Грузии не после принятия ею христианства, а, наоборот, сами принимали активное участие в его внедрении; грузинские евреи считались той частью евреев, которая не принимала участия в распятии Христа;

4. грузинские евреи находились вдали от своей исторической родины, но они не теряли связь с ней, и эта связь была полезной для Грузии;

5. противостояние евреев и грузин не могло иметь место и потому, что уже произошло частичное слияние грузинов и евреев;

6. раннехристианская грузинская литература создавалась при участии евреев и поэтому в ней не могло быть отражено противоречие.

Принятие христианства евреями в Грузии началось раньше объявления христианства государственной религией, а затем это приобрело массовый характер. Этот процесс длился весь период средневековья, и ввиду того, что уступка иудаизма и переход в христианство для еврея означали его огрузинение, вместе с другими причинами, это вызывало уменьшение количества евреев в Грузии.

Из исторических источников яствует, что до завоевания Грузии Россией грузинские евреи и грузинские христиане в правовом отношении были равны.

В Грузии никогда евреи не подвергались гонению и погромам. Никогда не существовало зон проживания евреев и т.н. гетто, так характерных для других стран. Более того, по некоторым данным, грузинские евреи иногда пользовались некоторыми привилегиями.

Исходя из социальной и культурной природы феодального общества, крепостной грузинский еврей так же, как и крепостные всех национальностей, представлял полную собственность помещика.

Грузинское феодальное правосудие так же защищало собственность евреев на землю и крепостных, как и собственность грузинских помещиков.

Грузинско-еврейские отношения, спаянные в течение веков законодательствами и традициями, продолжались и после покорения Грузии Россией. Несмотря на многочисленные попытки наместников царизма противопоставить грузин и евреев, им это не удалось, за исключением отдельных инсинуаций на религиозной почве.

Русские правители начали ущемление прав грузинских евреев тем, что запретили им иметь крепостных.

Несмотря на то, что евреи, наряду с остальным населением, платили государственные и общественные налоги, они не имели право пользоваться общим государственным фондом для удовлетворения таких нужд, как образование, религиозные ритуалы, укрытия для больных, забота о бедняках, стихийные и другие бедствия. Для всего этого они вынуждены были сами выискивать средства. Таким образом, во всей империи имело место игнорирование интересов евреев как местными, так и центральными властями.

Имеются очень малочисленные документы о владении евреями землёй. В документальном материале землевладение евреями описано в виде операций купли-продажи, церковными пожертвованиями и др. Выясняется, что для некоторых земля была основной возможностью существования, а для других – дополнительным источником дохода. Одно ясно – абсолютное большинство евреев было связано с сельским хозяйством.

В первые столетия поселения евреев в Грузии, они занимались торговлей и ремёслами. В этой сфере экономической жизни в Грузии, связанной с античным и элинистическим миром, евреи весьма преуспели.. Однако, после падения элинистического строя и установления феодальных отношений и натурального хозяйства, торговля сократилась. Установление феодализма в Грузии совпало с очень важным моментом для грузинских евреев - с распространением христианства, которое в значительной степени затронуло и евреев. Часть евреев приняла христианство и поэтому претерпела ассимиляцию. А другая часть, сохранившая иудаизм, ушла из городов – основных очагов христианства – и поселилась на периферии, где натуральное хозяйство всё ещё процветало. В этот период шёл процесс феодализации страны, что, естественно, привело к закрепощению основной массы евреев.

Крепостник, как светский, так и церковный, по возможности наделял евреев землей и превращал их в крепостных.

Положение грузинских евреев, как с социальной, так и с юридической точки зрения, резко отличалось от положения евреев в других странах. В Грузии не существовало законов, ущемляющих права евреев. На основе законодательства, христианские и еврейские хозяева или рабы были равноправны. Более того, у еврейского хозяина мог быть крепостной-христианин, но тогдашнее общество не видело в этом ничего унизительного, тогда как в аналогичной ситуации в других странах евреев очень строго наказывали.

В течение веков в руках церкви оказались множество крепостных евреев, в основном, путём жертвоприношений. Жертвовали цари, члены их семей, крепостники и другие. Не было редкостью и самопожертвование по разным причинам. В целях приобретения влиятельного покровителя, в эпоху крепостного насилия, самопожертвование церкви часто имело экономический интерес.

Пожертвованный купец или ремесленник, как правило, освобождался от государственного и крепостного налога. Они брали определённую обязанность перед новым хозяином – церковью.

В Грузии античного и феодального периода евреи вносили значительный вклад в торговлю, как внутреннюю, так и во внешнюю.

Городские и сельские торговцы социально и экономически отличались друг от друга. Городские торговцы занимались исключительно торговлей, и поле их деятельности было гораздо шире. Их экономическое положение также было гораздо лучше сельских торговцев. Последние, кроме торговли, занимались также и сельским хозяйством, и их торговля носила более сезонный характер.

Городские и сельские торговцы так же, как и большинство других этнических торговцев, являлись крепостными различных хозяев (царя, царской семьи, церкви, князей, дворян) и платили им налоги натурой или деньгами, а иногда и тем, и другим.

В 60-е годы 19-го века, после отмены крепостного права, положение евреев улучшилось. Значительная часть евреев начинает переселение в города, появляется еврейская интеллигенция.

Русские революции серьёзно повлияли на политическое пробуждение грузинских евреев. В городах Грузии появились сионистские организации. Определённая часть евреев разделяла идеи большевиков.

В условиях Грузинской Независимой Республики (1918-1921) евреи получили полные гражданские права. У них были и свои представители в меньшевистском правительстве.

После советизации, несмотря на антиеврейскую политику советского государства, евреи Грузии были в лучшем положении, по сравнению с евреями других советских республик.

Начиная с 70-х годов ХХ века начинается массовое переселение евреев в Израиль и ряд других стран Запада. По неполным данным, на сегодняшний день в Грузии проживает около десяти тысяч евреев.

Итак, историю грузинских евреев условно можно разделить на следующие периоды:

1. От прихода евреев (V111 или V1 в.в. до н.э.) – до 1V века н.э. Это время переселения различных потоков евреев и их обоснования в Мцхете и других крупных городах.

2. Ранний феодальный период (1V – Х в.в.). Благодаря победе христианства, распадаются мцхетская община грузинских евреев и общины других городов Восточной Грузии; происходит рассеяние евреев почти во все регионы внутри страны и по Закавказью в целом; идёт процесс их закрепощения.

3. Период развитого феодализма (Х1 – ХV в.в.). Наряду с другими важными явлениями, это период окончательного закрепощения непосредственно производителем, в том числе, и евреев.

4. Период позднего феодализма (ХV1 – первая половина Х1Х века). В эти рамки нельзя поместить грузинских евреев, согласно их социально-экономическому и правовому положению. Здесь надо выделить первую половину Х1Х века.

5. Начиная от завоевания Грузии Россией и до отмены крепостного права (1801-1860-ые годы), правовое положение евреев в корне меняется. Благодаря внедрению антиеврейских законов, царизму удаётся их выделение из общего населения Грузии; начинается противостояние помещикам; крепостные евреи стараются покинуть светских крепостников и войти под покровительство православной церкви.

6. 60-ые годы Х1Х века до 1917 года. Вместе с другими народами, крепостные евреи получают свободу; евреи принимают активное участие в капиталистических взаимоотношениях, в особенности, в торговле; евреи покидают целый ряд старых заселений и массивно переходят жить в города, грузинская интеллигенция борется за защиту прав евреев.

7. 1918-1921 г.г. Социально-экономическое и культурное положение евреев в независимой Грузии.

8. 1921г. – по сегодняшний день. Влияние сионистских идей и пропаганды; пробуждение национального духа и эмиграция в Израиль.

Можно ли представить, что мир оказался без евреев и чудовищные планы Гитлера сбылись? Мир без Альберта Эйнштейна и Франца Кафки, без Чарли Чаплина и Аркадия Райкина, без Зигмунда Фрейда и Михаила Ботвинника… И многих-многих других славных сынов маленького еврейского народа, который внес огромный вклад в сокровищницу мировой цивилизации.

