22.12.2021

Автор кто с мечом к нам придет. «кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет!» защитники земли русской. Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет


780 лет назад, в 1236 году, началась самостоятельная деятельность Александра Ярославича в качестве князя Новгородского. Военными победами на западных рубежах страны и умелой политикой на востоке он предопределил судьбу Новгородской и Владимирской Руси на два столетия. Он показал необходимость жестокого, бескомпромиссного противостояния с Западом и союзнических отношений с Востоком, Ордынским царством.

Юность

Родиной прославленного русского полководца был старинный русский город Переяславль (Переславль-Залесский), стоящий на реке Трубеж, впадающей в озеро Клещино (Плещеево). Назвали его Залесским потому, что в старину широкая полоса дремучих лесов как бы огораживала, защищала город от степи. Переяславль был столицей князя Ярослава Всеволодовича, человека властного, решительного и твердого в борьбе с врагами, большую часть своей жизни проведшего в военных походах.

Здесь 13 мая 1221 года у Ярослава и его жены княгини Ростиславы (Феодосии) Мстиславны, торопецкой княжны, дочери знаменитого воителя, князя Новгородского и Галицкого Мстислава Удатного, родился сын, второй по счету, которого назвали Александром. Ребенок рос здоровым и сильным. Когда ему исполнилось четыре года, состоялся обряд посвящения Александра в воины (инициация). Княжича опоясали мечом и посадили на боевого коня. В руки дали лук со стрелами, что указывало на обязанность воина защищать родную землю от врага. С этого времени он мог руководить дружиной. Отец готовил из сына витязя, но приказал учить и грамоте. Изучал княжич и русское право - «Русскую Правду». Любимым занятием юного княжича стало изучение военного опыта его предков и событий родной старины. В этом отношении русские летописи служили бесценной сокровищницей знаний и военной мысли.

Но главным все же в обучении Александра стало практическое освоение всех премудростей ратного дела. Это было неписаным законом того сурового времени, и никаких поблажек княжичам не делали. На Руси тогда рано взрослели и становились воинами уже в подростковом возрасте. Уже в 4-5 лет княжич получал точную копию меча из мягкого, легкого дерева - липы (он позволял учить держать дистанцию в бою). Затем деревянный меч становился тверже и тяжелее - его делали из дуба или ясеня. Также детям давали лук и стрелы. Постепенно увеличивался размер лука, возрастало сопротивление тетивы. Сперва стрелу метали в неподвижную мишень, а затем в подвижную, княжичей брали на охоту. Охота была целой школой по выслеживанию, появлялись навыки следопыта, отроки учились убивать и смотреть опасности в лицо (психологическая подготовка). Опытные княжеские дружинники обучали детей Ярослава Всеволодовича верховой езде. Первоначально на хорошо выезженных боевых конях. К десятилетнему возрасту княжич обязан был лично усмирить необъезженного коня-трехлетку. Воины обучали княжича владением сулицей (русским дротиком) и копьем. Метко брошенная твердой рукой сулица поражала врага на расстоянии. Гораздо больше мастерства требовал бой на копьях. Здесь в первую очередь отрабатывался таранный удар тяжелым копьем. Вершиной искусства считался неотразимый укол в забрало.

Такое обучение не было исключением: оно было обязательным в княжеских семьях. Будущий князь - это и правитель, и профессиональный воин. Поэтому совсем не удивительны те факты, что почти все древнерусские князья были отборными витязями, лично участвовали в битвах, да еще в первых рядах своих дружин, часто вступали в поединки с предводителями врагов. Схожую подготовку, хоть и попроще, без верховой езды, подготовки мечника (меч был дорогим удовольствием) и т. д., получали все свободные мужчины Руси. Лук, охотничье копье, топор и нож были повседневным русского человека той эпохи. А русы во все времена, считались лучшими воинами.

Особенности Великого Новгорода

В 1228 году Александр вместе со старшим братом Фёдором были оставлены отцом, вместе с переяславским войском, собиравшимся летом в поход на Ригу, в Новгороде под присмотром Фёдора Даниловича и тиуна Якима. Под их присмотром продолжалось обучение княжичей ратному делу. Княжичи познавали Новгород, его порядки, чтобы в будущем не принимать опрометчивых решений, могущих вызвать ссору с вольными горожанами. Приглашенные на княжение зачастую просто изгонялись из Новгорода. Им указывали на дорогу, ведущую из города, со словами: «Иди, княже, ты нам не люб».

Новгород был самым многолюдным и богатым городом на Руси в начале XIII века. Поэтому он и назывался Великим. Его не коснулись набеги степняков на юге и ожесточенная борьба князей за Киев, который не раз опустошали, только усилили позиции северного центра Руси. Полноводный Волхов делил город на две части. Западная сторона называлась Софийской, здесь находился крепкий кремль - «детинец», а в нём величественный каменный собор Святой Софии. Длинный мост соединял Софийскую сторону с восточной частью города - Торговой стороной, самым оживленным местом в Новгороде. Тут находился торг. Сюда приезжали купцы из новгородских пятин (областей), с берегов Волги, Оки и Днепра, представители финно-угорских племен с побережья Балтики, жители Скандинавии и Центральной Европы. Русские продавали меха и кожи, бочонки с медом, воском и салом, кипы пеньки и льна; иноземцы везли оружие, изделия из железа и меди, сукно, ткани, предметы роскоши, вино и многие другие товары.

