16.02.2024

Выделение ударного слога в слове. Правила деления на слоги. Просодия. Компоненты просодии


Среди разнообразных нарушений речи в дошкольном возрасте особую сложность для коррекции представляет собой такое проявление речевой патологии, как нарушение звукослоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития проявляется в трудностях произношения слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски, добавление слогов и звуков).

Вопрос об усвоении звукослоговой структуры слов в условиях задержанного речевого развития является очень важным. Затруднения воспроизведения звукослоговой структуры слов препятствуют усвоению словарного запаса и грамматического строя речи. Нарушение звукослоговой структуры слов сопутствует детям с патологий речевого развития в течение долгих лет жизни. По мере развития речи оно может постепенно изживаться, но всегда обнаруживает себя, как только ребёнок сталкивается с новой звукослоговой и морфологической структурой слова. Это нарушение, существенно затрудняющее овладение устной, а в дальнейшем и письменной речью, вызывающее появление вторичных психических наслоений, является достаточно стойким и преодолевается с трудом.

Анализируя сведения, имеющиеся в литературных источниках, мы пришли к выводу, что нарушение звукослоговой структуры слова является характерной особенностью речи детей с её общим недоразвитием. Нарушение звукослоговой структуры по-разному изменяет звукослоговой состав слова.

Прежде чем говорить о характере искажений звукослоговой структуры слова, необходимо уточнить, что, употребляя термин «структура слова», мы вкладываем в это понятие вслед за языковедами следующие признаки: количество слогов в слове и ударность, последовательность слогов в слове, строение отдельных слогов (прямой и обратный, открытый и закрытый, слог со стечением согласных и без него).

При нормальном речевом развитии широко распространены искажения слов , сводящиеся к их упрощению (сокращение и уподобление слогов, сокращение стечений согласных). Добавления слогов , наблюдающиеся при общем недоразвитии речи, в норме единичны.

Трудности при воспроизведении другого признака слогового состава – ударения – малохарактерны для детей с общим недоразвитием речи.

Особое место занимают такие искажения, как перестановка слогов , что необычайно типично для детей с недоразвитием речи (потенатик – полотенце, типыхата – черепаха, рижебёнок – жеребёнок ). В результате перестановок слогов дети нередко усложняют структуру слова (читиртга – кочерга ), что не позволяет считать причиной перестановок артикуляционные затруднения. Анализ ошибок показывает также, что из всех слогов слова дети более чем в половине всех случаев переставляли ударный слог, стремясь как бы поставить его ближе к началу слова или начать с него произнесение слова (патенатик – полотенце, выгланат – виноград, чепенье – печенье ).

Необходимо упомянуть ещё об одном виде слоговых искажений – уподоблении слогов внутри слова (тутурар – тротуар, билиблитека – библиотека, яширшир – ящерица ).

Существенно искажают слово сокращение стечений согласных , которые считаются едва ли не самыми распространёнными дефектами произносительной стороны речи детей с её общим недоразвитием, и которые в ряде случаев затрудняют понимание и употребление речи. Под сокращением стечений согласных принято понимать такое явление, когда звуки, доступные произношению ребёнка и употребляемые им в ряде слов, в местах стечений согласных пропускаются (катит – скатерть, оно – окно, веда – звезда ).

Нарушая звукослоговой состав слова или строение отдельного слога, все названные выше искажения в той или иной мере распространяются и на ЗВУКОВОЙ СОСТАВ СЛОВА. Что в свою очередь может привести к различным нарушениям письменной речи – дисграфии и дислексии.

Затруднения в произношении звукослоговой структуры слов оказываются очень стойкими. Они, например, возобновляются в усвоенном уже и правильно произносимом слове, если это слово включается во фразу. Чаще всего эти искажения сводятся к сокращению звукослоговой структуры отдельных слов.

Структурные искажения, устранённые из устной речи, нередко вновь обнаруживаются в письме. Так, ребёнок может допускать искажения слов, которые в устной речи произносит верно: кростра, кострюра – кастрюля, зезда – звезда, кузечк – кузнечик, гртусик – градусник, мил, мили, милизанер – милиционер. Здесь мы опять встречаем сокращение числа слогов, их перестановки, сокращение стечений согласных, то есть ошибки, уже устранённые из устной речи. Это подчеркивает важность усвоения слогового состава слова для овладения грамотой.

Система коррекционной работы по преодолению нарушений звукослоговой структуры слов

Наша методика состоит из нескольких блоков, причём работа должна вестись параллельно над каждым из блоков. Так как конечная цель логопедической работы будет заключаться в правильном оформлении слова с точки зрения его произношения у детей с общим недоразвитием речи, то, очевидно, при создании единой комплексной методики следует работать над фонетической системой в целом. Вся логопедическая работа над фонетической стороной речи представляет собой работу над словом, но она варьируется на разных этапах развития речи. Необходимо целенаправленно воздействовать на все стороны речи, в том числе на звуковую, слоговую, на грамматический строй, работу над фразой, развитием фонематических, а также психических функций.

Итак, при овладении детьми правильным произношением каждой группы слов нового звукослогового состава выделяется несколько взаимообусловленных разделов коррекционной работы:

  1. Формирование слогового контура слова.
  2. Усвоение звукового строения слогов и их определённой последовательности.
  3. Устранение ошибок уподобления слогов друг другу, овладение умением переключаться с одного слога на другой.
  4. Преодоление трудности стечений согласных.
  5. Устранение перестановки слогов.

1. Формирование слогового контура слова.

На первом этапе, как и на всех последующих занятиях, работа по овладению звукослоговой структуры слова включала в себя упражнения, способствующие различению, и упражнения, направленные на воспроизведение слова. Другими словами, задача этого раздела работы состоит в том, чтобы научить детей чёткомувосприятию и воспроизведению нужного количества слогов.

Для этого детям предлагаются упражнения, направленные на развитие слухового восприятия.

1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков («Где позвонили?», «Узнай музыкальный инструмент по звуку», «Сколько раз ударили в барабан?» ).

2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание ладонью по столу, оттопывание ногой, отстукивание мячом об пол с использованием музыкальных инструментов: барабана, бубна, металлофона.

Виды работ :

  1. сравнение ритмов: / //, //…..// /;
  2. узнавание ритмов и соотнесение их с определённым ритмическим рисунком;
  3. воспроизведение определённого ритма по образцу логопеда, по заданному ритмическому рисунку;
  4. задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка ///; ////;
  5. произвольное воспроизведение ритма ребёнком с последующей записью ритмического рисунка символами;
  6. воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармошка – символ –) и коротких (барабан, бубен – символ +). Ритмический рисунок может быть следующим: – – +, ++-, и т.д.;
  7. формирование общей координации движений под ритмичную музыку: маршировка, ходьба, легкий бег. Данные виды работ можно проводить и на музыкальных занятиях, и на логоритмике, если коррекция осуществляется в условиях логопедического дошкольного образовательного учреждения;
  8. упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции, подсчет: кулак-ребро, кулак-ребро-ладонь;
  9. упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение одновременных движений: кулак (левая рука) – ребро (правая рука) и т.д.

Одновременно с описанными упражнениями проводится работа по различению и воспроизведению слогового контура слов. Внимание ребёнка привлекается, прежде всего, к разнице между словами по слоговому размеру, то есть по количеству слогов. Так, проводится игра «Длинные и короткие слова» . Логопед объясняет детям, что слова бывают «большие, длинные, которые мы говорим долго», и «маленькие, короткие которые мы произносим быстро», и приводим примеры их (паутина, комната и мак, пух); затем логопед называет ряд слов (мак, пух, ком, кот, паутина) и просит детей поднять руку, когда он назовёт самое длинное слово. При этом в такт произнесению логопед отстукивает (или прохлопывает) число слогов слова, чтобы сделать рельефной разницу в длине этих слов. Затем это упражнение проводится в другом варианте: дети должны узнать самое короткое слово из предъявленных.

