16.03.2024

Кудеяр территория вкусной еды. Из истории земли Тульской. Разбойник Кудеяр. Легенда о Кудеяровой пещере и её сокровищах


Несметные клады разбойника Кудеяра

В один из погожих апрельских дней 1881 года в Петербурге, на Литейном проспекте, над дверью ювелирной лавки брякнул колокольчик.
Полноватый хозяин лавки, с седой бородкой клинышком, вышел навстречу посетителю.
В дверях стоял черноусый плотный человек, явно провинциал, с небольшим свертком в руках.
— Что вам угодно? — поинтересовался ювелир.
— Я слышал, вы покупаете старинные драгоценности, — неуверенно проговорил вошедший.
— Вы хотите мне что-то предложить?
— Да… Вот, извольте взглянуть.
Посетитель положил сверток на прилавок и развернул его. Ювелир ахнул. На прилавке лежали массивный чеканный золотой ковш старинной работы, украшенный самоцветными камнями, и несколько золотых и серебряных перстней с эмалью, рубинами и бирюзой.
— Это же очень древние вещи, — полувопросительно-полуутвердительно произнес ювелир, взглянув на посетителя поверх стекол пенсне.
— Да. Это вещи из клада, который нашли на моей земле. Я помещик, из Курской губернии, у меня там небольшая дача двести десятин с лишком. Говорят, это золото Кудеяра…
Золото Кудеяра… Воистину, из всех легенд о «зачарованных кладах» это самая большая загадка, неразрешенная до сих пор. Здесь неясно все. Кто такой Кудеяр? Когда и где он жил? Сколько у него было сокровищ и где они?
Где и как окончил он свою разбойную жизнь? Нет ни одного достоверного свидетельства, ни одного достоверного документа, ничего нет.
Только легенды и многочисленные, рассеянные от Днепра до Волги Кудеяровы «городки», овраги, курганы, камни, леса, урочища… И — клады.
Клады, полные несметных сокровищ, которые до сих пор таятся где-то на всем пространстве бывшего Дикого поля…
Жили двенадцать разбойников,
Жил Кудеяр-атаман.
Много разбойники пролили
Крови честных христиан.
Разбойник Кудеяр принадлежит к одним из самых популярных персонажей фольклора. Легенды о нем записаны во всех южных и центральных губерниях России — от Смоленской до Саратовской:
«А то еще был Кудеяр — этот где-где не разбойничал! И в Калуге, и в Туле, и к Рязани приходил, и к Ельцу, и к Воронежу, и к Смоленску — везде побывал, везде свои станы расставлял и много кладов позарыл в землю, да все с проклятиями: страшный колдун был. И какою поганой силой владел: раскинет на берегу речки, озера, так, какого ручья, раскинет полушубок или свиту и ляжет спать; одним глазом спит, другим сторожит: нет ли погони где; правый глаз заснул — левый сторожит, а там — левый спит, правый сторожит — так вперемену; а как завидит где сыщиков, вскочит на ноги, бросит на воду полушубок, на чем спал, и станет тот полушубок не полушубок, а лодка с веслами; сядет Кудеяр в ту лодку — поминай как звали…
Так и издох своей смертью — никак изловить его не могли, как там ни старались.»
Это только одно из кратких жизнеописаний Кудеяра, бытовавших в народной среде. Какой же реальный исторический персонаж скрывается за этим именем? На этот счет уже высказано множество гипотез, но, увы, ни одна из них не проливает свет на тайну Кудеяра.
Когда жил Кудеяр? Здесь мнения, в основном, совпадают: в середине XVI века. Он был современником Ивана Грозного. Это отчасти подтверждается документами. Так, в 1640 году, в ответ на запрос из Москвы тульский воевода писал, что ему про Кудеяра «сказывали давно старые люди, лет с сорок назад.» О чем говорят предания…
Большинство историков согласны и с тем, что имя Кудеяр (Худояр) — татарского происхождения.
У Карамзина упоминается крымский мурза Кудояр, который в 1509 году очень грубо обошелся с русским послом Морозовым, назвав его «холопом». С тем же именем известны послы крымский и астраханский. Но, как нередко бывало в прошлом, от татар это имя могло быть усвоено и русскими.
Многие легенды прямо называют Кудеяра татарином. По преданиям, записанным в Саратовской и Воронежской губерниях, Кудеяр был татарином, знавшим русский язык, человеком огромного роста.
Он был баскаком — ханским сборщиком податей. Разграбив подмосковные селения и с большим богатством возвращаясь в Орду, в Саратовские степи, Кудеяр по дороге решил скрыть от хана взятую дань и поселился в Воронежских землях, где стал промышлять разбоем. Здесь он женился на русской девушке — редкой красавице, которую увез силой.
В Рязанской и некоторых местностях Воронежской губернии рассказывали, что Кудеяр — опальный опричник, который отбивал скот у местных жителей, грабил и убивал московских купцов. А в Севском уезде Орловской губернии Кудеяра вообще считали не человеком, а нечистым духом-«кладовиком», который стережет заговоренные клады.
В исторических документах, относящихся к временам Ивана Грозного, упоминается сын боярский из города Белева Кудеяр Тишенков — изменник, перебежавший к крымскому хану и помогавший ему овладеть в 1571 году Москвой.
Затем Кудеяр Тишенков ушел с татарами в Крым. Беседуя с крымским послом два года спустя, Иван Грозный сетовал на то, что хану удалось взять Москву с помощью бояр-изменников и «разбойника Кудеяра Тишенкова», который навел татар на Москву. Однако ничто не свидетельствует о том, что Кудеяр Тишенков и является тем самым легендарным разбойником Кудеяром.
Весьма популярна увлекательная гипотеза о том, что Кудеяр — не кто иной, как старший брат Ивана Грозного, претендент на русский престол. Основанием для подобных утверждений послужили следующие исторические события.
Первая жена великого князя Василия Ивановича, отца Ивана Грозного, Соломония Сабурова была бездетна. После долгих ожиданий стало ясно, что наследников у князя не будет. Тогда Соломония Сабурова, в нарушение всех церковных канонов, была насильно пострижена в монастырь, а князь вторично женился на Елене Глинской, которая родила ему двух сыновей — Ивана и Георгия (Юрия).
Меж тем у монахини Соломонии Сабуровой, заточенной в монастыре… тоже родился сын! Новорожденный вскоре умер и был погребен в Суздальском Покровском монастыре. Однако раскопки его могилы в 1934 году показали, что похоронена была кукла в одежде мальчика. Существует предположение, что ребенка скрыли, опасаясь убийц, подсылаемых второй женой — Еленой Глинской, и тайно переправили к крымскому хану. Там он вырос, и под татарским именем Кудеяр явился на Русь как претендент на престол. Не добившись успеха, Кудеяр занялся разбоем.
Как можно заметить, почти все перечисленные гипотезы связывают Кудеяра с Крымским ханством. А места, где, по преданиям, разбойничал Кудеяр, несмотря на свою географическую разбросанность, объединены одним общим признаком: здесь проходили древние торговые и посольские пути из Крыма в Московскую Русь. На этих дорогах разбойники выслеживали богатую добычу, а затем прятали ее в потайных местах, около своих станов и городищ.
Кудеяровых городков, где, по преданию, зарыты разбойничьи клады, известно в Южной России около сотни. Особенно много таких городков находилось в пределах Воронежской губернии. Так, в Шиповом лесу у села Ливенки в Павловском уезде, находились остатки «логова» Кудеяра, включавшего дом, кладовые и конюшни. С этим местом связано множество легенд о разбойных делах страшного атамана.
На укромное место, под названием Кудеяров Лог, указывали в Задонском уезде — оно находится в шести верстах от села Белоколодского, по дороге на Липецк. Этот глубокий овраг окружен крутыми, почти отвесными склонами, что делало его надежным убежищем.
Явно сделанное человеческими руками насыпное городище, под названием Кудеяров Притон, было известно в Бобровском уезде. Городище в виде большого четырехугольника, окопанного валами и рвом, со всех сторон окружено болотами и кустарником. Здесь, как говорят легенды, находилась первая ставка Кудеяра.
В Липецкой области, на Дону, напротив села Долгого, возвышается гора, именуемая Черным Яром, или Городком. На ней лежит очень большой камень синеватого цвета. По преданию, здесь находилась Кудеярова крепость. Лежащий на горе камень считали заколдованной, окаменевшей лошадью Кудеяра, получившую синеватый цвет оттого, что она была опалена огнем. Рассказывают, что Кудеяр вместе со своими соратниками Болдырем и разбойницей Анной, укрываясь в донских лесах, грабил караваны купцов, шедших вниз по Дону. Заинтересованные в безопасности пути донские казаки ополчились против Кудеяра. Сначала они разгромили ставки Болдыря и Анны, затем добрались до пристанища Кудеяра.
Долго осаждали они крепость Кудеяра, затем догадались обложить ее хворостом и поджечь со всех сторон. Тогда Кудеяр зарыл все свои сокровища в землю, поставил над ними свою любимую лошадь, обратив ее в камень, чтобы она не сгорела, а сам бежал в лес. Но казаки погнались за ним, хитростью взяли в плен, сковали и бросили с Черного Яра в Дон.
Неподалеку, в бывшем Пронском уезде, близ сел Чулково и Абакумово, находится урочище Каменные Крестцы. По преданию, здесь располагалась одна из главных ставок Кудеяра. Рассказывают, что в XVIII веке тут нашли камень с именем Кудеяра.
На реке Неруч в Орловской губернии, в трех верстах от села Затишье, есть две «ямы Кудеяра» — по три сажени глубиной, соединенные подземным ходом с рекой Неруч. Здесь, как рассказывают, скрывался Кудеяр. Множество кладов Кудеяра связано с Брянскими лесами и вообще со всей лесной частью бывшей Орловской губернии.
Кудеярово Городище
В Тульской и Калужской губерниях легенды повествуют о кладах Кудеяра, зарытых в различных «колодцах», «верхах», «ярах», а кое-где сохранялись и «кладовые записи» на Кудеяровы клады.
Одной из таких записей в конце прошлого века владел монах Оптиной Пустыни, после смерти которого рукопись попала в монастырскую библиотеку. В ней содержались обширные сведения о кладах, зарытых Кудеяром в окрестностях Козельска и Лихвина (ныне Чекалин).
В качестве одного из мест, где спрятаны клады Кудеяра, рукопись называла Чертово Городище, или Шутову Гору, что в 18 верстах от монастыря Оптина Пустынь, неподалеку от старинной дороги из Козельска в Лихвин, на которой так удобно было грабить проезжающих купцов.
…На заросшем лесом высоком бугре, господствующем над окружающей местностью, почти на самой его вершине тремя отвесными стенами поднимается из земли громадная глыба сероватого песчаника, изборожденная трещинами и поросшая мхом. Из-за этих четких граней Чертово Городище иногда называли еще Гранный Холм. Четвертая сторона Городища, полуразрушенная временем и заросшая травой, почти сравнялась с площадкой на вершине бугра, образуя «двор».
По преданию, здесь находился «замок» Кудеяра, построенный для него нечистой силой. Будто бы за одну ночь бесы соорудили на площадке Городища двухэтажный каменный дом, ворота, выкопали пруд… Однако постройку закончить до рассвета не успели — прокричал петух, и нечистая сила разбежалась. И, по рассказам свидетелей, еще долгое время спустя, вплоть до начала XIX века, на Городище можно было видеть недостроенное здание — «памятник бесовской архитектуры», которое затем начало быстро разрушаться.
Следы выкопанного «бесами» пруда заметны были еще в 80-х годах прошлого века; многочисленные каменные обломки, разбросанные вокруг Городища, свидетельствовали как будто бы о каких-то постройках, некогда бывших здесь.
А на одном из камней, лежавших у подножия Городища, еще сто лет назад явственно был виден след «лапы» нечистого. В толще песчаника, из которого сложено Городище, скрывается несколько пещер. В главной пещере, называемой «входом в нижний этаж», могло свободно разместиться несколько человек. Из нее два узких лаза уходят в глубь горы…
Рассказывают, что строившая замок нечистая сила сберегает теперь зарытые на Городище, в окрестных оврагах и лесных урочищах клады Кудеяра. А но ночам на Городище появляется привидение дочери Кудеяра Любуши, проклятой отцом и навеки заточенной в недрах Чертова Городища. Будто выходит она на гору, садится на камни и плачет, просит: «Тяжко мне! Дайте мне крест!» В прежние времена монахи Оптиной Пустыни дважды устанавливали на Городище крест. Неподалеку от Городища находится Кудеяров колодезь, в котором укрыты, по преданию, «12 бочек золота».
Очень интересны свидетельства о Кудеяровом Городке на горе Богатырке (Крутце), что в Саратовской губернии. Здесь, в развалинах землянки, в которой, по преданию, жил Кудеяр, были найдены человеческие кости, кинжалы, наконечники пик, бердыши, фрагменты кольчуг, татарские монеты, кольца, перстни и т. д. Подобные находки неизменно будили интерес к легендарным кладам Кудеяра, и охотников найти их было великое множество…
Особенный интерес вызывало у кладоискателей Кудеярово Городище, расположенное в дебрях Усманского леса. Оно окружено высоким валом со следами ворот и окопано широким рвом. Когда-то, в 40-х годах прошлого века, одной из крестьянок села Студенки посчастливилось найти здесь массивный золотой старинный перстень.
С той поры каждую весну в Усманский лес регулярно устремлялись полчища кладоискателей со всех окрестных мест, изрывших лес ямами и траншеями. Говорили, что сокровища укрыты на дне находящегося поблизости Чистого озера. Один помещик даже пытался спустить озеро через специально прорытый канал, но дело не пошло. Много было разговоров о будто бы найденном в лесу сундуке, который «ушел в землю», находили и всякую мелочь, но вот главные сокровища Кудеяра так до сих пор не обнаружены.
А вот в других местах кладоискателям везло больше. Нельзя сказать, чтобы находки кладов были массовыми, но известны, по крайней мере, четыре случая, когда клады серебряных монет и немногочисленных золотых предметов были найдены именно в Кудеяровых урочищах.
Принадлежали ли эти клады легендарному разбойнику? Неизвестно. Да и вообще трудно поверить, что один человек мог «населить собой» огромные пространства степи. Давно уже высказывается мнение, что под именем Кудеяра могло скрываться несколько разных людей — как под именами царевича Дмитрия или Петра III. А может быть, из личного имени какого-нибудь особо дерзкого русского или татарского разбойника имя Кудеяр превратилось в нарицательное имя всякого предводителя разбойничьей шайки и стало синонимом слова «разбойник»?
Поэтому так разнятся версии о происхождении, жизни и смерти Кудеяра. Поэтому так много у нас кудеяров — уж в чем-в чем, а в разбойниках на Руси испокон веку недостатка не было. И уже в конце XVIII столетия начали слагаться легенды о том, как «в старые-старые годы в Спасских местах проживали семь братьев-кудеяров…»