Новгород Великий имел свою особенную систему управления. Если в других русских землях вече уже уступило ведущую роль княжеской власти, то в Новгороде дела обстояли иначе. Высшим органом власти на новгородской земле являлось вече - собрание всех свободных граждан, достигших совершеннолетия. Вече приглашало на княжение приглянувшегося новгородцам князя с небольшой дружиной, чтобы князь не имел соблазна перехватить управление, и избирало из среды бояр посадника. Князь был полководцем феодальной республики, а посадник охранял интересы горожан, руководил деятельностью всех должностных лиц, вместе с князем ведал вопросами управления и суда, командовал ополчением, руководил вечевым собранием и боярским советом, представительствовал во внешних сношениях. Кроме того, важную роль в городе играл выборный тысяцкий, который представлял интересы меньших бояр и черных людей, ведал торговым судом, спорами русских с иностранцами, участвовал во внешней политике аристократической республики. Важную роль также играл архиепископ (владыка) - хранитель государственной казны, контролёр мер и весов, владычный полк следил за порядком.

Приглашенный на новгородское княжение князь (как правило, из владимирских земель, бывших хлебной житницей вольного города) не имел права жить в самом Новгороде. Его резиденцией вместе с дружиной было Городище на правом берегу Волхова.

Новгород по тем временам представлял собой мощную, мобильную военную организацию. Вопросы защиты Новгорода от внешних врагов всегда решались на вечевых собраниях. Перед угрозой вражеского нападения или выступления в поход самих новгородцев собиралось вече, на котором определялась численность войска и маршруты движения. По старому обычаю Новгород выставлял ополчение: каждая семья посылала всех своих взрослых сыновей, за исключением младшего. Отказ выйти на защиту родной земли считался несмываемым позором. Дисциплина войска поддерживалась устным обещанием-клятвой, в основе которой лежали решения веча. Основой войска было городское и сельское народное ополчение, формируемое из ремесленников, мелких торговцев и крестьян. В состав войска также входили дружины бояр и крупных купцов. Число приводимых боярином воинов определялось обширностью принадлежавших ему земельных владений. Дружины бояр и новгородских купцов составляли конную «переднюю дружину». Войско делилось на полки, численный состав которых не был постоянным. Новгород мог выставить до 20 тысяч воинов, что для феодальной Европы было большим войском. Во главе войска стояли князь и посадник. Ополчение собственно города имело стройную структуру, соответствовавшую административному делению Новгорода. Оно набиралось с пяти городских концов (Неревский, Людин, Плотницкий, Славенский и Загородский) и насчитывало около 5 тыс. бойцов. Городским ополчением руководил тысяцкий. Ополчение состояло из сотен во главе с сотниками. В сотню входили ополченцы нескольких улиц.

Кроме того, Новгородская земля с древних времен славилась флотом. Новгородцы слыли опытными и бесстрашными мореходами, умевшими хорошо сражаться и на воде. Их морские суда имели палубу и парусную оснастку. Речные суда были достаточно вместительны (от 10 до 30 человек) и быстроходны. Новгородцы умело пользовались ими для переброски войска и перекрытия рек, когда требовалось закрыть путь вражеским судам. Флот новгородцев неоднократно участвовал в военных походах и одерживал убедительные победы над шведскими кораблями. А речные флотилии новгородцев (ушкуйники) активно действовали на Волге и Каме, а также Севере. Именно в Новгороде князь Александр познал боевые возможности судовой рати, скорость передвижения пешего войска по воде. То есть был восстановлен опыт Святослава Великого, который с помощью судовых ратей мог стремительно перебрасывать войска на огромные расстояния и успешно противостоять Хазарии, Болгарии и Византии.

Надо сказать, что связывание создания русского флота с именем Петра I неверно в корне. Русский флот существует с древнейших времен, о чём свидетельствуют победы Рюрика, Олега Вещего, Игоря и Святослава и других русских князей. Так, в Новгородской земле флот существовал несколько столетий, наследуя традиции русских варягов.

Боевое управление новгородского войска мало чем отличалось от других русских войск. Его «чело» (центр) обычно состояло из ополченческой пехоты. На крыльях (флангах), в полках правой и левой руки, становилась княжеская и боярская конница (профессиональные воины). Для повышения устойчивости боевого порядка и увеличения его глубины перед «челом» располагался полк лучников, вооруженных длинными луками, длина тетивы которых (190 см) способствовала большой дальности полета стрел и мощной убойной силе. Последнее было очень важно в постоянных боевых столкновениях с тяжеловооруженными немецкими и шведскими воинами. Сложный русский лук прошивал доспехи рыцарей. Кроме того, центр могли укрепить повозками, санями, чтобы пехоте было легче отбивать натиск вражеской конницы.