Для сравнения лучше брать слова более контрастные, затем менее контрастные. Так, вначале используются слова одно- и четырёх-, пятисложные; затем одно- и трёхсложные; одно- и двусложные; двух- и трёхсложные и, наконец, наиболее трудные для сравнения трёх- и четырёхсложные. Постепенно для таких упражнений подбирается материал более сложного состава. Даются слова с обратными и закрытыми слогами, а в дальнейшем слова сходного звукового состава: арбуз – абрикос; парта – перчатка.

Сравнение слов производится попарно, затем задания можно менять. Например, можно предложить детям из слов, называемых логопедом, выбрать такие, которые состоят из одной части, двух частей и т.д. Такие упражнения проводятся параллельно с работой над усвоением звукового состава слова и являются подготовкой к произнесению слов, состоящих из определённого количества слогов.

Логопедом могут быть использованы следующие приёмы работы :

1) Логопед выставляет ряд картинок, на которых изображены слова различной звукослоговой структуры. Сначала дети произносят слова пройденной ими звукослоговой структуры и определяют, из какого количества слогов они состоят. Количество слогов в остальных словах определяется с помощью отхлопывания или дирижирования вслед за произнесением их логопедом. Затем картинки распределяются по количеству слогов в словах.

2) В дальнейшем применяются такие приёмы, как нахождение среди ряда предметных картинок таких, названия которых состоят из заданного количества слогов.

3) Нахождение на сюжетной картинке предметов, обозначаемых словами, содержащими заданное количество слогов.

4) Запоминание и самостоятельное называние слов, содержащих нужное количество слогов (без наглядной опоры).

5) Одним из упражнений может быть игра в лото. Детям раздаются карточки с изображением нескольких предметов. Дети закрывают картинки, название которых содержит указываемое логопедом количество частей (на начальном этапе работы над слоговым составом слов понятие «слог» следует заменять на «часть» ). Выигрывает тот, кто первым безошибочно выполняет задание.

6) В дальнейшем задача упражнений постепенно усложняется: логопед предлагает детям показать или назвать слова, в которых столько же слогов, сколько в слове дом, пила, малина и т.д.

Кроме того, работая над звукослоговой структурой слова, можно одновременно обучать детей отдельным грамматическим формам слова, а также построению фразы. В речевой материал для занятий необходимо включать притяжательные прилагательные – мамина, Вовина и т.д., слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом -очк- в сопоставлении с основной формой именительного падежа единственного числа: Вова – Вовочка, лодка – лодочка и т.д. (при этом отрабатывались понятия «большой – маленький»); сопоставление единственного – множественного числа: белка – белки, сопоставление существительных в разных падежах: вот белка, нет белки, дай белку и т.д. Внимание детей обращалось на правильное произношение окончаний слов, на изменение значения слова в зависимости от изменения окончания.

От общего задания – отличить длинное слово от короткого – подводим ребёнка к следующему заданию, более конкретному и трудному – отличить ряд из двух слогов от одного слога. Желательно сделать это в игровой ситуации. При этом важно учитывать следующее: игра будет обучающей в том случае, если выполнение или невыполнение речевого задания будет непосредственно связана с выигрышем или проигрышем в игре.

Наше исследование показало, что для детей с общим недоразвитием речи характерны нарушения ритмической организации не только на уровне предложений, но также и на уровне отдельных слов, поэтому для воспитания представлений о ритмических структурах слов целесообразно использовать упражнения на отстукивание ритма хорошо известных детских песен (в доступной форме, на доступном материале). При этом логопед несколько раз напевает, и отхлопывал ритм этих песен, затем дети узнают эти песни только по их мелодии и ритму и сами подключаются к его воспроизведению.

В правильной организации контура слова большое значение имеет выделение ударного слога. Поэтому можно использовать виды работ, направленные на развитие этого умения, например, когда логопед читает детям несложное стихотворение, а дети при произнесении ударного слога выполняют совместно с логопедом какое-либо условное движение.

После того как дети научатся различать разные ритмы и слова различного слогового размера, а также воспроизводить неречевые ритмы (число отстукиваний), можно переходить к воспроизведению слоговых рядов.

2. Усвоение звукового строения слогов и их определённой последовательности.

Упражнения должны чередоваться с тренировкой чёткого произношения рядов гласных, которые в начальном периоде обучения выполняют роль скороговорок: произносятся сначала в обычном, а затем в ускоренном темпе, плавно и отрывисто (ауиауиауи).

Л.Б. Есечко подчёркивает необходимость уделения большого внимания на всём протяжении обучения на работу над гласными звуками в плане, как восприятия, так и произношения. Умение слышать и чётко артикулировать гласные является основой правильного воспроизведения количества слогов в слове. Одновременно упражнения в воспроизведении звукового ряда, тренирующие чёткое переключение от звука к звуку, предупреждают многочисленные ошибки уподобления и перестановок гласных звуков, отмечающиеся в речи детей с общим недоразвитием речи: «висилёк», «виласок» – василёк, «голоби» – голуби и т.д.

Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков. Виды работ, способы предъявления заданий выбираются с учетом возраста, интеллектуального и речевого развития ребёнка:

  1. сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);
  2. назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;
  3. наращивание слогов: «скажи на 1 слог больше, чем я» (са-со…);
  4. уменьшение слогов: «скажи на 1 слог меньше, чем я» (са-со-су…);
  5. чтение цепочек слогов: са-со-су-сы, са-са-со, са-ас-са;
  6. чтение и повторение серии слогов: а-са, а-со, а-су, а-сы; и-са, и-со, и-су, и-сы, о-са, о-со, о-су, о-сы, у-са, у-со, у-су, у-сы;
  7. запомнить и повторить: са-со-со, со-са-са, си-са-со, ca co -си, (аналогично - с ударением на каком-то слоге);
  8. повторение, чтение слогов со стечением согласных:
    ста, сто, сту, сты;
    аст, ост, уст, ист;
    а-ста, а-сто, а-сту, а-сты и т.п.
  9. «придумай цепочку из стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике, запиши их»;
  10. придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;
  11. «скажи наоборот» (игра с мячом): са-«ас»;
  12. беглое чтение слоговых таблиц с прямыми, обратными слогами, со стечением согласных.

Во всех этих упражнениях на данном этапе обучения широко используются: отстукивание, ритмическое помахивание логопедом рукой в такт произношению, кивки головой, ибо всё это фиксирует внимание детей на количество слогов ряда.

На протяжении всего периода обучения проводятся упражнения, направленные на различение слов по их звуковому составу. При этом внимание детей обращают на то, как изменяется смысл слова при опускании отдельных слогов или изменении их последовательности. Для упражнений подбираются слова, отличающиеся одним слогом или его местом в слове: сок – песок, чай – чайка, насос – сосна и т.д.

3. Устранение ошибок уподобления слогов друг другу, овладение умением переключаться с одного слога на другой.

Следующей задачей в отработке звукослоговой структуры слова является устранение ошибок уподобления слогов друг другу, овладение умением переключаться с одного слога на другой.

Как отмечала Л.Б. Есечко, усвоению правильного произношения очень помогает звуковой анализ и синтез. Работа над воспитанием навыка расчленения слов на слоги и выделения ударного слога может быть начата только после того, как дети научатся определять место фонемы в слове по признакам «в начале слова», «в середине», «в конце». Наиболее широко этот приём применяется при усвоении правильного произношения закрытых слогов, слогов со стеченьями согласных. Такие упражнения опираются на навыки, которые формируются у детей в процессе подготовки к обучению письму и чтению.

