13.04.2024

Материалы журнала «Консультант Свердловская область. Возмещение недостачи Счет 209 89 в бюджетном учреждении


Расчеты по ущербу и иным доходам

Источник: Журнал "Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение"

В деятельности казенных учреждений могут возникать ситуации, когда учреждению наносится ущерб, выражающийся в виде недостач, произошедших сверх норм естественной убыли, хищений и иных обстоятельств, а также ущерб в результате не соответствующего использования имущества. В этой статье рассмотрим особенности отражения в бюджетном учете по ущербу и иным доходам.

Счета учета расчетов по ущербу и иным доходам

Согласно обновленной (в редакции Приказа Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н ) Инструкции № 157н для учета расчетов по ущербу и иным доходам используется счет 1 209 00 000 .

Аналитический учет по указанному счету ведется в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) в разрезе лиц, за возмещение причиненного ущерба (виновных лиц), видов имущества и сумм ущерба, в том числе по выявленным хищениям, недостачам (п. 222 Инструкции № 157н ).

В соответствии с п. 221 Инструкции № 157н группировка расчетов по ущербу и иным доходам осуществляется на следующих счетах объектов учета:

а) 1 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат»;

б) 1 209 40 000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»;

в) 1 209 70 000 «Расчеты по ущербу нефинансовым активам»:

- 1 209 71 000 «Расчеты по ущербу основным средствам»;

- 1 209 72 000 «Расчеты по ущербу нематериальным активам»;

- 1 209 73 000 «Расчеты по ущербу непроизведенным активам»;

- 1 209 74 000 «Расчеты по ущербу материальным запасам»;

г) 1 209 80 000 «Расчеты по иным доходам»:

- 1 209 81 000 «Расчеты по недостачам денежных средств»;

- 1 209 82 000 «Расчеты по недостачам иных активов»;

- 1 209 83 000 «Расчеты по иным доходам».

Стоимостная оценка причиненного ущерба

При выявлении факта нанесения учреждению ущерба следует оценить размер причиненного ущерба.

В этом случае при определении размера ущерба, причиненного недостачами, хищениями, следует исходить из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под текущей восстановительной стоимостью понимается сумма которая необходима для восстановления указанных активов (п. 220 Инструкции № 157н ).

Обратите внимание, что до внесения изменений Приказом Минфина РФ № 89н в Инструкцию № 157н при определении размера ущерба, причиненного учреждению при утрате, порче, хищении имущества, следовало исходить из рыночной стоимости имущества на день обнаружения ущерба (п. 220 Инструкции № 157н ).

Исходя из положений ст. 246 ТК РФ размер причиненного работником ущерба определяется по фактическим потерям, исчисляемым из рыночных цен, действующих в этой местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени его износа.

Таким образом, размер причиненного работником ущерба не может быть ниже стоимости имущества (с учетом его износа) по данным бюджетного учета. Кроме того, федеральным законом может быть особый порядок определения размера подлежащего возмещению ущерба, причиненного работодателю хищением, умышленной порчей, недостачей или утратой отдельных видов имущества и других ценностей, а также в тех случаях, когда его фактический размер превышает номинальный.

До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.

Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от представления указанного объяснения составляется соответствующий акт.

Возмещение ущерба

Исходя из положений ст. 238 ТК РФ , работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, кроме случаев, поименованных в ст. 239 ТК РФ , а именно если ущерб возник вследствие:

  • непреодолимой силы;
  • нормального хозяйственного риска;
  • крайней необходимости;
  • необходимой обороны;
  • неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам (ст. 238 ТК РФ ).

За причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ ).

Согласно положениям ст. 248 ТК РФ взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.

Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом.

Производить удержания из заработной платы работника нужно с учетом ограничений, установленных ст. 137 , 138 ТК РФ .

Бухгалтерский учет

Руководствуясь положениями Инструкции № 157н, проекта приказа Минфина РФ «О внесении изменений в Инструкцию по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. № 162н» , рассмотрим, как в бюджетном учете отражаются расчеты по ущербу и иным доходам.

Счет 1 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат». На этом счете следует учитывать расчеты по следующим суммам ущерба:

  • в виде задолженности бывших работников за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого они уже получили ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • по произведенным предварительным оплатам в рамках государственных (муниципальных) договоров на нужды учреждения, иных соглашений, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, при ведении претензионной работы;
  • по задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы), в том числе в случае оспаривания удержаний;
  • по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, оплата судебных издержек).

Представим в таблице основные записи по учету компенсации затрат:

Дебет

Кредит

Начислена компенсация затрат

На счет учреждения в банке

В кассу учреждения

Отражено поступление средств на лицевой счет из кассы учреждения

Отражено поступление в доход бюджета суммы компенсации затрат у администратора доходов бюджета

Произведены расчеты с бюджетом по возмещению сумм компенсации затрат в учете администратора доходов бюджета (получателя бюджетных средств), осуществляющего отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет:

Отражение задолженности перед бюджетом в сумме компенсации затрат

Отражение исполнения обязательства по перечислению в доход бюджета

Сумма ущерба казенному учреждению в объеме задолженности бывшего работника за неотработанные дни отпуска составила 5 800 руб. Эта сумма внесена уволенным в кассу учреждения и перечислена в бюджет с лицевого счета, открытого в ОФК. Учреждение является администратором доходов бюджета.

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислена задолженность бывшего работника перед учреждением за неотработанные дни отпуска

Возмещена задолженность путем внесения суммы в кассу учреждения

Перечислена сумма задолженности на лицевой счет, открытый в ОФК

Отражено поступление в доход бюджета суммы задолженности

Счет 1 209 40 000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия». Использование этого счета необходимо для учета расчетов по:

а) суммам ущерба в виде начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения, суммам расходов, связанных с судопроизводством;

б) суммам, которые относятся на статью 140 «Суммы принудительного изъятия» КОСГУ, а именно по доходам, полученным в виде административных платежей и штрафов, санкций, возмещения ущерба в соответствии с законодательством РФ, в том числе в виде:

  • поступлений в результате применения мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности, в том числе в виде штрафов, санкций, компенсаций, согласно законодательству РФ, включая штрафы, пени и неустойки за нарушение законодательства РФ о размещении на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг;
  • поступлений сумм задатков и залогов в обеспечение заявок на участие в конкурсе (аукционе), а также в обеспечение исполнения контрактов (договоров) в соответствии с законодательством РФ;
  • возмещения ущерба в силу законодательства РФ, в том числе при возникновении случаев;
  • недоимок, и штрафов по отмененным страховым взносам в государственные внебюджетные фонды;
  • иных сумм принудительного изъятия.