Как невозможно представить мир без евреев, так и невозможно представить Грузию без евреев. Многонациональная страна, в которой, кажется, евреи жили всегда. Два года назад в Грузии широко, с размахом отмечалось 26-ти вековое совместное проживание грузин и евреев на этой благодатной земле.

Вместе и в горе, и в радости

"Историческое деяние бывает закончено не только, когда оно свершилось, а лишь после того, как оно становится достоянием потомков".

Стефан Цвейг, писатель (еврей по происхождению).

"Почему я не уехал в Израиль"

Любопытно, что в Израиле репатриантов, евреев из Грузии, называют не евреями, а грузинами. Конечно, эти люди по происхождению евреи. Но по менталитету, поведению, образу жизни настолько они похожи на грузин, что их в быту так и называют - грузинами.

Кто они, грузинские евреи в Грузии, которые не уехали в Израиль, а остались жить здесь? Сегодня в Грузии около пяти тысяч евреев, большая часть из них проживает в Тбилиси. Я встретилась с одним "типичным" (по словам представителей Тбилисской синагоги) грузинским евреем - Иосифом Аджиашвили. Иосиф родом из села Бандза, которое находится в Мартвильском районе. Почти всю свою жизнь он прожил в Тбилиси. Человек в возрасте, уважаемый в своей общине, верующий, как и почти все евреи.

© photo: Sputnik / Levan Avlabreli

Почему я не уехал в Израиль, переспрашивает вслух вопрос Иосиф Аджиашвили, и задумывается, вспоминает. Спустя несколько минут мой собеседник начинает свой рассказ:

"У меня жена грузинка, у нее были пять братьев и сестер. У меня тоже были пять сестер и братьев, которые уехали в Израиль. В то время, когда мои родные покинули Грузию, у них не было никакой гарантии и ощущения того, что будущее будет обеспечено. Незнание языка, менталитета, бытовые трудности - с этим сталкивается каждый мигрант. Жизнь в Израиле нприходилось начинать с нуля. И вернуться обратно в Грузию уже было невозможно, ведь заставляли подписывать бумаги, где уезжавшие подтверждали, что в Советский Союз они не попросятся.

© photo: Sputnik / Alexander Imedashvili

Еврейский ресторан "Иерусалим" - старый Тбилиси

А я прямо не спрашивал жену, хочет ли она переехать в Израиль. Ведь если бы она захотела, сама мне и сказала бы. Понимал, что она не хочет оставить своих родных. Да и каждый человек боится переезда. Мы по-настоящему любили друг друга, кто-то из нас должен был в этом вопросе уступить. И решил, что сделать это должен я. Так и остались мы семьей здесь, и Грузия — наш дом. Естественно, я скучал по своим родным…"

Про дедушку и его пекарню

"Часто вспоминаю историю, которую мне рассказывали в детстве, — продолжает разговор Иосиф Аджиашвили. — О ней говорили не только в нашей семье, но и во всем селе Бандза. Это небольшая история про моего дедушку Мануаха".

— Сто лет назад в моей деревне не было больших домов, отопления, электричества. У всех в селе были маленькие деревянные домики, как избушки и бараки. В один год выпало необычно много снега, из-за чего водяная мельница остановилась. Жители не могли перемалывать свое зерно, чтобы получить муку и выпекать из нее хлеб. Тогда не у всех были деньги, чтобы покупать готовые продукты. Село ожидал голод.

© photo: Sputnik / Levan Avlabreli

Мой дедушка был в селе уважаемым человеком. У него была пекарня и большой запас муки. На следующий день, рано утром он пошел не в синагогу на молитву, как обычно это делал, а в христианскую церковь. Там все очень удивились, и его приняли с почетом. Мой дедушка попросил священника церкви объявить во время службы, что неважно, есть ли у людей деньги, пусть приходят к нему в пекарню и берут хлеб.

Если кто-то не может заплатить деньгами, сказал он, пусть приносит в обмен сыр, яйца или какие-то другие продукты. Если кто-то не может и это, ничего страшного, пусть забирает хлеб просто так, потом как-нибудь рассчитается за него. Главное, подчеркнул мой дед, чтобы в селе не совершился грех - никто не погиб бы от голода, не решился бы что-то украсть. Дед поступил очень мудро, помог людям, и этим сохранил свое доброе имя…

© photo: Sputnik / Levan Avlabreli

В годину трудностей

— Однажды вечером я смотрел передачу по телевизору об известных событиях в Абхазии. Это был сентябрь или октябрь, приближалась зима. Беженцы… Каждый с собой вез то, что мог, кто-то — чемоданы с одеждой, коробки с вещами, кто-то — только детей.

Представьте, открывает человек чемодан, выбрасывает все вещи и кладет туда… своего ребенка. В дороге у него погибло дитя… Другого способа перевезти тело ребенка и похоронить его у той семьи не было. Об этой истории рассказали по телевизору.

Настолько это было для меня впечатляющим событием, что я решил поехать в сторону Абхазии и помогать людям, чем смогу. У меня была грузовая машина КамАЗ. Водил эту машину в качестве моего помощника грузинский парень.

© photo: Sputnik / Levan Avlabreli

Первым делом я пошел в синагогу и попросил разрешения сделать это от имени еврейской общины. Там такой поступок встретили с радостью и одобрили. Правительство нам дало официальное разрешение поехать туда. И мы поехали.

На Чуберском перевале была очень тяжелая картина. Дети, взрослые со своими вещами, крики, плач… Все ждали, пока за ними кто-то приедет, хотели любым способом добраться до Кутаиси - словом, ужасная картина. Все рвались в КамАЗ, несмотря на то, что это было совсем неудобно, грузовая ведь машина. И в этом кошмаре мы провели около двух недель.

Помню, там, на перевале, было много официальных лиц, высоких чинов. Тогдашний заместитель министра внутренних дел Демури Микадзе спросил нас, почему мы приехали и что нам вообще нужно здесь. Я ответил. Запомнились его слова: "Знаю историю Грузии, знаю, что евреи всегда были близки и дружны с грузинами. Были рядом и в горе, и в радости"…

Когда появились евреи в Грузии

"Национализм - последнее прибежище подлеца"

Карл Маркс, философ (еврей по происхождению)

Переселение евреев в Грузию

В Грузии евреи жили с давних времён. Согласно грузинской исторической традиции, первые крупные группы еврейских поселенцев появились на территории страны примерно две с половиной тысячи лет назад.

Считается, что они прибыли в Грузию после завоевания Иерусалима правителем Нововавилонского царства Навуходоносором (вероятно, 586 г. до н. э.). Позже евреи перебирались в Грузию не только с исторической родины, но и из соседних стран (Византии, России, Турции), в период гонений, усиления антисемитизма.

"Евреи постепенно расселялись по разным районам страны. Они интегрировались в грузинское общество, разделили с грузинским народом его историческую участь", — рассказал директор Музея истории евреев Грузии и грузино-еврейских отношений им. Давида Баазова, профессор Гиви Гамбашидзе.

© photo: Sputnik / Levan Avlabreli

Одна из известных личностей в плеяде святых грузинской церкви, которую знает каждый школьник, святая Сидония, по происхождению была еврейкой. По преданию, ее брат, еврей Элиоз Мцхеткий, отправился в Иерусалим и привез оттуда "Хитон Господень".

Увидев бесценную реликвию, Сидония вырвала ее из рук брата и крепко прижала к своей груди. Так она и умерла. Ее похоронили в одном из главных храмов Грузии Светицховели вместе с хитоном.

По легенде, представители грузинского царского дома Багратиони произошли из рода Давида. Они были потомками брата Иосифа из колена Иакова, которые из Палестины отправились на Кавказ — так и попали в Картли, где со временем стали правящим родом. Славная история Багратионов, уже не по легенде, хорошо известна в Грузии и за ее пределами.

© photo: Sputnik /

Портрет Петра Багратиона

Достаточно вспомнить генерала Петра Багратиона (представителя грузинского царского дома), главнокомандующего одной из русских армий, геройски погибшего в Бородинской битве. Его великий полководец всех времен Наполеон считал весьма серьезным и самым опасным своим противником в кампании 1812 года.

