07.02.2024

Продажа авианосца китаю. Еще о покупке китайцами тяжелого авианесущего крейсера "Варяг" - bmpd — LiveJournal. Детали, не указанные в отчетах


МОСКВА, 18 апр — РИА Новости. Китай признал дефектным авианосец Liaoning, который был куплен у Украины в недостроенном виде и прошел глубокую модернизацию. Об этом сообщает Asian Times .

За восемь лет в КНР произвели более 1200 технологических элементов в попытках улучшить приобретенный крейсер, однако возможности его усовершенствования оказались ограничены из-за "врожденных" дефектов, говорится в статье.

Один из летчиков-испытателей рассказал о трудностях, с которыми сталкиваются пилоты истребителей во время посадки на крейсер. По его словам, для приземления самолету необходимо сбросить вес — оружие и топливо. Издание также отмечает, что Liaoning значительно уступает американским авианосцам в скорости.

"Поддельные МиГи" с Украины: скандал в Хорватии принимает серьезный оборот СМИ называют эту историю с закупкой Загребом на Украине дефектных самолетов "крупнейшим скандалом в истории хорватской армии". И одним испугом Киев уже вряд ли отделается.

Первый китайский авианосец Liaoning построили на базе купленного у Украины в 1998 году советского крейсера "Варяг". Работы по его превращению в авианесущий крейсер начались на судостроительном заводе в китайском городе Далянь в 2005 году.

"Парк аттракционов"

Как заявил РИА Новости председатель Общероссийского движения поддержки флота (ДПФ) капитан первого ранга Михаил Ненашев, в состав ВМС КНР может войти не полноценный авианосец, а "парк небезопасных аттракционов".

"Когда Китай покупал у Украины фактически превратившийся в металлолом корпус "Варяга", наши специалисты предупреждали, что "на халяву" получить боеспособный авианосец не удастся. Но Китай тогда декларировал, что на базе этого корпуса будет создан парк аттракционов", — отметил специалист.

В то же время он указал, что примеры успешной модернизации советских авианесущих крейсеров есть. Так, Индия с соблюдением всех правил военно-технического сотрудничества заказала в России перестройку для своего флота ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" и получила полноценный авианосец "Викрамадитья".

Бракованные БТР

В мире не первый раз жалуются на качество приобретенной у Украины техники. Так, в начале 2014 года Ирак вернул Киеву сразу 42 бронетранспортера БТР-4 и аннулировал контракт на их поставку.

Выяснилось, что из 88 машин, уже полученных покупателем, удалось завести лишь 56. Из них только 34 смогли сдвинуться с места. На десяти БТР были неисправны или вовсе отсутствовали стартеры. Проблемы с двигателем и шасси были зафиксированы и в других машинах.

Всего контракт между Украиной и Ираком предусматривал продажу 450 единиц военной техники. После обнаружения брака Багдад запретил Киеву выгружать неисправные БТР.

Неисправные МиГ-21

В феврале стало известно, что Хорватия вернет Украине четыре неисправных самолета МиГ-21, потребует их замены и проведет детальное расследование по факту некачественного ремонта самолетов на Одесском авиаремонтном заводе.

Согласно условиям контракта, украинская сторона должна была привести в пригодное для полетов состояние несколько истребителей хорватских ВВС. После "ремонта" четыре машины не смогли подняться в воздух, еще у нескольких самолетов обнаружили утечки топлива и неисправности в навигационном оборудовании.

Позднее Министерство обороны Хорватии заключило договор об обслуживании с холдингом "Вертолеты России" В Киеве это решение раскритиковали, заявив, что обладают "значительно большим опытом" в области восстановления техники.

С детства россияне знают бодрую маршевую песню «Наверх вы, товарищи, все по местам…». Им известно, что ее главный герой – крейсер «Варяг», геройски погибший в бою с превосходящими силами японцев во время войны в начале ХХ века. Другая, минорная, песня «Плещут холодные волны» известна меньше. Но она посвящена тому же событию, и противоречия в том нет.

Судьба корабля сложилась неоднозначно, а правда про его подвиг оказалась принесенной в жертву требованиям пропаганды.

Американское чудо техники

К моменту начала русско-японской войны в 1904 году в российском обществе по отношению к будущему противнику царило «шапкозакидательское» настроение. Поражение привело к обратному результату: технические достижения японцев стали преувеличивать.

Эта тенденция сказалась и на оценке «Варяга». Поначалу крейсер характеризовали как мощную военную единицу, способную «заткнуть за пояс» противника. Позже появились утверждения, что крейсер этот был слабым и устаревшим. Оба утверждения неверны. Дело было не в технике, а (как сказали бы сегодня) в человеческом факторе.

Гонка флотского вооружения

Япония в конце XIX века отставала от развитых государств в техническом плане, но уже сумела совершить грандиозный экономический прорыв.

Она не достигла уровня мировой державы, но составляла ведущим странам мира достойную конкуренцию. Для дальнейшего развития требовались ресурсы, отсутствующие на тесных островах – так объясняется воинственность молодого «азиатского тигра».

В 1895 году российская разведка получила информацию о намерении Японии увеличить свой флот, чтобы он превосходил российские силы на Тихом океане.

Допускать этого не следовало – Россия сама имела экспансионистские планы в Китае и Корее. Заказ на постройку корабля «Варяг» стал одним из шагов по предупреждению японского доминирования.

Американский заказ

Импортозамещение налажено не было – российские верфи работали медленно. Поэтому заказ на постройку бронепалубного крейсера «Варяг» получили корабелы Филадельфии. Там взялись сделать все за 20 месяцев. Орудия крейсера изготавливались в России.


Согласно проекту, данные крейсера отвечали всем новейшим (на то время) требованиям к боевому кораблю.

Описание технических характеристик корабля позволяет представить мощное, быстроходное, хорошо вооруженное судно.

  • Габаритные размеры: длина – 129, 56 м, осадка – 5,94 м, ширина – 15,9 м.
  • Водоизмещение – 6500 тонн (проектное), 6604 тонны (по факту).
  • Броня: палуба – от 37 до 76 мм, боевая рубка – 152 мм.
  • Суммарная мощность двигателей – 20 тыс. л. с.
  • Максимальная скорость – 24,59 узлов (получена на испытаниях).
  • Главный калибр – 152 мм (12 шт.).
  • Прочая артиллерия – 24 орудия (75-, 63-, 47-, 37-миллиметровые), 2 пулемета.
  • Прочее вооружение: 6 торпедных аппаратов 381 мм, 2*254 мм, 35 мин заграждения, 6 метательных мин.
  • Команда – 20 офицеров, 550 нижних чинов (согласно штату). В реальных условиях бывали изменения; так, на момент битвы с японцами на крейсере было 558 человек: 21 офицер, 4 кондуктора, 3 наемных штатских, священник, 529 матросов.

Были и другие чудеса техники.

На корабле было множество электрики (новинка для того времени) – подъемники для снарядов, лебедки для шлюпок, даже тестомешалки. Имелась телефонная связь. Мебель выполнили из металла, хотя и покрасили «для антуража» под дерево. Это уменьшало пожароопасность.