То есть на счете 1 209 40 000 отражаются расчеты по доходам, которые до внесения изменений Приказом Минфина РФ № 89н учитывались на счете 1 205 40 000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия».

В таблице представлена основная корреспонденция счетов, которую следует применять в бюджетном учете при отражении расчетов по суммам принудительного изъятия.

Дебет

Кредит

Начислены доходы, полученные в виде сумм принудительного изъятия

Отражено поступление платежей:

На счет учреждения в банке

В кассу учреждения

Отражено уменьшение расчетов с дебиторами по доходам прекращением встречного требования зачетом при принятии решения об удержании суммы начисленных штрафных санкций путем выплаты исполнителю государственного (муниципального) контракта суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов)

Отражено поступление в доход бюджета сумм принудительного изъятия у администратора доходов бюджета

Произведены расчеты с бюджетом по возмещению сумм принудительного изъятия в учете администратора доходов бюджета (получателя бюджетных средств), осуществляющего отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет:

Отражение задолженности перед бюджетом в сумме принудительного изъятия

Отражение исполнения обязательства по перечислению в доход бюджета суммы принудительного изъятия

Согласно заключенному контракту с поставщиком оборудования на сумму 120 000 руб. последним были нарушены сроки его поставки. Этот факт был документально зафиксирован в акте о приемке оборудования и начислена неустойка в размере 2 000 руб. Условиями контракта на казенное учреждение возложена обязанность по перечислению не­устойки в доход бюджетов бюджетной системы РФ.

В бюджетном учете учреждения эти операции следует отразить следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислен доход в размере предъявленной поставщику неустойки

Отражено поступление оборудования в учреждение

Отражено уменьшение расчетов с поставщиком оборудования при принятии решения об удержании суммы начисленной неустойки путем выплаты суммы уменьшенной на сумму неустойки

Погашена задолженность перед поставщиком оборудования

Поступила в доход бюджета сумма неустойки по государственному контракту

Счета 1 209 70 000 «Расчеты по ущербу нефинансовым активам», 1 209 80 «Расчеты по иным доходам». Эти счета применяются для учета расчетов по ущербу, произведенному в отношении основных средств, нематериальных и непроизведенных активов, материальных запасов, денежных средств, денежных документов, финансовых активов и иных доходов. В таблице, представленной ниже, приведены основные записи, отражающие порядок учета таких расчетов при наличии виновных лиц, причинивших ущерб учреждению, и при их отсутствии, а также в случае, если судом будет отказано в возмещении ими ущерба.

Дебет

Кредит

Отражена отнесенная на виновных лиц недостача:

Имущества, являющегося нефинансовыми активами (по текущей оценочной стоимости)

Денежных средств

Денежных документов, финансовых активов

Иных доходов

Отражено уточнение суммы задолженности по недостачам по решению суда

Возмещены недостачи:

Денежными средствами

В натуральной форме

Возмещен ущерб путем удержания из заработной платы работника

Перечислены в бюджет удержанные из заработной платы суммы:

С лицевого счета, открытого в ОФК

Со счета в организации

Отражены поступления в доход бюджета суммы в возмещение причиненного ущерба у администратора доходов бюджета

Отражены расчеты с бюджетом по возмещению суммы ущерба в учете администратора доходов бюджета (получателя бюджетных средств), осуществляющего отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет:

Отражение задолженности перед бюджетом в сумме причиненного ущерба учреждению

Отражение исполнения обязательства по перечислению в доход бюджета суммы в возмещение ущерба

На счете 1 209 83 000 «Расчеты по иным доходам» учитываются расчеты по иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженные на счете 1 205 00 000 «Расчеты по доходам» (п. 221 Инструкции № 157н ).

При проведении ревизии кассы казенного учреждения выявлена недостача денежных средств в сумме 2 000 руб. Виновным лицом сумма недостачи внесена в кассу учреждения.

При неустановлении лиц, причинивших ущерб учреждению, или в случае, когда судом отказано в возмещении ими ущерба, суммы выявленных недостач, потерь подлежат списанию с бюджетного учета и относятся на финансовый результат учреждения (п. 86 Инструкции № 162н ). Записи будут следующими:

Дебет

Кредит

Списана с баланса сумма недостачи в связи с отсутствием виновных лиц или отказом суда во взыскании ущерба с виновных лиц

Списана с балансового учета сумма недостач в связи с приостановлением предварительного следствия, уголовного дела или принудительного взыскания, а также в связи с признанием виновного лица неплатежеспособным

Забалансовый счет 04

Восстановлена сумма задолженности неплатежеспособных дебиторов по недостачам, ранее списанным на забалансовый учет

Забалансовый счет 04

В казенном учреждении произошла поломка принтера. Была определена текущая восстановительная стоимость принтера на день обнаружения ущерба в сумме 1 500 руб. В ходе разбирательства этого инцидента было установлено виновное лицо, которое возмещать причиненный учреждению ущерб отказалось, поэтому дело было передано в суд. Решением суда учреждению было отказано во взыскании с работника суммы ущерба.

В бюджетном учете учреждения эти операции следует отразить следующим образом:

Воспользуемся условиями предыдущего примера и предположим, что решением суда подтверждена вина работника в причинении учреждению ущерба при поломке принтера. Сумма ущерба внесена работником в кассу учреждения. Учреждение осуществляет отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет.