Марко Поло и Тифлис

Всемирно известный путешественник Марко Поло, посетивший Тбилиси в 1272 году, когда город находился под владычеством монголов, сообщал, что нашел там лишь немногих евреев. Часть евреев Восточной и Южной Грузии, захваченной монголами, переселилась в Западную Грузию, сохранившую независимость. В тех краях они создавали новые общины. К примеру, в источниках XIV века упоминается еврейская община в городе Гагра, на берегу Черного моря, которую возглавлял рабби Иосеф ат-Тифлиси.

© photo: Sputnik / Levan Avlabreli

Евреи в первые столетия поселения в Грузии занимались главным образом торговлей и ремёслами. В этой сфере экономической жизни в Грузии, связанной с античным миром, евреи весьма преуспели. Многие кустарные мастерские и небольшие торговые точки находились в собственности представителей этой диаспоры.

Если оглянуться в прошлое, то можно заметить, что евреи в экономической сфере старались занимать, так сказать, "пустующие ниши рынка", не входить в прямую "конкуренцию" с местными купцами и производителями, жить с ними в ладу и мире. Следует подчеркнуть, что им каким-то образом всегда удавалось находить общий язык с местным населением, более того, устанавливать с ними вполне лояльные и дружеские отношения.

© photo: Sputnik / Levan Avlabreli

"Не поймешь, где грузин, где еврей"

Интересно отметить, что существует много одинаковых грузинских и еврейских фамилий, что указывает на многовековое сосуществование этих народов. Евреи поселились в Грузии в период, когда здесь ещё не было фамилий. Когда начался процесс их формирования, еврейские фамилии стали образовываться согласно тем же принципам, что и грузинские.

Поэтому фамилии грузинских евреев часто, наряду с внешним сходством, имеют и грузинское содержание. Иногда не поймешь, где грузин, а где еврей. Кстати, в Грузии было весьма мало случаев того, чтобы евреи меняли фамилии.

© photo: Sputnik / Levan Avlabreli

Несмотря на то, что у евреев из разных уголков Грузии свои традиции, все равно, куда больше у них общего. Грузинский язык и менталитет объединяет грузинских евреев даже за рубежом. Сегодня в Израиле практически в каждом городе есть "Грузинская синагога".

Даже в советские времена в большой Московской центральной синагоге была отдельная комнатка, которая служила только для грузин. В те времена грузинская община была одна из самых сильных в Союзе и материально поддерживала общины других республик. Сегодня очень большая община грузинских евреев есть в России, например, в Москве действуют четыре "Грузинские синагоги".

© photo: Sputnik / Дмитрий Донской

Вид на здание Центральной синагоги "Бейс Менахем" Московского еврейского общинного центра.

Гонения, погромы, антисемитизм

Антисемитизм в разных странах имел разные корни. Для него придумывались самые различные, нередко несовместимые причины. Евреев ненавидели за то, что они слишком богатые или очень бедные, за то, что они работают чересчур много или за то, что они ленивые, за поддержку революционеров или контрреволюционеров…

Словом, находили массу причин, причем, что любопытно, причины часто оказывались взаимоисключающими. Как обстояло дело с этим вопросом в Грузии?

Исторические корни, многовековое сожительство грузин и евреев и грузинская историческая толерантность, сказал в заключение разговора директор музея Гиви Гамбашидзе, обусловила то, что в Грузии никогда не было антисемитизма.

© photo: Sputnik / Levan Avlabreli

Евреи здесь всегда жили полноценной жизнью. И многие внесли свой достойный и посильный вклад в экономику, в культуру страны, можно назвать такие известные имена, как певица Тамара Гвердцители, бизнесмены Бадри Патаркацишвили и Теймураз Сепиашвили и многие другие.

Они сохранили свою идентичность и национальную особенность

"…Так говорит Господь Бог: Я соберу вас из народов, и возвращу вас из земель, в которые вы рассеяны; и дам вам землю Израилеву".

Иезекиль, пророк (еврей по происхождению). Библия, (Иез. 11:17).

В переводе — "Дом Собрания"

Жизнь евреев в Грузии тесно переплеталась с жизнью коренного населения. И тем не менее, они сохранили свою идентичность, особенности своего национального характера. Можно без преувеличения сказать, что центром жизни еврейской диаспоры всегда была и будет синагога.

© photo: Sputnik / Levan Avlabreli

Синагога на иврите звучит как "бейт кне́сет", то есть "дом собрания". Синагоги обычно возводятся таким образом, чтобы фасад строения всегда был направлен в сторону Израиля, по возможности, к Иерусалиму. В крайнем случае, стена, рядом с которой находятся в шкафу свитки Торы, должна смотреть в сторону Иерусалима. Ведь евреи в любой точке планеты молятся, обратив лицо к главной своей святыне.

Шабат в жизни верующих

Один день в неделе у верующего посвящается Богу. В этот день человек должен размышлять о Боге, о мире, о себе. Что он сделал так и не так, согласно Писанию, как найти путь к Богу. Как исполнять Десять заповедей, другие Божьи Заветы. В шабат работать воспрещается. Не только в шабат, но и во многие еврейские праздники тоже работать нельзя.

"Я знаю многих людей, среди них и представители молодежи, которые работают в нееврейских организациях. Когда они приходят устраиваться на работу, ставят условие: в пятницу они работу заканчивают пораньше. Туда, где им в этом отказывают, они не идут работать. Я знаю многих студентов, которые учатся в грузинских вузах с тем же условием, и лектора идут им навстречу", — рассказывает посланник Хабад, раввин Большой тбилисской синагоги Бенцион Исраэлашвили.

© photo: Sputnik / Levan Avlabreli

В этом году выпускные экзамены в школах пришлись на субботу, в том числе и в еврейской школе. Мы написали официальное письмо в министерство, нам разрешили проводить экзамен в другой день, отметил Исраэлашвили.

— В синагогу обратилась за помощью еврейская семья, мальчик из которой ходил в обычную школу. И, естественно, его выпускные экзамены тоже совпали с субботой. Из синагоги снова написали в министерство, попросили разрешить ему сдавать экзамены вместе с учениками нашей школы. Ему разрешили это сделать. Правительство Грузии идет в таких вопросах навстречу, не создает нам проблем в этой сфере, что, конечно, очень радует.

© photo: Sputnik / Levan Avlabreli

Кашрут, или Свод правил для питания

В Тбилиси действуют два магазина, продающие кошерное мясо. Есть человек, который ездит в деревню и специальным способом режет скот. Там же происходит и обработка туши. Кошерную рыбу (подразумеваются какие-то определенные виды особей) можно купить практически везде. Нет проблем с фруктами и овощами.

Раньше мацу пекли здесь, в пекарне у синагоги. Последние годы стало трудно доставать кошерную муку, и поэтому мацу стали завозить из Израиля, так удобнее. Порой возникают проблемы со сладостями для детей. В Грузии очень мало евреев, которые употребляют некошерную пищу. В некоторых случаях людям можно и допустить "послабление", скажем, с молочными продуктами, это уже зависит от самого человека.

© photo: Sputnik / Levan Avlabreli

— Некоторые продукты завозим из Израиля. Иногда таможенники забирают продукты, но чаще они оформляют все как надо, помогают, входят в положение. Лично у меня была такая история, когда уже должны были забрать продукты, все оформили, и тут подходит начальник и спрашивает: "Это кошерные продукты?" И, узнав, что "да", пропускал, не конфисковая продукты.

Синагога и другие организации

Синагога является не только местом для общественного богослужения, сердцевиной религиозной жизни евреев. Ее функции очень широки. Часто при синагогах действуют различные учебные учреждения. В Тбилиси уже много лет работает Еврейский дом, который объединяет много различных организаций.

В Тбилиси есть специальная библиотека для диаспоры, воскресные школы, еврейская школа, которая аттестована министерством образования. Это обычная школа, соответствующая всем стандартам. Помимо обычной школьной программы, дети там изучают иврит, Тору и историю Израиля.