Детали, не указанные в отчетах

В подлинной истории крейсера «Варяг» обнаруживаются факты, предопределившие ему недолгую жизнь. Он был построен и сдан заказчику в 1899 году (то есть вовремя), но флаг над ним поняли только 2 января 1901 года. Причина в том, что корабль сразу потребовал доработки – тактико-технические характеристики не соответствовали задуманному.


Главных проблем было две. Установленные на корабле котлы системы Никлосса оказались ненадежными, часто ломались. Хотя русский флот уже имел опыт работы с котлами этой системы, и особых проблем они не вызывали, здесь «не срослось».

По этой причине в боевых условиях корабль был тихоходнее, чем планировалось, и постоянно рисковал оказаться в самый неподходящий момент с аварийными котлами. Практически заявленная производителями скорость в 26 узлов не достигалась.

Обычно корабль не давал даже показанной во время испытаний скорости в 24,5 узлов.

Капитан В.Ф.Руднев жаловался не только на проблемы с котлами, но и на другие недоработки производителя, и на слабую ремонтную базу. Вероятно, его сведения о максимальной скорости хода в 14 узлов преуменьшены, но полной скорости «Варяг» не давал.

Кроме того, орудия бронепалубного крейсера броневой защиты были лишены. Это создавало дополнительный риск для артиллеристов и боеспособности крейсера (врагу легко было уничтожать вооружение корабля).


Этот недостаток броневой защиты сыграл роковую роль в знаменитом бою крейсера «Варяг» с японской эскадрой. Большинство крейсеров того времени такую защиту имели, но в данном случае корабль облегчали за счет орудийной брони.

Из печального опыта были сделаны соответствующие выводы, на других крейсерах такого типа (включая «Аврору») была установлена защита для орудий. Но артиллеристам-«варяжцам» это уже не могло помочь.

Доработки по ходу службы

На протяжении своей жизни «Варяг» дважды подвергался основательным модернизациям. Первую произвели японцы, подняв крейсер в 1905 году. В ходе ремонта поменяли штурманскую рубку, трубы, вентиляторы, ходовые мостики, убрали шесты противоминных сетей и марсовые площадки. Пушки калибром 75 мм заменили на 76-миллиметровые орудия Армстронга.

После возвращения в 1916 году корабля России носовые и кормовые орудия главного калибра были переведены в диаметральную плоскость, в результате чего увеличилась мощность бортового залпа.

Пулеметы были переделаны для стрельбы по воздушным целям. В механике были устранены мертвые ходы. И главное – артиллерия получила частичную броневую защиту (укороченными щитами) – были сделаны выводы из прошлого.

Царская свита

По завершении доработок корабль ушел из Филадельфии и отправился в Кронштадт, куда и прибыл в начале мая 1901 года. Через 2 недели его осмотрел лично царь Николай II. Нельзя отрицать – выглядел крейсер отлично, и судьба его поначалу складывалась удачно.


Впечатление у монарха было настолько хорошее, что он немедленно включил крейсер в состав группы сопровождения собственной яхты для поездки в Европу. Решение оправдывалось тем, что крейсер все равно был обречен на долгое плавание к месту несения службы – его приписали к Порт-Артуру.

Корабль побывал во многих портах Старого Света, и везде его встречали восторженно. На крейсер в прямом смысле ходили экскурсии «хорошего общества» тех портов, где он появлялся. Это было приятно для командира (В.Ф.Руднева), но вредно с военной точки зрения. Ведь во время своего путешествия «Варяг» заходил и в Нагасаки – популярный у иностранных моряков японский порт. Разведка микадо работала неплохо, и получила возможность разузнать побольше о российском корабле.

Пока российское командование преисполнялось уверенности в своем военном превосходстве над японцами, те готовились к войне всерьез. В Японии брали на вооружение новейшие боеприпасы и артиллерию, капитаны и адмиралы великолепно знали театр будущих боевых действий, на всех уровнях царили дисциплина и порядок.

Российские матросы несли службу исправно, но коррупция в верхах – не изобретение наших дней. Среди высшего военного руководства России хватало людей некомпетентных, не желающих нести ответственность за последствия своих распоряжений.

Немного проверенных данных

Достоверной информации о гибели крейсера «Варяг» не так много. Факты сразу были принесены в жертву идеологической целесообразности.


Даже отчет капитана о сражении изобилует неточностями. Но историкам удалось восстановить подлинную картину.

Только факты

27 декабря 1903 года «Варяг» отправился из Порт-Артура в Чемульпо. Это был нейтральный корейский порт. Официально крейсер (его сопровождала канонерка «Кореец») должен был обеспечить связь Порт-Артура с консульством в Сеуле. В Чемульпо капитан Руднев узнал о начале войны.


8 февраля (новый стиль) 1904 года бухта Чемульпо была заблокирована эскадрой адмирала Урио. «Кореец» сделал попытку прорваться в Порт-Артур, но был остановлен.

Урио предъявил русским ультиматум: выйти из бухты и принять бой, либо быть атакованными на рейде, где находились корабли других государств. Японская эскадра насчитывала 15 вымпелов. Офицеров иностранных кораблей категорически не устраивал вариант обстрела русских на рейде – они тоже попали бы «под раздачу».

И капитан Руднев принял решение попробовать пойти на прорыв.

«Варяг» вышел из Чемульпо в полдень 9 февраля и был атакован японцами. Бой продолжался в течение часа. Крейсер сильно пострадал, на нем были погибшие и раненые. Из-за полученных повреждений пришлось вернуться в порт. «Кореец» пошел следом, поскольку не мог тягаться с японцами в скорости.

Корабли было решено уничтожить. «Варяг» погиб от руки своих. Иностранцы категорически воспротивились его взрыву, и крейсер был затоплен путем открытия кингстонов.


Команды «Варяга» и «Корейца» приютили корабли Великобритании, Италии и Франции. Моряки США оказали помощь раненым.

Рейс в историю

Есть еще факты, касающиеся посмертной истории корабля. История о подвиге крейсера «Варяг» быстро стала известной. Когда команда вернулась в Россию (сперва моряки были интернированы), их принял царь. Все участники боя получили Георгиевские кресты, офицеры – ордена.

Выдали и награды приземленного свойства – матросы получили от императора именные часы. В.Ф.Руднев был произведен в контр-адмиралы.

Итоги сражения описывались едва ли не как победа. Ширились рассказы о двух поврежденных японских крейсерах (один даже якобы затонул) и нескольких потопленных миноносцах. Отчет капитана Руднева говорил о тысяче и более выпущенных снарядов.

«Варяг» стал символом верности флотским традициям и воинской доблести. Уже в 1954 году советское правительство разыскало живых к тому времени участников сражения под Чемульпо и наградило их медалями «За отвагу». Памятником крейсеру «Варяг» стали песни и стихи, причем не только в России.


Считается, что канонический текст «Наверх вы, товарищи» является вольным переводом стихотворения немецкого автора. О крейсере упоминали в книгах. В 1946 году был снят советский фильм «Крейсер «Варяг», и «главная роль» в нем досталась «Авроре», а ведь в СССР не было более почитаемого, символичного корабля! Ради съемок символу революции даже приделали дополнительную бутафорскую трубу.