В бюджетном учете учреждения эти операции нужно отразить следующей корреспонденцией счетов:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражен причиненный учреждению ущерб, отнесенный на счет виновного лица - работника

Внесены работником в кассу учреждения денежные средства в счет погашения причиненного ущерба

Внесены средства на лицевой счет

Отражена задолженность перед бюджетом в сумме причиненного учреждению ущерба

Отражено перечисление задолженности в бюджет

В представленном в статье материале приведены корреспонденции счетов, отражающие расчеты по ущербу и иным доходам, с учетом внесенных в Инструкцию № 157н изменений и наглядные примеры. Надеемся, что данная информация поможет при возникновении определенных ситуаций правильно отразить их в бюджетном учете.

Расчеты по ущербу и иным доходам

Источник: Журнал "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение"

В хозяйственной деятельности учреждений порой имеют место быть факты хищения, недостач и иного ущерба. В соответствии с Инструкцией № 157н они подлежат отражению на счете 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам». Приказом Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н внесены изменения в данную инструкцию, которые коснулись в том числе указанного счета. В статье рассмотрим, какие именно факты хозяйственной жизни государственных (муниципальных) учреждений и в каком порядке следует отражать с помощью данного счета.

Общий порядок учета по ущербу

Вследствие принятых изменений в Инструкцию № 157н счет 209  00 «Расчеты по ущербу и иным доходам» стал иметь более широкое применение. Так, кроме учета на нем расчетов по суммам выявленных недостач, хищений иных ценностей, по суммам потерь от порчи материальных ценностей, других сумм причиненного ущерба имуществу учреждения, подлежащих возмещению виновными лицами в законодательством РФ порядке, на данном счете подлежат учету расчеты (п. 220 Инструкции №  157н ):

  • по суммам предварительных оплат, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда;
  • по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенным (не удержанным из заработной платы);
  • по суммам задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • по суммам излишне произведенных выплат;
  • по суммам принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ, при возникновении случаев;
  • по суммам ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации.

Ранее при определении размера ущерба, причиненного недостачами, хищениями, исходили из рыночной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под рыночной стоимостью понималась сумма денежных средств, которая могла быть получена в результате продажи указанных активов.

Теперь для определения размера ущерба применяется текущая восстановительная стоимость, под которой понимается сумма денежных средств, необходимая для восстановления утраченных активов.

Факты выявленных недостач, хищений и иного ущерба могут быть сразу отнесены на счет виновных лиц, если они установлены и признают их. На суммы ущерба, не признанные виновными лицами к возмещению, оформленные в установленном порядке материалы передаются для предъявления гражданского иска либо возбуждения в установленном порядке уголовного дела. Суммы предъявленного к возмещению ущерба уточняются в соответствии с решением суда, исполнительным листом, либо по иным основаниям согласно законодательству РФ.

Во всех случаях выявленные недостачи и ущерб подтверждаются результатами инвентаризации (п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и обязательств , утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 №  49 ).

К счету 209  00 открыты аналитические группы синтетического счета объекта учета:

  • 30 «Расчеты по компенсации затрат»;
  • 40 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»;
  • 70 «Расчеты по ущербу нефинансовым активам»;
  • 80 «Расчеты по иным доходам».

Рассмотрим, какие расчеты отражаются на каждом из них. Для этого воспользуемся также проектами изменений в инструкции №  162н , 174н и 183н , которые размещены на сайте Минфина.

На счете 209  30  000 «Расчеты по компенсации затрат» отражаются:

  • суммы ущерба по произведенным предварительным оплатам в рамках государственных (муниципальных) договоров на нужды учреждения, иным соглашениям, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, ведении претензионной работы;
  • суммы ущерба по задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы), в том числе в случае оспаривания удержаний;
  • суммы ущерба в виде задолженности бывших работников перед учреждением за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • суммы ущерба, подлежащего возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, оплата судебных издержек).

На счете 209  40  000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия» следует отражать:

  • суммы ущерба в виде начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения;
  • суммы расходов, связанных с судопроизводством.

Расчеты по ущербу имуществу государственных (муниципальных) учреждений отражаются на счетах:

- 209  71  000 «Расчеты по ущербу основным средствам»;

- 209  72  000 «Расчеты по ущербу нематериальным активам»;

- 209  73  000 «Расчеты по ущербу непроизведенным активам»;

- 209  74  000 «Расчеты по ущербу материальным запасам».

Расчеты по прочему ущербу иному имуществу учреждений отражаются на счетах:

- 209  81  000 «Расчеты по недостачам денежных средств»;

- 209  82  000 «Расчеты по недостачам иных финансовых активов»;

- 209  83  000 «Расчеты по иным доходам».

Следует пояснить, что на счете 209  83  000 подлежат учету расчеты по иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженные на счетах расчетов 205  00 «Расчеты по доходам».

Согласно п. 222 Инструкции №  157н аналитический учет по счету 209  00 ведется в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) в разрезе лиц, за возмещение причиненного ущерба (виновных лиц), виду имущества, и (или) сумм ущерба, в том числе по выявленным хищениям, недостачам.

Для отражения ущерба предлагаются следующие корреспонденции счетов:

Казенное учреждение

(Инструкция № 162н)

Бюджетное учреждение

(Инструкция № 174н)

Автономное учреждение

(Инструкция № 183н)

Начисление задолженности по ущербу в части компенсации затрат

1 209 30 560

1 401 10 130

0 209 30 560

0 401 10 130

0 209 30 000

0 401 10 130

Начисление задолженности по ущербу в части сумм принудительного изъятия

1 209 40 560

1 401 10 140

0 209 40 560

0 401 10 140

0 209 40 000

0 401 10 140

Начисление задолженности по недостачам (хищениям) основных средств

1 209 71 560

1 401 10 172

0 209 71 560

0 401 10 172

0 209 71 000

0 401 10 172

Начисление задолженности по недостачам (хищениям) нематериальных активов

1 209 72 560

1 401 10 172

0 209 72 560

0 401 10 172

0 209 72 000

0 401 10 172

Начисление задолженности по недостачам (хищениям) непроизведенных активов

1 209 73 560

1 401 10 172

0 209 73 560

0 401 10 172

0 209 73 000

0 401 10 172

Начисление задолженности по недостачам (хищениям) материальных запасов

1 209 74 560

1 401 10 172

0 209 74 560

0 401 10 172

0 209 74 000

0 401 10 172

Начисление задолженности по недостачам (хищениям) денежных средств в кассе

1 209 81 560

1 201 34 610

0 209 81 560

0 201 34 610

0 209 81 000

0 201 34 000

Начисление задолженности по недостачам (хищениям) денежных средств в со счета в организации