Олег Кусов: Согласно историческим сведениям, евреи поселились на Кавказе более двух тысяч лет назад. В дальнейшем потомки тех переселенцев стали назвать себя грузинскими евреями. Чуть позже на территорию современных Азербайджана и Дагестана из Персии пришли горские евреи. По мнению многих историков, грузинские горские евреи имеют все основания считать себя коренными жителями Кавказа, поскольку о них стало известно гораздо раньше, чем, например, о многих горских народах. Слово раввину Зееву Вагнеру.

Зеев Вагнер: В иудаизме принято говорить, что мы все евреи, где бы они ни жили, это один народ. Если говорить с точки зрения научной, наверное, нужно говорить, что это этнические группы внутри еврейского народа. Это ашкеназийские евреи европейские, грузинские и горские. Горские пришли из Персии. Одна из версий, что горские евреи появились на Кавказе очень давно, пришли из Персии. По крайней мере, их язык - это фарси. Грузинские евреи появились на Кавказе, точно известно, более двух тысяч лет назад. Грузинские живут только в Грузии, а горские живут по всему Северному Кавказу и в Азербайджане. Ашкеназийские евреи появились с момента присоединения Кавказа к России. То есть в каждом районе через какое-то количество лет после присоединения Кавказа к России. Самая интересная группа - это грузинские евреи. Единственная еврейская группа, которая, с одной стороны, наверное, никто сильнее, чем грузинские евреи внешне, я не имею в виду лицо, а некоторыми внешними признаками не ассимилировались, то есть их родной язык грузинский был всегда. Обычно у всех еврейских групп был свой еврейский язык. Горские говорят не настоящем фарсе, а на еврейском диалекте фарси. Ашкеназийские евреи, которые сегодня говорят по-русски, но их деды говорили на идише. У бухарских евреев свой диалект, и так по всему миру, всюду есть свои еврейские диалекты. Грузия - это единственная страна, где у евреев никогда не было своего диалекта, по крайней мере, неизвестно об этом ученым. Столетиями там евреи говорят по-грузински. То есть они вросли в эту страну всеми своими корнями.

Олег Кусов: Многие представители аристократических христианских семей Грузии и Армении считают себя потомками первых евреев-переселенцев. Религиозная обстановка в Грузии во все времена благоприятствовала и иудеям. Традиции иудаизма в Грузии оставались крепкими даже в годы государственного гонения на религию.

Зеев Вагнер: С другой стороны, с точки зрения религиозной, это, наверное, в советское время была самая религиозная группа евреев. В их среде больше всего сохранялись обряды и обычаи иудаизма. Грузинские евреи интересны еще и тем, что это опять же единственные евреи, которые были крепостными. Нигде в мире, даже в Азии евреи никогда не были рабами, крепостными. Грузинские евреи до 1860 годов были крепостными. Сегодня они живут в Грузии и в России в больших городах. Еврейская жизнь Москвы или Питера без грузинских евреев просто невозможна.

Олег Кусов: Горские евреи живут по всему Кавказу, но наиболее крупные поселения находятся в Азербайджане и Дагестане.

Зеев Вагнер: Горские евреи, с научной точки зрения, это один народ, одна группа, где бы они ни жили на Северном Кавказе, но между ними не существует общих связей между горскими живущими в одних районах Северного Кавказе и, допустим, живущие в Азербайджане. Каждая группа живет более-менее обособлено. В Азербайджане сохранилось в городе Куба сегодня, если не брать Москву и Питер, это самое большое еврейское поселение на территории бывшего СССР, где строятся новые синагоги, где активно идет еврейская жизнь. Их много живет в Дербенте, Махачкале, Моздоке, Нальчике. До середины 90 была община в Грозном. Но во времена первой же чеченской войны евреи были среди беженцев. Наверное, и до сих пор остаются в Чечне, но никаких следов общинной жизни там нет.

Олег Кусов: Европейские евреи ашкенази приходили на Кавказ, как правило, с севера и запада, но значительно позже грузинских и горских. До второй половины 19 века российские власти запрещали ашкеназийским евреям селиться на Кавказе. Впоследствии их положение стало меняться. Например, активно развивающийся во второй половине 19 века регион Кавказских Минеральных вод особенно нуждался в хороших специалистах - врачах, обслуживающем персонале, торговых работниках. Здесь и пришлись ко двору евреи из других мест России. Наш корреспондент в Ставропольском крае Лада Леденева, раввин горячеводской синагоги Шертиль Шаломов и сотрудница еврейского агенства в России Ада Дамунян рассказывают о переселении евреев в этот регион.

Лада Леденева: Попав в многонациональные, многоконфессиональные Кавказские Минеральные воды, сторонний наблюдатель не всегда сможет отличить еврея от представителя других горских народов. Быть может потому, что большая часть местной еврейской общины, насчитывающая около 12 тысяч человек - выходцы из других республик. В годы становления курорта евреи съезжались на Кавказские Минеральные воды из самых разных уголков России.

Ада Дамунян: Сюда приехали, медсестры, врачи, больные. И так как здесь райские края, великолепный климат, то многие старались здесь остаться. Особенно медицинские работники, потому что они чувствовали себя нужными, при деле. Из России, средней полосы, из Москвы очень многие были. И они остались здесь их неплохо принимали. Потому что, если бы принимали человека плохо, он уехал бы куда-то еще. Если он начал движение, он всегда остановится там, где ему хорошо.

Лада Леденева: Немалое количество евреев попало на Кавказские Минеральные воды в годы Великой Отечественной войны в период эвакуации.

Шертиль Шаломов: Очень много было эвакуировано с территории Европы, Москвы, Советского Союза европейских евреев, которые в основном и по направлению были врачами, учителями, юристами и интеллигентный слой.

Лада Леденева: Евреи-переселенцы заимствовали не только языки местных народов, но и материальную культуру, некоторые обычаи.

Олег Кусов: Кавказ во все времена считался для иудеев удобным для проживания краем. Представители древнего народа чувствовали себя вполне комфортно среди многих кавказцев, особенно среди грузин и осетин. Хотя не обходилось и без отдельных эксцессов.

Зеев Вагнер: Нельзя, конечно, говорить, что Северный Кавказ всегда был тихим раем для евреев, как, например, называли Грузию грузинские евреи, которые всегда это подчеркивали, что они уезжают не из-за того, что к ним плохо относятся, а просто евреи хотят жить в Израиле. Конечно, на Кавказе все сложнее. Мусульманское окружение сказывалось. Но, в общем-то, так как это многонациональный край, не было же проблемы, что жили кто-то, евреи и русские. В любом городе, где жили евреи, там жили представители десятков национальностей, это действительно многонациональный, это не игры, когда говорят про Саратов, что там живут представители ста национальностей и перечисляют: два туркмена, два еще кого-то. Кавказ - это действительно многонациональный район, где люди разных религий жили всегда вместе. Эта жизнь вместе как-то заставляла спокойнее относиться к своей разности, скажем так, чем в России. Люди там более терпимы друг к другу. Хотя опять же никогда не был раем, и на Кавказе, как и в других местах мира, бывали кровавые наветы. Но в целом обстановка была стабильной. Сегодня в условиях того, что творится в Чечне и напряженности вокруг, конечно, ситуация другая. У меня как-то совпало, я был в одной из европейских столиц, приехала чеченская делегация. Мы жили на одном этаже в гостинице. Разговорился, и они мне начали рассказывать, какой Дудаев, который в одном из первых указов своих сказал отремонтировать синагогу. Как они хорошо относятся. Но я начал говорить, что я этим всем согласен, но что делать с тем, что происходит в последнее время, эта встреча была четыре года назад. Они, как, наверное, большинство чеченского руководства, это люди светские, что бы они ни говорили, они признавали, что это навязано извне.

Олег Кусов: Антисемитизм не был присущ кавказским народам. В разные периоды истории он приходил сюда извне, но ненадолго. Например, раввин Зеев Вагнер считает, что сегодняшние антисемитские настроения в Чечне появились совсем недавно, после того как в воюющую республику пошла финансовая помощь из арабского мира.

