22.11.2021

Школьная пора. Подготовка к новому учебному году — испытание для родителей . Конспект урока информатики "табличные информационные модели" К новому учебному школа получила следующее оборудование


Практическая работа №7 Создаем вычислительные таблицы, для учащихся 7 класса занимающихся по УМК Босовой (Работа 12 для учащихся 6 класса ФГОС).

Работа включает в себя 2 задания, после выполнения которых учащиеся должны уметь: вычислять сумму чисел строки (столбца) таблицы в текстовом процессоре; строить табличные модели.

Задание 1. Клумбы

С помощью таблицы решим следующую задачу.
На школьном дворе разбивают 5 клумб треугольной формы. Первая клумба представляет собой равнобедренный треугольник с длинами сторон 5, 5 и 7 метров. Вторая клумба имеет форму прямоугольного треугольника, длины её сторон - 3, 4 и 5 метров. Длины сторон третьей клумбы равны 4, 3 и 3 метра. Четвёртая клумба представляет собой равносторонний треугольник, длина стороны которого равна 4 метрам. Длины сторон пятой клумбы равны 7, 5 и 7 метров.
Сколько провода нужно для обозначения границ каждой из этих клумб?
Хватит ли 50 м провода, чтобы обозначить на земле границы всех клумб?

1. В текстовом процессоре постройте таблицу:

2. Занесите в таблицу данные (длины сторон клумб) из условия задачи.

3. Ответ на первый вопрос можно получить, вычислив Значение последнего столбца таблицы: периметр треугольника - сумма длин трёх его сторон. Для этого:
1) установите курсор в ячейку, предназначенную для периметра первой клумбы;
2) в разделе Работа с таблицами на вкладке Макет в группе Данные щёлкните на кнопке Формула ;
3) числа, подлежащие суммированию, находятся левее ячейки, в которой должен быть помещен периметр; в диалоговом окне вам будет предложена формула =SUM(LEFT); если эта формула верна, щёлкните на кнопке ОК ;
4) перейдите в следующую ячейку и повторите действия пункта 3; если будет предложена неподходящая формула - измените её, выбрав подходящую в диалоговом окне;
5) аналогичным образом вычислите периметр остальных треугольников.

4. Для ответа на второй вопрос просуммируйте периметры всех треугольников. Для этого:
1) установите курсор в правую нижнюю ячейку таблицы;
2) для нахождения суммы чисел, находящихся над ячейкой с курсором, используйте формулу =SUM(ABOVE).

5. Под таблицей запишите ответ на вопрос, поставленный в задаче.

6. Сохраните документ в личной папке под именем Клумба .

Задание 2. Оборудование для школы

1. По следующему тексту постройте таблицу:

К новому учебному году школа получила следующее оборудование: 12 компьютеров для кабинета информатики; 1 интерактивную доску для кабинета математики; 21 стол для кабинета биологии; 1 интерактивную доску для кабинета физики; 24 стола для кабинета информатики; 1 компьютер для кабинета биологии; 1 проектор для кабинета биологии; 20 столов для кабинета начальных классов; 3 аквариума для кабинета биологии; 1 аквариум для кабинета начальных классов; 21 стол для кабинета математики; 1 проектор для кабинета физики; 21 стул для кабине-
та математики; 2 шкафа для кабинета математики; 1 проектор для кабинета начальных классов; 1 интерактивную доску для кабинета начальных классов; 8 компьютеров для кабинета начальных классов; 2 шкафа для кабинета информатики; по 3 шкафа для кабинета физики и биологии; 36 стульев для кабинета информатики; 1 интерактивную доску для кабинета информатики; 2 компьютера для кабинета физики.

2. Организуйте в таблице вычисления для определения количества единиц оборудования каждого вида, полученного школой
к новому учебному году.

3. Сохраните документ в личной папке под именем Оборудование .

Все ли семьи собрали детей к школе? На что обратить внимание при выборе ранца и обу­ви? Уважать ли требования к школьной форме? Как сэкономить при покупке канцтоваров, и почему сборы в школу больно бьют по семейному бюджету?

Строго по списку

Не один день потратишь на то, чтобы оббегать магазины, склады, школьные базары и ярмарки. Выбираешь в соответствии цена-качество. Самое главное - составить список необходимых вещей, чтобы ничего не забыть. В некоторых магазинах, кстати, даже есть такие памятки для удобства покупателей, - рассказывает многодетная мама Елена Тимофеева .

В семье четверо школьников. Елена старается закупить канцтовары к школе летом. Но в течение учебного года ручки и ластики теряются, линейки портятся, обложки рвутся.