1 209 81 560

1 201 27 610

0 209 81 560

0 201 27 610

0 209 81 000

0 201 27 000

Начисление задолженности по недостачам (хищениям) денежных документов, иных финансовых активов

1 209 82 560

1 401 10 172

0 209 82 560

0 401 10 172

0 209 82 000

0 401 10 172

Начисление задолженности по иным доходам, не отраженным по счету 205 00*

1 209 83 560

1 401 10 180

0 209 83 560

0 401 10 180

0 209 83 000

0 401 10 180

Начисление восстановленной задолженности неплатежеспособных дебиторов по выявленным недостачам, хищениям, потерям, ранее списанным на забалансовый учет

1 209 30 560

1 209 40 560

1 209 70 560

1 209 80 560

1 401 10 173

0 209 30 560

0 209 40 560

0 209 70 560

0 209 80 560

0 401 10 173

0 209 30 000

0 209 40 000

0 209 70 000

0 209 80 000

0 401 10 173

Одновременно списывается восстановленная задолженность с забалансового счета

* На момент написания статьи в проектах изменений инструкций № 162н, 174н, 183н, размещенных на сайте Минфина, корреспонденций со счетом 209  83  000 не пре­дусмотрено.

Возмещение ущерба, причиненного учреждению, отражается в учете следующим образом:

Казенное учреждение

(Инструкция № 162н)

Бюджетное учреждение

(Инструкция № 174н)

Автономное учреждение

(Инструкция № 183н)

Поступление денежных средств от виновных лиц в возмещение ущерба

1 201 34 510

1 210 02 000

1 303 05 830

1 201 21 510

1 209 30 660

1 209 40 660

1 209 70 660

1 209 80 660

0 201 34 510

0 201 11 510

0 209 30 660

0 209 40 660

0 209 70 660

0 209 80 660

0 201 34 000

0 201 11 000

0 201 21 000

0 209 30 000

0 209 40 000

0 209 70 000

0 209 80 000

Возмещение ущерба виновными лицами в натуральной форме

1 401 10 172

1 209 70 660

1 209 82 660

0 401 10 172

0 209 70 660

0 209 82 660

0 401 10 172

0 209 70 000

0 209 82 000

Возмещение ущерба виновным лицом путем удержания из заработной платы (иных выплат)

1 304 03 830

1 209 30 660

1 209 40 660

1 209 70 660

1 209 80 660

0 304 03 830

0 209 30 660

0 209 40 660

0 209 70 660

0 209 80 660

0 304 03 000

0 209 30 000

0 209 40 000

0 209 70 000

0 209 80 000

Списание задолженности по ущербу с баланса в связи с неустановлением виновных лиц

1 401 10 172

1 209 30 660

1 209 40 660

1 209 70 660

1 209 80 660

0 401 10 172

0 209 30 660

0 209 40 660

0 209 70 660

0 209 80 660

0 401 10 172

0 209 30 000

0 209 40 000

0 209 70 000

0 209 80 000

Списание задолженности по ущербу с баланса в связи с приостановлением предварительного следствия, уголовного дела или принудительного взыскания, признанием виновного лица неплатежеспособным

1 401 10 173

1 209 30 660

1 209 40 660

1 209 70 660

1 209 80 660

0 401 10 173

0 209 30 660

0 209 40 660

0 209 70 660

0 209 80 660

0 401 10 173

0 209 30 000

0 209 40 000

0 209 70 000

0 209 80 000

Одновременно задолженность по ущербу отражается по забалансовому счету

Причинение ущерба учреждению культуры

Для большинства учреждений культуры сохранность имущества имеет особое значение и в некоторых случаях его утрата может стать невосполнимой потерей (утрата музейных ценностей, редких экземпляров книг и т. п.). Но стоит отметить, что объекты имущества, включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, Архивного фонда РФ или национального библиотечного фонда, не являются собственным имуществом учреждений культуры (ст. 16 Федерального закона №  54‑ФЗ ). Они закрепляются за государственными музеями, иными государственными учреждениями на праве оперативного управления.

В бухгалтерском учете они не отражаются, хотя эти учреждения обязаны обеспечить:

  • физическую сохранность и безопасность музейных предметов и музейных коллекций;
  • ведение и сохранность учетной документации, связанной с этими музейными предметами и музейными коллекциями;
  • использование музейных предметов и музейных коллекций в научных, культурных, образовательных, творческо-производственных целях.

Рассмотрим, как отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете ситуации, когда причиняется ущерб имуществу самого учреждения. Особенности учета будут связаны с тем, установлено или нет виновное в причинении ущерба лицо.

В бюджетном учреждении Доме культуры обнаружили пропажу музыкальной аппаратуры балансовой стоимостью 120 000 руб. Ее остаточная стоимость 60 000 руб. Она включена в состав особо ценного учреждения по основной деятельности. Лицо, причинившее ущерб, в настоящий момент не установлено. По факту кражи ведется следствие и окончательное процессуальное решение еще не принято. учреждения по поступлению и выбытию нефинансовых активов восстановительная стоимость утраченного имущества установлена в размере 140 000 руб.

Согласно разъяснениям, приведенным в Письме Минфина РФ от 18.10.2012 № 02‑06‑10/4354 , доходы от возмещения ущерба являются собственными доходами бюджетного учреждения и учитываются по коду вида деятельности 2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения).

Данные обстоятельства в учете бюджетного учреждения будут отражены следующим образом:

Сумма, руб.