Таким образом, конечным этапом этого отрезка работы является заучивание двусложных и трёхсложных слов из открытых слогов, отличающихся как разными гласными, так и разными согласными. Опорой в упражнениях на переключение является зрительное восприятие артикуляции логопеда.

Вначале логопед просит ребёнка сказать всё слово вместе с ним, по слогам. При этом он чётко артикулирует каждый слог и показывает ребёнку положение языка, губ для каждого из них. Это даётся для того, чтобы ребёнок мог потом лучше следить за артикуляцией логопеда. Затем то же повторяется с зеркалом. Ребёнок смотрит в зеркало и ставит язык, губы так, как объясняет ему логопед.

После этих предварительных объяснений начинаем, сопряжено с ребёнком, произносить всё слово, чётко артикулируя слоги. Затем (без перерыва) логопед переходит на беззвучное артикулирование слова, обращая и теперь внимание ребёнка на свою артикуляцию. Затем помогает ребёнку только взмахом руки в такт произнесению, что после многократного повторения оказывается достаточной опорой для произнесения слова.

Случается, что трудности переключения с одного слога на другой вызывает сокращение слова . Тогда бывает достаточно повторить с ребёнком такой же сложности звукослоговой контур из одинаковых слогов (например, при заучивании слова панама – мамама) и на фоне этого контура дать зрительный образ артикуляции заучиваемого слова.

В упражнениях на переключение артикуляционной позиции от слога к слогу мы применяем послоговое (расчленённое) произнесение слов.

4. Преодоление трудности стечений согласных.

После овладения ребёнком этими умениями – воспроизведение контура слова и переключение с одного слога на другой – становится возможным перейти к преодолению следующей трудности – стечении согласных.

Стечения согласных берутся вначале в середине слова , ибо в этом случае возможно распределение стечения между двумя слогами. Основная роль принадлежит артикуляционным упражнениям.

Для заучивания берутся слова: тыква, папка, утка, лента, ветка, туфли, кофта, тапки, нитка, копна, вафли, пальто, камни. Вначале надо проверить умение ребёнка произносить закрытые слоги и обучить их этому на словах (кот, мак, пух, ком).

Затем применяем тот же приём: послоговое произнесение двух слогов слова, при этом первый слог произносится логопедом (тык), а второй – ребёнком (ва).

При работе над стечением согласных также широко используется объяснение правильной артикуляции стечении и зрительная опора на артикуляцию учителя и свою в зеркале. Потом это упражнение можно провести с детьми: первый слог произносит более сильный ребёнок, другой заканчивает, а логопед указывает порядок произнесения, касаясь рукой то одного, то другого.

При отборе слов со стеченьями согласных в середине слова надо стараться, прежде всего, брать слова, где в стечении оба звука или второй является смычным (п, т, к ), ибо наличие такого звука позволяет резко разграничить один слог от другого: пап-ка, тап-ки, нит-ка, вет-ка.

При отработке стечении согласных в начале слова важно учитывать особенности последних. Так, например, сонорные звуки являются наиболее благоприятными в качестве второго компонента стечения, ибо они по артикуляции имеют сходство с гласными звуками и приближают стечение согласных к более лёгкой для ребёнка структуре прямого слога. Таковы некоторые этапы и приёмы, которые намечены нами при работе над стеченьями согласных.

5. Устранение перестановки слогов.

Затем наступает следующий этап в работе – устранение перестановки слогов. Этот вид ошибки появляется у детей лишь на определённом уровне овладения звукослоговой структурой слова. Поэтому и работа над последовательностью слогов возможна лишь на определённом этапе. Если ребёнка затрудняет даже переключение с одного слога на другой, то, конечно, не может быть и речи об установлении нужной их последовательности, пока это задание недоступно.

В работе над последовательностью слогов главный упор делается на слуховые упражнения, ибо в случае перестановок ребёнка затрудняет не произношение слогов, а именно порядок их воспроизведения.

Мы обращаем внимание ребёнка на то, что смысл слова меняется, если слоги меняются местами. Можно привести примеры таких слов, как гора – рога, лопата – палата, банка – кабан, сосна – насос, и показать соответствующие картинки. Объяснить, что если в слове сосна сказать сначала слог на, а потом слог сос, то получится совсем другое слово; следует показать, как перестановка слогов делает слово бессмысленным. «Так не говорят» – дети это хорошо воспринимают.

На этом этапе дети могут узнать, есть ли определённый слог в том или ином слове: «Ребята, послушайте, в каких словах есть му, поднимите руку, когда услышите му».

После того, как дети могут различить наличие и место слогов в слове, мы переходим к выделению их из слова и осознанному определению места слогов в слове. Сначала учим детей практически овладеть слогоделением. Логопед произносит всё слово по слогам, отхлопывая каждый слог, четко отделяя эти хлопки друг от друга. При этом говорит: «Вот мы разделили слово на части». Затем дети вместе с логопедом повторяют слово и также отхлопывают количество слогов. Если они не могут этого сделать, то логопед берёт их руки в свои и отхлопывает вместе с ними.

Деление слов на слоги можно облегчить ребёнку, если одну часть слова будет выделять педагог, а другую – ребёнок. Когда ребёнок научится подсчитывать число слогов в слове и выделять их последовательно, можно давать более сложные упражнения:

  • игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов);
  • игры на деление слов на слоги: ударить мячом об пол столько раз, сколько слов в слове, удары сопровождаются четким произнесением слогов;
  • деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением действия (нанизывание колец на стержни), сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее;
  • ребёнок записывает цифру, обозначающую количество слогов в слове (слова диктует логопед);
  • разбор слова с количественным и качественным анализом его звукослогового состава;
  • разбор слова по схеме: сколько слогов, какой первый, последний, какой слог стоит перед слогом, после слога, между слогами;
  • «разрезные картинки»: разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каждый слог;
  • «рассели животных по домам»: одноэтажный - кот, двухэтажный - лиса (каждый слог записать на отдельный «этаж» дома);
  • игра с мячом: дети передают друг другу мяч и одновременно называют слог какого-то слова;
  • Придумать слова со слогом (па, ва, му и т.д.).
  • Придумать слова, состоящие из 1 (2, 3) слога.
  • Сложить слово из слогов, данных в нарушенной последовательности: ха, му; в качестве опоры предъявляется картинка.
  • Замена в словах одних слогов другими по предъявленной картинке (полено – колено, нитки – тапки, кофта – муфта).
  • Добавление или уменьшение числа слогов в слове с изменением
  • смысла слова (по показанной картинке).
  • объяснить значение слова пароход’, из каких 2 слов оно образовано;
  • исправить ошибку в словах: макало а) слова написаны неправильно; б) слова произносятся логопедом неправильно. Если трудно, то в помощь дается предметная картинка;
  • назвать лишнее слово: мартышка, бегемот, жираф, крокодил;
  • что изменилось в слове: лис-лиса-лисица;
  • ребёнку предлагается ряд картинок (слов), из них выбрать самое длинное слово, самое короткое, назвать одинаковые по количеству слогов слова;
  • логопед показывает картинки, а дети должны показать цифру, обозначающую ударный слог в этих словах;
  • анализ слов: изменилось ли количество слогов в слове с появлением новой буквы (звука): низ - вниз, шил – сшил;
  • чтение слов, лишенных смысла, отхлопывание ритмической структуры слова (например, аорикадаора);
  • какие слова рифмуются, а какие - нет? Анализ количества слогов в них (рак - бак, зайка - зазнайка) и т.п.