В Военно-морском музее в Петербурге имеется модель (масштаб 1:64) крейсера, изготовленная в США в 1901 году. Здесь же имеется модель его паровой машины (1:20), она появилась в 1980-е годы, автором является С.И.Жуковицкий.

Это все факты. Но они не отвечают на некоторые вопросы, слабо освещенные в реальной истории «Варяга».

Каверзные вопросы

Они есть: не все понятно в биографии «Варяга» и истории его гибели.

  1. Почему крейсер отправили в Чемульпо с «почтовой» миссией? Неужели «Корейца» было мало для установления связи с консульством?
  2. Почему европейские и американские офицеры возражали против взрыва крейсера?
  3. Топил ли «Варяг» японские корабли?
  4. Действительно ли крейсер расстрелял большую часть своего боезапаса? Ведь к концу короткого сражения он потерял ¾ артиллерии, а офицер на дальномере погиб одним из первых?
  5. Почему «Варяг» не пошел на прорыв один, оставив «Корейца»? Тихоходная канонерка (13 узлов) оказалась для крейсера опасным тормозом, а команду можно было и эвакуировать.
  6. Почему японцам оказалось нетрудно поднять и отремонтировать корабль? Восстановление «Варяга» было закончено в июле 1907 года, и крейсер 9 лет плавал под японским флагом.
  7. Почему контр-адмирал Руднев вскоре после присвоения звания подал в отставку?

Без ответов на эти вопросы невозможно знать историю знаменитого корабля такой, какой она была на самом деле.


Правда о крейсере «Варяг» оказалась неудобной для пропагандистской машины, и в угоду ей была скрыта. Из-за сознательного сокрытия и искажения фактов не все неудобные вопросы имеют ответы даже сейчас.

Ответы на неудобные вопросы

Но ответы есть, и они создают иную картину, чем официальная «биография» крейсера.

  1. «Почтовое» назначение крейсера объяснить сложно. По одной из версий, он потребовался для того, чтобы доставить на родину корейского посла. Но все равно неясно, почему посол должен был ехать обязательно на крейсере. В Чемульпо в ту пору уже находился крейсер «Боярин», и «Варяг» должен был заменить его. Порт официально был нейтральным, но иностранных военных кораблей в нем хватало. Вероятно, это была попытка борьбы за влияние в Корее.
  2. Мотивы действия иностранцев неясны. Вероятно, они не желали явно принимать сторону России. США были явно не заинтересованы в том, чтобы Россия стала ведущей тихоокеанской державой. Портсмутский мира показал, что американцам требовалось ослабить и Россию, и Японию.
  3. «Варяг» не потопил ни одного вражеского корабля, хотя повреждения им нанес. Один из японских крейсеров после встречи с русским вынужден был встать на длительный ремонт.
  4. Масштабы обороны «Варяга» преувеличены. Подняв крейсер, японцы обнаружили на нем запасы неизрасходованных боеприпасов, так что данные капитана Руднева о стрельбе завышены. Данные о расходе снарядов главного калибра преувеличены не слишком сильно (но полсотни 152-миллиметровых – это немало). Однако Руднев позволил себе преувеличить расход и других боеприпасов.
  5. Принцип «сам погибай, а товарища выручай» высокоморален. На русском флоте чтили традиции, но в случае с боем в Чемульпо губить крейсер ради тихоходной канонерки было неразумно. Подлинная причина такого решения неясна. Капитан Руднев ссылался на сложности прохождения местного фарватера. Есть версия, что крейсеру не давал разрешения на выход русский посланник Павлов.
  6. В районе затопления крейсера залив имел недостаточную глубину. «Варяг» затонул не полностью, и поднять его было нетрудно. Ремонтировать оказалось трудней – работы продолжались до 1907 года. Ремонт обошелся в миллион иен. Крейсер ходил в составе японского флота в качестве учебного корабля. Официально он назывался «Соя», но надпись «Варяг» на корме была сохранена в знак уважения к мужеству противника. Ему был присвоен 2-й ранг (при постройке – 1-й).
  7. Специалисты в России знали реальную картину происшедшего. Опытные моряки могли оценить непрофессионализм действий как командования в Порт-Артуре, так и капитана Руднева. Это могло стать причиной его отставки. Но высокое начальство нельзя было признавать некомпетентным.

Не соответствует действительности и представление о гибели во время сражения всей или почти всей команды крейсера. Потери во время боя были невелики.

На крейсере погиб 1 офицер и 30 нижних чинов, серьезно ранены и контужены были 85 матросов и 6 офицеров (в том числе капитан). На «Корейце» потерь не было совсем. Но ставшая народной песня говорила про «кипящее море под нами» и отсутствие «камня и креста» в память о моряках, и эта версия закрепилась в массовом сознании.


На деле же многим матросам крейсера была суждена долгая жизнь, а их могилы сохранились во Владивостоке, Петербурге, Ярославле.

Технология возникновения легенды

Для чего потребовалось скрывать правду и выдумывать красивые легенды и мифы о «Варяге»?

Затем, чтобы скрыть факт, что первое же сражение в войне с Японией окончилось для русского флота поражением.

И виноваты в этом были не матросы и офицеры (от погибшего на «Варяге» мичмана нашли только руку, и рука эта так и не выпустила дальномер), а высшее руководство страны.

Ради пропаганды моряки были превращены в супергероев, расправившихся едва ли не с половиной японской эскадры. Они чтили славные традиции, не бросали товарищей и гибли под непокоренным флагом. Многие современники (а потомки – тем более) даже не понимали, что «Варяг» был потоплен на рейде.

Развенчивать созданную легенду о «Варяге» необходимости не было. Героизм моряков (а он был настоящим) оправдывал частично позорное поражение в войне. Дальше красивая картинка из прошлого была полезна для воспитания подрастающих матросов. Подлинная история команды «Варяга», что впрямь вела себя достойно и проявила истинную верность присяге, никого не беспокоила.

Покрепче, парень, вяжи узлы…

Не морские, а те, что связывают с Родиной.

В 1916 году Япония (теперь союзник по Антанте) вместе еще с двумя кораблями вернула крейсер России. Примечательно, что России пришлось еще и заплатить за «Варяг» – официально он был продан.

Он не остался на Тихом океане, а, пройдя частичную модернизацию во Владивостоке, своим ходом перешел Северным морским путем в Романов-на-Мурмане (Мурманск).


Корабль нуждался в ремонте, и с этой целью в начале 1917 года был отправлен в Англию. Там его застало известие о революции, и «союзники» реквизировали его, сделав из него «учебку». В 1919 году «Варяг» продали на лом, но до места он не дошел, сев на рифы. В 1925 году корабль был окончательно уничтожен.

Но это не конец истории. В 1979 году в серии «Советская Украина» заложили ракетный крейсер. Сегодня «Варяг» снова гроза Дальнего Востока, флагман российского Тихоокеанского флота.