Такое построение новгородского войска имело целый ряд преимуществ перед боевыми порядками западноевропейского рыцарства. Оно было гибким, устойчивым, позволяло в ходе сражения маневрировать не только конницей, но и пехотой. Новгородцы иногда усиливали одно из крыльев и создавали глубокую ударную колонну «пешцев». Располагавшаяся за ними конница в ходе боя совершала охват, нанося удар с тыла и фланга. На походе русская рать, умевшая совершать быстрые и дальние переходы, всегда имела впереди сторожевой отряд («сторожу») для разведки противника и наблюдения за его действиями. Эти познания из области военного дела, основы ратного искусства Руси того времени с раннего детства усвоил Александр Ярославович.


Собор Святой Софии, премудрости Божией, в Новгороде - символ республики

Угроза с Запада

Пока князь Александр Ярославич подрастал, на границах Новгородской земли становилось все тревожнее. В Прибалтике агрессивно вели себя немецкие рыцари-крестоносцы, не скрывавшие далеко идущих планов в отношении Руси. Католический Рим и его инструмент - «псы-рыцари», считали русских ненастоящими христианами, еретиками, почти язычниками, которых необходимо заново «крестить» огнем и мечом. Кроме того, западные феодалы зарились на богатые русские земли. На соседнее Полоцкое княжество участились набега литовцев, которые, создавая свою государственность и вступив в борьбу с крестоносцами, вторгались и в пограничные русские земли. На земли финских племен, бывших под управлением Новгорода, начали совершать походы шведские феодалы.

Новгородский князь Ярослав Всеволодович, чтобы обезопасить северо-западные границы Русской земли, совершил ряд удачных походов - в 1226 году против литовцев и в 1227 и 1228 годах в Финляндию против шведов. Но задуманный им поход против немецких рыцарей-крестоносцев сорвался. В подкрепление новгородскому войску он привёл владимирские дружины. Однако псковские и новгородские бояре усмотрели в этом усиление княжеской власти и отказались участвовать в походе. Владимирцы вернулись домой. Ярослав Всеволодович, рассорившись с новгородцами, уехал с женой в Переяславль, дав время горожанам одуматься. Сыновья Александр и Федор остались в Новгороде. Но вскоре там начались волнения, и февральской ночью 1229 года боярин Федор Данилович и тиун Яким тайно увезли княжичей к отцу.

Однако дела у Новгорода шли плохо. Пришлось новгородцам помириться с князем и вновь вернуть его. Ярослав Всеволодович обещал горожанам править по старым новгородским обычаям. 1230 году Новгородская республика призвала князя Ярослава, он, побыв две недели в Новгороде, посадил на княжение Фёдора и Александра. Три года спустя, в тринадцатилетнем возрасте, Фёдор неожиданно умер. Александру рано пришлось вступить на ратное поприще. Отец, готовя себе смену и продолжателя княжеского рода, постоянно держал теперь юного Александра при себе. Тот стал познавать княжескую науку управлять землями, вести дипломатические отношения с чужеземцами и командовать дружинами.

Тем временем на границах Новгорода возникла страшная угроза. Вслед за землями латышей крестоносцы захватили земли эстов. В 1224 году пал Юрьев (Дерпт). Крепость защищала русско-эстонская рать во главе с русским князем Вячеславом (Вячко). Защитники города в жестоком бою пали все до единого. Ободренный успехом Орден меченосцев в 1233 году внезапным ударом взял русскую пограничную крепость Изборск. Псковская рать выбила крестоносцев из захваченного ими городка. В том же году немецкие рыцари совершают набег на новгородские земли. Для отражения агрессии князь Ярослав Всеволодович приводит в Новгород переяславские дружины. К нему присоединяются новгородские и псковские рати. Объединенное русское войско, во главе которого стояли Ярослав и Александр, пошло в поход против рыцарей-меченосцев и в 1234 году подошло к Юрьеву. Рыцарское войско вышло навстречу. В яростной битве немецкое войско потерпело сокрушительное поражение. Опрокинутое русскими воинами, оно было загнано на лед реки Эмбах. Лед проломился и многие рыцари ушли на дно реки. Оставшиеся в живых немцы в панике бежали и затворились в крепостях. Меченосцы срочно отправили послов к Ярославу Всеволодовичу и он «взял с ними мир на всей правде своей». Орден стал платить дань новгородскому князю и клятвенно обещали больше не нападать на владения Великого Новгорода. Понятно, что это было притворное обещание, захватнические планы по отношению к русским землям никто не отменял.

Участие в походе к Юрьеву-Дерпту и сражение на реке Эмбах дало возможность четырнадцатилетнему Александру Ярославичу познакомиться «в деле» с немецкими рыцарями. Из отрока вырастал храбрый молодой витязь-князь, привлекавший к себе людей отвагой и разумностью, красотой и ратным умением. Сдержанный в суждениях, обходительный в общении с людьми различных социальных слоев, не нарушающий древних обычаев Великого Новгорода, молодой князь пришелся по душе простым новгородцам. Ценили его не только за ум и начитанность, но и за храбрость и ратное мастерство.


Лицевой летописный свод (том 6 стр. 8) изображение Александра Ярославовича; подпись под ним: «Аще бо и честию земнаго царствиа почтенъ бысть от Бога, и сопруга име и чада прижи, но смиренную мудрость стяжа паче всех человек, бе же возрастом великъ зело, красота же лица его видети яко Иосифа Прекраснаго, сила же его бе яко часть от силы Самсоновы, гласъ же его слышати яко труба въ народе»

Новгородский князь

В 1236 году Ярослав уехал из Новгорода княжить в Киев (оттуда в 1238 году - во Владимир). С этого времени началась самостоятельная военно-политическая деятельность Александра. Александр Ярославич стал военным правителем огромной Новгородской земли, которой угрожали шведы, немецкие рыцари и литовцы. Именно в эти годы сложились черты характера Александра, которые впоследствии завоевали ему славу, любовь и уважение современников: ярость и одновременно осторожность в бою, умение ориентироваться в сложной военно-политической обстановке и принимать правильное решение. Это были черты великого государственного деятеля и полководца.

Наступил грозный 1237 г. Ордынские войска вторглись на Русь. Разгромив Рязань и Владимир, Батый двинул войско на Новгород. Юный князь Александр готовился к защите Новгорода. Удар армии Батыя героически принял на себя Торжок. Две недели шла неравная ожесточенная сеча (оборона 22 февраля - 5 марта 1238 г.). Жители небольшого городка отбивали яростные приступы врага. Однако стены рухнули под ударами таранов. Новгородская богатая верхушка отказалась направить войско на помощь своему порубежному пригороду. Князь вынужден был заниматься только подготовкой самого Новгорода к обороне.

Страшная угроза обошла Новгород. От урочища Игнач-крест степняки круто повернули на юг. Точно неизвестно почему ордынцы не пошли на богатый Новгород. Исследователи приводят несколько причин:

1) наступала весенняя распутица, в лесах таяли снега, замерзшие северные болота грозили превратиться в топи, непроходимые для большого войска;

2) войско Батыя понесло серьёзные потери, в тылу ширилось партизанское движение. Хан знал о многочисленном и воинственном войске Новгороде, силе его укреплений. Он видел перед собой пример обороны небольшого Торжка. Батый не хотел рисковать;

3) возможно, что уже шёл процесс налаживания контактов между Батыем и частью русских князей, включая отца Александра - Ярослава Всеволодовича.

Прошел год после ухода полчищ Батыя. На Руси произошло важное событие - великокняжеский съезд. В Новгород прибыли гонцы от Ярослава Всеволодовича. Он велел сыну явиться во Владимир. Путь Александра лежал через разоренную землю в выжженный завоевателями древний Владимир, где отец собрал уцелевших в сражениях русских князей - потомков князя Всеволода Большое Гнездо. Предстояло избрать великого князя Владимирского. Съехавшиеся князья назвали им Ярослава Всеволодовича. Александр вновь возвратился в Новгород. Так, Ярослав Всеволодович наследовал Владимир за братом Юрием, а Киев занял Михаил Черниговский, сконцентрировав в своих руках Галицкое княжество, Киевское княжество и Черниговское княжество.

Великий князь Владимирский Ярослав добавил Александру владений, выделив еще Тверь и Дмитров. Отныне на восемнадцатилетнего князя легла защита западных русских рубежей. А военная опасность уже зримо надвигалась на Русь с Запада. Европейские властители готовились к новому крестовому походу против славян и прибалтийских народов. 12 мая 1237 года глава католической церкви утвердил соединение Тевтонского и Ливонского орденов (бывший Орден меченосцев). Магистр тевтонцев стал великим магистром (гроссмейстером), а вошедший в его подчинение ливонский магистр принял титул магистра края (ландмейстера). В 1238 году папа Римский и магистр Ордена подписали договор, который предусматривал поход в земли язычников - ижорян, карел, входивших в состав Новгородской Руси. Папа Григорий IX призвал немецкое и шведское рыцарство силой оружия покорить языческие финские племена. В июне 1238 года датский король Вальдемар II и магистр объединённого ордена Герман Балк договорились о разделе Эстонии и военных действиях против Руси в Прибалтике с участием шведов. Готовился объединенный поход, целью которого являлся захват северо-западных русских земель. Войска крестоносцев стягивались к границам. Рим и западные феодалы планировали воспользоваться ослаблением русских княжеств, обескровленных в результате Батыева нашествия.

В 1239 году Александр построил ряд укреплений на юго-запад от Новгорода по реке Шелони и женился на княжне Александре, дочери Брячислава Полоцкого. Свадьба прошла в Торопце в храме св. Георгия. Уже в 1240 году в Новгороде родился первенец княжича, названный Василием.

«Они шли на нас, имея бесчисленное количество луков и множество прекраснейших доспехов. Их стяги и одежды поражали роскошью и богатством. Их шлемы излучали свет».

Именно такими на льду Чудского озера увидели русских рыцари Ливонского ордена 5 апреля 1242 г. Для многих из них это зрелище оказалось последним.

Но позвольте! Какие ещё «прекраснейшие доспехи» и «излучающие свет шлемы» у русских, когда мы с детства видели в кино - против закованных в броню немецких псов-рыцарей сражались пусть героические, но всё-таки нищеброды в посконных портах, драных тулупах и лаптях?! Оружие - подвернувшаяся под руку оглобля. А насчёт доспеха - памятный всем предсмертный вздох кузнеца-ратника: «Эх, коротка кольчужка-то…» Большое спасибо Сергею Эйзенштейну - его фильм «Александр Нев­ский » был настолько хорош, что почти подменил собой историческую правду.

Сладкая еврожизнь

И хорошо ещё, что не всю. Несмотря на расшитые петухами и бубликами клоунские рубахи новгородцев, основа осталась вполне достоверной - битва имела место, была масштабной, наши в ней одержали победу и спасли свою землю от страшного разорения и даже полного уничтожения.

Хотя кое-кто эти истины пытается оспорить. Дескать, и битва была мелкая, ничего не решающая. И немцы не такие уж и плохие, глядишь, и навели бы у нас порядок. Да и вообще Александру Невскому надо было не воевать с рыцарями, а наоборот - объединиться и вместе хорошенько накидать татаро-монголам. Ведь мог бы интегрироваться с продвинутой Европой, а вместо этого пресмыкался перед дикими степняками и признал власть Орды.

Подобным мечтателям не худо напомнить, что произошло с теми славянскими народами, которые всё-таки имели неосторожность повестись на сладкие речи немцев о сытой совместной жизни в тогдашнем Евросоюзе - Священной Рим­ской империи. Скажем, племени слезан ещё повезло - от них на карте хотя бы осталось имя Силезия, о чём, правда, редко вспоминают. А о племени бодричей не вспоминают вовсе. И поделом - их князья прогнулись под германского императора, и аккурат ко времени Александра Невского эта некогда славян­ская земля называлась Мекленбургом, а население, от знати до простолюдинов, говорило и верило по-немецки.

Конечно, русский князь не мог процитировать стихотворения Сергея Михалкова : «Не допустит наш народ, чтобы русский хлеб душистый назывался словом «Brot». Но, судя по всему, историю знал крепко. И мыслил примерно теми же категориями, что советский поэт. Да и немцы вели себя на захваченных у него землях вовсе не как паиньки, чему свидетельством - хроника Ливонского ордена: «Ни одному русскому мы не дали уйти невредимым. Кто защищался, тот был убит, кто бежал, тот был настигнут и убит. Слышны были крики и причитания. В той земле повсюду начался великий плач». Нет, татары убивали и жгли не меньше. Но хотя бы не переименовывали русские города и не сажали в них свою админист­рацию, не внедряли на Руси многожёнство и не заставляли всех массово пить кумыс и есть конину. Немцы же, едва взяв Псков, посадили там двух импер­ских чиновников, начали вводить свои законы, внедрять свои обычаи и даже язык.

Войны в старинных доспехах. Реконструкция. Фото: www.russianlook.com

Сиговая смерть

Можно ли с такими договориться? И, главное, против кого? Против тех самых татар, от которых ровно за год до Ледового побоища это прославленное и блистательное рыцарство бежало без памяти, роняя штаны. Да так лихо, что вся Европа замерла в ужасе: «Значительный страх перед этими варварами охватил даже отдалённые страны, Францию и Испанию. В Англии из-за паники надолго прекратилась торговля с континентом». А «всемогущий» император Священной Римской империи в ответ на требование Батыя о покорности униженно писал: «Будучи знатоком соколиной охоты, я мог бы стать сокольничим при дворе Вашего Величества». Между прочим, поражение рыцарей действительно было тяжёлым - в той битве с татарами погибло шесть братьев Немецкого ордена, три рыцаря-послушника и два сержанта. Это много, учитывая, что по немецкому обычаю за каждым братом-рыцарем стояли не десятки его подчинённых, как во Франции, а от одной до нескольких сотен.

Их логика была прозрачна - что не вышло с татарами, должно выйти с разбитыми и обескровленными русскими, которых уже лет пять как режут монгольские орды. Может быть, они действительно ожидали встретить сброд мужиков-лапотников с дрекольем? Вполне допустимо, если судить по несколько ошарашенному тону автора Ливонской хроники: «В королевстве Руссия люди оказались очень крутого нрава. Они не медлили, они собрались в поход и поскакали на нас. Многие были в блестящей броне, их шлемы сияли как хрусталь». Эти «сияющие шлемы» и прочее богатство произвели на немцев неизгладимое впечатление. Конечно, желание содрать их с русских трупов было велико, но вышло немножко по-другому: «Там было убито 20 братьев-рыцарей, а 6 взято в плен». Мало? Напомним - в битве с татарами орден потерял вчетверо (!) меньше.

Конечно, потерпеть такое поражение от «славянских варваров» было очень стыдно. Поэтому в этой хронике мы чуть ли не впервые встречаем знакомую многим байку из серии «немцев трупами завалили». Тогда она, правда, звучала немного иначе: «Русские имели такую рать, что каждого немца атаковало, пожалуй, шестьдесят человек». Забавно, что 700 лет спустя потомки этих самых рыцарей, намалевавшие себе кресты на танковых башнях, точно так же бежали, размазывая кровавые сопли, из тех же самых мест. И точно так же жаловались на русское оружие и «прекрасные доспехи»: «У них был танк Т-34, а у нас не было, это нечестно!» Да, был. А в далёком 1242 г. у нас был князь Александр Невский, который гнал немцев по озеру чуть ли не семь вёрст. И загнал часть удирающих в то место, где месяцем раньше малые ребята ловили сига. Оно так и называется - сиговица. Лёд там очень тонкий, с полыньями. Так что кое-кто из рыцарей действительно сыграл на дно Чудского озера - легенды и мифы в отличие от побеждённых редко врут.

Настоятель храма протоиерей Василий Гончар рассказал нашему корреспонденту о храмовых иконах:

История иконы Иоанна Крестителя очень необычна. В самом начале жизни храма она была принесена женщиной из семьи, в которой икону передавали по наследству. Икона эта одного из порушенных камчатских храмов, она сильно пострадала: была обгоревшей, и лика невозможно было различить. Нам тогда представлялось, что это икона Спасителя, и мы её разместили на подобающей такой иконе месте. Но с момента появления в храме она стала обновляться, и мы теперь видим, что на иконе изображён Иоанн Креститель. И её определили над исповедальней, ведь Предтеча призывал всех к покаянию. И то, что икона Иоанна Крестителя за эти годы обновилась – это маленькое чудо, и прихожане храма относятся к этому очень трепетно.

Икона Божией Матери «Порт-Артурская»:

Ровно за два месяца до начала русско-японской войны 11 декабря 1903 года в Киево-Печерскую лавру пришел поговеть старик-матрос Федор, участник обороны Севастополя. Он усердно молился о русском флоте в Порт-Артуре. Однажды во сне ему было видение: стоящая спиной к заливу моря Пресвятая Богородица. Божия Матерь успокоила охваченного страхом матроса и поведала, что вскоре начнется война, в которой Россию ждут большие испытания и потери. Владычица Небесная приказала изготовить образ, точно отображающий видение и отправить икону в Порт-Артурскую церковь, обещая покровительство и победу русскому воинству

Фото: Подлинная икона Божей матери Порт-Артурская на Камчатке

Когда пришло известие о начале войны, монахи и богомольцы Киево-Печерской лавры, знающие о видении матроса, собрали по пятачку (более от одного лица не принимали) на материалы для изготовления иконы. За работу мастера ничего не взяли. На образе эмалированной вязью было написано: «В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10 000 богомольцев и друзей».

Есть у нас в храме дорогая моему сердцу икона Божией Матери «Порт-Артурская», копия её сделана с подлинной иконы, которая сегодня находиться в одном из храмов г. Владивостока. Когда задумывался крестный ход по морским границам Российского государства, было первоначально предложено совершить его с подлинной иконой. Тогда ещё архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин дал согласие передать икону Божией Матери «Порт-Артурская» на время северного перехода, но после его окончания икону следовало вновь вернуть во Владивосток.

Нас такой вариант не устраивал, потому что хотелось, чтобы икона после столь продолжительного крестного хода осталась в нашей епархии. Еще мы задумали, чтобы на иконе была изображена наша Авачинская бухта, три брата и вулканы. Но без благословения Патриарха такие вещи совершать не позволительно, поэтому мы обратились к приснопамятному Патриарху Алексию и получили разрешение: «Благословляется, не изменяя вида Богородицы», то есть нам дозволялось изменить только вид бухты. Иконописные мастерские писать её не соглашались: икона необычная, да и написать её нужно было в короткие сроки. Для иконописцев мне пришлось готовить целый пакет документов и фотографии сопок, вулканов, бухты. Её закончили за неделю до начала крестного хода.

Фото:Икона Божией Матери Порт-Артурская храма свт. блгв. кн. Александра Невского

Наша икона Божия Матерь «Порт-Артурская» прошла три океана и десять морей, 200 тыс.500 морских миль или 20,0 тыс. километров, пересекла Охотское море, побывала в Магадане и завершая крестный ход, вернулась с военными кораблями на Камчатку. Теперь она пребывает в нашем храме.

Икона свт. блгв. князя Александра Невского: Нам была подарена, но она была большого размера и в нашем маленьком храме нам негде было её разместить, и мы подарили её воинскому храму св. апостола Андрея Первозванного в Рыбачий. На тот момент у нас уже была храмовая икона, на которой князь Александр Невский изображён с мечом в руках. Это ведь он сказал: «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет»

Фото Светланы Лигостаевой. Храмовая икона свт. влгв. кн. Александра Невского

Но на иконе оружие – это скорее символ. Но когда мы говорим о защите Отечества, когда оно пребывает в опасности, то и служители церкви берутся за меч. Преподобный Сергий Радонежский благословив князя Димитрия, впоследствии Донского русскому воинству дал двух схимонахов – Александра Пересвета (бывший боярин Брянский) и Андрея Ослябю (бывший боярин Любецкий). Оба они были до принятия монашества опытными воинами и погибли на поле Куликовом. Поединок между Пересветом и Челебеем был больше духовной битвой, нежели физической.

Фото: Поединок Пересвета и Челебея

«…В понимании русских людей Куликово поле явилось «судным местом», где два войска собрались не просто помериться силами, но где должен был произойти Суд меры и правды Бога над человеком, где решался вопрос: быть ли Русской Земле и Русскому государству?»

А Александр Невский?! Будучи известным воином, идёт и кланяется хану Батыю, он выбирает между дикими монголами и латинским Западом. Он идёт в физическое пленение к диким племенам, спасая русский народ то пленения духовного.

ВРЕЗ: «Историческая задача, стоявшая перед Александром Невским, была двояка: защитить границы Руси от нападений латинского Запада и укрепить национальное самосознание внутри границ.

Спасение Православной веры и было основным камнем политической системы Александра Невского. Православие для него не на словах, а на деле было – «столп и утверждение истины».

Глубоким и гениальным наследственным историческим чутьем князь Александр понял, что в его историческую эпоху основная опасность для Православия и своеобразия русской культуры грозит с Запада, а не с Востока, от латинства, а не от монгольства. Монгольство несло рабство телу, но не душе. Латинство грозило исказить самое душу. Латинство было воинствующей религиозною системою, стремившеюся подчинить себе и по своему образцу переделать Православную веру русского народа.

Монгольство не было вовсе религиозною системою, а лишь культурно-политическою. Оно несло с собою законы гражданско-политические (Чингисова яса), а не религиозно-церковные. Основным принципом Великой Монгольской державы была именно широкая веротерпимость, или даже более – покровительство всем религиям

Два подвига Александра Невского – подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке – имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа.

Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной князем Александром. Племя Александра Невского построило Московскую державу».

Так что изображение с оружием на иконах Святых защитников Отечества и государства Русского от супостатов является данью их заслугам перед русским народом и Святой Русью.

Время создания записи: Суббота, марта 2, 2013 в 21:04 в рубрике . Вы можете отслеживать комментарии к этой записи через ленту. Вы можете , или отправить со своего сайта.

Работает над рукописью новой книги «Речи, которые изменили Россию». В нее войдут речи многих наших великих соотечественников, включая Гагарина, Молотова, Сахарова, Менделеева.

С разрешения Радислава я хочу опубликовать одну главу о речи, которой не было...

Александр Невский
Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет.

Великий князь Александр Ярославич родился 13 мая 1221 года. Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная им на берегу Невы над отрядом, которым командовал будущий правитель Швеции ярл Биргер. Именно за эту победу князя стали называть Невским. В 1242 победой на рыцарями Тевтонского ордена вписал свое имя в историю, как полководец, обезопасивший западные границы Руси. Великий княз Новгородский и Владимирский. Умер 14 ноября 1263 года. Похоронен во Владимирском монастыре Рождества Богородицы. Был канонизирован Русской Православной Церковью. В 1942 году Советское правительство учредило Орден Александра Невского.

Во многих воинских частях России мы найдем на плакатах фразу: “Кто к нам с мечом войдет, от меча и погибнет!”. И подпись под ней: “Александр Невский”. В этом случае мы имеем дело с культурно-историческим курьезом. И вот почему. До нас не дошли, да и не могли дойти никакие слова Александра Ярославича (Невского) — одного из великих князей Руси, наибольшим образом повлиявших на ее историю. Не дошел даже его облик. Но дошли его дела. Почему же мы приводим его в книге “Речи, которые изменили Россию”? Ответ на этот вопрос дает художественный фильм “Александр Невский”, снятый режиссером Сергеем Эйзенштейном в 1938 году. Именно в этом фильме из уст исполнителя роли Александра Невского актера Николая Черкасова звучат слова: “Кто с мечом к нам войдет, тот от меча и погибнет. На том стояла, стоит и стоять будет земля русская!”. Фильм был снят под личным патронатом Сталина, который вносил свои коррективы как в сценарий, так и в окончательный монтаж фильма. Фильм должен был стать не только художественным, но и идеологическим явлением. Угроза большой войны была тогда реальной, и угроза эта исходила от Германии. Исторические параллели с фильмом были для зрителя прозрачными. Когда фильм вышел на экраны, он имел грандиозный успех. Но в 1939 году Советский Союз подписал с Германией пакт о ненападении и фильм особым распоряжением запретили к показу и положили не полку, чтобы не испортить отношений с Гитлером и не возбуждать в советских гражданах негативного отношения к немцам. Однако, как мы знаем, пакт о ненападении был вероломно нарушен фашистами в 1941 году и держать фильм на полке уже не имело никакого смысла. И даже более того, в 1942 году исполнялось 700 лет со дня битвы на Чудском озере. Было впечатление, что фильм специально снят к этой дате, да еще и с пропагандистским подтекстом. Ведь в фильме рыцари Тевтонского ордена (немцы) представлены мощной, хорошо организованной силой, которая обращается в ничто, встретившись с героизмом и находчивостью русских людей. Как бы указывая на это, на плакатах фильма печатали слова Сталина: “Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков”. Фильм завершается полной победой русских войск над захватчиками. В финальных сценах новгородский люд решает их судьбу так. Простых воинов отпускают, рыцарей оставляют для выкупа, а предводителей войска казнят. Уходящим кнехтам Александр Невский бросает, как бы, чтобы те передали другим: “Кто с мечом к нам войдет, тот от меча и погибнет. На том стояла, стоит и стоять будет земля Русская!”. Весьма актуально звучали эти слова в тот момент, выходило так, будто опозоренные и побежденные немцы тринадцатого века должны были передать эти слова немцам двадцатого. Но, разумеется, этих слов не слышали ни те, ни другие. Но зато эти слова услышали, восприняли всей душой, поняли и вдохновились ими русские люди двадцатого века, на долю которого выпало дать отпор мощной, хорошо организованной силе фашизма и обратить его в ничто тремя годами позже. В этой, настоящей войне, как и в кинематографической, ландшафт и климат выступили “союзниками” наших войск.

Исторические параллели не были случайностью, на что, в частности, указывают слова создателя фильма Сергея Эйзенштейна: «Шел 1938 год. „Патриотизм — наша тема“ — стояло неуклонно передо мною и перед всем творческим коллективом во время съемок, во время озвучивания, во время монтажа. Читая одновременно летописи XIII века и газеты сегодняшнего дня, теряешь ощущение разницы времени, ибо тот кровавый ужас, который в XIII веке сеяли рыцарские ордена завоевателей, почти не отличается от того, что делается сейчас в некоторых странах мира».

Настолько ошеломила западный мир, что вплоть до настоящего момента никто и подумать не мог, что это лишь начало… В тот день, глава государства не просто сумел поставить на место спесивый Запад, но и показал на весь мир, что даже столь стратегически важную информацию действительно можно спрятать от спецслужб «коллективной Америки».

Для того, чтобы в полной мере оценить ступор наших геополитических партнеров, и то, почему они все эти месяцы упорно не могли поверить в реальность происходящего, необходимо вспомнить о том, что именно военные секреты других государств всегда были объектом наиболее пристального внимания.

В этой связи, осознать тот факт, что Запад с разгромным счетом проиграл не только битву инновационных вооружений, но и область, в которой после распада СССР властвовал безраздельно, было для него сродни наказанию. А уж предположить, что спустя пару месяцев Россия нанесет очередной удар, тем более выходило за рамки их возможностей.

Однако, буквально на днях, аналитическое китайское издание «Хайцзян» в редакционной статье заявило: «Москва незаметно для всех, вновь оставила Вашингтон у разбитого корыта. Новые вооружения России опять потрясли западный мир».

- «Давайте пройдемся по фактам», - предлагает китайская пресса.

- «Только за последние семь дней России удалось продемонстрировать сразу три образца новейшего смертоносного оружия. В частности, она провела пробный запуск уникальной ракеты класса «земля-воздух» комплекса «С-500 ». Для понимания прорыва скажем следующее - цель была поражена на расстоянии в 480 километров! В США тут же заявили, что дальность этих ракет «самая большая за всю историю существования подобных комплексов», а их мощь «превосходит все известные ракеты того же класса».

Но главный удар «под дых», по словам китайских экспертов заключается даже не в этом. А в том, что Россия как страна, принявшая на вооружение гиперзвуковое оружие первой, первой же продемонстрировала и средства для его уничтожения. Иными словами, Россия буквально унизила американских военных, которые не так давно заявили, что беззащитны перед гиперзвуковым оружием, не имеют аналогов подобных ракет, и еще много лет не смогут создать полноценных средств защиты. И вдруг, такое: после испытания комплекса российская сторона выходит к публике и говорит - ракеты «С-500» могут перехватывать беспилотники, военные самолет и, внимание - гиперзвуковые ракеты .

Кроме того, «к концу этого года Россия введет в строй 14 новых межконтинентальных баллистических ракетных комплексов Ярс», - дополняет СМИ. «Они способны переносить от восьми до десяти разделяющихся головных частей (от 15 до 25 тонн каждая), с максимальной дальностью до 11 тысяч километров. Но что еще важнее, на ракете установлены новейшие средства обхода систем ПВО , позволяющие «Ярсу» достичь любой точки земного шара».

Также, в конце прошлого месяца произошло и еще одно на первый взгляд малозаметное событие. Однако по факту – это был стратегический и технологический прорыв.

- «22 мая с российской АПЛ «Юрий Долгорукий» за 20 секунд одним залпом было выпущено четыре ракеты серии «Булава», дальностью 9100 километров. Для понимания этого события», - пишут китайские СМИ. «Специалистами из США были проведены скрупулезные расчеты и вывод по итогам этого был неутешительным - мощность данного залпа была эквивалентна 160 атомным бомбам, сброшенным на Хиросиму. А все это в совокупности означает, что российская армия не только готова, но и способна нанести удар с моря, в пух и прах разнеся все ключевые районы северо-восточного американского побережья».

Многие события в современном мире проходят мимо обычных людей. И это не удивительно, ведь у стран – есть свой собственный язык общения. Однако если перевести слова России, сказанные ей в 2018 году США, то звучать они будут примерно следующим образом:

- «Кто к нам с мечом придет, тот считай, больше не существует ».