Детский лепет
Разг. Пренебр. Наивные, поверхностные примитивные суждения, мысли. Народ является в поэме совершенно бесцветным; без житейской мудрости, с одним богатством живого и тёплого чувства. И поэтому вся поэма - детский лепет, полный поэзии, но скудный значением
(Белинский. Древние Российские стихотворения).
Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .
Смотреть что такое "Детский лепет" в других словарях:
детский лепет - сущ., кол во синонимов: 14 ахинея (111) балабольство (14) бред сивой кобылы (27) … Словарь синонимов
ДЕТСКИЙ ЛЕПЕТ - что Наивные, поверхностные, несерьёзные суждения, высказывания и т. п. Имеется в виду, что речь (Р) лица (Y) воспринимается как лишённая глубокого смысла, разумности, основательности, глубины и т. п. Говорится с неодобрением. реч. стандарт. ✦ Р… … Фразеологический словарь русского языка
Детский лепет - Детский лепет: Детский лепет стадия доречевого развития ребёнка Детский лепет альбом рок группы «Ночные Снайперы» … Википедия
Детский лепет - на зеленой лужайке шутл. о чьих л. наивных, крайне легкомысленных, свидетельствующих о неопытности говорящего словах … Словарь русского арго
Детский лепет (альбом) - У этого термина существуют и другие значения, см. Детский лепет. Детский лепет Ночные Снайперы Дата выпуска … Википедия
Детский лепет [на лужайке] - Разг. Пренебр. О чём л. бессмысленном, очень простом, несерьёзном. ЗС 1996, 335, 378; Вахитов 2003, 46 …
ЛЕПЕТ - ЛЕПЕТ, лепета, мн. нет, муж. 1. Несвязная, неясная речь. Детский лепет. Младенческий лепет. || Нежная болтовня, легкий разговор (поэт.). «Их томный взор, приветный лепет уже не властны надо мной.» Пушкин. 2. перен. Невнятный, легкий шум, звучание … Толковый словарь Ушакова
ЛЕПЕТ - Детский лепет [на лужайке]. Разг. Пренебр. О чём л. бессмысленном, очень простом, несерьёзном. ЗС 1996, 335, 378; Вахитов 2003, 46 … Большой словарь русских поговорок
детский - прил., употр. очень часто Морфология: нар. по детски 1. Детским является то, что имеет отношение к детям. Детские болезни. | Детское питание. | Детская доверчивость. | Они занимаются проблемой детской преступности. 2. Детским местом называют… … Толковый словарь Дмитриева
лепет - а, м. 1) Неправильная, несвязная, неясная речь ребенка. Кому отдаются и первая улыбка и первый детский лепет? (Мамин Сибиряк). 2) Невнятное бормотание; невразумительное рассуждение, объяснение и т. п. К чему теперь рыданья, пустых похвал ненужный … Популярный словарь русского языка
Книги
- Детский лепет , Лариса Максимова. Володя Чернов предложил мне вести в возглавляемом им журнале Story рубрику Детский лепет. А именно брать у детей, чьи родители - звезды, интервью об их нелегкой детской доле. Я вяло…
Язык и ребенок: Лингвистика детской речи - Учебное пособие (Цейтлин С.Н.)
Детский лепет
Выражение «детский лепет» используется часто в переносном, метафорическом значении, когда говорят о какой-то несвязной, неясной речи, наивных, неубедительных рассуждениях. Что же представляет собой настоящий детский лепет? Можно ли его рассматривать как некий первоначальный язык, с помощью которого ребенок вступает в коммуникацию? Все ли дети проходят эту стадию? Как соотносятся лепет и словесная речь? Какие вообще звуки издает ребенок на первом году жизни?