Списана музыкальная аппаратура

в сумме начисленной амортизации

4 104 24 410

4 101 24 410

в сумме остаточной стоимости

4 401 10 172

4 101 24 410

Отражена сумма причиненного ущерба

2 209 71 560

2 401 10 172

Списана задолженность по ущербу с баланса в связи с неустановлением виновных лиц с одновременным отнесением на забалансовый учет

2 401 10 172

2 209 71 660

Сотрудник автономного учреждения культуры подал заявление об увольнении с 17 ноября 2014 года. Перед этим им был получен аванс за первую половину месяца. В сентябре данному сотруднику был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск, но им не был отработан весь год и часть отпуска ему была предоставлена и оплачена авансом. При проведении окончательного расчета с данным сотрудником установлено, что из‑за выплаты отпускных авансом за ним образовалась задолженность в размере 5 000 руб. Удержать из окончательного расчета данную сумму не возможно, так как аванс уже получен. Заработная плата выплачивалась за счет средств от приносящей доход деятельности. Задолженность возмещена бывшим работником путем внесения наличных денежных средств в кассу учреждения.

Данные операции могут быть отражены следующим образом:

Отражение в отчетности расчетов по ущербу

Согласно п. 56 Инструкции №  33н сведения о задолженности по ущербу, причиненному имуществу, представляются в составе пояснительной записки к годовой отчетности по форме 0503776. В составе годовой бюджетной отчетности представляются сведения о недостачах и хищениях денежных средств и материальных ценностей по форме 0503176 (п. 152 Инструкции №  191н ).

Порядок отражения показателей в данных формах идентичный. В них представляются обобщенные за отчетный период аналитические данные об объемах ущерба и хищений имущества учреждения на основании соответствующих аналитических счетов счета 0  209  00  000 «Расчеты по ущербу и иным доходам».

Показатели, отраженные в данных формах, должны быть подтверждены соответствующими регистрами бухгалтерского учета.

В них представляется информация о наличии задолженности на начало года, установлении и уменьшении ущерба в течение года и остаток задолженности на конец года.

В графе 3 указываются итоговые данные по изменениям расчетов по ущербу имуществу.

В графах 4, 5 формы 0503776 указываются данные по изменениям расчетов по ущербу имуществу (по деятельности с целевыми средствами, деятельности по оказанию услуг (работ) соответственно).

В графах 4, 5 формы 0503176 указываются данные по изменениям расчетов по ущербу имуществу в разрезе бюджетной деятельности и средств, полученных во временное распоряжение.

Кроме этого, показатели граф 4, 5 по строке 010 формы 0503776 должны соответствовать показателям граф 3, 4 по строке 320 баланса (ф. 0503730), а показатели граф 4, 5 по строке 060 формы 0503776 должны соответствовать показателям граф 7, 8 по строке 320 баланса (ф. 0503730) (п. 73 Инструкции №  33н ).

Показатели, отраженные в графах 4, 5 по строке 010 формы 0503176, должны соответствовать идентичным показателям, отраженным в соответствующих графах «На начало года» по строке 320 баланса (ф. 0503130).

Показатели, отраженные в графе 4, 5 по строке 060 формы 0503176, должны соответствовать идентичным показателям, отраженным в соответствующих графах «На конец отчетного периода» по строке 320 баланса (ф. 0503130) (п. 171 Инструкции №  191н ).

Различные виды ущерба, причиненного учреждению, отражаются на счете 209  00 «Расчеты по ущербу и иным доходам». С внесением изменений в Инструкцию № 157н данный счет может применяться для более широкого круга операций, но особенности такого применения в инструкциях № 162н, 174н и 183н еще не утверждены. Автором предложены корреспонденции счетов из проектов названных инструкций, размещенных на сайте Минфина. Расчеты по ущербу подлежат отражению в годовой бухгалтерской (бюджетной) отчетности.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Федеральный закон от 26.05.1996 № 54‑ФЗ «О музейном фонде Российской федерации и музеях Российской Федерации».

Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об бюджетной системы РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12. 2010 № 191н.

Приказом Минфина России от 29.08.2014 № 89н (далее – Приказ № 89н) был существенно скорректирован порядок применения счета 209 00. Ранее он был предназначен только для учета расчетов по ущербу имуществу. После внесения изменений в Инструкцию № 157н на нем должны учитываться также расчеты по иным доходам. Расскажем обо всех новшествах по порядку.

Что изменилось

Единый план счетов. Ранее счет 209 00 был предназначен для учета расчетов по суммам, подлежащим возмещению виновными лицами (п. 220 Инструкции № 157н в прежней редакции):

  • по выявленным недостачам, хищениям денежных средств, иных ценностей;
  • потерям от порчи материальных ценностей;
  • другому ущербу имуществу учреждения.

Сейчас назначение счета существенно расширилось. Помимо перечисленных выше операций, на нем должны учитываться расчеты (п. 220 Инструкции № 157н в ред. Приказа № 89н):

  • по суммам предварительных оплат, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в т. ч. по решению суда;
  • суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенным (не удержанным из заработной платы);
  • суммам задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • суммам излишне произведенных выплат;
  • суммам принудительного изъятия, в т. ч. при возмещении ущерба в соответствии с законодательством, при возникновении страховых случаев;
  • суммам ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации.

Чтобы обеспечить возможность отражения новых операций в учете, были введены дополнительные аналитические группы синтетического счета (п. 221 Инструкции № 157н в ред. Приказа № 89н):

  • 30 «Расчеты по компенсации затрат»;
  • 40 «Расчеты по суммам принудительного изъятия».

Кроме того, было изменено название аналитической группы 80. Ранее она называлась «Расчеты по прочему ущербу», теперь - «Расчеты по иным доходам». В этой группе появился одноименный аналитический счет 209 83. Он применяется для учета расчетов по иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженным на счетах расчетов 205 00 «Расчеты по доходам».

В связи с изменениями, внесенными в Инструкцию № 157н, многие расчеты, которые ранее учитывались на счете 205 00, теперь должны учитываться на счете 209 00 (см. таблицу). Основным критерием для выбора счета является регулярность получения дохода. Если учреждение получает доход на постоянной основе, используется счет 205 00, если же это какие-то разовые платежи – счет 209 00.