Разбойник Кудеяр -- один из самых популярных персонажей фольклора.

Легенды о нем записаны во всех южных и центральных губерниях России — от Смоленской до Саратовской:

«А то еще был Кудеяр — этот где-где не разбойничал! И в Калуге, и в Туле, и к Рязани приходил, и к Ельцу, и к Воронежу, и к Смоленску — везде побывал, везде свои станы расставлял и много кладов позарыл в землю, да все с проклятиями: страшный колдун был. И какою поганой силой владел: раскинет на берегу речки, озера, так, какого ручья, раскинет полушубок или свиту и ляжет спать; одним глазом спит, другим сторожит: нет ли погони где; правый глаз заснул — левый сторожит, а там — левый спит, правый сторожит — так вперемену; а как завидит где сыщиков, вскочит на ноги, бросит на воду полушубок, на чем спал, и станет тот полушубок не полушубок, а лодка с веслами; сядет Кудеяр в ту лодку — поминай как звали...

Так и издох своей смертью — никак изловить его не могли, как там ни старались.»

Это только одно из кратких жизнеописаний Кудеяра, бытовавших в народной среде. Какой же реальный исторический персонаж скрывается за этим именем? На этот счет уже высказано множество гипотез, но, увы, ни одна из них не проливает свет на тайну Кудеяра.

Когда жил Кудеяр? Здесь мнения, в основном, совпадают: в середине XVI века. Он был современником Ивана Грозного. Это отчасти подтверждается документами. Так, в 1640 году, в ответ на запрос из Москвы тульский воевода писал, что ему про Кудеяра «сказывали давно старые люди, лет с сорок назад.»

Кто такой Кудеяр?

Большинство историков согласны и с тем, что имя Кудеяр (Худояр) — татарского происхождения: Кудеяр (тюрк. перс. Xudāyār «возлюбленный Богом»). Но ряд исследователей не согласны с тюркским происхождением имени Кудеяр и указывают на то, что имя Кудеяр было достаточно распространено в Западной и Центральной Руси и означало «сильнейший из чародеев».