В дальнейшем звукослоговая структура слов отрабатывается на материале чистоговорок, предложений, стихов, текстов. Детям можно предложить следующие виды работ в зависимости от этапа коррекционной работы:

  • заучивание чистоговорок (с различными типами слогов в словах): Ша – ша – ша наша Маша хороша; Аш – аш – аш - дайте карандаш. Детям предлагается хлопать в ладоши на каждый слог или определенный звук (в зависимости от задачи);
  • придумать чистоговорку самому: са-са-са-…;
  • заучивание речёвок, выполнение движений в процессе речи;
  • чтение простых стихов, чистоговорок, предложений, текстов сопряжено со взрослым, и т.п.

Приведенные выше слогоритмические упражнения направлены на коррекцию звукослоговой структуры слов, а конкретные виды работ логопед будет выбирать самостоятельно в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребёнка, его возраста и вида речевой патологии.

Вся работа над овладением звукослоговой структурой слова увязывается с усвоением отдельных звуков. Это выражается в том, что вся первоначальная работа по воспроизведению структуры слова ведётся только на сохранных звуках.

Одновременно с этой работой начинается и постановка звуков. При этом соблюдается строгая последовательность слоговых рядов и слов, которые используются для автоматизации звука. Так, нельзя давать для автоматизации нового звука слова со стечением согласных, если они не усвоены ребёнком на сохранных звуках.

Упражнениям по произнесению различных элементов слова всегда предшествует различение этих элементов. Кроме того, на разных этапах работы делается упор то на слуховые, то на артикуляционные упражнения. Если слуховой контроль у ребёнка необходимо развивать в случае перестановки и добавления слогов, то все случаи упрощения структуры слова требуют, прежде всего, артикуляционных упражнений.

Все этапы работы тесно переплетаются между собой. Так, если на трёхсложных словах мы ещё отрабатываем контур слова, то на двусложных словах уже начинаем работать над стечением согласных.

Все вышеприведённые упражнения направлены на то, чтобы максимально расчленить для ребёнка стоящие перед ним трудности. Так, последовательно отрабатываются все те элементы, которые вызывают у ребёнка затруднения (воспроизведение контура слова, переключение с одного слога на другой, произнесение стечении согласных и т.д.).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Агранович З.Е. Система коррекционной работы по преодолению нарушений звукослоговой структуры слов у детей.// Проблемы патологии развития и распада речевой функции. Сборник статей. – СПб., 1999.
  2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвитие речи у дошкольников. – М., 1990.
  3. Есечко Л.Б. Формирование правильного слогового состава слова в произношении детей с общим недоразвитием речи в приготовительном классе. // Дефектология, 1974 – №3.
  4. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. СПб., 1994.
  5. Логопедия / Л.С. Волковой -М., 1995.
  6. Орфинская В.К. Методика работы по подготовке к обучению грамоте анартриков и моторных алаликов // Развитие мышления и речи у аномальных детей. –Л., 1963. С. 271-294.
  7. Ткаченко Т.Д. Логопедическая тетрадь. -СПб., 1998.
  8. Тумакова Г.А. Методы и приёмы работы при ознакомлении со слоговым составом слова // Ознакомление дошкольника со звучащим словом. – М., 1991. С. 62-80.
  9. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. -М., 1989.

Учитель-логопед ГБОУ ЦППРиК
Голубева Елена Викторовна

Учитывая сложность понятия «слог», в начальной школе определение понятия «слог» (данной категории) не дается . Программа ставит задачу сформировать умение делить слово на слоги. Учащиеся опираются на признак соответствия количества гласных и сло­гов: в слове столько слогов, сколько гласных. Со слогом дети знакомятся в период обучения грамоте. Произнесенное слово делится на части, каждая из которых произносится одним тол­чком выдыхаемого воздуха. Это и есть слог. В написанном слове учащиеся сначала находят гласные буквы, а затем делят слово на столько частей (слогов), сколько гласных. В период обуче­ния грамоте упражнения в делении слов на слоги проводятся ежедневно как устные, так и письменные .

Умение правильно и быстро делить слово на слоги относится к числу важнейших , над которыми идет работа в I классе . С опорой на данное умение учащиеся овладевают процессом чтения и письма. Слоговой принцип в русской графике явля­ется ведущим . Устно: Чтобы правильно передать на письме звуко­вую форму слова, ученик прежде всего делит слово на сло­ги. Устанавливает взаимодействие звуков между собой в пределах слога и использует нужные буквы для обозначе­ния согласных и гласных звуков. Пример рассуждения уче­ника I класса:

- В слове родина три слога.

- Первый слог - РО, звук [р ] - твердый, пишу ЭР, О.

- Второй слог - ДИ, звук [д" ] - мягкий, пишу буквы ДЭ, И.

- Третий слог - НА, звук [н] - твердый, пишу ЭН, А. Умение учащихся делить слово на слоги, диктовать себе по слогам, четко представляя в слоге место каждого звука, их последовательность, ведут к правильной записи слов без пропусков и перестановки букв. Потому работа над слогом должна включать :

Списывание по слогам,

Запись под диктовку по слогам с проговариванием,

Запись под диктовку с комментированием (с объяснением).

Умение делить слово на слоги необходимо учащимся для того, чтобы правильно переносить слова. В I классе школьни­ки овладевают правилом переноса: слово переносится по сло­гам (слог, состоящий из одной буквы, не переносится на другую строку и не оставля­ется на предыдущей строке: О-ля, мо-Я; при переносе слов с буквами Ь и Й эти буквы остаются на строчке: конЬ-ки, леЙ-ка). Правила пере­носа, соответствующего делению на морфемы, становится до­ступным учащимся после изучения во II классе состава слова.

Работа над выделением в слове ударного слога (представляет для первоклассника значительную трудность и требует системати­ческих упражнений) начинается в I классе в период обучения грамоте . Для того, чтобы правильно воспринимать лексическое значение слова, при его чтении необходимо один из его слогов произнести с большей силой. Умение выделять ударный слог в слове связано с развитием анализирующей деятельности мышления, формируется медленно и требует систематических упражнений.

Примеры упражнений :

1) Учитель произносит слово и предлагает учащимся узнать, сколько в слове слогов, который по счету ударный.

2) Обозначить в словах ударный слог и правильно про­читать: портфель, морковь, магазин, щавель и т.д.

3) Списать только слова с ударением на первом слоге (выборочное списывание).

4) Подобрать слова с ударением на втором слоге и т.п.

Упражнения в расстановке ударения в словах целесооб­разно предлагать учащимся ежедневно как в классных, так и в домашних упражнениях. Только систематические уп­ражнения обеспечивают развитие у учащихся умения быс­тро и безошибочно выделять в слове ударный слог. Осоз­нанному выделению ударного слога способствует также по­очередное произношение слова с ударением на том или ином слоге :

ма-ши-на ма-ши-на ма-ши-на. В этом случае учащиеся на­глядно убеждаются в том, что правильное выделение удар­ного слога обеспечивает понимание смысла слова.

Краткосрочное планирование

Тема: Как найти ударный слог? Выделение силой голоса ударного слога при произношении слова. Написание элемента «длинная прямая линия с закруглением внизу»

УРОК 1.Приветствие

Школа: 7

Дата: 19.09.16

Ф.И.О. преподавателя: Овчаренко Т.А

КЛАСС: 1

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

Развитие навыков:

1.1.1.1 Понимать, что такое речь, текст, предложение, слово.

1.2.5.1 Формулировать вопросы к иллюстрациям/тексту (с помощью учителя), отвечать на

вопросы по содержанию прочитанного.