Зеев Вагнер: Это не с начала чеченской войны, но достаточно быстро появились, а затем стали усиливаться антисемитские тенденции в чеченской пропаганде. Видимо, это связано с тем, что деньги идут из Саудии, есть некоторое количество арабских боевиков, которые там воюют. Даже не столько из-за нескольких арабов, даже нескольких десятков, мы не знаем, сколько их там, но, я думаю, что из-за арабских денег, но сегодня пропаганда чеченских сепаратистов очень и очень антисемитская. Откровенно евреи называются среди первых потенциальных объектов захвата в заложники. Существует миф или мнение о том, что евреи все богатые, поэтому выгоднее захватить еврея, ясно, что его выкупят.

Олег Кусов: Но в самом чеченском народе, несмотря ни на что, живет чувство уважения к евреям. И это уважение еще более усилилось после поступка одного из бывших жителей чеченской столицы гражданина Израиля Бориса Шакурова.

Амина Азимова: Недавно я услышала историю, которую поначалу восприняла как очередную легенду, порожденную войной, о том, что некий очень богатый еврей из Израиля вернулся в Грозный. Причем не на побывку, не на денек-другой, а для того, чтобы остаться здесь жить. Рассказывали, что якобы он отыскал свой лет 15 назад проданный дом на улице Московской, выкупил его, вернее то, что от него осталось, у нынешних хозяев и даже, поверите ли, разрешил этим самым хозяевам получить за него компенсацию, если власти в Чечне все же надумают ее платить. На днях я встретилась с загадочным израильтянином, вернувшимся в Чечню в столь, казалось бы, неподходящее для этого время.

Борис Шакуров с семьей до 1989 года жил в Грозном, работал руководителем среднего звена на обувной фабрике. У Шакуровых в чеченской столице был добротный дом в так называемом еврейском куяне, в районе Бароновского моста. Теперь он, конечно же, в руинах. В конце 80 годов прошлого столетия на волне перестроечного ветра перемен Шакуровы решили уехать на историческую родину. Борис говорит, что тогда они каким-то наитием каким-то внутренним чутьем ощущали, что скоро по всей стране будет очень горячо. И потому, отказавшись от первоначального решения поселиться в Ленинграде, семья эмигрировала в Израиль.

Почему же он вернулся именно сегодня, когда в Чечне намного горячее, чем в далеком 89 году? Борис Шакуров на это отвечает, что, во-первых, он намерен заниматься в Грозном строительным бизнесом. Во-вторых, он родился здесь, вырос, вот и потянуло домой. "Я скучал по Грозному", - говорит Борис. Что тут ответишь? В Грозном, наверное, как и во всех городах мира, было так называемое еврейское местечко, где компактно проживали евреи вплоть до начала 90 годов, а некоторые даже до начала первой войны. Местечко это называлось улица Московская, недалеко от центра Грозного. Застроенная добротными, несмотря на внешнюю неказистость, частными домами, эта улица была местом самого большого еврейского поселения в Грозном. На Московской находилась лучшая в городе точка ремонта обуви и ювелирная мастерская, где всегда, даже в самые махровые советские времена можно было купить нечто более приличное и, выражаясь колоритным языком жителей этой улицы, более достойное хорошего человека, чем официально выложенный ассортимент украшений.

Еще в 19 веке в Грозном была построена и функционировала синагога. На улице Красных фронтовиков, конечно, так называли ее позднее, в старину была огромная площадь, на которой треугольником буквально в нескольких метрах друг от друга располагались мечеть, синагога и церковь. В исторических справочниках и давних путеводителях по Чечне записано, что по тем временам Грозный был чуть ли не единственным местом в мире, где храмы всех трех крупнейших конфессий были расположены на одной площади, разделенные всего лишь несколькими шагами. Теперь из этой троицы сохранилось всего лишь здание синагоги. Этот красивый особнячок, утопавший в зелени акаций и плакучих ив, в советское время занимали Союз писателей и Союз театральных деятелей ЧССР. В период между войнами его, шикарно отремонтировав, арендовала печально известная фирма Чечентелеком, по контракту с которой в республику приехали из Англии четыре специалиста по телекоммуникациям, похищенные и позднее убитые в Чечне.

Чеченцы исторически относились к евреям с большим пиететом. Этих вечных странников еще в прошлые времена предки чеченцев воспринимали как гостей. И это традиционно радушное отношение хозяев к гостям было распространенным и в советские времена и в постсоветский период. В начале 90, когда евреи в массе своей спешно стали покидать республику, чеченцы говорили, что это не к добру, что если уж евреи оставляют свои насиженные места, значит в воздухе действительно запахло большой бедой. Сегодня же, напротив, можно услышать, как многие местные жители передают друг другу слухи о том, что мир в Чечне, видимо, все же не за горами, потому что в Грозный возвращаются уехавшие отсюда десять лет назад дети Израиля.

Олег Кусов: Наш грозненский корреспондент Амина Азимова надеется, что процесс возвращения евреев в Грозный может стать предвестником долгожданного мира.

Наиболее проблематично, как отмечают некоторые исследователи, складывались в конце 19 века и в первой половине 20 отношения евреев с казачеством. По этому поводу Александр Розенбаум как-то даже пошутил со сцены: "Я исполняю казачьи песни наперекор фразе одного известного музыканта: "Быстрее рак на горе свистнет, чем еврей споет про казаков". В конце 19 века казаки настороженно относились к поселяющимся возле них иудеям. Образ жизни казаков и евреев, а значит сформированный им этнический характер, был разным. Но подобные взаимоотношения, как утверждает наш корреспондент в Ставропольском крае Лада Леденева, остались в прошлом. Под Пятигорском в станице Горячеводская Лада Леденева побывала в еврейской общине, где побеседовала с раввином горячеводской синагоги Шертилем Шаломовым, сотрудницей еврейского агентства в России Адой Дамунян и координатором еврейского агентства по делам молодежи Татьяной Якубовской.

Шертиль Шаломов: Отношения достаточно дружеские и сказать о влиянии здесь на этой земле, евреи за это не борются, по большому счету. Главная заповедь: не навреди, отдаляйся от политики, отдаляйся от власти. Наверное, это понятие, которое дает возможность адоптироваться еврейской общине в любом месте. С другой стороны, те митинговые времена прошли. И кто в душе казак, он занимается на самом деле казаческим делом - охраняет границы. Все остальные люди, которые живут в этом регионе, кто занимается делами, кто бизнесом, кто работой, таких неприятных отношений нет.

Лада Леденева: К примеру, в казачьем поселке Горячеводске близ Пятигорска евреям незачем было селиться общинами, они рассеялись точечно, покупая у местного населения дома в разных концах поселка.

Шертиль Шаломов: Есть такое понятие "местечко", есть понятие "гетто". Один из политических вопросов, который стоит в умах евреев, - нужно ли создавать гетто. Мы жили в Дагестане, в Махачкале у нас четыре улицы. Там жили евреи несколько тысяч семей. Здесь они такого анклава, где проживали бы евреи большим количеством, нет.

Ада Дамунян: У меня замечательный пример есть. Девочка, которая живет в Израиле, она была солисткой казачьего хора. Казачий ансамбль замечательный. Мы все ходили его смотрели, подпевали. А сейчас она уже год живет в Израиле. И в Израиле, она говорит, что подрабатывает тем, что поет казачьи песни в ресторанах. Она учится в университете. Нет какого-то барьера, я не вижу, по крайней мере.

Лада Леденева: Похоже, за 50 лет существования в горячеводской еврейской общине мало что изменилось. Ее представители по-прежнему занимаются торговлей и ремеслами. В основном шитьем и продажей шуб из натурального меха - нутрии, черно-бурой лисы и овчины. Есть среди евреев представители крупного бизнеса, занимающиеся разливом, транспортировкой и реализацией минеральной воды. По словам Шертиля Шаломова, зачастую в партнеры по бизнесу предприниматели берет своих соседей-казаков. Говорит координатор еврейского агентства по делам молодежи Татьяна Якубовская.

Татьяна Якубовская: Синагога является центром общиной жизни, культурной жизни. Но основные традиции сохраняются и передаются в семье. Если семья соблюдающая, так семья соблюдающая.