  • Согласно распространенной легенде, Кудеяр — сын Василия III и его жены Соломонии, рожденный уже после того, как она была сослана в монастырь за неплодие. Таким образом, он оказывается старшим братом Ивана Грозного и его настоящее имя — князь Георгий Васильевич. Её силой заточили в монастырь под именем Софьи, для того чтобы Василий III смог жениться на Елене Глинской. Соломония родила Кудеяра в монастыре и его вывезли в Керженские леса и тайно воспитывали в лесных скитах.
  • Согласно другой легенде, Кудеяр — сын Жигмонда Батори, рождённый ещё до того, как его родственник Стефан Батори (Жигмонд приходился Стефану племянником) стал королём польского государства. Поссорившись с отцом, который к тому времени уже был стар, он бежал к казакам на Днепр. Затем он переходит на службу к русскому царю. Таким образом, он оказывается среди опричников Грозного Царя Ивана Грозного и его настоящее имя — князь Габор-Георгий в русском варианте Сигизмундович.
  • Ещё одна версия гласит, что им мог быть Кудеяр Тишенков (XVI в.) — сын боярский, родом из г. Белева. Современник Ивана Грозного. В мае 1571 года показал ордам крымского хана Девлета I Гирея пути подхода к Москве. Отступая вместе с крымскими татарами, покинул пределы московского государства и остался в Крыму. Затем упоминается в письмах пленного Василия Грязного из Крыма к царю. Через некоторое время Тишенков обращается к Ивану IV с просьбой о помиловании и разрешении вернуться в Москву. Разрешение было дано. Дальше следы исторического Кудеяра Тишенкова теряются. Никаких свидетельств, что разбойник Кудеяр, живший примерно в ту же эпоху и, как рассказывают, также родом из Белева, и Тишенков — один и тот же человек, нет. О том, что Кудеяр принадлежал к их семейству, рассказывали также в курском роду Марковых.
  • По упомянутой ранее версии, Кудеяр принадлежал к роду Батори, был отправлен к казакам на Днепр, служил затем Ивану IV опричником, а после царской опалы бежал и разбойничал, имея лагерь у села Божедаровка, современный Щорск.

Так как область распространения легенд очень широка, исследователи предлагают версию, согласно которой имя Кудеяра могло стать нарицательным, и им пользовалось несколько атаманов.

В числе соратников Кудеяра называют разбойницу Анну, Болдыря и проклятую им дочь Любашу (её призрак показывался неподалеку от Оптиной пустыни).

Могилу его помещают недалеко от Тулы за Косой горой или в одном из курганов Саратовской губернии (по поволжским легендам).

Легенда о Кудеяровой пещере и её сокровищах

Очень часто встречаются рассказы о многочисленных кладах, спрятанных разбойником, которые активно разыскивались в XIX в. по подложным письмам и описям. Таких Кудеяровых городков, где, по преданию, зарыты разбойничьи клады, известно в Южной России около сотни. Особенно много этих мест находилось в пределах Воронежской губернии. В Брянских лесах называли места, где скрыты клады, закопанные Кудеяром. Говорили, что над камнями, прикрывающими эти сокровища, вспыхивают огоньки, а два раза в неделю в 12 часов слышен жалобный плач ребёнка.

Вот одна из легенд о кладе Кудеяра.

Собрал Кудеяр молодцов и с ними грабил купцов и бояр. Скопили они казну богатую: много золота, бочки серебра и камней самоцветов. Часть богатства он раздавал бедным, другую складывал в пещеру. Жил Кудеяр в своей горе, внутри которой были богато убранные помещения и хранились сокровища, добытые при набегах. Перед горою текла быстрая и светлая речка Соколка, кругом же поднимались горы, покрытые, как и Кудеярова, - густым старым лесом, тянувшимся далеко на север и на юг. Рядом с Кудеяровой поднимается Караульная гора - высокий конус, поросший в то время соснами.

Становище Кудеяровых войск было окопано рвом и валом. На Караульной горе Кудеяр ставил своих часовых. В конце дола Соколки, в нынешнем урочище "Пушки" были кузницы Кудеяра, где изготовлялись оружие и ружья. Когда Кудеяр уходил в набег со своим войском, то запирал свое подземелье огромными замками, с поросенка величиной, вход же заваливал так, что никто не мог отыскать его.

Свои сокровища Кудеяр хранил в кладовых внутри горы за железными дверями. Внутрь горы вел узкий, извилистый и невысокий подземный ход от середины довольно крутой стороны горы, тянувшийся внутрь саженей на 100. Чтобы в горе воздух был легкий, и чтобы в ней можно было разводить огонь, пробили сверху горы трубу, саженей в 30 длины, которую обложили камнем.

У него был товарищ Сим или Симон; однажды они поспорили о силе и ловкости своих коней, порешили для опыта перескочить с Меркуловой горы на Кудеярову через Майров дол, где течет Соколка. Кудеяр на своем коне перескочил, но Сим оборвался и упал в долище. В том месте, где он провалился под землю с конем, ударил родник, носящий до сих пор его имя.

Ни с того, ни с сего захворала жена Кудеяра, любимая Настя, и в одночасье померла. Похоронили ее в дубовом гробу, нарядили в парчу и бархат с жемчугами и самоцветами, зарыв с ней вместе в могилу все уборы и драгоценности, принадлежавшие покойнице, и насыпали над нею курган.

Похоронил Кудеяр сразу и друга верного и жену любимую, постыл ему белый свет. Вспомнил Кудеяр, что он христианин и дал обет - грехи тяжкие замаливать. Всех молодцов своих отпустил и остался один. Завалил все ходы в свое подземное жилье и один под горою стал жить, свои и людские грехи перед господом замаливать.

Считается, что Кудеяр жив до сих пор и сторожит свои сокровища в Кудеяровой горе в землянке. Днем эта землянка невидима, ночью же влетает туда огромная птица и долбит голову Кудеяра до мозга, улетая к рассвету. Он обречен уже века два сторожить свои сокровища в горе и несет кару божью за разбой. В землянке лежит краюха хлеба, которая никогда не убывает.

По другим сведениям, на все свои клады Кудеяр положил зарок на 200 лет. Срок этот уже прошел. Рыть должны рабочие в нечетном числе. Золотой ключ от железных дверей лежит в Симовом роднике, и достать его может лишь тот, кто вычерпает этот родник или почерпнет воды из Ужиного озера. Где оно, Ужиное озеро, никто не знает.

Народная песня

БЫЛО ДВЕНАДЦАТЬ РАЗБОЙНИКОВ

Слова Н. А. Некрасова

Исполняет Ф.Шаляпин в хоровом сопровождении (запись 1932 года):

Было двенадцать разбойников,
Был Кудеяр атаман.
Много разбойники пролили
Крови честных христиан!

Господу Богу помолимся,
древнюю быль возвестим!
инок честной Питирим.

Много добра понаграбили,
Жили в дремучем лесу.
Сам Кудеяр, из-под Киева
Вывез девицу красу.

Господу Богу помолимся,
древнюю быль возвестим!
Так в Соловках нам рассказывал
инок честной Питирим.

Днём с полюбовницей тешился,
Ночью набеги творил.
Вдруг у разбойника лютого
Совесть Господь пробудил.

Господу Богу помолимся,
древнюю быль возвестим!
Так в Соловках нам рассказывал
инок честной Питирим.

Бросил своих он товарищей,
Бросил набеги творить;
Сам Кудеяр в монастырь ушёл
Богу и людям служить!

Господу Богу помолимся,
древнюю быль возвестим!
Так в Соловках нам рассказывал
сам Кудеяр - Питирим!

Песенная обработка сказа «О двух великих грешниках» (1876) из неоконченной поэмы Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877) (сказ приведен в конце страницы). Сказ основан на фольклорных легендах о Кудеяре-атамане. Смысл стихотворения Некрасова и первоначальной легенды в песне не сохранен. И в легенде, и у Некрасова герой выступает как народный мститель: бросив разбой, он становится паломником и отшельником, живет в лесу один (а не уходит в монастырь), но молитвы ему не помогают. Искупление грехов приходит, как только Кудеяр своим старым разбойничьим ножом убивает помещика, который «мучит, пытает и вешает холопов». Также в некрасовском оригинале нигде нет упоминания о том, что инок Питирим и Кудеяр - одно лицо. Вероятно, что данная песня - не стихийная народная обработка, а результат деятельности какого-то автора из церковной среды.

Легенды о Кудеяре-атамане связаны с районом Волги. В Жигулевских горах есть Кудеярова гора, а также иные названия, доставшиеся в память о волжских разбойниках - село Отважное, село Обшаровка, Молодецкий курган, Воеводино урочище, Воровское городище и др. Но вообще, легенда о двух великих грешниках - очень распространенная у разных народов, особенно она популярна у восточных славян; в данном случае герой назван Кудеяром, но это не обязательно. Вместо помещика может выступать надзиратель, купец, поп и т. д. Чаще всего для прощения грехов бывший разбойник должен поливать обгорелую головешку, пока она не прорастет (у Некрасова герой режет дуб), но затем герой встречает и убивает еще большего грешника, мучителя народа, и головешка прорастает сама.

ВАРИАНТ 1

Было двенадцать разбойников

Слова Н. А. Некрасова (в нар. обработке)

«Господу Богу помолимся!
Древнюю быль возвестим», -
Так в Соловках нам рассказывал
Инок честной Питирим.

Было двенадцать разбойников,
Был Кудеяр-атаман.
Много разбойнички пролили
Крови честных христиан.

Много богатства награбили,
Жили в дремучем лесу.
Сам Кудеяр из-под Киева
Вывез девицу-красу.

Днем с полюбовницей тешился,
Ночью набеги творил.
Вдруг у разбойника лютого
Совесть Господь пробудил.

Бросил своих он товарищей,
Бросил набеги творить.
Сам в монастырь пошел он
Богу и людям служить.

«Господу Богу помолимся!
Древнюю быль возвестим», -
Так в Соловках нам рассказывал
Сам Кудеяр-Питирим.

ВАРИАНТ 2

Жили двенадцать разбойников

Жанна Бичевская - "Баллада о двенадцати разбойниках"

Жили двенадцать разбойников,
Жил Кудеяр атаман.
Много разбойники пролили
Крови честных христиан!
Много разбойники пролили
Крови честных христиан!

Много богатства награбили,
Жили в дремучем лесу.
Вождь Кудеяр из-под Киева
Выкрал девицу-красу.

Днём он с любовницей тешился,
Ночью набеги творил.
Вдруг у разбойника лютого
Совесть Господь пробудил.

Бросил своих он товарищей,
Бросил набеги творить.
Сам Кудеяр в монастырь ушёл
Богу и людям служить!

Господу Богу он молится,
Будет ему он служить.
За Кудеяра мы будем все
Господа благодарить.
За Кудеяра мы будем все
Господа благодарить.

Расшифровка фонограммы Жанны Бичевской, альбом «Старые русские народные деревенские и городские песни и баллады», Часть 2, ZeKo Records, 1996 (запись 1994 г.)

ОРИГИНАЛЬНОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ

О двух великих грешниках
<Из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»>

Н. А. Некрасов

Господу богу помолимся,
Древнюю быль возвестим,
Мне в Соловках ее сказывал
Инок, отец Питирим.

Было двенадцать разбойников,
Был Кудеяр-атаман,
Много разбойники пролили
Крови честных христиан,

Много богатства награбили,
Жили в дремучем лесу,
Вождь Кудеяр из-под Киева
Вывез девицу-красу.

Днем с полюбовницей тешился,
Ночью набеги творил,
Вдруг у разбойника лютого
Совесть господь пробудил.

Сон отлетел; опротивели
Пьянство, убийство, грабеж,
Тени убитых являются,
Целая рать - не сочтешь!

Долго боролся, противился
Господу зверь-человек,
Голову снес полюбовнице
И есаула засек.

Совесть злодея осилила,
Шайку свою распустил,
Роздал на церкви имущество,
Нож под ракитой зарыл.

И прегрешенья отмаливать
К гробу господню идет,
Странствует, молится, кается,
Легче ему не стает.

Старцем, в одежде монашеской,
Грешник вернулся домой,
Жил под навесом старейшего
Дуба, в трущобе лесной.

Денно и нощно всевышнего
Молит: грехи отпусти!
Тело предай истязанию,
Дай только душу спасти!

Сжалился бог и к спасению
Схимнику путь указал:
Старцу в молитвенном бдении
Некий угодник предстал,

Рек: «Не без божьего промысла
Выбрал ты дуб вековой,
Тем же ножом, что разбойничал,
Срежь его, той же рукой!

Будет работа великая,
Будет награда за труд,
Только что рухнется дерево -
Цепи греха упадут».

Смерил отшельник страшилище:
Дуб - три обхвата кругом!
Стал на работу с молитвою,
Режет булатным ножом,

Режет упругое дерево,
Господу славу поет,
Годы идут - продвигается
Медленно дело вперед.

Что с великаном поделает
Хилый, больной человек?
Нужны тут силы железные,
Нужен не старческий век!

В сердце сомнение крадется,
Режет и слышит слова:
«Эй, старина, что ты делаешь?»
Перекрестился сперва,

Глянул - и пана Глуховского
Видит на борзом коне,
Пана богатого, знатного,
Первого в той стороне.

Много жестокого, страшного
Старец о пане слыхал
И в поучение грешнику
Тайну свою рассказал.

Пан усмехнулся: «Спасения
Я уж не чаю давно,
В мире я чту только женщину,
Золото, честь и вино.

Жить надо, старче, по-моему:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю,
А поглядел бы, как сплю!»

Чудо с отшельником сталося:
Бешеный гнев ощутил,
Бросился к пану Глуховскому,
Нож ему в сердце вонзил!

Только что пан окровавленный
Пал головой на седло,
Рухнуло древо громадное,
Эхо весь лес потрясло.

Рухнуло древо, скатилося
С инока бремя грехов!..
Слава творцу вездесущему
Днесь и во веки веков! (1876)

Н. А. Некрасов. Полн. Собр. соч. и писем в 15-и томах. Т. 5. - Л., «Наука», 1982 (печатается по типографскому оттиску 1876 года с восстановлением по наборной рукописи фрагментов, измененных Некрасовым для печати)

В некоторых изданиях последняя строфа:

Рухнуло древо, скатилося
С инока бремя грехов!..
Господу богу помолимся:
Милуй нас, темных рабов!

Разница в текстах объясняется тем, что известно несколько вариантов главы «Пир на весь мир» поэмы «Кому на Руси жить хорошо»:

Наборная рукопись Некрасова 1876 года для журнала «Отечественные записки» за ноябрь 1876,
- сделанный на ее основе типографский оттиск 1876 года (с изменениями по цензурным соображениям),
- нелегальное издание Петербургской вольной типографии 1879 года,
- публикация в «Отечественных записках» за февраль 1881 (в урезанном и искаженном виде; вероятно, многие правки внесены редакторами).

«Правильным» авторским вариантом принято считать текст Петербургской вольной типографии - он воспроизводит текст оттиска 1876 года с восстановлением измененных фрагментов по наборной рукописи автора. В таком виде текст включен в Полное собрание сочинений Некрасова (1982).

Сказ о Кудеяре-атамане содержится в главе «Пир на весь мир» поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов умер 8 января (по новому стилю) 1878 года, оставив поэму неоконченной. Автор не знал, каким должен быть финал, и не мог найти ответа на вопрос, кому на Руси хорошо жить.

Прототипом пана Глуховского мог быть реальный смоленский помещик середины 19 века Глуховский, который засек до смерти крестьянина, о чем сообщал «Колокол» Герцена от 1 октября 1859 года.

Главу «Пир на весь мир» тяжелобольной Некрасов пытался опубликовать в «Отечественных записках» за ноябрь 1876, а затем за январь 1877, но оба раза получил отказ цензуры. Глава напечатана посмертно в нелегальном издании Петербургской вольной типографии в 1879 году. В 1881 году искаженный и урезанный вариант был опубликован в февральском номере «Отечественных записок».

Выход главы совпал с пиком народовольческого террора, увенчавшегося в марте 1881 убийством Александра II. (

Было двенадцать разбойников,
Был Кудеяр атаман.
Много разбойники пролили
Крови честных христиан!

Смелый и лютый атаман Кудеяр - один из самых популярных персонажей народного фольклора и в тоже время - одна из самых загадочных личностей. Легенды о нем есть во всех южных и центральных губерниях России — от Смоленской до Саратовской. Кто он? Откуда? Какой реальный исторический персонаж скрывается за этим именем? Как он совершал опустошительные набеги на торговые караваны и суда?

В отличие от Степана Разина, которого русский народ почитает, как героя и защитника, к Кудеяру отношение обратное - его осуждали и боялись, им в старину пугали детей. За что его любить, если славился он беспримерной злобой и жестокостью ко всем, творил зло и не было от него ни спасения, ни пощады.

Он был современником Ивана Грозного, жил в середине XVI века. Большинство историков согласны с тем, что имя Кудеяр (Худояр) — татарского происхождения, но, как нередко бывало в прошлом, от татар это имя могло быть усвоено и русскими.
Многие легенды прямо называют Кудеяра татарином. По преданиям, записанным в Саратовской и Воронежской губерниях, Кудеяр был татарином, знавшим русский язык.
Он был баскаком — ханским сборщиком податей. Разграбив подмосковные селения и с большим богатством возвращаясь в Орду, в Саратовские степи, Кудеяр по дороге решил скрыть от хана взятую дань и поселился в Воронежских землях, где стал промышлять разбоем. Здесь он женился на русской девушке — редкой красавице, которую увез силой.
В Рязанской и некоторых местностях Воронежской губернии рассказывали, что Кудеяр — опальный опричник, который отбивал скот у местных жителей, грабил и убивал московских купцов. В Орловской Кудеяра вообще считали не человеком, а нечистым духом-«кладовиком», который стережет заговоренные клады.

В исторических документах, относящихся к временам Ивана Грозного, упоминается сын боярский из города Белева Кудеяр Тишенков — изменник, перебежавший к крымскому хану и помогавший ему овладеть в 1571 году Москвой. Затем Кудеяр Тишенков ушел с татарами в Крым. Беседуя с крымским послом два года спустя, Иван Грозный сетовал на то, что хану удалось взять Москву с помощью бояр-изменников и «разбойника Кудеяра Тишенкова», который навел татар на Москву. Однако ничто не свидетельствует о том, что Кудеяр Тишенков и является тем самым легендарным разбойником Кудеяром.

А вот одна из самых интересных гипотез о том, что Кудеяр — не кто иной, как старший брат Ивана Грозного, претендент на русский престол. Основанием для подобных утверждений послужили следующие исторические события.
Первая жена великого князя Василия III, отца Ивана Грозного, Соломония Сабурова была бездетна. После долгих ожиданий стало ясно, что наследников у князя не будет. Что только ни делала венценосная чета: богато одаривали церкви и монастыри, ездили к знаменитым святым на поклонение, раздавали милостыни убогим, миловали закоренелых преступников — ничего не получалось. Тогда они в отчаянии обратились к чародеям и колдунам, готовые ради появления на свет наследника поклониться чему угодно. Пришла в кремлевский дворец знаменитая на Руси ворожея Степанида Рязанка и заявила: «Детям не быть». Пришлось Василию III обратиться к святым отцам за разрешением на развод с Соломонией и вторичный брак. Угрозами и посулами, но Великий князь как-то выклянчил от митрополита Даниила благословение на развод и новую женитьбу.

Его супругой стала молодая литовско-русская княжна Елена Глинская, подарившая Василию III наследника. Так 25 августа 1530 года появился на свет будущий царь Иван IV (Грозный). Современники не без оснований подозревали, что отцом ребенка был любовник Елены, князь И. Ф. Овчина-Телепнев-Оболенский. Пророки предрекали: «И родилась в законопреступлении и сладострастии лютость». А может права была и Рязанка, что не должно быть такому царю на престоле?

Постриженная в монахини под именем Софьи, Соломония Сабурова, вопреки церковной легенде о добровольности, бунтовала несколько лет. В момент насильственного пострига она в буйном порыве растоптала монашеское одеяние. Пять лет монахиня Софья провела в ссылке в Каргополе, затем ее перевели в Суздаль, в Покровский монастырь. Там она, примерно в одно время с Еленой Глинской, забеременела и тоже, как утверждали монахи, родила царского сына. Сын бывшей царицы, названный Георгием, скончался в младенческом возрасте. Так заявила Соломония посланцам Василия III, приехавшим в Суздаль для разбора этого весьма странного дела. Она даже показала им гробницу в общей усыпальнице монастыря, где якобы покоился ее сын. В то же время Соломония грозила: сын вырастет и законно займет престол отца.

Загадочная гробница царского сына Георгия сохранилась до наших дней. Вскрытие ее в 1934 году позволило убедиться, что вместо младенца в гробике была похоронена кукла, запеленатая в ткань XVI века.

Тут два варианта: или никакого сына у бесплодной Соломонии и не было или 42-летняя монахиня в отместку бесплодному Василию III родила сына Георгия от неизвестного нам мужчины и, чтобы спасти его от бывшего мужа, объявила умершим, передав на воспитание верным людям. Существует предположение, что ребенка скрыли, опасаясь убийц, подсылаемых второй женой — Еленой Глинской, и тайно переправили к крымскому хану. Там он вырос, и под татарским именем Кудеяр явился на Русь как претендент на престол. Не добившись успеха, Кудеяр занялся разбоем. Вот такой детективчик ХVI века.

Как можно заметить, почти все версии связывают Кудеяра с Крымским ханством, а места, где, по преданиям, разбойничал Кудеяр, несмотря на свою географическую разбросанность, объединены одним общим признаком: здесь проходили древние торговые и посольские пути из Крыма в Московскую Русь. На этих дорогах разбойники выслеживали богатую добычу, а затем прятали ее в потайных местах, около своих станов и городищ.


Золото Кудеяра... из всех легенд о «зачарованных кладах» это самая большая загадка, неразрешенная до сих пор. Клады Кудеяра начали искать с того времени, как его не стало, и продолжают искать до сих пор. Сколько у него было сокровищ и где они?
Где и как окончил он свою разбойную жизнь? Нет ни одного достоверного свидетельства, ни одного достоверного документа, ничего нет. Только легенды и многочисленные, рассеянные от Днепра до Волги Кудеяровы «городки», овраги, курганы, камни, леса, урочища...

И — клады. Клады, полные несметных сокровищ, которые до сих пор таятся где-то на всем пространстве бывшего Дикого поля...

Кудеяровых городков, где, по преданию, зарыты разбойничьи клады, известно в Южной России около сотни. Особенно много таких городков находилось в пределах Воронежской губернии. В Шиповом лесу у села Ливенки в Павловском уезде, находились остатки «логова» Кудеяра, включавшего дом, кладовые и конюшни. С этим местом связано множество легенд о разбойных делах лютого атамана.

На укромное место, под названием Кудеяров Лог, указывали в Задонском уезде — оно находится в шести верстах от села Белоколодского, по дороге на Липецк. Этот глубокий овраг окружен крутыми, почти отвесными склонами, что делало его надежным убежищем.
Явно сделанное человеческими руками насыпное городище, под названием Кудеяров Притон, было известно в Бобровском уезде. Городище в виде большого четырехугольника, окопанного валами и рвом, со всех сторон окружено болотами и кустарником. Здесь, как говорят легенды, находилась первая ставка Кудеяра.

В Липецкой области, на Дону, напротив села Долгого, возвышается гора, именуемая Черным Яром, или Городком. На ней лежит очень большой камень синеватого цвета. По преданию, здесь находилась Кудеярова крепость. Лежащий на горе камень считали заколдованной, окаменевшей лошадью Кудеяра, получившей синеватый цвет оттого, что она была опалена огнем. Рассказывают, что Кудеяр вместе со своими соратниками Болдырем и разбойницей Анной, укрываясь в донских лесах, грабил караваны купцов, шедших вниз по Дону. Заинтересованные в безопасности пути донские казаки ополчились против Кудеяра. Сначала о ни разгромили ставки Болдыря и Анны, затем добрались до пристанища Кудеяра.

Долго осаждали они крепость Кудеяра, затем догадались обложить ее хворостом и поджечь со всех сторон. Тогда Кудеяр зарыл все свои сокровища в землю, поставил над ними свою любимую лошадь, обратив ее в камень, чтобы она не сгорела, а сам бежал в лес, но казаки погнались за ним, хитростью взяли в плен, сковали и бросили с Черного Яра в Дон.

Неподалеку, в бывшем Пронском уезде находится урочище Каменные Крестцы. По преданию, здесь располагалась одна из главных ставок Кудеяра. Рассказывают, что в XVIII веке тут нашли камень с именем Кудеяра.

На реке Неруч в Орловской губернии, в трех верстах от села Затишье, есть две «ямы Кудеяра» — по три сажени глубиной, соединенные подземным ходом с рекой Неруч. Здесь, как рассказывают, скрывался Кудеяр. Множество кладов Кудеяра связано с Брянскими лесами и вообще со всей лесной частью бывшей Орловской губернии.

В Тульской и Калужской губерниях легенды повествуют о кладах Кудеяра, зарытых в различных «колодцах», «верхах», «ярах», а кое-где сохранялись и «кладовые записи» на Кудеяровы клады.

Одной из таких записей в конце прошлого века владел монах Оптиной Пустыни, после смерти, которого рукопись попала в монастырскую библиотеку. В ней содержались обширные сведения о кладах, зарытых Кудеяром в окрестностях Козельска и Лихвина (ныне Чекалин).

В качестве одного из мест, где спрятаны клады Кудеяра, рукопись называла Чертово Городище, или Шутову Гору, в 18 верстах от монастыря Оптина Пустынь, неподалеку от старинной дороги из Козельска в Лихвин, на которой так удобно было грабить проезжающих купцов. По преданию, здесь находился «замок» Кудеяра, построенный для него нечистой силой. Будто бы за одну ночь бесы соорудили на площадке Городища двухэтажный каменный дом, ворота, выкопали пруд, однако постройку закончить до рассвета не успели — прокричал петух, и нечистая сила разбежалась.


И, по рассказам свидетелей, еще долгое время спустя, вплоть до начала XIX века, на Городище можно было видеть недостроенное здание — «памятник бесовской архитектуры», которое затем начало быстро разрушаться. Следы выкопанного «бесами» пруда заметны были еще в 80-х годах прошлого века; многочисленные каменные обломки, разбросанные вокруг Городища, свидетельствовали как будто бы о каких-то постройках, некогда бывших здесь. В толще песчаника, из которого сложено Городище, скрывается несколько пещер. В главной пещере, называемой «входом в нижний этаж», могло свободно разместиться несколько человек. Из нее два узких лаза уходят вглубь горы. Строившая замок, нечистая сила сберегает теперь зарытые на Городище, в окрестных оврагах и лесных урочищах клады Кудеяра, а по ночам на Городище появляется привидение дочери Кудеяра Любаши, проклятой отцом и навеки заточенной в недрах Чертова Городища. Будто выходит она на гору, садится на камни и плачет, просит: «Тяжко мне! Дайте мне крест!» В прежние времена монахи Оптиной Пустыни дважды устанавливали на Городище крест.

Неподалеку от Городища находится Кудеяров колодезь, в котором укрыты, по преданию, «12 бочек золота».


Особенный интерес вызывало у кладоискателей Кудеярово Городище, расположенное в дебрях Усманского леса. Оно окружено высоким валом со следами ворот и окопано широким рвом. Когда-то, в 40-х годах прошлого века, одной из крестьянок села Студенки посчастливилось найти здесь массивный золотой старинный перстень.
Говорили, что сокровища укрыты на дне находящегося поблизости Чистого озера. Один помещик даже пытался спустить озеро через специально прорытый канал, но дело не пошло.
Нельзя сказать, чтобы находки кладов были массовыми, но известны, по крайней мере, четыре случая, когда клады серебряных монет и немногочисленных золотых предметов были найдены именно в Кудеяровых урочищах.

Принадлежали ли эти клады легендарному разбойнику? Неизвестно. Трудно поверить, что один человек мог «населить собой» огромные пространства степи. Давно уже высказывается мнение, что под именем Кудеяра могло скрываться несколько разных людей — как под именами царевича Дмитрия или Петра III.

Как бы то ни было, но главные сокровища Кудеяра до сих пор не еще обнаружены.

Легендарный Кудеяр

Рассказы о разбойнике Кудеяре были широко распространены в легендах во всех южных и центральных губерниях России - от Смоленской до Саратовской. Годы его жизни, как говорят - очень древние, предположительно до Смутного времени. Сколотил ватагу, с которой грабил богатые обозы. С его именем связано название множества мелких географических пунктов на Руси (Кудеярова крепость, гора, лес, село Кудеяровка).

Жили двенадцать разбойников, Жил Кудеяр - атаман. Много разбойники пролили Крови честных христиан .

Легенды Тульского края гласят, что он из этих мест, бывшего Белевского уезда.

Согласно распространенной легенде, Кудеяр - сын Василия III и его жены Соломонии Сабуровой , рожденный уже после того, как она была сослана в монастырь за неплодие (см.). Таким образом, он оказывается старшим братом Ивана Грозного и его настоящее имя - князь Георгий Васильевич .

Волжский пейзаж

Очень часто встречаются рассказы о многочисленных кладах, спрятанных разбойником, которые активно разыскивались в XIX в. по подложным письмам и описям. Таких Кудеяровых городков, где, по преданию, зарыты разбойничьи клады, известно в Южной России около сотни. Особенно много этих мест находилось в пределах Воронежской губернии.

В числе соратников Кудеяра называют разбойницу Анну, Болдыря и проклятую им дочь Любашу (ее призрак показывался неподалеку от Оптиной пустыни).

Могилу его помещают недалеко от Тулы за Косой горой или в одном из курганов Саратовской губернии (по поволжским легендам).

Идентификация Кудеяра

  • Одна из версий гласит, что им мог быть Кудеяр Тишенков (XVI в.) - сын боярский, родом из г. Белева . Современник Ивана Грозного , предатель. В мае г. показал ордам крымского хана Девлета I Гирея пути подхода к Москве. Отступая вместе с крымскими татарами , покинул пределы московского государства и остался в Крыму. Затем упоминается в письмах пленного Василия Грязного из Крыма к царю. Через некоторое время Тишенков обращается к Ивану IV с просьбой о помиловании и разрешении вернуться в Москву. Разрешение было дано. Дальше следы исторического Кудеяра Тишенкова теряются. Никаких свидетельств, что разбойник Кудеяр, живший примерно в ту же эпоху и, как рассказывают, также родом из Белева, и Тишенков - один и тот же человек, нет. О том, что Кудеяр принадлежал к их семейству, рассказывали также в курском роду Марковых.
  • Так как область распространения легенд очень широка, исследователи предлагают версию, согласно которой имя Кудеяра могло стать нарицательным, и им пользовалось несколько атаманов.
  • Упоминают также, что слово «кудеяр» могло быть названием тюркской должности сборщика податей.
  • «Кудеяр» встречалось как имя собственное в Воронежской, Тамбовской, Саратовской, Харьковской, Курской, Орловской, Тульской, Калужской губерниях. Отсюда пошла фамилия Кудеяров .
  • Происхождение названия знаменитых Петушков связывают с тем фактом, что разбойники Кудеяра, грабя богатые обозы, предупреждали о своем появлении петушиным криком.

Образ в искусстве

В русском искусстве XIX в.

  • роман Н. Костомарова «Кудеяр» - исторический роман, полный авантюр и реконструкций. В частности, оттуда идет следующий рассказ, о том, что во время одного из татарских набегов сына Соломонии Сабуровой захватили в плен. Елена Глинская отказалась его выкупать, чтобы спровоцировать татар на убийство - еще один наследник был не нужен. Но татары Юрия (Георгия) не убили, а дали ему другое имя - Кудеяр. Он вырос, собрал отряд и решил мстить брату.
  • рассказ Ионушки «О двух великих грешниках» в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо »: рассказывает о том, что в пожилом возрасте Кудеяр подался в монахи с целью искупить свои грехи. Ему было сказано перепилить ножичком дуб, и тогда они будут отпущены. Он тратил на это годы и годы. Но как-то польский шляхтич стал перед ним хвастаться, как убивает и мучает своих холопов. Старик не выдержал и всадил нож в сердце пана - и в этот момент дуб рухнул сам собой.
  • на стихи Некрасова написана песня «12 разбойников», входившая, в частности, в репертуар Шаляпина .
  • сказание А. Навроцкого «Последняя любовь Кудеяра»
  • Сравнение дядьки Груни с разбойником Кудеяром в рассказе А. И. Куприна «Груня»
  • В. Бахревский. «Клад атамана». Историческая повесть о Кудеяре.
  • Ю. Александров. «Кудеяров стан».
  • Б. Ширяев . «Кудеяров дуб».

В современной массовой культуре

  • «Кудеяр» - цикл романов Марии Семёновой , в котором это прозвище носит главный герой, современный полковник.
  • Кудеяр Кудеярыч - персонаж повести «Он» Татьяны Толстой («Кысь»)
  • Разбойник Кудеяр упоминается в качестве сравнения в романах Акунина из цикла «Пелагея».
  • Кличка одного из персонажей в романе А. Бушкова «Непристойный танец».

Эта личность – одна из самых популярных в русском фольклоре: предания о Кудеяре зафиксированы на огромной территории, совпадающей с границами Дикого поля XVI века, – в Калужской, Брянской, Тульской, Орловской, Курской, Белгородской, Рязанской, Тамбовской, Воронежской, Пензенской, Саратовской, Самарской и Ульяновской (бывшая Симбирская губерния) областях, а также в Суздале.

Мне известно шесть легенд, в которых сын Василия III и Соломонии Сабуровой – царевич Юрий – отождествляется с атаманом Кудеяром.

1. Саратовская легенда о том, как, отправляясь воевать Казань, Иван Грозный поручил Москву Кудеяру Васильевичу, но тот составил подложный указ о вызове под Казань и с государевой казной ушел в степи.

2. Симбирское предание о том, что Иван Грозный хотел казнить своего брата Юрия-Кудеяра и для этого вызвал его в Казань, но Кудеяр узнал об этих намерениях и занял оборону на Кротковском городке у Сенгилея на Волге.

3. Рассказ о том, как Иван Грозный встретился с Юрием (который скрывался под именем «князя Луховского») под стенами осажденной Казани, после чего Юрий бежал на север – чуть ли не на Соловки.

4. Курское предание о том, что Юрий-Кудеяр был похищен татарами с целью просить у царя выкуп за него, но когда это не удалось, Юрия послали вместе с татарским войском добывать себе Московский престол. Когда это также не удалось, он не стал возвращаться в Крым и остался на Руси, где занялся разбоем.

5. Суздальское предание о том, что Кудеяр заключил союз с татарами, вместе с ними пришел на Русь, а потом, видя их бесчинства, вернулся в русский стан и помог своим отстоять Москву.

6. Рассказ, который содержится в воспоминаниях А.Я. Артынова, известного ростовского краеведа XIX века, крестьянина дворцового села Угодичи под Ростовом: «О Сидорке Альтине прямой его потомок родной мой дядя Михайла Дмитриев Артынов в истории своей о селе Угодичах, написанной им в 1793 году, говорит следующее: Сидорко Амелфов был целовальник Ростовского озера и староста государевых рыбных ловцов; он часто ездил в Москву с рыбным оброком к большому Государеву дворцу; в одну из таких поездок он был невольным слышателем царской тайны, за которую он и поплатился своею жизнию. Вина его была следующая: находясь по своей должности в большом Московском дворце и будучи немного навеселе (выпивши), заблудился там, зашел в безлюдную часть дворца. Отыскивая выход, он пришел наконец в небольшой покой, смежный с царским жилищем, и там услышал громкий разговор Грозного царя с Малютой Скуратовым о князе Юрии, сыне Соломаниды Сабуровой. Грозный приказывает Малюте найти князя Юрия и избавить его от него. Малюта обещал царю исполнить это в точности и после этого разговора вышел в двери, перед которыми Сидорко едва стоял жив. Малюта увидел его, остановился; потом ушел опять к царю, после чего заключил Сидорку в темницу и там на дыбе запытал его до смерти вместе с отцом его Амельфой, пришедшим в Москву проведать сына». Родословная автора этого рассказа известна как раз с тех времен, когда его предки служили великой княгине Елене Глинской – в 30-е годы XVI века они были дворцовыми крестьянами.

Признаком того, что «дыма без огня» нет и в данном случае, является упоминание в легендах о Юрии-Кудеяре «князя Луховского», он же «князь Лыков»: в 1664 году среди искателей кладов стала известна некая «грамотка, которая была выслана из Крыму, в Путивль в прошлых годех, “от того вора Кудояра к брату его кудоярову и от товарища от его кудоярова, от некоего князя Лыкова”».

Как показывают родословцы, между Сабуровыми-Годуновыми (а значит и царевичем Юрием) и князьями Лыковыми действительно есть прямая, исторически достоверная связь. У Федора Никитича Романова – будущего патриарха Филарета и отца царя Михаила Федоровича – было пять братьев и шесть сестер. Его сестра Ирина была замужем за Иваном Ивановичем Годуновым, а его сестра Анастасия – замужем за князем Борисом Михайловичем Лыковым-Оболенским, который предал царя Бориса Годунова и поддержал Лжедмитрия I – Гришку Отрепьева. То есть Иван Годунов и князь Борис Лыков были свояками.

Дочь князя Лыкова и Романовой, Мария, вышла замуж за Ивана Шеина, мать которого была Мария Михайловна Годунова. В этом случае князь Борис Лыков и Мария Годунова были друг другу сватом и сватьей. Таким образом, у князя Бориса Лыкова были свояк Иван Годунов и сватья Мария Годунова. Если считать, что князь Юрий Васильевич – реальное историческое лицо, то Иван Годунов приходится ему пятиюродным братом. Для того времени и для этого рода – достаточно близкое родство. Прадед князя Бориса Лыкова-Оболенского – троюродный брат Михаила Ярославича Чета-Оболенского. Но ведь Михаил Чет и Соломония Сабурова также троюродные брат и сестра. Таким образом, князья Лыковы – родственники Соломонии Сабуровой и по Сабуровым, и по Годуновым, и по Оболенским.


Преподобный Давид Серпуховской.
Во всех этих преданиях о Юрии-Кудеяре, точно так же как и в большинстве преданий о просто Кудеяре, присутствует мотив ухода: как территориального (в Крым или на Соловки), так и нравственного (то Кудеяр предает родину, то он приносит покаяние и верно служит царю). Ярким примером является предание о том, что Троицкий монастырь на реке Пьяне (находящийся неподалеку от уже упомянутого Сенгилея) построил родственник царя, который спасался от него бегством. Вот что рассказывается об основании монастыря: «Близ реки Пьяны, в урочище Совьи Горы, была татарская деревня Пара, где жил мурза Бахметько, красивый собою и мужественный. Царь Иоанн Грозный во время своей стоянки близ деревни Мишки, в урочище Мухина Гора, услышал о силе Бахметьки, призвал его и взял в проводники и переводчики. Бахметько под Казанью отличился неустрашимостью, первый забрался на казанские стены, взял в плен царицу Узбеку, за что царь взыскал его милостью, облобызал, при крещении был его восприемником, назвал его Юрием Ивановичем Бахметьевым и пожаловал ему множество земли близ реки Пьяны».

Здесь вновь упоминается царь Иван Грозный, взятие Казани и некий Юрий. Этот сюжет позволяет нам говорить о том, что речь идет об упоминаемом в источниках русском служилом человеке Кудеяре Бахметеве: нам известен его приезд в декабре 1553 года в качестве гонца от ногайского мурзы Касима к Ивану Грозному.

Таким образом, речь идет о конкретном представителе рода Бахметевых, который, конечно, не был родственником царю Ивану Васильевичу, но состоял у него на службе. А «родственником» он стал благодаря тому, что, кроме крестильного имени Юрий, носил еще и имя Кудеяр, которое в народном сознании прочно соединилось с личностью сына Василия III и Соломонии Сабуровой.

Вообще имя Кудеяр отнюдь не такое редкое, как это иногда пытаются представить исследователи. В одном только XVII веке мне известно (помимо Бахтеярова) еще пять человек, носивших это имя:

1. Кудеяр Чуфаров, помещик из Арзамаса, упоминается в 1581 году.

2. Князь Кудеяр Иванович Мещерский, 1580 год.

3. Кудеяр Карачаев, сын Мудюранов, – московский посол, казак.

4. Кильдеяр (Кудеяр) Иванович из рода курских дворян Марковых.

5. Сын боярский из Белева Кудеяр Тишенков, который предал свою родину и бежал в Крым. В 1571 году он убедил крымского хана Девлет-гирея идти походом не на Козельск, как это было задумано, а прямо на Москву. Набег был очень опустошительным, Москва выгорела, и Кудеяр ушел обратно с татарами в Крым. Однако через некоторое время Тишенков обратился к Ивану Грозному с просьбой о помиловании и разрешении вернуться в Москву. Разрешение было дано. Больше о нем ничего не известно.

Таким образом, можно уверенно говорить о том, что в образе Юрия-Кудеяра в народном сознании слились воедино биографии нескольких совершенно реальных, но разных людей. Первоначально народ обратил внимание на то, как «исчезали» великокняжеские и царские дети, братья и дядья, – люди прекрасно понимали, что часть этих смертей была вызвана борьбой за престол. Тут в народном сознании всплыла концепция «казней Божиих» – находящееся в полном соответствии с библейскими ценностями представление о том, что нашествия иноплеменных являются наказаниями Божиими за грехи человеческие. Такой казнью были и татарские нашествия, в одном из которых принял деятельное участие Кудеяр Тишенков. Парадоксально, но народ посчитал наказанием за смерть и удаление от престола царевича Юрия Васильевича приход его самого, но уже в образе царевича Кудеяра.

Дальше – больше. После того как в народном сознании закрепилась цепочка «царевич Юрий – казнь Божия – Кудеяр», в легенды о Юрии-Кудеяре стали добавляться биографические факты из жизни всех известных Кудеяров XVI века, например Кудеяра Бахметева, а затем имя Кудеяр стало нарицательным, и «кудеярами» стали называть вообще всех разбойников. «Подвиги» «кудеяров» (особенно с робингудовским оттенком) стали приписывать Юрию-Кудеяру, в качестве подчиненных которого с XVII века стал выступать Стенька Разин, а с XVIII столетия – Емелька Пугачев. К этому времени сыну Соломонии должно было быть уже 250 лет.

Таким образом, мы видим, что под легендами о царевиче Юрии-Кудеяре есть историческая основа, но это собирательный образ.

Важно отметить и еще один сюжет, который поможет нам понять место, что занимает в русской истории личная трагедия сына Соломонии. Речь идет о судьбе старшего и единственного сына Ивана III от первого брака – Ивана Молодого и сына последнего – Дмитрия Внука. Они приходятся Василию III братом и племянником, а царевичу Юрию Васильевичу – дядей и двоюродным братом.

Долгое время даже речи не было о том, что наследником русского престол станет Василий Иванович. Эта роль была отведена Ивану Ивановичу Молодому, женатому на Елене Волошанке – дочери молдавского господаря Стефана. И даже после того, как Иван Молодой умер, Иван III видел в качестве своего преемника ни Василия, а Дмитрия Внука – сына Ивана Молодого. Мало того, Дмитрий Внук был венчан на царство по образцу византийских императоров – еще при жизни своего деда. Но на рубеже XVI века ситуация резко изменилась: венчанный на царство преемник престола вместе со своей матерью ушел на второй план, а официальным наследником стал именоваться Василий Иванович.

Что же произошло? Часто историки пытаются объяснить это борьбой людей и кланов. Но это верно только отчасти, так как в основе этого лежала борьба идей. Дело в том, что за Иваном Молодым и Дмитрием Внуком стояли силы, которым мила была Удельная Русь, проще говоря – сепаратисты. Что еще хуже, через Елену Волошанку в семью Ивана Молодого проникла ересь жидовствующих – колоссальная угроза Русскому Православию, заключавшаяся в симпатиях к иудейским религиозным представлениям. Жидовствующие не признавали отечественную Пасхалию и летоисчисление от Сотворения мира, иконы и мощи святых, акцентировали внимание на праздновании субботы и т.п. Крупнейшими борцами с этой ересью были святитель Геннадий Новгородский и преподобный Иосиф Волоцкий.

Случилось так, что Василий Иванович вместе со своей матерью Софьей Палеолог оказался вовлечен в заговор против семьи Ивана Молодого, который был раскрыт. Рядовые исполнители заговора были казнены, а Василий с матерью попали в опалу и даже не были приглашены на венчание Дмитрия Внука на царство.

Но, несмотря на второстепенность родовой линии Василия, несмотря на заговор, в котором он участвовал, незадолго до смерти Иван III передал престол именно ему. Василий никогда не был венчан на царство, и только его сын Иван Васильевич Грозный был венчан (по образу чина венчания Дмитрия Внука) в 1547 году.

При этом сам Дмитрий Внук содержался в заточении, где и закончил свою жизнь вскоре после брака Василия с Соломонией Сабуровой. Можно ли пожалеть его, венчанного на русское царство, но умершего в заточении? Безусловно. Можно ли пожалеть его отца – Ивана Молодого, который был успешным государственным деятелем и Тверским князем, но в результате борьбы за власть умер молодым? Безусловно. Значит ли это, что Иван III или его жена Софья Палеолог или их сын Василий III были злодеями? Конечно, нет! Они были великими государственными деятелями, благодаря которым и в правление которых оформилась русская государственная идеология, известная нам по трудам иосифлян и как идея Москва – Третий Рим. Именно благодаря этим людям укрепилась единая, не разделенная на уделы Россия со своей единой национальной идеей.

Таким образом, рассмотрев вкратце судьбу Дмитрия-царевича, мы видим, что в судьбе Юрия-царевича не было ничего удивительного – отстранение от престола и последующая гибель молодого наследника в конце XV – первой половине XVI века были явлениями не единичными. Судьба Юрия-Кудеяра сложилась ровно так же, как судьба его дяди Ивана Молодого и судьба его двоюродного брата Дмитрия-Внука.

Русский народ, простые современники этих событий, видели только внешнюю сторону этих событий, и не обладали всей необходимой информацией для того, чтобы выносить суждения общенационального уровня, поэтому в русском фольклоре отражена симпатия именно проигравшей стороне.

Судьба Ивана Молодого стала основанием для появления цикла русских сказок об Иване Царевиче. Сопоставим основные эпизоды из жизни Ивана Царевича и известные биографические детали Ивана Ивановича Молодого.

У Ивана-царевича имеется два брата-злодея – Василий и Дмитрий, и у Ивана Молодого есть братья Василий и Дмитрий.

В сказке: начинают таинственно пропадать золотые яблоки, причем братья Ивана закрывают на это глаза, и Иван – единственный, кто смог поймать похитителя. В жизни: Софья и Василий обвинялись в том, что во время заговора намеревались захватить великокняжескую казну, находившуюся в Белоозере.

В сказке: женился Иван на королевне Елене Прекрасной/Премудрой, которую привез домой из-за тридевять земель. В жизни: женился Иван на Елене – дочери молдавского господаря Стефана.

В сказке: Ивана коварно убили собственные братья. В жизни: Иван умер в ходе борьбы за престол.

В сказке: Царь разгневался на Ивановых братьев и посадил их в темницу. В жизни: вскоре после смерти Ивана Софья была посажена вместе с сыном Василием в тюрьму.

В сказке: мы встречаем Жар-птицу и Серого волка. В жизни: на монетах царевича Ивана, бывшего удельным тверским князем, мы встречаем их же.

Понятно, что русский народ в сказках романтизировал образ проигравшей стороны или, по крайней мере, недосказал сказку до конца: ведь «злодеи» победили и оказались положительными героями.

Ровно тоже мы наблюдаем в случае с Юрием-царевичем – атаманом Кудеяром. Давайте подумаем: что должен был делать Василий III, узнав, что в монастыре его жена родила ему сына? Признать наследника и вернуть жену-монахиню в Москву? Чтобы избежать при этом двоеженства, он должен был развестись вторично – с молодой женой Еленой Глинской. Стал бы кто-то всерьез воспринимать государя, который за два года вначале разводится с первой женой и женится на второй, потом разводится со второй, чтобы вновь соединиться с первой – монахиней?! Нет, конечно. Да это было и не возможно.

Может быть, Василий III должен был оставить Софью в монастыре, но приблизить сына Юрия? А как бы к этому отнеслась его вторая жена, смысл брака с которой заключался в рождении наследника? Сделать такое – значит внести смуту в великокняжескую семью и навсегда поссорить всех, кто стоял за Еленой Глинской с потомками Захарии Чета. Таким образом, была бы заложена «мина замедленного действия»: сразу после смерти Василия образовались бы две группировки – проюрьевская и проглинская. Нет, через это Василий уже проходил, в молодости, и всячески старался избежать подобной ситуации для своих потомков.

Таким образом, мы видим, что судьба Юрия Васильевича была предрешена – особенно после рождения от брака с Еленой сына Ивана. Юрию Васильевичу предстояло всю жизнь прожить под надзором: если бы даже он сам не взялся за «добывание престола», всегда нашлись бы люди (как внутри страны, так и вовне), которые бы подняли знамя Юрия в своих политических целях. Можно ли пожалеть Юрия? Безусловно. Значит ли это, что Василий III или Иван Грозный были злодеями? Конечно, нет.

Так ситуацию с рождением у Софии сына восприняли только два наблюдателя – простой русский народ и иностранцы, которые одинаково посчитали, что «злодеи заточили невинного Юрия». Но причины такого мнения были различными. Если в русском фольклоре предания о Юрии-Кудеяре стали как бы продолжением цикла сказок об Иване-царевиче, то иностранцы восприняли информацию о сыне Соломонии в совершенно другом ключе. Мысль о том, что у великокняжеской четы родился сын, который имеет больше прав на престол, чем находящийся на нем Иван Грозный, проходит красной нитью через труды многочисленных иностранных разведчиков и авантюристов.

Из авторов XVI–XVII веков об этом говорят многие. Например, Адам Олеарий писал: «тиран Иван Васильевич» «насильно отправил в монастырь свою супругу Соломонию после того, как, проведя 21 год в брачной жизни с нею, не мог прижить детей; он затем женился на другой, по имени Елена… Первая супруга, однако, вскоре затем родила в монастыре младенца-сына».

Да-да, именно так: согласно Олеарию, мужем Соломонии был не Василий Иванович, а Иван Васильевич, то есть Иван Грозный! Дальше – больше.

Петрей де Эрлезунда влагал в уста Софии такие слова: «Ни она, ни великий князь не увидят светлого лица и милых глазок младенца; но придет день, когда он в свое время неустрашимо явится пред очи своих подданных, даст видеть им свои светлые глазки и не оставит без отмщения ее позора, поругания и уничижения… Многие из русских рассказывали за верное, что Саломея родила сынка… а потом, вступив на великое княжение, он назвал себя Иваном и сделал много бесчеловечных жестокостей в России и Ливонии. Но некоторые оспаривают это и думают, что Иван – младший сын Василия от Елены, дочери Василия Глинского».

Как мы видим, здесь проводится одновременно две идеи: Юрий-царевич отомстит Рюриковичам за пострижение матери и отстранение себя от престола; и, вероятно, он это сделал, так как, переменив имя, правил Россией в качестве Ивана Грозного – «тирана и убийцы».

Получается, что Юрий был одновременно сыном и мужем Соломонии да еще и Иваном Грозным! Даже если отставить в сторону генеалогический бред двух авторов, то в любом случае их пафос однозначен: русские правители есть тираны и узурпаторы, незаконно владеющие троном. Какая следующая мысль напрашивается? Конечно, нужно помочь России и подарить ей благодетельного правителя! Как справедливо отмечал И.Е. Забелин, слух о рождении Георгия в устах иностранцев «есть крамольная попытка внести смуту в государеву семью и в государство, первая попытка поставить самозванца». И если в XVI веке не удалось с этой целью похитить имя царевича Юрия, то на рубеже XVI–XVII веков это вполне удалось – в случае с царевичем Дмитрием Угличским, именем которого правили сразу несколько Лжедмитриев.

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.