Подобное разделение доходов обусловлено требованиями п. 5 ст. 50 ГК РФ. В соответствии с ним некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, должна иметь достаточное для выполнения указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью. Счет 205 00 как раз и предназначен для обобщения информации о доходах, получаемых учреждением от приносящей доход деятельности, предусмотренной уставом.

Изменения в учете расчетов по доходам и обязательствам

На необходимость перевода остатков с прежних счетов на новые обращается внимание в п. 4 приложения к письму Минфина России от 19.12.2014 № 02-07-07/66918. Размер ущерба. Согласно абз. 2 п. 220 Инструкции № 157н (в ред. Приказа № 89н) размер ущерба, причиненного недостачами, хищениями, определяется исходя из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под ней понимается сумма денежных средств, которая необходима для восстановления данных активов.

До внесения изменений ущерб оценивался по рыночной стоимости ценностей. Ею признавалась сумма денежных средств, которая могла быть получена в результате продажи активов. Иные доходы, не связанные с осуществлением уставных видов деятельности, отражаются на счете 209 00 в сумме, которую учреждение вправе истребовать с физических и (или) юридических лиц.

Сумма дебиторской задолженности, учтенной на счете 209 00, может корректироваться в соответствии с решением суда, исполнительным листом либо по иным основаниям (абз. 3 п. 220 Инструкции № 157н).

Расчеты в иностранной валюте. Пункт 220 Инструкции № 157н дополнен положениями об особенностях учета расчетов по суммам ущерба в иностранной валюте:

  • учет задолженности дебиторов по ущербу и иным доходам в иностранных валютах одновременно ведется в соответствующей иностранной валюте и в рублевом эквиваленте на дату начисления задолженности (признания доходов);
  • переоценка расчетов плательщиков по ущербу и иным доходам в иностранных валютах осуществляется на дату совершения операций по оплате (возврату) расчетов в соответствующей иностранной валюте;
  • положительные (отрицательные) курсовые разницы, возникшие при расчете рублевого эквивалента, относятся на увеличение (уменьшение) расчетов по доходам в иностранной валюте.

При этом также корректируется финансовый результат текущего финансового года от переоценки активов.

Корреспонденции счетов

В соответствии с п. 3 Инструкции № 157н бухгалтерский учет ведется методом начисления. Результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций. Таким образом, на счете 209 00 доходы (поступления) отражаются в момент возникновения требований к их плательщикам. Размер ущерба определяется профильной комиссией учреждения.

По общему правилу бюджетные и автономные учреждения отражают начисление любых доходов на счете 209 00 только по коду вида финансового обеспечения 2 «Приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)»

Приказом Минфина РФ от 27.12.2017 № 255н (далее – Приказ № 255н) в классификацию операций сектора государственного управления введены новые коды. Их следует применять с начала 2018 года. В связи с этим в рабочий план счетов необходимо ввести новые счета аналитического учета, соответствующие вновь введенным кодам КОСГУ. В статье рассмотрим порядок учета расчетов по доходам бюджетных и автономных учреждений спорта исходя из Приказа № 255н и проектов изменений в инструкциях № 174н, 183н (размещены на сайте www.regulation.gov.ru).

В бухгалтерском учете государственных (муниципальных) учреждений для расчетов по доходам используются следующие синтетические счета:

    0 205 00 000 «Расчеты по доходам» – на нем отражаются суммы доходов (поступлений), начисленные учреждением в момент появления требований к их плательщикам, возникающих в силу договоров, соглашений (в том числе суммы поступившей от плательщиков предварительной оплаты), а также при выполнении учреждением возложенных на него согласно законодательству РФ функций;

    0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» – он предназначен для учета расчетов по суммам выявленных недостач, хищений, порчи денежных средств и иных ценностей, других сумм причиненного ущерба имуществу учреждения, подлежащих возмещению виновными лицами в установленном законодательством РФ порядке, по суммам предварительной оплаты, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенным (не удержанным из заработной платы), по суммам задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, по суммам излишне произведенных выплат, по суммам принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ, при возникновении страховых случаев, по суммам ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации, а также по суммам компенсации расходов, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ.

Учет расчетов по доходам на счете 205 00 000

До начала действия Приказа № 255н синтетический счет 0 205 00 000 включал следующие аналитические счета:

    0 205 20 000 «Расчеты по доходам от собственности» (код 120 КОСГУ);

    0 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг» (код 130 КОСГУ);

    0 205 40 000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия» (код 140 КОСГУ);

    0 205 50 000 «Расчеты по поступлениям от бюджетов» (по соответствующим аналитическим счетам») (код 150 КОСГУ);

    0 205 70 000 «Расчеты по доходам от операций с активами» (по соответствующим аналитическим счетам») (код 170 КОСГУ);

    0 205 80 000 «Расчеты по прочим доходам» (код 180 КОСГУ).

С вступлением в силу Приказа № 255н коды 120, 130, 140, 180 КОСГУ стали группировочными и теперь включают в себя ряд новых подстатей КОСГУ.

Номер счета и его наименование (с учетом проектов приказов Минфина о внесении изменений в инструкции № 174н, 183н)

Доходы учреждений от собственности

121 «Доходы учреждений от операционной аренды»

0 205 21 000 «Расчеты с плательщиками доходов от операционной аренды»

122 «Доходы бюджетных учреждений от финансовой аренды»

0 205 22 000 «Расчеты по доходам от финансовой аренды»

124 «Проценты по депозитам, остаткам денежных средств»

0205 24 000 «Расчеты по доходам от процентов по депозитам, остаткам денежных средств»

129 «Иные доходы учреждений от собственности»

0205 29 000 «Расчеты по иным доходам от собственности»

Доходы бюджетных учреждений от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат

131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)»

0 205 31 000 «Расчеты с плательщиками по доходам от оказания платных услуг (работ)»

135 «Доходы бюджетных учреждений по условным арендным платежам»

0 205 35 000 «Расчеты по условным арендным платежам»

Прочие доходы

183 «Доходы от субсидии на иные цели»

0 205 83 000 «Расчеты по субсидиям на иные цели»

184 «Доходы от субсидии на осуществление капитальных вложений»

0 205 84 000 «Расчеты по субсидиям на осуществление капитальных вложений»

189 «Иные доходы»

0 205 89 000 «Расчеты по иным доходам»

К счету 0 205 00 000 в структуре рабочего плана счетов (в 15 – 17-м разрядах счета) применяются соответствующие коды подвида доходов согласно подразд. 4.1 классификации доходов бюджета.