Лада Леденева: Особенно бережно в общине относятся к традиции еврейских праздников.

Татьяна Якубовская: Все еврейские праздники начинаются не утром, а начинаются с вечера. Суббота заходит накануне. То есть в пятницу вечером, когда в Иерусалиме появляются звезды, тогда наступает суббота. Для того, чтобы не запутаться местным евреям, специально есть календарики, в синагоге можно узнать, когда наступает суббота.

Ада Домунян: Встречается суббота как королева, как невеста, потому что это тот день, когда евреи, пусть в мыслях, но объединяются друг с другом. В каждой семье проходит благословение этого дня, и люди объединяются даже в соблюдении традиций принятия пищи. Определенные ритуалы, последовательность блюд, молитвы и обязательно все поют вместе песни. Есть специальные песни, которые поются только на шабат, есть просто национальные песни. Когда уже люди собрались вместе, они веселятся и радуются как могут этот день. И стараются не производить некоторых видов работ.

Татьяна Якубовская: Готовятся обязательно халы, две плетеные булочки. Конечно, немножко есть разница между ашкенази и горскими евреями. Но на ашкеназский стол, например, готовится фаршированная рыба, обязательно должно быть вино красное виноградное или виноградный сок. Песни в основном на основе Сидура, молитвенника. И они очень между собой могут разниться в смысле мелодий, каждый регион имеет свой напев, но основа - это именно субботние молитвы о мире, о спокойствии.

Лада Леденева: Любопытно, что порой еврейские традиции выражаются в ритуалах, о происхождении и значении которых можно только догадываться.

Татьяна Якубовская: Есть интересная притча насчет фаршированной рыбы. В семье одного раввина, он женился на молодой девушке, она постоянно делала фаршированную рыбу, отрезала ей хвост и только потом ставила печку. Он никак не мог понять, в чем дело. Он ее спросил: "А почему ты так делаешь?". Она говорит: "Ну как, моя мама так делала". Тогда они пошли к маме и спросили: "А почему вы так делали, вы отрезаете хвост у фаршированной рыбы?". "Потому что моя бабушка так делала". Нашли эту древнюю дряхлую старушку, говорят: "Почему вы отрезаете хвост у фаршированной рыбы, она же прекрасно в печку помещается?". Она говорит: "У моей бабушки в местечке была очень маленькая печка, куда эта рыба не помещалась, и поэтому ей отрезали хвост". Не спрашивая, почему, это на протяжении поколений так и передалось.

Лада Леденева: В отличие от религии и культуры основными носителями языковых традиций сегодня служат международные общественные еврейские организации. По словам педагогов, современная молодежь охотнее изучает иврит, нежели идиш, чтобы говорить на родном языке со своими сверстниками из Израиля.

Ада Домунян: Так как евреи живут достаточно дружно и в своих рядах имеют два языка это, может быть, немножечко разъединяло народ. Язык, который широко используется в Израиле, а следовательно, люди пытаются как-то идентифицировать себя и с Израилем в том числе, те изучают иврит. Это легче, нет такого разделения у людей.

ЕВРЕИ В ГРУЗИИ: 26 ВЕКОВ ВМЕСТЕ

Леонид Эйчис

История евреев Грузии начинается уже вскоре после разрушения Первого Иерусалимского Храма. Все 26 веков их жизни на этой благодатной земле - уникальная часть всемирной истории еврейского народа. Нельзя утверждать, что община совсем никогда не подвергалась преследованиям, ущемлению религиозных и этнических прав, не знала общественного и политического антисемитизма, но объективно говоря, эти несчастья, кроме того что были локальны, никогда не бывали инициированы грузинами. И это принципиально отличает историю евреев, живших среди грузинского народа. Такой наиважнейший фактор и возможность отстаивать свои религиозные и национальные права привели к историческому повороту в политике ГССР в отношении репатриации евреев в Израиль.

Активное национальное самосознание евреев, сложившееся благодаря доброжелательному моральному климату Грузии, нашло свое отражение в массовой эмиграции начала 1970 годов. Надо сказать, у Грузии давно сложились хорошие отношения с государством Израиль. И в трудный для Грузии период 1992-1993 годов Израиль одним из первых иностранных государств открыл свое посольство в Тбилиси и начал посылать туда гуманитарные грузы: медикаменты, одежду, продукты питания, различное оборудование.

В сентябре 1998 года Грузия праздновала 2600-летие совместного проживания грузинского и еврейского народов. Такая значительная дата была отмечена на государственном уровне крупными торжественными мероприятиями.

«Это одно из важнейших исторических мероприятий, на которых мне довелось присутствовать за весь период моей деятельности», – заявил на состоявшейся 9 сентября 1998 года встрече с президентом Грузии Эдуардом Шеварднадзе глава израильской делегации, ныне президент Израиля Моше Кацав. – Мы еще не можем полностью оценить огромное значение этого мероприятия, ведь мы говорим об истории 26-векового мирного сосуществования...»

Сегодня в Грузии по разным данным от 8 до 12 тысяч евреев, большинство из них проживает в столице. В Тбилиси две синагоги, ашкеназская и сефардская, есть ешива-колель «Ор Эмет», школа-хедер «Тиферет Цви». Большую работу ведет религиозная еврейская община, возглавляемая главным раввином Грузии Ариэлем Левиным.

Как и в странах СНГ, с общиной работают представительства Еврейского агентства и «Джойнта», благотворительные организации «Рахамим» и «Хэсэд». Действуют здесь и общеобразовательные школы, и детские сады, и, конечно же, ульпаны. Открыты Еврейский университет, Институт социальных работников.

Хедер в Грузии. 1970-е годы.

Но вернемся к уникальной дате, которую три года назад отметили грузинский и еврейский народы. Первое упоминание о евреях в Грузии содержится в летописи «Картлис цховреба», она-то и связывает их появление в стране с разрушением Первого Храма (586 год до н.э.). Древнейшее археологическое свидетельство пребывания евреев на территории Грузии – могильные камни с надписями на арамейском и древнееврейском языках близ бывшей столицы Грузии Мцхеты, датируемые III–IV веками. К сожалению, очень мало сохранилось сведений о судьбе грузинских евреев в средние века, нет подробных описаний их жизни в эпоху независимости и процветания Грузии (1089–1213), начавшуюся при царе Давиде Строителе. Впрочем, Марко Поло, посетивший эту землю в 1272 году, отмечал, что «в Тифлисе живут христиане – грузины и армяне, а также мусульмане и евреи».

Евреи в Грузии традиционно занимались торговлей: среди них было много лавочников и коробейников. Некоторые кустарничали, многие держали коров, овец, обрабатывали небольшие сады и виноградники. Те, кто не владел имуществом, часто получали от феодала дом и участок земли, право торговать и служить приказчиком в хозяйской лавке.

Натан Элиашвили в своей книге об истории грузинских евреев (1926) утверждал, что грузины по природе своей гостеприимны и сердечно приветствуют у себя в стране каждого пришельца. Принять евреев с почестями они считали своим моральным долгом, поскольку полагали, что любимая и чтимая грузинским народом царская династия Багратидов еврейского происхождения.

В первой половине ХIХ века в Грузии наблюдался экономический расцвет, который естественным образом ощутили и евреи. Прокладка шоссейных и железных дорог, расширение портов, развитие промышленности и сельского хозяйства способствовали оживлению торговли, что привело к значительным демографическим изменениям. Целые общины переселились из сел в города. Новые общины возникли в Сухуми, Поти, Батуми, вдоль всего Черноморского побережья. Значительно выросла весьма малочисленная тогда община Тбилиси.

Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе в тбилисской синагоге на мероприятии, посвященном 2600-летию совместного проживания грузинского и еврейского народов. Сентябрь 1998 года.

Включение Грузии в состав Российской империи в 1801 году изменило экономическое, политическое и общественное положение евреев. Сначала они приветствовали российское правление, но вскоре ощутили его антисемитизм. Юдофобские настроения принесли в Грузию царские чиновники и русская православная церковь. Сложилась атмосфера фанатичного мракобесия: начались обвинения в ритуальных убийствах, вызвав волну антиеврейских выступлений и актов насилия.