Еще один корабль с таким названием строился в Николаеве. После распада СССР авианосец «Варяг» достался Украине, но она не могла и не хотела достраивать его. В 1998 году авианесущий крейсер «Варяг» был продан Китаю.

Там помнят, что в 1905 году японские захватчики рубили головы китайцам, считая жертвы на тысячи. Под названием «Ляонин» ТАВКР «Варяг» патрулирует моря под красным флагом. Он слабее, чем предусматривалось проектом, но захватчикам все же лучше не попадать под его раздачу.


Подвиг крейсера «Варяг» обросла легендами, имеющими мало общего с реальной судьбой корабля и его экипажа. Правда проста: русские моряки умели выполнять приказы и соблюдать правила чести.

Мы пред врагом не спустили славный Андреевский стяг…

Видео

Изготовитель Черноморский судостроительный завод и Dalian Shipbuilding Industry Company [d] Авиационная группа (возможный максимальный состав)

В 2000 году буксир «Suhaili » прибыл на Чёрное море, чтобы начать буксировку авианосца. Буксировка корабля была задержана по причине несогласованности его прохода с властями Турции, считавшими, что прохождение через черноморские проливы столь крупного корпуса, не имеющего собственных двигателей, может повлечь тяжёлые навигационные последствия . Переговоры затянулись на 16 месяцев, на протяжении которых корабль циркулировал в Чёрном море. Наконец 2 ноября 2001 года турецкие власти дали разрешение на проход, и авианосец прошёл в Средиземное море. Буксировка корабля через пролив заняла почти 6 часов. Буксировка производилась буксирами «Haliva Champion » и «Николай Чикер » (порт приписки Мурманск).

3 ноября 2001 года, сразу же по выходе из проливов, буксируемый «Haliva Champion » авианосец попал в сильный шторм, достигающий 9 баллов по шкале Бофорта . Ночью произошёл обрыв буксирного троса, и корпус с семью членами экипажа на борту, впоследствии снятыми вертолётом береговой охраны Греции, дрейфовал в Эгейском море до 4 ноября. Плохая погода мешала попыткам буксиров восстановить контроль над кораблём. 6 ноября, при попытке завести на авианосец буксирный трос, погиб матрос Арес Линн с буксира «Haliva Champion ». Лишь 7 ноября контроль над авианосцем был восстановлен.

В 2008 году корабль был перемещён в сухой док, где, по ряду данных, была проведена установка двигателей и тяжёлого оборудования. На нём были смонтированы новые радары, системы вооружения, перестроена надстройка и заделаны шахты противокорабельных ракет «Гранит ».

8 июня 2011 года начальник генерального штаба НОАК генерал Чэнь Биндэ впервые официально подтвердил, что корабль будет введён в строй как авианосец , одновременно подчеркнув, что основной задачей корабля будет служить учебной и экспериментальной платформой для будущей постройки собственных китайских авианосцев.

10 августа 2011 года корабль впервые вышел на ходовые испытания, продолжавшиеся 4 дня. 15 августа авианосец вернулся в Далянь и покинул порт только 29 ноября того же года. С декабря 2011 по июль 2012 года корабль провёл ряд манёвров, во время которых, по данным источников, проводились испытания различных систем вооружения и оборудования и взлёты и посадки вертолётов на палубу. Однако в ходе этих испытаний посадка самолётов на палубу не проводилась.

В составе флота

25 сентября 2012 года авианосец был официально принят в состав ВМФ НОАК под именем «Ляонин» и с бортовым номером 16. Тем не менее к этому моменту корабль ещё ни разу не запускал и не принимал на палубу самолёты .

4 ноября официальный источник НОАК «PLA Daily» заявил, что истребитель J-15 произвёл касание палубы и пробежку по ней с последующим взлётом .

25 ноября 2012 года было официально объявлено о первых пяти успешных посадках на авианосец истребителей J-15 .

22 апреля 2014 было сообщено о том, что авианосец вскоре встанет в сухой док для планового промежуточного технического ремонта продолжительностью около 6 месяцев, в ходе которого будут отремонтированы силовая установка, проверены системы оружия, при необходимости будут заменены некоторые бортовые системы .

Конструкция

Конструкция корабля близка к однотипному «

Месяц назад в интернете появился рассказ китайского миллионера/баскетболиста Сюй Чжэнпина о том как он прикупил для КНР в Украине авианосец. Прочитать можно его например у periskop.su "а (которому возможно будет интересен этот пост) и .

Получил сегодня по почте статью Бабича Валерий Васильевича, которая вышла 19 февраля в газете "Вечерний Николаев".


Наш ответ Чемберлену

В нашей прессе появились переводы двух статей известного китайского баскетболиста Сюй Чженпина, участвовавшего в покупке на Черноморском судостроительном заводе тяжелого авианесущего крейсера (ТАКР) «Варяг», ставшего теперь китайским авианосцем «Ляонин». Первая статья посвящена непосредственно продаже «Варяга», а вторая - проблемам буксировки авианосца в Китай - через Черноморские проливы и далее через Гибралтар, вокруг Африки на Дальний Восток. Перевод этой статьи был опубликован и в николаевских газетах. Особенно спортсмен нажимает на то, что купить «Варяг» помогли ему несколько ящиков 62% китайской суперводки, которую он привез с собой. Статьи заполнили Интернет и вызвали большой резонанс не только в Николаеве, но и по всему бывшему Союзу среди тех, кто был связан с созданием этих кораблей или служил на них.

В этой связи вспоминается широко распространенная в советские времена крылатая фраза «Наш ответ Чемберлену». Появилась она после одноименной статьи в газете «Правда» как ответ британскому министру иностранных дел Чемберлену на его требования прекратить антибританскую пропаганду и военную поддержку гоминьдановского правительства в Китае. Эта фраза стала классикой неформального общения в нашей стране и обыгрывалась потом во многих произведения искусства.

Итак, мы даем «наш ответ Чемберлену», то бишь китайскому баскетболисту Сюй Чженпину, в связи с его статьей о продаже Черноморским заводом авианосца «Варяг».

После прекращения строительства авианосцев я работал начальником отдела внешнеэкономических связей Черноморского завода и принимал делегацию Китая, приехавшую знакомиться с «Варягом» в марте 1992 года. На странице 411 седьмого издания книги «Город святого Николая и его авианосцы» помещены фотографии визита китайской делегации на ЧСЗ. Среди китайцев на фото есть и начальник вооружения ВМС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) Чжэн Мин - в черных очках, о котором упоминается в статье баскетболиста как о человеке, побывавшем на ЧСЗ и рекомендовавшем правительству Китая купить авианосец. По поручению и.о.директора И.П.Тихоненко и начальника 1-го отдела я водил делегацию по «Варягу» и давал пояснения. Конечно, посетить завод они могли только по разрешению правительства Украины и службы безопасности. Это был первый визит китайцев на ЧСЗ. Одновременно они провели переговоры с заводом «Заря» и СПБ «Машпроект» о поставке новейших газотурбинных двигателей для китайских ВМС и продаже лицензии на их изготовление. В дальнейшем такой контракт был успешно подписан.