Потому беру те, что дешевле, и с запасом, - говорит родительница.

Елена слышала, что некоторые родители копят деньги на сборы в школу в течение года. Кто-то покупает принадлежности на год вперёд, потому что цены постоянно растут. По средним подсчётам, собрать к школе первоклассника обходится в 10-13 тысяч рублей.

В многодетной семье Тимофеевых скопить «школьные деньги» не получается. Поэтому покупают исходя из того бюджета, который есть. Такие семьи, к слову, могут воспользоваться помощью в рамках ежегодной благотворительной акции «Поможем собрать детей в школу» и получить школьно-письменные принадлежности в соцзащите.

Стиль официально-деловой­

Родители, чьи дети не первый год ходят в школу, знают, что нужно для учёбы. Мам и пап будущих первоклассников обычно знакомят со списком школьных принадлежностей на информационном собрании ещё до начала учебного года, уточняют в управлении образования администрации г. Иваново. Но некоторые рекомендации для родителей у них всё же есть.

При выборе канцелярских товаров следует делать упор не столько на внешнюю эстетику, сколько на их качество и надёжность, соизмерять набор школьных принадлежностей с учебной программой. Рекомендуем приобрести канцелярские товары только на первое время. Всё остальное докупите позже, - говорит начальник управления образования города Иванова Елена Юферова. - Перед покупкой школьной формы сначала ознакомьтесь с Положением об одежде той школы, где будет учиться ребёнок. Вся информация есть на сайте учреждения. Во многих школах нет единой формы, а есть определённый стиль.

Педиатры, в свою очередь, подчёркивают: в школьной одежде дети проводят как минимум 6 часов в день. Поэтому она должна быть максимально удобной для ребёнка, способствовать сохранению его здоровья. В идеале - лучше иметь несколько комплектов одежды: на случай холодной погоды и в качестве замены, если вещи испачкались. В любом случае форма дисциплинирует. Недооценивать этого нельзя.

Ключевые слова:
. таблица типа «объекты-свойства»
. таблица типа «объекты-объекты-один»
. вычислительная таблица
. взаимно однозначное соответствие

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц

Объекты двух классов могут находиться в отношении взаимно однозначного соответствия . Это значит, что:
1) в этих множествах одинаковое количество объектов;
2) каждый объект первого множества связан заданным свойством только с одним объектом второго множества;
3) каждый объект второго множества связан заданным свойством только с одним объектом первого множества.

В соответствующей таблице типа ООО в каждой строке и каждом столбце будет находиться только одна 1, фиксирующая наличие связи между объектами. Это свойство можно использовать при решении логических задач.

Пример 7

Маша, Оля, Лена и Валя — замечательные девочки. Каждая из них играет на каком-нибудь музыкальном инструменте и говорит на одном из иностранных языков. Инструменты и языки у них разные. Маша играет на рояле. Девочка , которая говорит по-французски, играет на скрипке. Оля играет на виолончели. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски. Нужно определить, на каком инструменте играет каждая из девочек и каким иностранным языком она владеет.

В задаче рассматриваются объекты классов «девочка» (объекты с именами «Маша», «Оля», «Лена» и «Валя» ), «музыкальный инструмент» («рояль», «скрипка», «виолончель», «арфа» ) и «иностранный язык» («французский», «немецкий», «английский», «итальянский» ). Пары образуются из объектов классов «девочка» — «музыкальный инструмент» , «девочка» — «иностранный язык» , «музыкальный инструмент» — «иностранный язык» , причем между объектами этих классов существует взаимно однозначное соответствие (рис. 34).

В условии задачи явно указано наличие или отсутствие связи между некоторыми объектами рассматриваемых классов.

Можно построить две отдельные таблицы типа ООО для пар «девочка — музыкальный инструмент» и «девочка — иностранный язык» . Более удобно соединить их в одну таблицу (табл. 11). Наличие свойства у пары объектов «девочка играет на музыкальном инструменте» («девочка владеет иностранным языком») будем обозначать 1, а его отсутствие — 0.

В рассматриваемом примере удобно вначале заполнить верхнюю часть таблицы на основании той информации, что между множеством девочек и множеством музыкальных инструментов существует взаимно однозначное соответствие, а также что:

Маша играет на рояле ;
Оля играет на виолончели ;
Лена не играет на арфе .

Теперь, учитывая связи, зафиксированные в первой части таблицы, приступим к заполнению её второй части, используя данные из условия задачи:

Девочка , которая говорит по-французски , играет на скрипке.