1.3.3.1 Составлять картинный план, план-схему текста и озаглавливать (с помощью учителя).

1.1 Понимание основных единиц речи (текст, предложение, слово).

2.1 Использование видов чтения.

2.5 Формулирование вопросов и ответов.

3.3 Составление плана текста.

Цели урока

Языковая цель

Все учащиеся смогут:

Отвечать на вопросы учителя по иллюстрации.

Контролировать свои действия при делении слов на слоги, определении ударного слога. Определять на слух ударный слог в словах. Различать понятия «ударный» и «безударный» слоги.

Большинство учащихся смогут:

Составлять предложения по схеме с соответствующей интонацией.

Классифицировать слова по группам.

Обозначать ударный слог на схеме слова условным знаком.

Отвечать на итоговые вопросы урока.

Оценивать свою работу на уроке.

Некоторые учащиеся смогут (для сильных)

Формулировать вопрос по содержанию текста.

Составлять рассказы по иллюстрации и на основе жизненных впечатлений.

Называть способы выделения ударного слога в слове («позвать» слово, «спросить» слово).

Трехьязычие: тэртш, порядок, order . Основные термины и словосочетания:

Речь устная и письменная, предложение, слово, слог, ударение. Используемый язык для диалога/письма на уроке:

Вопросы для обсуждения:

Что твои вещи могут рассказать о тебе?

Как ты помогаешь маме?

Предшествующие знания

Посадка при письме, речь устная и письменная, предложение, знаки препинания в предложении, схема предложения, слово, слоги, ударение.

План

Планируемое время

Запланированная деятельность

Ресурсы

Начало урока.

0-1 мин

3-5 мин

Середина урока.

6-10 мин

Конец урока

5 мин

Создание положительного эмоционального настроя.

Аутотренинг. Для настроя на работу учитель просит детей произнести

следующие предложения:

«Я в школе на уроке, сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому.

Внимание мое растет.

Я как разведчик все замечу.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я готов(-а) к работе.

Работаю!»

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. (Г) Дифференцированная работа.

    Для нечитающих детей: распределить предметные картинки по группам.

    Для читающих детей: прочитать на карточках слова и распределить по группам.

    Для хорошо читающих детей: прочитать и отгадать загадки и распределить слова по группам.

Читающие дети читают загадку, 2 группа показывает карточку со словом, 1 группа - картинку. Учащиеся объясняют, в какую группу поместили слово.

Группы слов: одежда, посуда, обувь(по 5 слов в группу).

    Как одним словом назвать все эти предметы? (вещи, необходимые человеку)

    Для чего эти предметы нужны человеку?

Могут ли эти предметы рассказать о хозяине?

Работа над новой темой.

Учитель читает отрывок из произведения К. Чуковского «Федорино горе».

    Какая речь сейчас прозвучала?

    Задайте вопрос по сказке. (О чем говорится в сказке? Что произошло с Федорой?)

    Какой речью мы пользуемся, когда рассказываем сказку?

    Работа по учебнику.

(К) Выделение ударного слога голосЬм.

Задание № 1. Учащиеся помогают Федоре позвать посуду. Идет Федора по лесу и зовет свою посуду. Почему?

    Позови посуду и ты. Подбор схем к словам.

Задание № 2. Произнеси слова, выделяя голосом ударные слоги. Какой по счету ударный слог?

    Какая схема подходит к этому слову?

    Что мама дома делает, ухаживая за посудой? Как вы помогаете маме? (Г)

Дифференцированная работа. «В гостях у бабушки Федоры».

    1. группа: Назови, какой посуды на кухне у Федоры много. (У Федоры много голубых чашек, красных сахарниц и т.д.)

      группа: Расскажи, какие предметы посуды убежали от Федоры и без какой части они остались. (От Федоры убежал чайник. Чайник без носика.)

Згруппа: Посчитай, сколько предметов посуды вернулось. Назови их. (Вернулось пять желтых тарелок.) Трехъязычие: тэртш, порядок, order.

Заяц видит красную вкусную морковку.

Динамическая разминка

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – серые клубочки

Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.

Прыг – скок, прыг – скок –

Встал зайчонок на пенек

Прыжки вперед – назад

Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд.

Работа в прописи.

Задание № 1. Упражнение «Помощники». Раскрашивание и письмо элементов.

Задание № 2. Прописывание элемента «прямая линия с закруглением внизу вправо».

Работа по учебнику.

(К, Г) Задание № 3. Разноуровневые задания.

    группа - меняет местами слоги, образуя новые слова (кабан - банка.) Составляет схемы, определяет ударный и безударный слоги.

    группа - меняет слоги местами (камыш - мышка, сосна - насос) и составляет предложения с этими словами.

(П) Задание № 5. Развитие внимания, наблюдательности, мышления. Каждому ученику учитель предлагает навести порядок на картинке и объяснить, почему он так сделал. Составление предложений по схеме.

Пальчиковая гимнастика. «Помощник». Посуду моет наш Антошка. (Потереть ладони друг об друга) Моет вилку, чашку, ложку.

(Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца) Вымыл блюдце и стакан. И закрыл покрепче кран. (Имитирующее движение кистью руки)

Наши пальцы сжались тесно. Что такое? Интересно? Видно, им прохладно стало. Их укроем одеялом. (Дети сжимают левую руку в кулачок, а правой обхватывают его и сильно сжимают. Затем меняют руку. Потом опускают руки и слегка трясут ими. Повторяют упражнение несколько раз.)

Работа в прописи.

Задание № З.Раскрашивание «Где чья чашка?»

Детям предлагается образец. Нужно закрасить соответствующим

цветом.

На свободных линиях можно прописать изучаемые элементы или составить и записать план-схему к тексту «Помощники» (читает учитель или составляют дети).

Итог урока. Рефлексия.

Мы изучали сегодня... Мы хорошо поработали над... Первая группа хорошо справилась с... Вторая группа правильно сделала... Третья группа работала... Мы хотим узнать о..

Предметные картинки, карточки со словами, карточки с загадками.

Отрывок из книги К. Чуковского «Федорино горе» или отрывок мультфильма

Карточки для групповой работы

Учебник

Пропись


Дополнительная информация

Дифференциация

Как вы планируете поддержать учащихся

Как вы планируете стимулировать способных учащихся

Оценивание

Как вы планируете увидеть приобретённые знания учащихся

Межпредметные связи соблюдение СанПиП

ИКТ компетентность

Связи с ценностями

Работа по группам. Разноуровневые задания.

Наблюдая за работой учащихся в группе, их самостоятельной работой. Задавая вопросы по ходу урока. Просматривая работы учащихся в тетради (задания). Задавая вопросы во время просмотра мультфильма. Анализируя результаты ученической рефлексии. (Ступеньки успеха).

математика

познание

самопознание

казахский язык

английский язык

Рефлексия

Используйте пространство ниже, чтобы подвести итоги урока

Ответьте на самые актуальные вопросы об уроке из блока слева

Были ли цели обучения реалистичными

Что учащиеся сегодня изучили

На что было направлено обучение

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация

Выдерживалось ли время обучения

Какие изменения из данного плана я реализовал и почему

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо с учётом преподавания и учения

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок с учётом преподавания и учения

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах

Способы выделения ударного слога в разных языках различны. В русском языке ударный слог отличается от безударных большей длительностью, силой и особым качеством входящих в него звуков.

Сила гласного проявляется в его громкости.

Так, в словах пила, пилы, пилу, пили или трава, вода, сукно, сырой ударный гласный громче безударного. Но экспериментально установлено, что в таких словах, как пали, травы, могу, безударный гласный громче ударно­го. Однако все равно мы безошибочно узнаем ударный слог, выде­ляя его как более сильный. Объясняется это следующим.