В китайскую делегацию входили руководители китайских отраслевых научно-исследовательских институтов, профессора, руководители предприятий, всего 10 человек. Я провел с ними неделю, возил на экскурсию в Одессу, была обширная культурная программа, посещение музеев и т.д. Думаю, что со стороны за нами приглядывали и спецслужбы. Мы работали на режимном предприятии, привыкли держать язык за зубами и всегда были готовы к тому, что находимся под наблюдением.

В 1993 году я уволился с завода, но делами предприятия, на котором я проработал много лет, продолжал интересоваться.
Продажа «Варяга» в те годы не состоялась по политическим причинам. Китайцы считали неуместным покупку корабля из-за финансовой зависимости от США в условиях бурно развивающейся в те годы экономики Китая. К вопросу покупки «Варяга» они вернулись в 1997-1998 годах. Продажей китайцам авианосца занимался лично Иван Иосифович Винник. Я поддерживаю дружеские отношения с Винником и глубоко его уважаю за порядочность и за то, что интересы завода, государства и общества он всегда ставил выше личных. Продажа авианосца дело непростое. В то время китайцы, как говорится, из кабинета Винника не выходили. Он многократно ездил в Киев, ходил по правительственным коридорам, подписывал документы, добывал справки. Нужно было также получить подтверждение России о том, что с кораблем в Китай не передаются секреты. В подготовке справки участвовало и Невское ПКБ из С.-Петербурга - генеральный проектант наших авианосцев. Оформить документы на продажу «Варяга» было трудно. Это мог сделать только Винник с его колоссальной энергией и обширными знакомствами. Несколько лет назад я сказал журналистам в одном из интервью, что пока жив Винник, рекомендую встретиться с ним и узнать, как продавался «Варяг». Но эту мою рекомендацию пропустили мимо ушей. 22 июня 2015 года ему исполнится 86 лет. Думаю, что он может откровенно рассказать об этой уникальной продаже, скрывать ему нечего.

До китайцев все покупатели лома давали за этот корабль не больше 4 - 4,5 миллионов долларов, т.е. порядка 100 долларов за тонну - по мировой цене на лом. Масса недостроенного авианосца была, порядка, 40 тысяч тонн. После покупки корабль нужно было отбуксировать к месту разделки, а потом еще и разделать. А это дополнительные расходы.

Руководство завода обращалось в Москву в Главное управление кораблестроения ВМФ, к Министру обороны Российской Федерации Е.И.Шапошникову и Президенту России Б.Н.Ельцину с вопросом о дальнейшей судьбе корабля. Но в Москве были заняты своими проблемами. Новое российское политическое руководство и высшее военное командование были равнодушны к дальнейшей судьбе самого крупного боевого корабля ВМФ. Начальник Главного штаба ВМФ России с 1992 по 1996 год адмирал В.Е.Селиванов вспоминает, что когда в 1992-м году он присутствовал на переговорах украинского премьер-министра Кучмы с премьер-министром России Черномырдиным и там обсуждали судьбу недостроенных кораблей «Варяг» и «Ульяновск», то украинцы предлагали России их выкупить. «Черномырдин меня спрашивает, нужен ли нам «Варяг»? Я говорю, что, конечно же, нужен. А он мне отвечает, дословно: «Да вам, что ни спроси, все вам нужно. Денег нет. Обойдетесь!».

Поэтому, когда появились китайцы и предложили 20 миллионов долларов в целом за корабль, то это для ЧСЗ был безусловный выигрыш: оттолкнуть корабль от стенки по цене в четыре раза превышающей ту, что давали другие, и дальше ни за что не отвечать. После заключения контракта китайцы еще платили ежесуточно в течение года по 5000 долларов за сохранность корабля и обеспечение его энергией у причала, пока они его не забрали. Так что каждая сторона считала себя в выигрыше, и на радостях, как пишется в статье китайца, вместе распивали водку. И думаю, что не только китайскую как пишет баскетболист, которую пить неприятно из-за специфического запаха, но наравне их угощали, не сомневаюсь, и первоклассными сортами украинской горилки, которая по праву считается лучшей в Европе. Наши не пьют «на дурницю» и никогда в долгу не остаются.

В общем, спортсмен-предприниматель считал себя победившим, а Винник и Черноморский завод - себя. Завод десять лет не знал куда пристроить «Варяг», а взваливать на себя разделку этого корабля после эпопеи с порезкой «Ульяновска» не хотел. Да и разделывать на заводе эту махину негде было. У меня есть такие строчки в книге «Наши авианосцы».

«Однажды один из вице-премьеров правительства Украины, посетивший «Варяг» и пораженный величием этого замершего и ржавеющего исполина, задумчиво сказал: «А не можем ли мы собраться с силами и достроить его?». На это старший строитель корабля Алексей Иванович Середин, хорошо понимая, что для достройки корабля пришлось бы вдохнуть жизнь не только в Черноморский завод, но и в сотни остановившихся предприятий по всему бывшему Советскому Союзу, без особых комментариев ответил:

Правительство Украины не может в течение стольких лет выделить средства на утилизацию «Варяга». Если нет денег для уничтожения корабля, как же вы рассчитываете его достраивать»?

Из этого понятно, что денег для разделки «Варяга» у правительства Украины не было. Так что продажу китайцам этого корабля за 20 миллионов долларов завод в то время считал большой удачей. За это и пили.

***
Остается ответить на главный вопрос: нужно ли было продавать «Варяг» или можно было дождаться лучших времен для достройки корабля? Думаю, что ответ можно получить, обратив взор с Ингульского моста на завод им.61 коммунара к крейсеру «Украина». Этот, один из лучших в свое время ракетных крейсеров мира, доведенный при строительстве до 95-процентной готовности, за прошедшие годы морально устарел и превратился в ничто, несмотря на колоссальные затраты завода по его содержанию. За 23 года существования Украины, лихо, за бесценок продавалось все, что досталось в наследство от Советского Союза. Все продали, сломали и сожгли. И ничего не построили.

Я специально не советовался с Винником, когда писал эту статью. Теперь у журналистов есть возможность встретиться с Иваном Иосифовичем и узнать из первых уст, как все было, чтобы поставить точку в этой истории.

С 2020 года России придется догонять не только США

ВМФ НОАК последовательно реализует программу создания авианесущих сил, передав 25 сентября этого года в состав флота первый авианосец «Ляонин» (Liaoning) с бортовым номером 16. Авианосец создан на основе тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКР) «Варяг», построенного на Черноморском судостроительном заводе (ЧСЗ) в украинском Николаеве.

Свое мнение о китайской программе строительства авианосцев изложил известный украинский кораблестроитель, бывший начальник конструкторского бюро по авианесущим кораблям в отделе главного конструктора ЧСЗ Валерий Бабич.

– Какое впечатление произвело на вас известие о вводе в строй авианосца «Ляонин»?

– В церемонии передачи корабля флоту и первом подъеме военно-морского флага приняли участие генеральный секретарь ЦК КПК, председатель КНР Ху Цзиньтао, премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао и другие партийные и государственные деятели страны. Это еще раз подчеркивает важность реализуемой программы создания авианосцев и показывает, какое значение придает этому кораблю военно-политическое руководство КНР. В США авианосцы тоже передаются флоту в присутствии президента. А вот при передаче наших авианесущих кораблей Военно-морскому флоту СССР руководители такого уровня никогда не присутствовали.