Маша не знает итальянского языка , а Оля не владеет английским .

Виолончелистка не говорит по-итальянски .

Таким образом , увлечения Маши рояль и английский , Оли виолончель и немецкий , Лены скрипка и французский , Вали арфа и итальянский .

Вопросы и задания

12. Приведите пример двух классов, объекты которых находятся в отношении взаимно однозначного соответствия.

13. В финале армейского турнира по шахматам встретились представители шести воинских званий: майор, капитан, лейтенант, старшина, сержант и старший солдат, причем разных специальностей: лётчик, танкист, артиллерист, миномётчик, сапёр и связист. Определите специальность и звание каждого из шахматистов по следующим данным:

1) в первом туре лейтенант выиграл у лётчика, майор — у танкиста, а сержант — у миномётчика;
2) во втором туре капитан выиграл у танкиста;
3) в третьем и четвёртом турах миномётчик из-за болезни не участвовал в турнире, поэтому свободными от игры оказались капитан и старший солдат;
4) в четвёртом туре майор выиграл у связиста;
5) победителями турнира оказались лейтенант и майор, а хуже всех выступил сапёр.

14. Три дочери писательницы Дорис Кей — Джуди, Айрис и Линда — тоже очень талантливы. Они приобрели известность в разных видах искусств — пении, балете и кино. Все они живут в разных городах, поэтому Дорис часто звонит им в Париж, Рим и Чикаго. Известно, что:

1) Джуди живет не в Париже, а Линда — не в Риме;
2) парижанка не снимается в кино;
3) та, кто живет в Риме, — певица;
4) Линда равнодушна к балету.

Где живет Айрис и какова её профессия?

Компьютерный практикум

Компьютерный практикум

Работа 12 «Создаём вычислительные таблицы в текстовом процессоре»

С помощью таблицы решим следующую задачу.

На школьном дворе разбивают 5 клумб треугольной формы. Первая клумба представляет собой равнобедренный треугольник с длинами сторон 5, 5 и 7 метров. Вторая клумба имеет форму прямоугольного треугольника, длины её сторон — 3, 4 и 5 метров. Длины сторон третьей клумбы равны 4, 3 и 3 метра. Четвёртая клумба представляет собой равносторонний треугольник, длина стороны которого равна 4 метрам. Длины сторон пятой клумбы равны 7, 5 и 7 метров.

Сколько провода нужно для обозначения границ каждой из этих клумб?

Хватит ли 50 м провода, чтобы обозначить на земле границы всех клумб?

1. В текстовом процессоре постройте таблицу:

2. Занесите в таблицу данные (длины сторон клумб) из условия задачи.

3. Ответ на первый вопрос можно получить, вычислив значение последнего столбца таблицы: периметр треугольника — сумма длин трёх его сторон.

Для этого:

1) установите курсор в ячейку, предназначенную для периметра первой клумбы;

4. Для ответа на второй вопрос просуммируйте периметры всех треугольников.

Для этого:

1) установите курсор в правую нижнюю ячейку таблицы;

5. Под таблицей запишите ответ на вопрос, поставленный в задаче.

6. Сохраните документ в личной папке под именем Клумба .

1. По следующему тексту постройте таблицу:

К новому учебному году школа получила следующее оборудование: 12 компьютеров для кабинета информатики; 1 интерактивную доску для кабинета математики; 21 стол для кабинета биологии; 1 интерактивную доску для кабинета физики; 24 стола для кабинета информатики; 1 компьютер для кабинета биологии; 1 проектор для кабинета биологии; 20 столов для кабинета начальных классов; 3 аквариума для кабинета биологии; 1 аквариум для кабинета начальных классов; 21 стол для кабинета математики; 1 проектор для кабинета физики; 21 стул для кабинета математики; 2 шкафа для кабинета математики; 1 проектор для кабинета начальных классов; 1 интерактивную доску для кабинета начальных классов; 8 компьютеров для кабинета начальных классов; 2 шкафа для кабинета информатики; по 3 шкафа для кабинета физики и биологии; 36 стульев для кабинета информатики; 1 интерактивную доску для кабинета информатики; 2 компьютера для кабинета физики.

2. Организуйте в таблице вычисления для определения количества единиц оборудования каждого вида, полученного школой к новому учебному году.

3. Сохраните документ в личной папке под именем Оборудование .

При выполнении практической работы вы научились

Вычислять сумму чисел строки (столбца) таблицы в текстовом процессоре;
- строить табличные модели.