Крик новорожденного извещает о его появлении на свет. Все дети кричат одинаково. Это врожденная реакция, не зависящая ни от пола ребенка, ни от особенностей языка, который ему предстоит усваивать. Уже на втором-третьем месяце жизни можно различить Два, по крайней мере, типа крика: «голодный» крик и крик, свидетельствующий о боли. Типы крика различаются по составляющим их звукам и ритму. Описать различия трудно, поскольку не выработано специального терминологического аппарата, тем не менее
матери их прекрасно различают. Позже прибавляется крик еще одного типа, функция которого - привлечение внимания взрослого (у ребенка нет никаких неприятностей, он просто требует, чтобы к нему подошли). Этот крик иногда называют ложным, фальшивым, хотя почему бы не признать за ребенком право на внимание взрослого и общение, не связанное с простыми физиологическими потребностями?
Около двух месяцев у ребенка появляются отчетливо артикулируемые звуки и, главное, становится заметно, что он сам получает от них удовольствие. Это гуление, называемое так по сходству со звуками, издаваемыми голубями/ К трем месяцам хуление достигает обычно максимума. Его характер и продолжительность зависят от реакции матери. Если она положительно реагирует на издаваемые ребенком звуки, улыбается в ответ, повторяет их, гуление усиливается, приобретает все более эмоциональный характер. Гуление, не поддерживаемое домашними, постепенно сходит на нет, затухает. Таковы первые диалоги матери и ребенка, первые опыты общения.
" Следующая стадия предречевых вокализаций - лепет. Если гуление включает звуки, напоминающие гласные, то лепет представляет собой сочетания звуков, скорее похожих на комбинации согласный + гласный. Считать издаваемые ребенком звуки гласными и согласными можно только условно. Во-первых, настоящие звуки языка составляют оболочки языковых единиц-слов и служат для их различения. Здесь же ни о каких словах говорить не приходится, даже в тех случаях, когда есть внешнее подобие (что-то вроде МА-МА или БА-БА), так как звуковые комплексы никак не связаны со смыслом. Звуки, регистрируемые в лепете, весьма далеки от конкретного и строго определенного их набора, свойственного русскому языку. Их неизмеримо больше и характер их различен. Исследователи (В.И.Бельтюков, А.Д.Салахова и др.)*отмечали в лепете ребенка звуки, которые вообще отсутствуют в русском языке, например разного рода носовые, гортанные, придыхательные и т.п.
Лепетать ребенок начинает в возрасте около полугода, иногда раньше, иногда позже. Сначала он издает короткие вокализации, внешне напоминающие собой сочетания согласный + гласный. Постепенно лепет усложняется по нескольким направлениям. Во-первых, возникают все новые и новые сочетания звуков. Во-вторых, удлиняются звуковые вокализации. Если вначале ребенок произносил один слог, то вскоре появляются цепочки из трех, четырех и более одинаковых слогов. Постепенно слоговые цепочки становятся все более разнообразными - не только с одинаковыми, но и с разнотипными слогами.
Приведем отрывки из известного дневника Н.А.Менчинской, в котором зафиксированы различные стадии и виды лепета:
(0.7.14)*. Отмечается новый факт в развитии речи: многократное повторение одних и тех же звуковых сочетаний, очень ясно произносимых и вполне определенных. На днях он очень часто произносил ге, последние два дня он чаще всего говорит бе. Получаются целые диалоги такого типа: «Скажи папа» - бе, «Скажи баба» - бе. Среди этих «дежурных» словосочетаний проскальзывают иногда и другие: ке, ме, ее.... Первые звуки -губные и нёбные. Лепет «для себя» в наиболее типичном его выражении состоит из менее определенных звуков: он носит протяжный характер, приближаясь к песне.
(0.7.15). Я вела сегодня точный подсчет произносимых слогов в течение двух часов (от 8 до 10 часов утра). Саша произнес за это время бе 32 раза, ее 14 раз, ге 12 раз; бе является «дежурным», ее только начинало преобладать, а ге уже отступало.
(0.7.19). Несколько раз сегодня Саша произносил новое звуковое сочетание га. Явление «дежурства» звуковых сочетаний сегодня и вчера как будто стало наблюдаться реже.
(0.7.24). За последние дни «слогоговорение» резко уменьшилось. Теперь за весь день Саша произносит, вероятно, не больше 20-3,0 слогов. Повторение одних и тех же слогов (подряд один за другим) совсем исчезло. Зато появились некоторые новые слоги: да, пе, ти, ки. За счет уменьшения генетически более ранних звуков е-е-е, у-у-у и неопределенных звуков, связанных с брызганьем слюной.
(0.8.26). Наметился перелом в развитии речи (после длительного периода упадка звукоговорительной деятельности). Недавно Саша внезапно произнес да-да-да. С этих пор стало наблюдаться большое разнообразие в произнесении слогов, причем, как уже показывает это первое да-да-да, изменился характер слогоговорения. Если раньше было односложное ге или ке, то теперь мы имеем многослоговое сочетание, которое «выпаливается» одним дыханием, образуя как бы единый
звуковой комплекс. Вначале, как было отмечено, слоги повторялись многократно, но каждому повторению предшествовала определенная пауза. Кроме да-да-да, Саша стал произносить ке-ке-ке, ки-ки-ки, как-ка, ма-ма, па-па, ба-ба, тя-тя. Иногда в этот комплекс включаются различные звуковые сочетания, например а-га-га, как-ка-я и т.п. Сочетания ма-ма, па-па еще не осмыслены.
Постепенно цепочки звуков в лепете становятся все более разнообразными, они могут представлять сочетания разных слогов. Bt лепете шести-семимесячного ребенка уже можно отметить некое подобие интонации, причем все с большей степенью определенности просматриваются (прослушиваются?) контуры интонационных конструкций, свойственных именно родному языку. Несомненно, это проявление неосознанной имитации речи окружающих, хотя и не прямой, а отсроченной во времени. Известно, что дети уже на первом году жизни проявляют необыкновенную чуткость и восприимчивость к интонационным конструкциям родного языка.
Американскими исследователями в свое время изучались вокализации китайских детей в сопоставлении с американскими. Детям было от 6 до 8 месяцев. И удивительное дело - китайских детей можно было отличить. Они производили только односложные и включающие только гласные вокализации, тогда как американские дети в этом возрасте производили слоги, неоднократно их повторяя. Тут все дело в типологических различиях между языками, которые дети оказываются в состоянии уловить даже в столь раннем возрасте. Когда носителям китайского и английского (в американском варианте) языка давали прослушать записанный на магнитофон лепет китайских и американских детей, они безошибочно могли разграничить «своих» и «чужих», хотя и не могли сформулировать, на что именно они опирались в этом разграничении.
Замечено, что лепечут и глухие дети, только постепенно их лепет затухает и прекращается. По тому, как лепечет ребенок, опытные логопеды могут, как правило, предсказать, как он будет говорить, будут ли у него какие-нибудь проблемы с речью.Чем разнообразнее и выразительнее лепет ребенка, тем меньше оснований для беспокойства относительно его дальнейшего речевого развития.
Играет ли лепет какую-нибудь роль в коммуникации? Можно ли его рассматривать как своего рода «предречь»? Вряд ли. Это непроизвольная физиологическая реакция, свидетельствующая о комфортном состоянии ребенка, его хорошем настроении. Ребенок часто лепечет, когда он в комнате один, следовательно,-он не рассчи-
тывает воздействовать на кого-нибудь с помощью издаваемых им звуков. Но в то же время опытные наблюдатели заметили, что лепет бывает разным - для себя и для других. Вот отрывок из дневника, который вела мать Маши С. Запись относится к шестимесячному возрасту:
«В этом возрасте у Маши, как я заметила, появился разный лепет по звучанию; один тихий, спокойный, более протяжный. Он бывает тогда, когда ребенок гулит «для себя», он занят своим делом и лепечет в свое удовольствие. Еще появился лепет громкий, более четкий, он имел место, когда Маша замечала около себя взрослого. Она мгновенно изменяла интонацию своего лепета, ей хотелось вести как бы диалог, она радовалась, улыбалась, начинала все делать громко».
Подобное явление в свое время отмечали и другие исследователи.