– Является ли китайский «Ляонин» полноценным авианосцем?

– В настоящее время это учебный корабль, наличие которого поможет подготовить летчиков палубной авиации и специалистов по техническому обслуживанию самолетов, а также многому научить конструкторов и судостроителей национальной промышленности.

Но это не просто учебный корабль, а беспрецедентный натурный полигон, который могла построить только такая богатая и далеко смотрящая вперед страна, как Китай. На нем будут ставиться и отрабатываться задачи, необходимые для создания следующих авианосцев. Мы еще увидим, как быстро и качественно начнет наращивать Поднебесная свой авианосный флот. И поможет ей в этом наш «Варяг», который не нужен был ни Украине, ни России и который с такой пользой для себя приобрел за 20 миллионов долларов Китай.

Кроме того, в КНР построен наземный полигон для испытания корабельной авиации и обучения летчиков типа НИТКА (наземный испытательно-тренировочный комплекс авиации) в Крыму. А вообще-то название по документации было НИУТК – наземный испытательный и учебно-тренировочный комплекс, который вскоре стали называть для удобства просто НИТКА, поскольку все его составляющие – катапульты и посадочные блоки были вытянуты в «нитку» в сторону моря. НИУТК никогда в обиходе не называли.

Создание своего авианосца обошлось Китаю гораздо дешевле по сравнению с затратами на постройку таких кораблей в США. Стоимость последнего американского авианосца «Джордж У. Буш» достигла 6,2 миллиарда долларов, а американского авианосца нового поколения «Джеральд Р. Форд», сдача которого ВМС США намечена на 2015 год, оценивается уже в 8,1 миллиарда, не считая 2,4 миллиарда на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) при проектировании. В то же время стоимость «Варяга» в случае его достройки была бы по нынешним ценам порядка 3,5 миллиарда долларов.

Время показало, что несмотря на все трудности, с которыми покупался, а потом доставлялся «Варяг», игра стоила свеч. Китайцы – хорошие бизнесмены. Когда теперь мы слышим удивленные возгласы: а почему это вдруг китайцы вводят в строй наш авианосец, могу сказать следующее: «Да потому, что они оказались гораздо умнее».

– Как вводился в строй этот авианосец?

– В августе 2011 года корабль вышел на неделю на испытания. Китайские военные сообщили, что цель выхода – проверка главной энергетической установки (ГЭУ). Потом в декабре 2011-го и в 2012-м было выполнено еще несколько выходов в море. Первоначально предполагалось принять корабль на вооружение в конце 2012-го, но жизнь внесла коррективы. Принятие авианосца на вооружение состоялось 25 сентября 2012 года на фоне обострения территориального спора Пекина и Токио за острова Сенкаку (китайское название – Дяоюйдао), которые Япония и Китай считают своими. Возможно, досрочная передача авианосца военно-морским силам – политическое решение, связанное с этим конфликтом. Кроме того, авианосец был введен в строй накануне главного государственного праздника Китая – годовщины образования КНР, которая отмечается 1 октября.

Для окончательного ввода в строй китайского авианосца «Ляонин» потребуется провести полноценные испытания, в том числе ГЭУ на полном ходу, который составляет около 30 узлов при суммарной мощности четырех турбин 200 тысяч лошадиных сил. Авианосец должен идти на полном ходу не менее трех суток, и это весьма сложная задача. У нас за этим строго следили военпреды. При любой остановке корабля все нужно было начинать сначала.

В CCCР на заводские ходовые и государственные испытания таких кораблей вместе с последующей ревизией механизмов, окончательной окраской и контрольным выходом в море уходил один год. Столько же уйдет и у Китая. Думаю, китайцы трезво оценивают ситуацию, так как из морского ведомства Поднебесной приходят сообщения, что на приведение в полную боевую готовность авианосцу понадобится еще три года. Не исключено, что «Ляонин» будет в конце концов введен в строй как полноценный авианосец. Никаких технических препятствий этому нет.

Поднебесная планирует до 2020 года создать до четырех авианосных ударных групп (АУГ), во главе каждой должен находиться один ударный авианосец. Флот сопровождения для АУГ уже строится.

– С какими трудностями столкнулся Китай при вводе в строй авианосца?

– Большую сложность представляет ввод в строй ГЭУ и системы главного пара, трубопроводы которой работают под огромным давлением 64 кг/см2 при температуре 470 градусов по Цельсию. Известно, что на наших кораблях слабым звеном являлись котлы. Это сердце корабля так же, как на американских авианосцах атомные реакторы. Котлы КВГ-4, вырабатывающие по 115 тонн пара высоких параметров в час, – уникальные по своим характеристикам агрегаты, но в то же время очень сложные в обслуживании, требующие постоянного надзора за работой автоматики. Моряки с трудом с этим справлялись. После схода с корабля заводской команды были случаи полного прекращения кораблем хода. Китайцы это знали. Пока «Варяг» стоял в Даляне, они сняли один котел и отвезли его на завод в Харбин, где тщательно изучили и провели всесторонние испытания. Вполне вероятно, что они довели котлы до нужной кондиции и усовершенствовали автоматику. Впрочем, испытания и дальнейшая эксплуатация авианосца это покажут. Россияне до сих пор так и не смогли это сделать, о чем свидетельствует срыв испытаний индийского авианосца «Викрамадитья», который переоборудуется на северодвинском Севмаше из четвертого нашего ТАВКР «Адмирал Горшков». По сообщениям из России, на этом корабле при развитии авианосцем полного хода вышли из строя семь котлов из восьми.


Наибольшую трудность для китайских кораблестроителей представляет ввод в действие авиационно-технического комплекса корабля, в состав которого входят аэрофинишеры, система оптической посадки, радиотехническая система управления полетами, система заправки авиационным топливом, система энергоснабжения самолетов и вертолетов, подъемники летательных аппаратов, газоотбойные щиты, устройства удержания самолета перед стартом при выходе двигателей на полные обороты. Необходима установка оборудования и систем для проведения регламентных работ авиационной техники и многое другое. Важнейшими на таком корабле, где хранится большое количество легковоспламеняющегося авиационного топлива, являются противопожарные системы. Нужно обеспечить также безопасное хранение боезапаса и быструю его доставку на полетную палубу из глубины авиационных погребов. После решения этих задач Китай вплотную подойдет к созданию своего авианосного флота.

– Каким должно было быть авиационное вооружение этого корабля?