Мы можем произнести по желанию слово громче или тише. Но у гласных звуков есть еще собственная относительная громкость. За­висит она от степени раствора рта. Гласные узкие (верхнего подъе­ма) [и, ы, у] обладают меньшей громкостью, чем средние (среднего подъема) [э, о], гласный [а] широкий (нижнего подъема) - самый громкий. У каждого гласного есть свой порог громкости, ударности. Гласные, произносящиеся громче этого порога, воспринимаются как ударные. В слове пили второй [и] не просто громче первого, его громкость еще и выше своего порога ударности, тогда как гром­кость первого [и] ниже этого порога. В слове пали [а] громче [и], но как ударный воспринимается не [а], а [и], так как громкость [и] в этом слове выше своего порога ударности, а громкость [а] ниже.

Ударные гласные характеризуются и особым тембром. В пред­ложении «Вот брат взял нож» ударение воспринимается на всех словах, хотя здесь нет безударных слогов, с которыми можно было бы сравнивать ударные. Объясняется это, в частности, тем, что гласный [о] в словах во/д и нож и гласный [а] после мягкого со­гласного в слове взял - [вз ал] могут быть только под ударением и не характерны для безударных слогов, а у звука [а] в слове брат отсутствует редукция.

В некоторых случаях один из признаков ударности может быть незначимым. Так, иногда ударный и безударный гласные не отли­чаются по долготе. Тогда в качестве основных показателей ударно­сти выступают сила и тембр гласного. В других случаях ударный и безударный гласные не отличаются по силе, и тогда основными по­казателями ударности гласного становится его долгота и тембр.

Ударность и безударность - это свойство не только гласного, но всего слога. Для ударного слога характерна четкость артикуляции
всех звуков. Взаимовлияние гласных и согласных гораздо сильнее проявляется в безударных слогах.

Место ударения в слове

В русском языке ударение может падать на любой слог слова и на разные морфемы: приставку, корень, суффикс и окончание: вы­пустить, домик, дорога, столовая, дела, дорогой, распространять, перегруппировать. Такое ударение называется свободным.

Ударение в русском языке в силу своей разноместности может выполнять смыслоразличительную функцию. Так, по месту ударе­ния различаются:

1. Разные слова во всех их формах: замок и замок, замка и зам­ка, замку и замку, парить и парить, парю и парю, мука и мука, му­ки и муки и т.п.

2. Некоторые формы разных слов: пища (сущ.) и пища (деепр.), белка и белка, крою и крою, ношу и ношу.

3. Разные формы одного слова: ноги и ноги, волос и волос, ходи­те и ходите.

Варианты слов различаются местом ударения:

Общенародный и профессиональный: добыча и добыча, ком­пас и компас, искра и искра, шасси и шасси",

Литературный и диалектный: вьюга и вьюга, дикий и дикой, холодно и холодно, крапива и крапива",

Литературный и просторечный: магазин и магазин, красивее и красивее, квартал и квартал, километр и километр",

Нейтральный и разговорный: приговор и приговор, повторишь и повторишь, звонишь и звонишь, занята и занята",

Литературный и народно-поэтический: девица и девица, се­ребро и серебро, честный и честной, шёлковый и шелковый",

Современный и устаревший: библиотека и библиотека, музы­ка и музыка, кладбище и кладбище, служащий и служащий.

Существуют и дублеты, когда разница в месте ударения незна­чима: баржа и баржа, залитый и залитый, иначе и иначе, кру­жится и кружится.

При образовании грамматических форм слова ударение может оставаться на одном и том же месте. Такое ударение называется не­подвижным. Например: делать, делаю, делаешь, делает, делаем, делаете, делают; книга, книги, книге, книгу, книгой, о кнгзге, книги,
книг, книгам, книгами, о книгах. В русском языке большая часть слов (около 99%) имеет неподвижное ударение. Такое ударение может стоять на основе (карта, красный, дубовый, работать, прыг­нуть) или окончании (очко, статья, молодой, нести).

В словах с подвижным ударением происходит перенос ударения с одного слога на другой, с одной морфемы на другую. Слоговая подвижность при сохранении морфемной неподвижности встреча­ется очень редко: озеро - озёра, дерево - деревья, колос - колосья, бороться - борется. Обычно при подвижном ударении чередуется ударение на основе с ударением на окончании.

В формах некоторых слов окончание не содержит гласной: им., вин. пад. ед. числа зуб, род. пад. мн. числа лиц, губ. рук, вод. Быва­ют и неслоговые основы: зло. сна. льва, брать. Ударение на основе или на окончании здесь вынужденное. Оно не принимается в расчет при определении схемы ударения слова. В подобных случаях форме слова приписывается условное ударение на основании сопоставле­ния этого слова с другими словами, имеющими в данной форме не­условное ударение.

Подвижное ударение в русском языке бывает не только у суще­ствительных, но и у глаголов, кратких прилагательных, местоиме­ний, числительных.

Слов с подвижным ударением в русском языке очень мало. Но слова эти относятся к наиболее \ потребительным, входят в основ­ной словарный фонд русского языка.

При словообразовании наблюдаются те же закономерности, что и при образовании форм одного и того же слова. Так. ударение про­изводного слова может быть на той же морфеме, что и у слова, от которого оно образовано (производящего): книга - книжка, медведь - медведица, береза - березовый, богатый - богач, голосовать - голосование, обледенеть - обледенелый. Это словообразовательное неподвижное ударение.

В других случаях ударение производящих и производных слов падает на разные морфемы: звезда - звездочка, избавить - избавле­ние, лошадь - лошадка - лошаденка, глухой - глухость - глухота. Это словообразовательное подвижное ударение.

В русском языке большая часть служебных слов и частиц не имеет ударения. Такие слова называются клитиками. Они примы­
кают к знаменательным словам, обычно составляя вместе с ними одно фонетическое слово.

Безударное слово, стоящее впереди ударного, к которому оно примыкает, называется проклитикой. Проклитиками обычно бы­вают односложные предлоги, союзы и некоторые частицы, напри­мер: на горе, от стола, ко мне, nod окном; сестра /и брат; сказал чтобы пришли; не знаю. Безударное слово, стоящее после ударного, к которому оно примыкает, называется энклитикой. Энклитиками бывают обычно односложные частицы, например: скажи-ка, он же, придет ли. Некоторые односложные предлоги частицы могут при­нимать на себя ударение, и тогда следующее за ними самостоятель­ное слово оказывается энклитикой, например: на спину, на два, под руки, из лесу, за нос, без вести, не было.

Абсолютные проклитики и энклитики, примыкая к основному слову, сливаются с ним в одно фонетическое слово, где гласные и согласные звуки произносятся так же, как и в одной лексической единице, например: до сада и досада, на силу и насилу, при вольном и привольном, лей-ка и лейка, так же и также, окреп ли и окрепли.

Относительные проклитики и энклитики, не имея своего ударе­ния и примыкая к ударному слову, не полностью утрачивают неко­торые фонетические признаки самостоятельного слова, заключаю­щиеся в особенностях произношения некоторых звуков. Например, безударный союз но сохраняет в произношении звук [о]: мороз, но солнце [носонцъ]; ср.: на солнце [насонцъ]. У некоторых безудар­ных местоимений произносятся гласные, не характерные для без­ударных слогов: те леса [т"эл"иса], ср.; телеса [т"ил"иса]; вор он [ворон], ср. ; ворон [ворън] и др.

Слабое ударение

Некоторые слова могут иметь ударение более слабое, чем обыч­ное ударение самостоятельных слов. Такое ударение называется слабым или побочным. Оно обозначается знаком ("), в отличие от основного ударения, обозначаемого знаком (")

Слабоударяемыми могут быть некоторые двусложные и трех­сложные предлоги и союзы, например: перед отходом, через окно, между нами, сквозь туман, около дома, вокруг стола; если смо­жешь, сделай; когда приедешь, позвони; надень, потому что хо­лодно. Слабое ударение могут иметь относительные слова: лес, от­куда мы вышли; письмо, которое прислали", простые числительные в сочетании с существительными: два часа, десять рублей", некото­
рые местоимения: тебя искали, он приехал, его сестра, у того чело­века; связки быть, стать: утро было морозное, он стал учителем; слова с модальными значениями: знай себе нахваливает, собирался было уехать, придет бывало и молчит.

В некоторых словах наряду с основным ударением выступает побочное. Оно стоит на первом месте (ближе к началу слова), а ос­новное ударение - на втором. Такое ударение бывает у слов много­сложных. К ним относятся:

Некоторые сложные слова, состоящие из двух основ: самоле­тостроение, железобетон, стопроцентный, древнерусский, четы­рехклассный;

Многие сложносокращенные слова, представляющие собой сложение части первого слова с полным вторым: пединститут, профбилет, соцсоревнование, партсобрание, стройматериалы, драмкружок;

Слова с приставками после-, сверх-, около-, меж-, внутри-, вне-, а также с интернациональными элементами типа архи-, анти-, ультра-, супер-, транс-, контр-, про-, послевоенный, сверхъестест­венный, окололитературный, межконтинентальный, внутрикле­точный, внеслужебный, архиреакционный, антиобщественный, ультразвук, суперобложка, транссибирский, контратака, прогер­манский.

Побочное ударение появляется главным образом у слов, редко употребляющихся, специальных, книжных, с четко выделяющими­ся частями. Например, широкоупотребительные слова зверобой, водопровод, старомодный с одним основным ударением и слова звероферма, водонепроницаемый, старославянский с двумя ударе­ниями.

При наличии в сложном и сложносокращенном слове трех (или четырех) основ в нем возможно три ударения - два первых побоч­ных и последнее основное: аэрофотосъемка, теплоэлектроцен­траль, профтехобразование, мосгорисполком.

Фразовое, тактовое, логическое ударение.

Если речевой такт состоит из нескольких фонетических слов, то одно из слов несет более сильное ударение. Такое выделение одно­го из слов речевого такта называется тактовым ударением. Один из тактов фразы также выделяется более сильным ударением, которое называется фразовым. Обычно тактовое ударение бывает на по­следнем слове речевого такта, а фразовое ударение выделяет по­
следний такт фразы. Например: Лизавета Ивановна сидела в своей комнате, еще в бальном своем наряде/ погруженная в глубокие размышления (А.С. Пушкин); тактовое ударение помечено знаком (/), фразовое - (//). Здесь тактовое и фразовое ударения не связаны со смыслом. Слово, выделяемое тактовым или фразовым ударени­ем, не является более важным в смысловом отношении. Функция тактового и фразового ударения заключается в фонетическом объе­динении нескольких слов в речевой такт и нескольких тактов во фразу.

Тактовое ударение может перемещаться и на другие слова такта. Это связано с актуальным членением предложения, когда тактовое ударение выделяет рему, то есть новое, что сообщается в предложе­нии. Например, в предложении «Грачи улетели » новым может быть сообщение о том, что улетели именно грачи, и тогда тактовое уда­рение будет выделять это слово.

Выделение в речевом такте более сильным ударением како­го-либо слова для подчеркивания его особого значения называется логическим ударением. Оно сильнее тактового и может падать на любое слово речевого такта. Логическое ударение связано с явным или подразумеваемым противопоставлением.

Под системой упражнений понимается совокупность заданий, объединенных по назначению, материалу и способу их выполнения и направленных на формирование умений. Система упражнений выстраивается с учетом постепенного нарастания сложности заданий и степени самостоятельности учащихся при их выполнении. На начальном этапе обучения наиболее применимы упражнения репродуктивного характера, предполагающие воспроизведение учениками знаний или действий по образцу.

Фонетические упражнения трактуются в методике обучения языку как вид заданий, целью которых является формирование слухопроизносительных навыков у учащихся . В период обучения грамоте основная цель применения упражнений этого вида связана с формированием у первоклассников определенных фонетических умений.

При изучении каждого из фонетических понятий в период обучения грамоте появляется необходимость формирования определенных умений, которые обеспечиваются осознанным использованием известного способа действия. Так, при изучении слога у первоклассников формируются следующие умения:

  • 1) делить слова на слоги (определять слоговую структуру слога);
  • 2) подбирать слова заданной слоговой структуры.

Очевидно, что второе из названных умений сложнее, поскольку предполагает опору на собственный речевой опыт ребенка и не может быть сформировано без первого.

Успешному выполнению упражнений помогают средства материализации фонетических понятий, при работе над слогом - это слоговая схема (модель) слова.

Приведем примеры таких упражнений.

Упражнения

  • 1. Учитель показывает предметную картинку, просит детей назвать то, что изображено (произнести слово), а затем разделить его на слоги в процессе скандированного произношения и составить слоговую схему. Необходимо продумать использование слов разной слоговой структуры.
  • 2. Учитель приготовил предметные картинки, на которых изображены тигр, слон,

жираф, зебра, лев, крокодил, бегемот. На доску прикрепил слоговые схемы односложных, двусложных и трехсложных слов:_,__,___. Задание для учеников: соотнести слова - названия животных со слоговыми схемами.

3. Учитель приготовил слоговые схемы, предъявляет их детям с заданием подобрать (назвать, а не придумать!) слова с указанным в модели количеством слогов.

Приведенные примеры фонетических упражнений направлены на формирование у первоклассников умения делить слова на слоги и фиксировать полученный результат в слоговой схеме. Последовательность использования подобных заданий определена нарастающей степенью сложности каждого.

Скандированное произношение может сопровождаться (но не подменяться!) хлопками, ритмическим простукиванием и другими дополнительными приемами фиксации словоделения. Вот почему на этих уроках обучения грамоте для освоения детьми этого произносительного приема уместно использование считалок, коротких детских стихотворений, которые возможно произнести по слогам («Я лю-блю сво-ю ло-шад-ку , при-че-шу ей шер-стку глад-ко ...» или «Вме-сте ee-ce-ло гиа-гать...»).

Обучение выделению ударного слога - важный этап не только в освоении фонетического образа слова, но и в пропедевтической работе, связанной с обучением правописанию. При знакомстве с понятием «ударение»

следует организовать работу по формированию следующих умений: определять место ударения в слове и подбирать слова с заданным местом ударения. Первое из названных умений обеспечивает школьникам обнаружение самой частотной орфограммы русской орфографии (правописание буквы на месте безударного гласного), а второе - подбор проверочного слова.

Приведем примеры соответствующих фонетических упражнений.

Упражнения

  • 1. Игра в «эхо». Учитель произносит слово с выделением ударного слога, дети слушают, а в ответ воспроизводят только ударный слог, как эхо.
  • 2. Последовательное перемещение ударения в слове со слога на слог. (Прием предложен П. С. Жсдек.) Только после того, как школьник научится произносить одно и то же слово, искусственно перемещая ударение, можно считать, что у него сформировался способ действия при определении ударного слога. Овладеть таким приемом детям достаточно сложно. Лучшее средство - игра «Русский, польский, французский». Приведем описание, примерный сценарий проведения этой игры.
  • - В словах русского языка, ребята, ударным может быть любой слог. А вот в некоторых других языках мира ударным может быть только определенный слог в слове. Например, в польском - это всегда предпоследний слог (если в слове их больше двух), а во французском - последний. Давайте поиграем: попробуем русские слова произнести так, как их произнесли бы французы и поляки, изучающие русский язык.

3. У учащихся необходимо формировать осознанные навыки контроля: учить оценивать не только результат выполненного задания, но и процесс его выполнения. При использовании моделей слов следует помнить, что чем схема конкретнее, тем труднее подобрать к ней слова. Важно привлекать детей к оценке правильности подбора слова к модели и к объяснению ошибки, если таковая имеется. Например, при подборе слов к модели =_ 0_ 0_ дети назвали имена Лена, Нина, Мила, Валя. Ученик,

назначенный контролером, не принимает последнее из названных слов, потому что согласные звуки в нем не соответствует указанным в модели.

Упражнения, сформулированные в виде задач, важны не только для языкового развития младших школьников. Они учат соблюдению условий задачи (т.е. действовать определенным образом), анализу и оценке действий одноклассников, умению исправлять их ошибки, что, в свою очередь, будет способствовать критичному отношению к собственным действиям и результатам своей работы.

Работа со звуками речи . Умение устанавливать последовательность звуков в слове с помощью специального произношения - непростая задача для первоклассника. Тем важнее для его дальнейшего обучения развитое умение слышать звучащее слово.

Подготовка к выполнению полного фонетического разбора обеспечивается системой аналитических упражнений. Для того чтобы узнать звук, надо произнести и послушать его. Дети допускают много ошибок при выделении звука из слова. Так, если спросить ребенка, какой первый звук в слове лес , он ответит [л"э]. Такое сочетание согласного с гласным представляет собой артикуляционную связь, которую трудно разрушить, не овладев специальным произносительным приемом. Также при освоении механизма чтения дети почти всегда «соскальзывают» с фонетического состава слова на буквенный. В этом случае в слове лее дети выделят второй звук Е, подменив его буквой.

Умение вычленять звук из слова формируется посредством упражнений.

Упражнения

  • 1. Тренируя детей в утрированном произношении каждого звука в слове, учитель организует на уроке совместную работу.
  • - Давайте вместе найдем все звуки в слове «мир». Я начинаю: [м"м"м"м"ир]. Какой первый звук? ([м" ]). Обозначьте его фишкой (Q). А теперь произнесите слово так, чтобы выделить второй звук. Какой это звук? Обозначим и его (Q). Продолжите выделять звуки в слове. Произнесите слово так, чтобы выделить последний звук. Какой это звук? Обозначьте его (Q). Сколько звуков в слове «мир»? (Три.)
  • 2. Для реализации игрового приема учитель часто использует образы (иллюстрации, кукол) известных детям персонажей книг, мультфильмов. Важно, чтобы выбранный герой не был пассивным наблюдателем на уроке, а действовал вместе с детьми: выполнял задания, ошибался, исправлял ошибки учеников, задавал вопросы, поощрял правильный ответ и т.д. Первоклассники принимают правила подобных игр. Вот как может быть организована фонетическая игра, имеющая ту же методическую цель.
  • - Сегодня на уроке у нас гостья - Василиса Премудрая. Она мастерица задавать сложные вопросы. Справитесь? (Далее учитель «играет роль» этого персонажа.)
  • - В моем волшебном саду есть только те цветы и деревья, в названиях которых есть первый звук из имени Василиса. Кто скажет, растет ли в моем саду ива? (Да.) А как вы узнали? (В слове «ива» есть звук В.) Что еще растет в моем саду? Скажите и выделите голосом этот важный звук! (Дети должны произнести, например, слова слиВа, Васильки , траВа, одуВанчики и др.) Задам сложный вопрос: растут ли в саду виноград и вишня? (Пет, в этих словах первый звук [в"], а не [в]).

В качестве материала упражнений в выделении звуков целесообразно использовать скороговорки и чистоговорки: при их произношении не только происходит отработка дикции, но и обеспечивается опознание повторяющихся звуков. Например: Топали да топали , до тополя дотопали. Или: Съел Валерик вареник , а Валюшка - ватрушку.

Действия анализа, в том числе и фонетического, выступают в качестве основы для многих других мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения. Поэтому значимость аналитических умений в развитии младшего школьника трудно переоценить.

Умение различать гласные и согласные звуки формируется в систематическом применении правильного способа действия: произнесение звуков и наблюдение за работой артикуляционного аппарата и «поведением» выдыхаемого воздуха.

Приведем примеры фонетических упражнений, тренирующих учеников в использовании известного им способа действия для установления характеристики звуков.

Упражнения

  • 1. Учитель «беззвучно» произносит звуки [о], [п], [у], [м], [ш], а ученикам предлагается узнать каждый, определить, гласный он или согласный, и поднять соответствующую фишку (карточку с обозначением).
  • 2. Учитель просит следом за ним произнести звук, послушать его и поднять карточку О, если он гласный: [с’с’с’с’с’], [ыыыыы], [жжжжж]. Задание может быть усложнено, если среди отдельных звуков учитель «вдруг» произнесет слог - сочетание согласного с гласным звуком. Дети не должны попасться в «ловушку» и догадаться показать две карточки. Подобные методические решения - использование заданий- «ловушек» - очень эффективны в деле развития учащихся.

В связи с введением гласных и согласных звуков необходимо провести обобщение представлений детей о слогах и ударении.

Фрагмент урока

  • - Как вы думаете, сколько звуков может быть в словах? (И мало, и много.) А слогов? (И два, и три, и один, и четыре.) Сколько звуков в слове ИРЛ ? (Дети выделяют звуки в слове, считают и отвечают: три.) А в слове ГОР77 (Действуя аналогично, дети устанавливают, что четыре звука.) А теперь посчитаем, сколько в каждом из этих слов слогов. (Ученики делят слова на слоги и составляют слоговые схемы.)
  • - Как же так получилось, - продолжает учитель, - что в гаком коротком слова ИРА два слога, а в длинном слове ТОРТ - один? Чтобы ответить на этот трудный вопрос, обратите внимание на гласные звуки в каждом слове. (Дети устанавливают соответствие и делают вывод: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.)
  • - А теперь определим ударение в каждом слове и понаблюдаем: какой звук в ударном слоге произносится громче и длиннее других. (Ученики определяют ударение, протягивают в ударном слоге гласный звук и называют его.)
  • - Каким же становится гласный звук в ударном слоге, кто догадается? (Учитель подводит детей к слову ударный.) В ударном слоге - ударный гласный, а в безударном? (Безударный.)
  • - Теперь про гласные звуки мы будем говорить: ударный и безударный. И еще один трудный вопрос: сколько ударных звуков может быть в слове? (Дети догадываются - один). А безударных? (Все остальные гласные звуки слова.)

Два последних вопроса в этом фрагменте требуют от первоклассников высокого уровня обобщения. Существенно, что эти сведения дети «добыли» сами, сделали важные выводы (учитель только направлял их размышления). Таким методическим решением учителю удалось «уйти» от предъявления школьникам информации в готовом виде.

Для становления осознанных фонетических умений у младших школьников важна их способность к контролируемому и произвольному выделению отдельных звуков в словах и сравнение речевых звуков. В процессе овладения грамотой (чтением и письмом) фонетические умения ученика в своем развитии поднимаются на более высокий уровень. Это проявляется в уверенном разложении слов на звуки, соотнесении звуков с буквами и формировании новых звуко-буквенных образов букв при чтении.

  • См.: Азимов Э. Г., Щукин А. И. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М., 2009. С. 340.
  • См.: Обучение чтению по системе Д. Б. Эльконина. С. 66.