Были в присоединении Грузии к России и положительные аспекты: постепенно установились связи между грузинскими и российскими еврейскими общинами. Указ 1804 года, включавший Кавказ в черту оседлости, позволил селиться в Грузии российским евреям. Их привлекали широкие экономические возможности и мягкий климат. Ашкеназские евреи обладали профессиями, так или иначе способствовавшими проникновению в Грузию русско-еврейской культуры: среди них были фармацевты, врачи, портные, ювелиры, часовщики, а также поставщики российской армии.

Общение между местными и приезжими евреями поначалу было весьма ограниченным. Они не знали языков друг друга, их разделяла стена неприятия. Наладить подлинное сотрудничество двух еврейских общин впервые попытались сионисты. Вообще идеи сионизма начали распространяться среди грузинских евреев уже во второй половине ХIХ века, благодаря чему сотни семей выехали в Эрец Исроэль. В 1897 году в Грузии возникла первая сионистская организация, которую создали приверженцы движения «Хаскала».

Как бы ни складывалась жизнь грузинских евреев, какие бы веяния ни ощущались, определяющей в ней всегда была роль Эрец Исроэль. Натан Элиашвили писал: «Любовь и стремление к Эрец-Исраэль было глубоким. Всю жизнь еврей мечтал уехать в Эрец Исроэль или хоть раз увидеть ее своими глазами, или умереть там на склоне лет».

Святая земля имела первостепенное значение и для христианской Грузии. Столетиями грузины-христиане совершали паломничество в Палестину, строили там церкви, монастыри. Грузинские монастыри появились на горе Синай, в Вифлееме, в Иерусалиме, самым популярным среди них считается иерусалимский монастырь Святого Креста, где по преданию похоронен Шота Руставели, величайший грузинский поэт ХII века.

С обретением независимости в 1918 году свободная Грузия просуществовала три года до падения меньшевистского правительства в марте 21-го, а когда пришли большевики, евреи поверили в обещанные ими блага. И начало действительно было впечатляющим: власти не вмешивались в религиозную жизнь, открывались еврейские школы, культурные центры. Затем наступили иные времена. Репрессии 1937 года, конечно же, не обошли и грузинских евреев. Не обошли их и национально-религиозные преследования, проводившиеся на всей территории Советского Союза, которые в годы войны несколько ослабли, но затем возобновились едва ли не с удвоенной силой. Волна антисемитизма, поднявшаяся в СССР в начале 50-х годов, привела к многочисленным арестам среди еврейской интеллигенции Грузии. Было арестовано немало религиозных активистов.

Главные раввины России и Израиля на мероприятии, посвященном 2600-летию совместного проживания грузинского и еврейского народов. Сентябрь 1998 года.

В 1950-е годы экономическое развитие Грузии ускорилось, и материальное положение евреев стало улучшаться. В 60-х годах сотни евреев обучались в вузах, шли в науку, промышленность, искусство и вскоре заняли в обществе видное положение. При этом большинство сохраняло религию и традиции своих предков. Несмотря на более чем полувековое коммунистическое господство грузинские евреи по сей день продолжают соблюдать завет обрезания, собственный свадебный ритуал, законы кошерности, они отмечают Субботу и все еврейские праздники. Общины Грузии всегда заботились о кошерной пище, выпечке мацы и финансовой поддержке синагог, чего в период советской власти не наблюдалось в российских общинах.

Борьба грузинских евреев за право выезда в Израиль стала одним из важных факторов, которые привели к исторической перемене в политике советского правительства по отношению к еврейской эмиграции. В 1969 году 18 семей первыми из евреев СССР обратились в Комиссию по правам человека при ООН. Активное пробуждение национального самосознания евреев нашло свое отражение в массовой эмиграции начала 70-х годов, когда в Израиль из Грузии выехали около 30 тысяч человек.

Уже после распада СССР многие грузинские евреи побывали у своих родственников в Израиле, а те стали бывать в краях, где родились. Это оказало большое воздействие на различные стороны жизни евреев Грузии: возросло национальное самосознание, активно стала развиваться культура, в еврейскую жизнь вовлекается больше молодежи. В то же самое время уехавшие из Грузии ощущают свою глубокую связь с грузинским народом и солидаризуются с его борьбой за самоопределение. В Израиле они составляют крепкое братство и сохраняют грузинский язык.

Ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

Термин «Грузинские евреи» укоренился в XIX веке, после включения Грузии в Российскую империю, хотя в исторической литературе такое название применялось с XI в. Первые евреи появились на территории Грузии, скорее всего, после разрушения Первого Храма. Грузинские евреи говорят по-грузински и называют себя «эбраэли» , «картвели эбраэли» или «исраэли» . Православная церковь Грузии не преследовала евреев, и на протяжении веков евреи в Грузии сохраняли свои традиции. Начиная со второй половины XIX-го в. евреи стали покидать Кавказ, и большая их часть сейчас живет в Израиле. Общая численность грузинских евреев сегодня - ок. 200 тысяч, в Израиле живет почти 60% из них, ок. 120 тысяч.

Когда появились евреи в Грузии?

Другая часть селилась в Закавказье, и так возникли общины армянских и грузинских евреев. О различных еврейских поселениях VI-го века н.э. сообщают арабские историки.

Грузинские евреи в VII - XIX веках н.э.

После завоевания во второй половине VII века значительной части Грузии арабами, она превратилась в провинцию арабского халифата, хотя и осталась христианской страной.

Суд проходил в Кутаиси и вошел в историю под названием «Кутаисского процесса» . Обвиняемые были признаны невиновными, но тем не менее, уверенность местного населения в том, что евреи пользуются христианской кровью при изготовлении мацы , не была поколеблена. Другие случаи кровавых наветов в Грузии второй половины XIX в. отмечены в 1852, 1881, 1882, 1883, 1884 гг. В 1895 г. евреи Кутаиси подверглись жестокому погрому .

В конце 1890-х гг. главным раввином города Цхинвали был избран Авраам а-Леви Хволес (1857-1931), ученик знаменитого литовского раввина Ицхака Эльхонона Спектора . Единственным языком общения между ним и его паствой был иврит, и с течением времени число пользующихся этим языком среди грузинских евреев Цхинвали значительно возросло.

В 1906 г. р. Хволес открыл первую в Грузии школу талмуд-тора , в которой училось около 400 учеников. Впервые в истории грузинских евреев он ввел обучение девочек, пригласив учительницу иврита. Нескольких из своих лучших учеников Хволес отправил в ешивы Литвы для продолжения обучения и получения раввинского звания, что стало с течением времени общепринятым среди грузинских евреев.

Влияние раввина Хволеса вышло далеко за пределы Цхинвали. В 1902 г. в Тбилиси была основана школа для детей грузинских евреев, в которой преподавание велось по системе «иврит на иврите». Преподаватели этой школы были приглашены из Вильно.

В начале XX века в Цхинвали (и в некоторых других городах и поселках) евреи составляли основную часть населения - еврейский квартал Цхинвали по численности населения превышал число грузин, осетин, армян или русских.

В Земле Израиля

Первая мировая война прервала начавшийся еще в XIX-м веке процесс алии грузинских евреев в Эрец-Исраэль. По переписи населения Палестины 1916 г., община «гурджей» (то есть грузинских евреев) насчитывала 439 человек, из которых подавляющее большинство проживало в Иерусалиме, где они создали собственный квартал неподалеку от Дамасских (Шхемских) ворот . После погромов 1929 года этот квартал был покинут евреями.

Несмотря на то, что основным побудительным фактором алии было религиозное стремление, число хахамов среди грузинских евреев, прибывших в Эрец-Исраэль, было незначительно. Среди них известный ахалцихский хахам Иосеф Давидашвили , прибывший в Эрец-Исраэль в 90-х гг. 19 в., Симан бен Моше Рижинашвили , который опубликовал в 1892 г. в Иерусалиме иврит-грузинский учебник-разговорник (в еврейской графике) «Сефер хинух а-неарим» («Книга воспитания отроков»), и Эфраим бен Яаков а-Леви Кукия , опубликовавший в 1877 г. в Иерусалиме религиозно-философские сочинения «Ялкут Эфраим ал а-Тора им хамеш мегилот» («Собрание [комментариев] Эфраима на Тору и пять свитков») и «Сам Хаим: ликутим у-мусарим товим» («Эликсир жизни: извлечения и благие морали»).

После октябрьского переворота 1917 года

После октябрьского переворота в России 1917 года, в Грузии усилилось стремление к независимости, и вскоре, в мае 1918, была образована демократическая республика. При объявлении выборов в Грузинское учредительное собрание было отведено два места для кандидатов от грузинских евреев и одно для кандидата от ашкеназов .

В этот период растет стремление евреев к ассимиляции . Появились евреи, заявлявшие, что грузинские евреи с этнической точки зрения не евреи, а грузины, отличающиеся от остального населения страны лишь религией.

С вторжением Красной армии в Грузию в феврале 1921 г. началось массовое бегство населения, спасавшегося от нового русского завоевания. Вместе с волной эмигрантов покинуло Грузию от полутора до двух тысяч грузинских евреев, из которых около тысячи человек прибыли в Землю Израиля. Остальные осели, в основном, в Стамбуле, где уже с 1880-х гг. существовала община грузинских евреев.

Советская власть в Грузии первоначально действовала в соответствии с принципами так называемой восточной политики компартии, то есть с подчеркнутым уважением к местным, в том числе религиозным, традициям. Это распространялось и на отношение советских властей к грузинским евреям. Правительственные органы фактически не вмешивались в дела, связанные с еврейской религией, и синагоги продолжали действовать как прежде.

«Восточная политика» продержалась недолго, и уже в середине 20-х годов начались гонения на евреев, отказывавшихся оставить свою религию, синагоги закрывались.

Создание особых еврейско-грузинских колхозов без перевода их жителей на новые места позволило грузинским евреям не только попытаться найти выход из тяжелого материального положения, но и сохранять традиционную общинную жизнь, соблюдать кашрут, Субботу , еврейские праздники и т. п.

Однако, уже с начала 30-х гг. власти начали принимать меры по расшатыванию еврейской традиции, внедряя в еврейские колхозы членов других национальностей, и колхозы переставали быть еврейскими.

Единственным исключением остался первый из грузинско-еврейских колхозов, Цители-Гора. Он продолжал существовать как единственный еврейский колхоз в Грузии до начала 70-х гг.

В сентябре 1937 г. были арестованы девять хахамов (двое из них - ашкеназы) города Цхинвали (именовавшегося тогда Сталинири) и убиты без суда в тюрьме. Через некоторое время был арестован и присужден к смертной казни раввин Д. Баазов (приговор был заменен затем на 10 лет ссылки в Сибирь).

Несмотря на репрессии и преследования, даже в 1960-70-х гг. большинство грузинских евреев продолжало регулярно посещать синагоги по субботам и праздникам и соблюдать кашрут. Обрезание, хупа и погребение в соответствии с еврейскими религиозными обычаями соблюдались практически всеми грузинскими евреями. Многие дети грузинских евреев готовились к бар-мицве в подпольных хедерах, о существовании которых власти знали, но предпочитали их не замечать. Они даже умудрялись сооружать простые маленькие шалаши-Суккот и обзаводиться одним на всю общину этрогом и лулавом .

Кроме Тбилиси основными центрами проживания грузинских евреев в конце 1960-х - начале 70-х гг. были Кутаиси, Кулаши, Цхинвали, Гори, Они, и Сачхери. В городах проживания евреев и при советской власти возникали кровавые наветы: 1963 г. - Цхалтубо, 1964 г. - Зестафони, 1965 г. - Кутаиси.

После Шестидневной войны Грузия явилась в Советском Союзе районом самого массового участия евреев в демонстрациях и в подписании петиции с требованием права выезда в Израиль. Знаменитое «Письмо Восемнадцати» - письмо 18-ти глав семей евреев в ООН от 6 августа 1969 г. с просьбой воздействовать на правительство Советского Союза, чтобы оно предоставило им возможность выехать в Израиль, было первым документом движения за алию в СССР, который стал известен широкой мировой общественности. 13 из этих 18 семей были грузинские евреи.

Массовая алия грузинских евреев началась в 1971 г. За десять лет в Израиль репатриировалось около 30 тысяч грузинских евреев. После Перестройки и распада СССР эмиграция стала массовой.

Общины грузинских евреев в Грузии

В Тбилиси на сегодняшний день всего две действующие синагоги, одна из них грузинская синагога, другая - ашкеназская.

Грузинская синагога в мавританско-эклектичном стиле, со сводчатым потолком и освещением, была основана евреями из Ахалцихе, которые обосновались в Тбилиси в конце XIX веке и молились сначала в другом здании, а в 1903 году получили разрешение на строительство нового молельного дома.

В бывшей купольной синагоге, закрытой в 20-е годы при Советской власти,
в 1934 году был основан музей истории евреев. На волне борьбы с сионизмом в 1953 году музей тоже был закрыт, и отремонтировали и открыли его для публики только в 2014 году.

В Кутаиси существует еврейский квартал с тремя синагогами. Еврейский квартал в Ахалцихе евреями уже не населен, и стал объектом посещения израильских туристов, осматривающих две синагоги и еврейское кладбище. Ахалцихская Старая Синагога была построена ещё в турецкую эпоху, в 1740-е годы, так что сейчас она является древнейшим памятником ахалцихской архитектуры.

В городе Они (в центральной части региона Рача) веками жили грузинские евреи. В прошлом еврейская община этого города считалась одной из самых больших в стране, третьей после общин Тбилиси и Кутаиси: нее входило более трех тысяч человек. Когда-то это составляло одну треть от общего количества населения города.

В начале 50-х годов ХХ-го века, во время борьбы с сионизмом, было решено закрыть синагогу в Они. Пришедшие к зданию работники министерства госбезопасности обнаружили, что оно заперто изнутри и оттуда доносится плач детей. Оказалось, что в синагоге, чтобы спасти ее от разрушения, заперлись не только еврейские матери с детьми, но и грузинские. Чекистам ничего не оставалось, как оставить синагогу в покое. Благодаря такой самоотверженности, сегодня в Они стоит это прекрасное здание, построенное в 1895 году по тому же проекту, что и варшавская синагога.

Сейчас уже почти не осталось евреев в Они, Сурами, Ахалцихе, Цхинвали и других городах. Остались еще грузинские евреи в Тбилиси, Кутаиси, Гори, Батуми. По переписи населения, проведенной в 2002 году, их не более 4 000, и, в основном, это люди старшего поколения, чьи дети и внуки живут в Израиле и других государствах.

Общины грузинских евреев в России и Израиле

Приехавшие в Москву и С.-Петербург после развала Союза грузинские евреи не смогли интегрироваться ни в одну из существующих общин. И вот в 2008 году при Московской Хоральной синагоге открылась синагога грузинских евреев «Шатер Ицхака», а в 2010 году на территории комплекса Большой Хоральной синагоги С.-Петербурга - синагога «Оэль Моше».

В Израиле грузинские евреи живут, по большей части, в Ашдоде, Ашкелоне и Бат-Яме. В одном только Ашдоде община насчитывает около 40 тысяч человек. Они даже добились того, что День Грузии в Ашдоде стал городским праздником, который отмечается с большой торжественностью ежегодно 8 октября.

Из примерно 200 тысяч грузинских евреев, в США живет 5 тысяч, в Грузии - 13 тысяч, а в Израиле сегодня - около 120 тысяч.

Как и было предсказано пророками, евреи собираются в Земле Израиля со всех четырех концов Земли: «Поэтому вот, наступают дни, - сказал Г-сподь, - когда не будут больше говорить: "(как) жив Г-сподь, который вывел сынов Израиля из земли Египетской», А (скажут): «(как) жив Г-сподь, который вывел и который привел потомство дома Израиля из страны северной и из всех стран куда Я изгнал их; и будут они жить на земле своей» (Ирмияу, 23 ).