– «Варяг» создавался для базирования на нем истребителей Су-27К (Су-33), МиГ-29К и сверхзвукового многоцелевого истребителя вертикального/короткого взлета и посадки Як-141. Когда корабль строился в 1985–1991 годах, Су-27К и МиГ-29К превосходили по своим тактико-техническим элементам палубные истребители ВМС США F-14D «Томкэт» и F/A-18C «Хорнет». А Як-141 вообще обогнал американский самолет короткого взлета и вертикальной посадки F-35B как минимум на 20 лет. Як-141 совершил первые посадки на ТАКР «Адмирал Горшков» в 1991 году, а аналогичный самолет F-35B в США до сих пор не могут принять на вооружение. Кроме того, на корабле должны были размещаться самолеты радиолокационного дозора и наведения Як-44 РЛДН и целое семейство вертолетов фирмы «Камов» – противолодочные Ка-27, десантные Ка-29, спасательные Ка-27ПС и радиолокационного дозора Ка-31 РЛД. Всего на корабле должно базироваться 52 летательных аппарата.

– Почему на «Адмирале Кузнецове» остались только истребители Су-33?

– Су-27К, получивший после принятия на вооружение обозначение Су-33, и МиГ-29К – разные самолеты по своим возможностям. Первый находится в воздухе в два раза дольше и берет больше боезапаса, чем МиГ-29К. Но он и дороже в 2,5 раза. С другой стороны, самолет МиГ-29К в полтора раза меньше по размерам, значит, их разместить на корабле можно больше. Кроме того, МиГ-29К более маневренный в бою и имел прекрасную радиоэлектронную систему управления вооружением не только для ракет «воздух-воздух», но и для ракет «воздух-поверхность», то есть мог использоваться как штурмовик для уничтожения кораблей и наземных целей. Оба самолета хороши. Поэтому на «Варяге» планировалось размещение трех типов истребителей – Су-27К и МиГ-29К, дополнявших друг друга, а также истребителя Як-141. Строительство МиГ-29К и Як-141 прекратили из-за остановки финансирования при распаде Советского Союза. Сейчас истребитель МиГ-29К возрожден для индийского авианосца «Викрамадитья». Безусловно, и Як-141 будет востребован в случае возрождения российского авианосного флота, в частности он мог бы быть использован уже в ближайшей перспективе на вертолетоносцах типа «Мистраль».

– Сможет ли Китай обеспечить летательными аппаратами свой новый авианосец?

– На базе самолета Су-27 сейчас создается палубный истребитель, который будет отвечать самым современным требованиям. В 90-х годах XX века Китай купил в России партию сухопутных истребителей Су-27 и лицензию на их изготовление. Производство самолетов Су-27 (китайское обозначение J-11) организовано на авиационном заводе недалеко от Харбина. Я видел J-11B на выставке в Харбине в 2006 году и на меня это произвело сильное впечатление. Никогда не мог подумать, что КНР в короткие сроки сможет создать и освоить изготовление собственной версии одного из лучших наших истребителей. Сейчас на основе этого самолета Китай создает палубный истребитель J-15, который по своим ТТХ будет напоминать российский истребитель Су-27К, а может, и превосходить его. Ведь со времени создания Су-27К прошло более 20 лет, а техника на месте не стоит. Нужно отметить, что и Украина помогла Поднебесной, продав ей опытный экземпляр самолета Су-27К советских времен, находившийся в Крыму на полигоне с комплексом НИТКА. Самолеты J-15 и составят основу авиационного крыла авианосца «Ляонин» и двух последующих кораблей, которые строятся сейчас. Второй и третий авианосцы, похожие на наши «Адмирал Кузнецов» и «Варяг», планируется сдать ВМС в 2015 и 2017 годах. На этих кораблях будет базироваться и китайский вертолет дальнего радиолокационного дозора Z-8 AEW.

Чтобы сделать полноценный авианосец, для управления корабельной авиацией и наведения ее на цели обязательно должен быть спроектирован и построен самолет радиолокационного дозора и наведения типа нашего Як-44 РЛДН или американского Е-2С/D «Хоукай». Это наиболее сложная задача для корабля, не имеющего катапульты, ведь этот самолет довольно тяжелый. Мы в свое время так ее и не решили.

– Какие различия между пятым николаевским авианосцем «Адмирал Кузнецов», который сейчас в составе Северного флота России, и шестым – «Варягом»?

– Авианосцы «Адмирал Кузнецов» и «Варяг» строились по одному проекту – 11435, однако на последнем решили заменить РЛС дальнего обнаружения «Марс-Пассат» и «Фрегат-МА» на новый радиолокационный комплекс «Форум». Одновременно было решено установить и новый комплекс радиоэлектронной борьбы ТК-146 – «Созвездие-БР» взамен аналогичного комплекса «Кантата-11435», установленного на «Адмирале Кузнецове». Замена этих двух больших радиоэлектронных систем привела к изменению конфигурации надстройки корабля и полной переделке свыше 140 помещений. Эту работу до конца 1991 года ЧСЗ успел выполнить. Поэтому «Адмирал Кузнецов» и «Варяг» имеют некоторые архитектурные различия.

– Когда было остановлено строительство «Варяга»?

– Строительство «Варяга» остановлено в начале 1992 года при готовности 67,7 процента, а готовность авиационного комплекса составляла порядка 80. На временном электроснабжении уже работали авиационные подъемники и лифты авиационного боезапаса, были смонтированы аэрофинишеры, система авиационного топлива, система транспортировки самолетов и вертолетов в ангаре. На корабле был окончен монтаж машинно-котельных отделений, а состояние энергетических отсеков позволяло принимать электропитание, начинать проворачивать механизмы и проводить швартовные испытания. Сдача корабля ВМФ планировалась в 1993 году. Однако в начале 1992-го прекратилось финансирование строительства со стороны ВМФ России. Корабль отбуксировали к новой причальной стенке, которую специально построили для седьмого авианосца – атомного «Ульяновска», поставили охрану и он остался там на долгие годы в ожидании своей участи. Приезжали много покупателей, но самым настойчивым оказался Китай, которому и продали «Варяг». Продажа такого корабля – очень сложный процесс, поскольку это военная продукция и на тот момент корабль содержал в себе много секретной информации. Нужно было убедить правительство Украины, а также Россию, что с корабля перед продажей будет снято все секретное оборудование.

– Какова продажи «Варяга»?

– Это отдельная большая тема, почти детектив. Лучше всех ее знает Иван Иосифович Винник, в прошлом главный строитель авианосцев, а когда продавался «Варяг» – заместитель генерального директора ЧСЗ. Он принимал китайские делегации, а потом неоднократно летал на «Варяг» в Далянь. Стоимость авианосца как металлолома по мировым ценам была около пяти миллионов долларов. Китай заплатил, как я уже говорил, 20 миллионов и выиграл тендер. Однако уже в то время было понятно, что корабль покупается не как металлолом или казино, а как будущий авианосец.

– Какое участие принимал Черноморский завод в восстановлении корабля?