Наиболее распространенные операции по начислению и поступлению доходов в бюджетных и автономных учреждениях спорта приведены в таблице.

Начислены доходы в сумме субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания

4 205 31 560 (000)

Начислены в форме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания по соглашениям о предоставлении субсидий (грантов) в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным)

4 205 31 560 (000)

Начислены доходы по предоставленной учреждению субсидии на иные цели в сумме подтвержденных отчетом расходов (основание – бухгалтерская справка (ф. 0504833))

5 205 83 560 (000)

Начислены доходы по предоставленным в порядке, установленном законодательством РФ, бюджетным инвестициям в сумме, подтвержденной отчетом

6 205 84 560 (000)

Начислены доходы от операционной аренды имущества, переданного арендаторам согласно заключенным договорам

2 205 21 560 (000)

Начислены доходы за выполненные работы, оказанные услуги, реализованные товары (в рамках видов приносящей доход деятельности учреждения, предусмотренных уставными документами)

2 205 31 560 (000)

Начислены заказчикам (в соответствии с долгосрочными договорами) суммы доходов будущих периодов за выполненные и сданные им отдельные этапы готовой продукции, работ, услуг

2 205 31 560 (000)

Начислены доходы от условных арендных платежей

0 205 35 560 (000)

Начислены иные доходы, в том числе полученные пожертвования (гранты), благотворительные (безвозмездные) перечисления

2 205 89 560 (000)

2 205 52 560 (000)

2 205 53 560 (000)

Отражено поступление доходов в рамках заключенных договоров (соглашений)

0 201 11 510 (000)

0 201 21 510 (000)

0 201 34 510 (000)

0 205 00 660 (000)

Отражено уменьшение расчетов с дебиторами по доходам прекращением встречного требования зачетом

2 205 00 660 (000)

Списана с балансового учета по доходам, признанная в соответствии с законодательством РФ нереальной к взысканию (не востребованной кредиторами по доходам)

Забалансовый счет 04

0 205 00 660 (000)

Таким образом, доходы, полученные в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и от оказания платных услуг (работ), предусмотренных уставом учреждения, учитываются на одном счете по коду 131 КОСГУ (ранее – по коду 130 КОСГУ); доходы, полученные в рамках операционной аренды, отражаются по коду 121 КОСГУ (ранее – по коду 120 КОСГУ). Учет остальных видов доходов теперь более детализирован. Так, доходы, относящиеся к компенсации расходов учреждения в рамках договора аренды, относятся к условным арендным платежам и учитываются отдельно.

При этом необходимо отметить, что операции автономных и бюджетных учреждений по НДС и налогу на прибыль организаций отражаются теперь по соответствующей подстатье КОСГУ (131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» или 189 «Иные доходы») в соответствии с решением учреждения, принятым в рамках его учетной политики.

Автономное учреждение спорта предоставило в аренду ледовый каток на период проведения спартакиады с 1 марта по 11 марта. В договоре аренды отдельно предусмотрены фиксированная арендная плата – 55 000 руб. и возмещение арендатором расходов на электроэнергию по фактическим показаниям счетчика. По окончании данного мероприятия последние расходы составили 2 700 руб.

В целях упрощения примера операции по внутреннему перемещению переданного в аренду имущества и начислению налога на прибыль не приводятся.

Согласно СГС «Аренда» данный объект учета относится к операционной аренде.

В бухгалтерском учете на основании актов оказанных услуг отражены расчеты с арендатором по арендной плате и условным арендным платежам.

Сумма, руб.

Отражена передача ледового катка арендатору

Забалансовый счет 25

Начислены предстоящие доходы от операционной аренды (в момент заключения договора аренды)

Отражено признание доходов текущего финансового года (на основании акта об оказании услуг)

Начислены условные арендные платежи (на основании акта о фактических расходах на электроэнергию)

Поступили от арендатора на лицевой счет денежные средства в виде арендного платежа

Забалансовый счет 17

Поступили от арендатора на лицевой счет денежные средства в виде условного арендного платежа

Забалансовый счет 17

Отражена передача ледового катка учреждению

Забалансовый счет 25

* В условной оценке.

Учет отдельных видов расчетов на счете 209 00 000

Данный синтетический счет применяется для формирования в денежном выражении информации о состоянии расчетов по суммам причиненного ущерба бюджетному или автономному учреждению, иным доходам и содержит следующие группы счетов:

    0 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат»;

    0 209 40 000 «Расчеты по штрафам, пеням, неустойкам, возмещениям ущерба»;

    0 209 70 000 «Расчеты по ущербу нефинансовым активам»;

    0 209 80 000 «Расчеты по иным доходам».

До вступления в силу Приказа № 255н аналитические счета применяли только к счетам 0 209 70 000, 0 209 80 000. Теперь необходимо использовать новую аналитику и к счетам 0 209 30 000, 0 209 40 000.

Приведем в таблице новые коды КОСГУ и соответствующие им аналитические счета, применяемые при расчетах по ущербу и иным доходам в деятельности бюджетных и автономных учреждений спорта.

Код КОСГУ (в редакции Приказа № 255н)

Номер счета и его наименование (с учетом проектов приказов Минфина о внесении изменений в инструкции 174н, 183н)

Доходы от компенсации затрат

134 «Доходы от компенсации затрат»

0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат»

Штрафы, пени, неустойки, возмещение ущерба

141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках»

0 209 41 000 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)»

143 «Страховые возмещения»

0 209 43 000 «Расчеты по доходам от страховых возмещений»

144 «Возмещение ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)»

0 209 44 000 «Расчеты по доходам от возмещения ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)»

145 «Прочие доходы от сумм принудительного изъятия»

0 209 45 000 «Расчеты по доходам от прочих сумм принудительного изъятия»

Прочие доходы

189 «Иные доходы»

0 209 89 000 «Расчеты по иным доходам»*

* Ранее для учета иных доходов применялся счет 0 209 83 000.

В структуре рабочего плана счетов к счету 0 209 00 000 (в 15 – 17-м разрядах счета) применяются соответствующие коды подвида доходов согласно подразд. 4.1 классификации доходов бюджета.

Операции по начислению доходов

Отражена сумма задолженности работника по излишне выплаченной ему сумме оплаты труда (не удержанной из заработной платы) в случае оспаривания работником оснований и размеров удержаний

0 209 34 560 (000)

Начислена сумма задолженности бывшего работника перед учреждением за неотработанные дни отпуска при увольнении его до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск

0 209 34 560 (000)

Отражена сумма задолженности перед учреждением, подлежащая возмещению по решению суда, в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, судебных издержек)

0 209 34 560 (000)

Начислена сумма ущерба в виде процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо необоснованного получения или сбережения

0 209 45 560 (000)

Отражена сумма задолженности по возмещению ущерба имуществу в соответствии с законодательством РФ при возникновении страховых случаев

0 209 43 560 (000)

Отражена задолженность по штрафам, пеням, неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, по иным санкциям

2 209 41 560 (000)

Начислена задолженность в сумме требований по компенсации затрат к получателям авансовых платежей (подотчетных сумм) по произведенной предварительной оплате в рамках договоров (соглашений), а также по иным основаниям согласно законодательству РФ, не возвращенной контрагентом в случае расторжения договора (соглашения), в том числе по результатам претензионной работы (решению суда)

0 209 34 560 (000)

0 206 00 660 (000)

0 208 00 660 (000)

Отражена сумма задолженности по компенсации расходов, понесенных учреждением в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ

0 209 34 560 (000)

Операции по поступлению, зачету и списанию доходов

Поступили средства от виновных лиц в возмещение причиненного учреждению ущерба, а также по иным доходам

0 201 11 510 (000)

0 201 21 510 (000)

0 201 34 510 (000)

0 209 00 660 (000)

Возмещен ущерб виновным лицом из заработной платы (иных выплат) на сумму удержаний, произведенных в порядке, предусмотренном законодательством РФ

0 304 03 830 (000)

0 209 00 660 (000)

Списана с баланса сумма ущерба в связи с неустановлением виновных лиц (с ее уточнением решениями судов)

0 209 00 660 (000)

Списана с баланса сумма ущерба в связи с приостановлением согласно законодательству РФ предварительного следствия, уголовного дела или принудительного взыскания, а также в связи с признанием виновного лица неплатежеспособным

Забалансовый счет 04

0 209 00 660 (000)

Уменьшены расчеты с дебиторами по доходам прекращением встречного требования зачетом при принятии решения об удержании суммы начисленных штрафных санкций путем выплаты исполнителю договора (контракта) суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов):

в части обязательств по договору (контракту), принятых за счет приносящей доход деятельности

2 302 00 830 (000)

2 209 41 660 (000)

в части обязательств по договору (контракту), принятых за счет иных источников финансового обеспечения

2 304 06 830 (000)

2 209 41 660 (000)

В бюджетном учреждении спорта работнику, впервые заключившему , выдан бланк трудовой книжки за плату (в размере расходов на его приобретение). Стоимость бланка трудовой книжки удержана из зарплаты работника по его заявлению. Выплата зарплаты осуществляется за счет субсидии на выполнение госзадания.

Учетной политикой учреждения предусмотрено начислять НДС и налог на прибыль организаций по коду 131 КОСГУ.

При выдаче работнику трудовой книжки или вкладыша в нее работодатель взимает с работника плату, размер которой определяется исходя из расходов на их приобретение (п. 46 – 47 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225).

Оплата, взимаемая работодателем при выдаче работнику трудовой книжки или вкладыша в нее, подлежит учету при определении базы по налогу на прибыль организаций и НДС (Письмо ФНС РФ от 23.06.2015 № ГД-4-3/10833@).

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения данные операции отражаются следующим образом:

Отражена задолженность за работником в сумме компенсации стоимости бланка трудовой книжки

Начислен НДС

Начислен налог на прибыль организаций

Удержана из зарплаты работника сумма компенсации стоимости бланка трудовой книжки

Отражен перевод суммы удержания с КВФО 4 на КВФО 2 в погашение задолженности

Погашена задолженность работника по компенсации расходов на приобретение бланка трудовой книжки

Автономное учреждение спорта заключило договор на поставку спортивного инвентаря на сумму 500 000 руб. Оплата по договору осуществляется за счет средств целевой субсидии. Поставка инвентаря произведена с нарушением срока, предусмотренного договором. В связи с этим поставщику предъявлено требование об уплате неустойки в размере 25 000 руб.

В бухгалтерском учете операций по доходам они отражены следующим образом:

Автомобилю бюджетного учреждения спорта в результате ДТП причинен ущерб. Потерпевшей стороной признано учреждение. В соответствии с договором обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) транспортных средств страховщик перечислил страховое возмещение на лицевой счет учреждения.

Учетной политикой учреждения предусмотрено отражать начисление и уплату налога на прибыль организаций по коду 131 КОСГУ.

Сумма страхового возмещения подлежит учету для целей исчисления налога на прибыль организаций в составе внереализационных доходов на основании ст. 250 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 10.11.2017 № 03-03-06/3/74209).

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения отражены следующие операции:

В заключение обобщим вышесказанное. С вступлением в силу Приказа № 255н доходы бюджетных и автономных учреждений детализированы новыми кодами КОСГУ. Согласно этим изменениям в рабочем плане счетов необходимо предусмотреть новые аналитические счета к счетам 0 205 00 000, 0 209 00 000. Причем данные изменения нужно применять с начала 2018 года. В статье мы привели новые коды КОСГУ по доходам, соответствующие им счета аналитического учета, применяемые в бюджетных и автономных учреждениях, а также на примерах рассмотрели порядок учета отдельных операций по доходам на основе подготовленных проектов приказов Минфина о внесении изменений в инструкции № 174н, 183н.