В каком смысле лепет представляет собой «предречь»? Только в том, что происходит упражнение голосовых связок, ребенок учится прислушиваться к себе, соизмерять слуховые и двигательные реакции.
В.И.Бельтюков отметил интересную закономерность: последовательность появления звуков в лепете (сначала губные, потом переднеязычные мягкие и т.п.) аналогична последовательности появления звуков в словесной речи. Получается, что ребенок дважды проходит этот путь. Сначала репетиция в форме игры, забавы, веселого развлечения, затем сложный и трудный этап освоения тех же звуков в составе слов. На первый взгляд кажется удивительным, что ребенок, без труда произносивший в период лепета самые разнообразные и сложные звуки, учится (медленно и с величайшим трудом) артикулировать их в составе слов. Однако ничего удивительного нет. Все дело в том, что в лепете царила непроизвольность. У ребенка не могло быть цели воспроизвести определенный звук родного языка. Лепет младенцев на первом году жизни можно отчасти уподобить пению птицы. Что же касается артикулирования того или иного звука в составе слова, то тут уже требуется произнести его так, чтобы быть понятым, т.е. подстроиться под эталон, контролируя себя, соизмеряя ренедвигательные усилия и акустический образ. Переход от лепета к словесной речи - это переход от Дознакового общения к знаковому, а знак (в нашем случае - слово) предполагает некоторую предварительную договоренность, кон-венциональность и, следовательно, произвольность, определяемую традицией. Очевидно, не случайно переход от лепета к словесной Речи совпадает по времени с переходом от стадии младенчества (infancy) к собственно детству (childhood).
Вокализации малыша на втором году жизни уже имеют несколько иной характер. Особенно это заметно у детей, которые относятся к поздноговорящим. Необходимость выразить свои коммуникативные намерения в ситуации, когда словесной речью ребенок еще не владеет, обусловливает тот факт, что в качестве знаков, передающих конкретный смысл, выступают наряду с мимикой и жестами также и вокализации. Для того чтобы смысл вокализаций был ясен взрослому, общающемуся с ребенком, они должны иметь определенную форму (означающее), доступную для интерпретации. В качестве такой формы, связанной с постоянным смыслом (означаемым языкового знака), выступает та или иная интонационная структура. Родители обычно правильно понимают смысл дословесных вокализаций ребенка, поскольку улавливают знакомые интонационные структуры. Подсказывающую роль в распознавании смысла вокализаций играет, разумеется, контекст и ситуация речи.
Под руководством проф. Е.И.Исениной в Иваново был проведен следующий опыт. На магнитную ленту записали 400 актов общения (одноразовых обращений ребенка к взрослому или ответов ребенка на обращение взрослого) пяти еще не говорящих детей в возрасте от 14 до 22 мес. Были выделены в результате анализа контекста (учитывались жесты, мимика, вся ситуация общения, дальнейшее поведение матери и ребенка) пять основных коммуникативных значений вокализаций: просьба назвать предмет («А это что?»), согласие или утвердительный ответ на вопрос взрослого, переспрос, а также требование или просьба, отказ или отрицательный ответ на вопрос взрослого. Затем группе аудиторов предлагалось прослушать записанные на магнитофонные пленки вокализации (из имеющегося материала были отобраны 50 вокализаций, по 5 каждого типа) и выявить их коммуникативное значение. Студенты-фонетисты должны были также проанализировать мелодику, определив уровень звучания, повышение или понижение голоса, наличие пауз и т.п. Это было нужно для дальнейшего сопоставления с соответствующими коммуникативными типами высказываний в языке взрослых. Оказалось, что в" подавляющем большинстве случаев аудиторы правильно определили значение детских вокализаций без опоры на контекст. Кроме того, графическое изображение мелодик данных вокализаций совпало с графическим изображением тех же коммуникативных типов во взрослом языке. Это доказывает, что ребенок имитирует интонационные контуры высказываний из нашей речи, воспроизводит их даже на том этапе, когда еще не владеет в достаточной степени речью словесной.
Фразеологический словарь русского литературного языка
Детский лепет
Разг. Пренебр. Наивные, поверхностные примитивные суждения, мысли. Народ является в поэме совершенно бесцветным; без житейской мудрости, с одним богатством живого и тёплого чувства. И поэтому вся поэма - детский лепет, полный поэзии, но скудный значением (Белинский. Древние Российские стихотворения).
- - ЛЕ́ПЕТ, -а, муж. Несвязная, неясная речь. Детский л. . Нежный л. Л. ручья...
Толковый словарь Ожегова
- - Общеславянское слово индоевропейской природы, восходящее к звукоподражательной основе...
Этимологический словарь русского языка Крылова
- - Общеслав. Суф. производное от звукоподражания леп, того же корня, что и лопотать...
Этимологический словарь русского языка
- - Детский лепет. Разг. Пренебр. О чём-л. бессмысленном, очень простом, несерьёзном. ЗС 1996, 335, 378; Вахитов 2003, 46...
- - ...
Орфографический словарь русского языка
- - ЛЕ́ПЕТ, лепета, мн. нет, муж. 1. Несвязная, неясная речь. Детский лепет. Младенческий лепет. || Нежная болтовня, легкий разговор. «Их томный взор, приветный лепет уже не властны надо мной.» Пушкин. 2. перен...
Толковый словарь Ушакова
- - ле́пет м. 1. Неясная, несвязная речь. отт. Нежная болтовня. 2. перен. Невнятный, лёгкий шум, шелест, звучание чего-либо. 3. перен. Неубедительные рассуждения, объяснения...
Толковый словарь Ефремовой
- - л"...
Русский орфографический словарь
- - I ле́пет I. "лоскут, тряпка", перм. . Родственно лит. lереtà "лапа", lереtúоti "тяжело бежать"; см. Буга, РФВ 66, 243...
Этимологический словарь Фасмера
- - Разг. Пренебр. Наивные, поверхностные примитивные суждения, мысли. Народ является в поэме совершенно бесцветным; без житейской мудрости, с одним богатством живого и тёплого чувства...
Фразеологический словарь русского литературного языка
- - Разг. Пренебр. О чём-л. бессмысленном, очень простом, несерьёзном. ЗС 1996, 335, 378; Вахитов 2003, 46...
Большой словарь русских поговорок
- - на зеленой лужайке шутл. о чьих-л. наивных, крайне легкомысленных, свидетельствующих о неопытности говорящего словах...
Словарь русского арго
- - см.: Детский на зеленой...
Словарь русского арго
- - ...
Формы слова
- - сущ., кол-во синонимов: 14 ахинея балабольство бред сивой кобылы бред собачий бред сумасшедшего брехня вздор глупость ерунда лабуда младенческий лепет муть ...
Словарь синонимов
- - сущ. ание ...
Словарь синонимов
"Детский лепет" в книгах
111–112. Лепет ручья
Из книги Воображенные сонеты [сборник] автора Ли-Гамильтон Юджин111–112. Лепет ручья I Отчаянье своих бескрылых дней Плетением стихов я отгоняю, Надеясь, что их будущность земная Моей немного будет подлинней. Но в клочья их порвал бы я, сумей Встать с удочкой в руках на зорьке мая; Пускай бумага уплывет немая Вниз по ручью и канет меж
Лепет новорожденных, сосущих мать
Из книги Лососи, бобры, каланы автора Кусто Жак-ИвЛепет новорожденных, сосущих мать В это утро солнце светит вовсю. Мы предпринимаем генеральный обход бобровых хаток, которые мы отметили прошлой осенью на озере Фостер и вокруг него. Экипаж „Калипсо“, усиленный присутствием доктора Хея, исполнен единодушного
Детский дом
Из книги Маленькая девочка из «Метрополя» автора Петрушевская Людмила СтефановнаДетский дом Меня куда-то надо было девать, отдавать учиться по крайней мере.И вот настал момент, и мама, нажарив мне на дорогу белых гренков, отправила свою дочку с какой-то попутчицей-теткой в Башкирию, в детский дом для ослабленных.Была осень. Мы ехали несколько суток, по
Детский лепет
Из книги Без грима. Воспоминания автора Райкин Аркадий ИсааковичДетский лепет Служа на драматической сцене, я одновременно занимался концертной деятельностью. Нет, слово «деятельность» из другого лексического ряда. Просто концерты, как и для большинства актеров, были единственным для меня видом приработка, столь необходимого главе
Детский сад
Из книги Воспоминания. Из маленького Тель-Авива в Москву автора Трахтман-Палхан ЛеяДетский сад Конечно, главной моей заботой были дети. Многие из них выглядели заморышами, все они были худы до невозможности, на них жалко было смотреть. В первые же дни работы я пригласила врача, и вместе с нашей медсестрой они провели тщательный медосмотр. Некоторых детей
Детский сад
Из книги Рассказы автора Листенгартен Владимир АбрамовичДетский сад - Наш Мойше совсем как Айвазовский: где ни сядет - там
Коктейль «Детский лепет»
Из книги Готовим с блендером, кухонным комбайном, миксером автора Нестерова Дарья Владимировна«Детский»
Из книги Самые вкусные рецепты. Сверхпростые кулинарные рецепты автора Кашин Сергей ПавловичГлава 5 Ваша внешность, Дао и детский лепет
Из книги Процессуальный ум. Руководство по установлению связи с Умом Бога автора Минделл АрнольдГлава 5 Ваша внешность, Дао и детский лепет В предыдущих главах я показывал, что процессуальный ум организует наше общее направление, в то же время, приспосабливаясь к текущему моменту и позволяя нам двигаться зигзагами в соответствии с потребностями и выборами нашего
«Лепет подвыпивших шляхтичей»: Наполеонида
Из книги автора«Лепет подвыпивших шляхтичей»: Наполеонида Как известно, путь французской армии должен был пролегать через Польшу, где к ней присоединились бы польские войска, через Литву, Беларусь на Смоленск и Москву. Вместе с тем, перед походом Наполеон сказал: «Если я займу Киев,
Ж Жалкий лепет оправданья
Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим ВасильевичЖ Жалкий лепет оправданья Из стихотворения «Смерть поэта» (1837) М. Ю. Лермонтова (1814-1841), написанного насмерть А. С. Пушкина: Убит!.. К чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужных хор, И жалкий лепет оправданья: Судьбы свершился приговор. Иносказательно о чьей-либо
Детский лепет
Из книги Радиошпионаж автора Анин Борис ЮрьевичДетский лепет До середины 70-х годов технократы из АНБ, чрезвычайно гордые своими возможностями в области перехвата, только презрительно кривились, когда слышали утверждения о том, что какое-то государство способно скрыть от них свои намерения или представить их в ложном
ДЕТСКИЙ ЛЕПЕТ
Из книги Радиоэлектронный шпионаж автора Анин Борис ЮрьевичДЕТСКИЙ ЛЕПЕТ До середины 70-х годов технократы из АНБ, чрезвычайно гордые своими возможностями в области перехвата, только презрительно кривились, когда слышали утверждения о том, что какое-то государство способно скрыть от них свои намерения или представить их в ложном
Недетский лепет
Из книги Письма президентам автора Минкин Александр ВикторовичНедетский лепет 9 июля 2010Г-н президент, газета «Ведомости» получила от Роскомнадзора предупреждение за экстремизм. Второго предупреждения достаточно, чтобы газету закрыть. Таков закон.Кто-то (не знаем кто) написал экспертное заключение: мол, в статье «Ведомостей»
ЛЕПЕТ
Из книги Хасидские предания автора Бубер МартинЛЕПЕТ Однажды равви Леви Ицхак попал на постоялый двор, где остановились ехавшие на ярмарку торговцы. Это происходило далеко от Бердичева, и никто из постояльцев не был знаком с цадиком. Утром торговцы собрались помолиться, а поскольку у них нашлась лишь