– «Варяг» прибыл в Далянь 3 марта 2002 года с тремя представителями ЧСЗ на борту, которые сопровождали корабль весь период буксировки. В течение трех лет на корабле не выполнялось никаких работ. Шло тщательное изучение его конструкции и подготовка производства. В апреле-мае 2005-го корабль прошел докование в сухом доке, подтвердив прекрасное состояние корпусной стали. Этому способствовали качественное лакокрасочное покрытие подводной части и меры, выполненные на Черноморском заводе по предотвращению электрохимической коррозии корпуса. Во время докования наружный борт был очищен и покрашен по полной схеме, применяющейся в китайских ВМС. Все днищевые и примыкающие к бортам цистерны зачищены и загрунтованы. Окрашены надстройка и верхняя палуба. Лакокрасочное покрытие цистерн питьевой воды, выполненное на ЧСЗ, оказалось такого высокого качества, что никаких дополнительных работ по его восстановлению не потребовалось. Несмотря на то, что с момента окончания работ на корабле в 1991 году прошло 15 лет, большая часть внутренних помещений имела такой вид, будто их только что загрунтовали, и в новой покраске не было необходимости. Доковый ремонт сделан основательно и быстро. Работа выполнялась круглосуточно, все бригады имели радиофицированное управление, а организация их действий на громадных подднищевых пространствах была безупречной.

Проведенное в октябре 2005 года «кренование» показало, что важнейшая для корабля характеристика – остойчивость находится в норме. Китайцы продемонстрировали, что могут совладать со сложнейшим военным кораблем, каковым является авианосец. В доковании участвовала небольшая группа из шести представителей Черноморского завода. Затем доступ украинским специалистам на «Варяг» был закрыт и после 2005 года они там не появлялись. Все работы Поднебесная выполняла самостоятельно. Корабль является военным объектом, а свои секреты КНР хранит так же, как это мы делали в Советском Союзе.

– Жалеете ли вы, что не смогли закончить строительство этого корабля?

– Конечно, мы жалеем, что не достроили «Варяг». Но в целом хорошо, что авианосец не разрезан, как это произошло с «Ульяновском». В Китае находятся три наших авианесущих корабля – «Киев», «Минск» и «Варяг», и я доволен, что они не разделаны на металлолом, а демонстрируют достижения нашего судостроения в годы его наибольшего расцвета.

– Какие особенности имеют авианосцы «Адмирал Кузнецов» и «Варяг» по сравнению с американскими?

– Авианосцы США – корабли более высокого класса и располагают более мощной авиационной группой, насчитывающей до 80 самолетов. Кроме того, на них ядерная силовая установка, что обеспечивает им практически неограниченный район плавания. На «Кузнецове» и «Варяге» устанавливался комплекс крылатых противокорабельных ракет (ПКР) «Гранит», способных поражать цели на расстоянии свыше 500 километров со скоростью М=2,5, то есть более 3000 километров в час. В 90-е годы это было грозное и американцы его боялись, Но в целом размещение ракетного вооружения на наших авианесущих кораблях снижало их возможности как авианосцев. Не было на наших авианосцах и катапульт для взлета самолетов, и это тоже ограничивало их возможности. Катапульты должны были установить на седьмом авианосце – атомном «Ульяновске».

– С какими трудностями встретился ЧСЗ при строительстве «Ульяновска»?

– Мы шли в создании авианосцев своим путем, и наши сверхнасыщенные вооружением тяжелые авианесущие крейсеры, безусловно, представляли угрозу для потенциального противника и являлись предметом серьезного анализа со стороны военных специалистов стран НАТО. Нам оставался только шаг, чтобы сделать эти корабли атомными. Всего остального на них было вдоволь.

Общая мощность четырехвальной ядерной энергетической установки достигла на «Ульяновске» 280 тысяч лошадиных сил (4х70 тысяч) – больше, чем на американских атомных авианосцах типа «Нимиц», у которых мощность ядерной ГЭУ составляет 260 тысяч лошадиных сил. В 1990–1991 годах ЧСЗ получил от предприятий России корпуса реакторов, парогенераторов, трубные системы, насосы, фильтры и приступил к монтажу атомной паропроизводящей установки. Один блок успели сварить, второй собрали и подготовили под сварку. То, с какой легкостью шли работы по «Ульяновску» на Черноморском заводе, говорит о том, что мы были готовы к созданию такого типа кораблей гораздо раньше. На момент прекращения строительства на нулевом стапеле стоял почти готовый корпус «Ульяновска» с главными механизмами. С созданием этого корабля мы выходили на уровень, достигнутый американскими кораблестроителями.

«Варяг» должны были передать флоту в 1993 году, а следующий – атомный авианосец «Ульяновск» – в 1996-м. Черноморский завод готовился к резке металла для второго атомного авианосца проекта 11437 (заказа 108, пока еще без наименования), который должны были заложить сразу после спуска «Ульяновска» в 1992 году. Таким образом, если бы были выполнены намечавшиеся планы строительства авианосцев с периодичностью сдачи флоту одного корабля каждые три года, то к 2010-му могли быть построены и переданы ВМФ ТАКР «Варяг» и пять атомных авианосцев типа «Ульяновск». И еще три находились бы в постройке.

Наступившие в период перестройки социальный и экономический катаклизмы разрушили эти планы. Если когда-либо придется начинать сначала, то потребуется затратить немало сил, средств и времени на достижение того технического и интеллектуального рубежа, на котором мы уже находились. Специалисты ведущих стран мира относят проектирование и строительство атомных авианосцев к разряду уникальных технологий, и мы такими технологиями к концу 80-х годов XX века уже владели.

– Как вы думаете, какие авианосцы будет строить Россия в будущем?

– Россия собирается возобновить строительство авианосцев с 2020 года. Опять станут догонять, но теперь уже и Китай. В российской прессе сообщается, что новый авианосец будет похож по размерам на ныне действующий «Адмирал Кузнецов», но, конечно, выполненный на более высоком уровне. Проектированием кораблей такого класса занималось одно из крупнейших наших конструкторских бюро – Невское ПКБ в Ленинграде, которое работало в непрерывной и прочной связке с ЧСЗ в Николаеве на протяжении 70 лет. Все 20 лет со времени прекращения строительства авианесущих кораблей НПКБ продолжало их проектирование и совершенствование. Думаю, что новый российский авианосец будет построен на техническом уровне самых лучших кораблей XXI века.

– Что можно сказать о дальнейшей судьбе украинского кораблестроения?

– Состояние отрасли самым непосредственным образом зависит от сотрудничества с Россией. Южные судостроительные заводы всегда играли большую роль в создании Военно-морского флота царской России, а потом и Советского Союза. Во времена СССР на Украине производилось около 40 процентов кораблей для ВМФ, не считая, конечно, атомных подводных лодок, производство которых было сосредоточено в России.

На мой взгляд, России сейчас не хватает производственных мощностей для возрождения своего ВМФ, в то время как на Украине семь больших судостроительных заводов. ЧСЗ в Николаеве – строитель линкоров, крейсеров, подводных лодок и авианосцев – самый большой из них.

Николаевские судостроительные заводы имеют огромный технический потенциал, а кадры для них готовятся здесь же, в одном из наших лучших учебных заведений – Национальном университете кораблестроения имени адмирала Макарова, который с 1930 по 1994 год был известен как легендарный Николаевский кораблестроительный институт. Николаевские судостроительные заводы исторически и технологически формировались для создания кораблей, насыщенных сложной военной техникой. Именно в этом направлении они смогут наилучшим образом проявить себя в дальнейшем. Думаю, что будущее нашего кораблестроения – в тесном сотрудничестве с Россией.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter