07.02.2024

Боевые возможности комплекса средств автоматизации линкор 22350. «Корабль-невидимка» российского флота: на что способен фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков. Перспективы, боевые и служебные


В строю Строится 3 корабля. На 2012 год флотом заказано 6. Запланировано всего 8 ед. Основные характеристики Водоизмещение 4500 тонн (полное) Длина 130 (наибольшая) Ширина 16 м Осадка 4,5 м Двигатели Дизель-газотурбинная энергетическая установка Мощность 65 000 л. с. (общая)
2 дизельных двигателя 10Д49 мощностью по 5200 л. с.,
2 ГТД М90ФР мощностью по 27 500 л. с. Скорость хода 29 узлов Дальность плавания 4000 морских миль Экипаж 180-210 человек Вооружение Артиллерия 1x1 130-мм АУ А-192М Ракетное вооружение до 16 противокорабельных ракет ЗМ55 «Оникс» или 3М54 (семейства «Калибр-НКЭ»)
ЗРК «Полимент-Редут» (32 ЗУР 9М96Е или до 128 ЗУР 9М100 в любых комбинациях)
2 ЗРАК «Палаш» Противолодочное вооружение до 16 противолодочных ракет 91РЭ1 (семейства «Калибр-НКЭ») ,
2x4 ПУ комплекса ПЛО и ПТЗ «Пакет-НК » Авиационная группа 1 вертолёт Ка-27ПЛ

История проектирования

Закрытый тендер на постройку головного корабля проекта Военно-Морской Флот России предполагал объявить ещё в начале 2002 года . Эскизный проект корабля был разработан в Северном проектно-конструкторском бюро и утверждён командованием ВМФ России в июне 2003 года, однако из-за того, что строительство корабля не было включено в гособоронзаказ, тендер был объявлен лишь в апреле 2005 года .

В июне этого же года на военно-морском салоне IMDS-2005 в Санкт-Петербурге начальником управления заказов и поставок кораблей, морского вооружения и военной техники Министерства обороны А. Шлемовым было сообщено, что в тендере участвуют три судостроительных предприятия: «Северная верфь », «Прибалтийский завод „Янтарь“ » и ФГУП «Севмашпредприятие ». Заявку на участие в тендере подавал и «Балтийский завод », но 11 апреля 2005 года группа ИСТ , владеющая «Балтийским заводом», и «Объединённая промышленная компания», контролирующая «Северную верфь», подписали Соглашение «О совместной реализации проектов в сфере военного судостроения»: группа ИСТ обязывалась не бороться за военные заказы, которые должны согласно документу концентрироваться на «Северной верфи»; «Балтийский завод» по условиям соглашения должен был оказывать партнёрам «всю необходимую технологическую поддержку при выполнении военных заказов» .

Имеется также проект постройки фрегатов проекта 22356 - серии российских многоцелевых боевых кораблей дальней морской зоны.

История строительства

Фрегат "Адмирал Горшков" достраивается на плаву. Октябрь 2012 года

Закладка головного корабля этого проекта - «Адмирал флота Советского Союза Горшков» состоялась 1 февраля 2006 года на санкт-петербургском судостроительном предприятии «Северная верфь ». Главным строителем корабля стал Д. Ю. Силаньтев. Спущен на воду 29 октября 2010 года . По плану, он должен вступить в строй в 2012 год . Это первый крупный надводный боевой корабль, заложенный на верфях России за последние 15 лет. Всего за последующие 15-20 лет планируется построить до 20 фрегатов, базой для которых должны стать корабли этого проекта. Предполагается, что они будут входить в состав всех четырёх флотов ВМФ России.

Точное число запланированных к строительству кораблей серии неизвестно, но по неофициальным данным, руководство ВМФ планирует построить серию из 10-12 кораблей проекта 22350 . В состав Черноморского флота планируется включить шесть фрегатов проекта 22350 .

Стоимость головного корабля этого типа должна составить около 400-420 млн долларов США . С учётом установки на корабль новейших вооружений, которые сейчас разрабатываются, реальная цена строительства одного фрегата может возрасти до 500 млн долларов .

Конструкция

Корпус и надстройка

Фрегаты проекта 22350 являются типичными кораблями длиннополубачной конструкции, со сплошной надстройкой , выполненной с использованием композитных конструкционных материалов на основе поливинилхлорида и углеродных волокон (композитные материалы обеспечивают снижение уровня вторичного радиолокационного поля корабля посредством поглощения и рассеивания радиоволн). Физические поля фрегата минимизированы. Благодаря оригинальной архитектуре надстройки и использованию композитных конструкционных материалов («стелс ») снижена эффективная поверхность рассеивания корабля, что в свою очередь позволяет понизить его радиолокационную и оптическую заметность .

Кормовая оконечность - транцевая. Форма обводов корпуса и острый форштевень должна обеспечить кораблям проекта хорошие мореходные качества. Двойное дно идёт на протяжении большей части корпуса (от носовых отсеков с боезапасом вплоть до машинного отделения и кормового подзора). На корабле предполагается установить новые успокоители качки с неубирающимися рулями, что позволит уменьшить объёмы занимаемые механизмами управления успокоителями качки. Мореходность корабля должна обеспечивать применения вооружения и техники без ограничений при работающем успокоителе качки на волнении моря до 4-5 баллов. Весь боезапас управляемых ракет предполагается хранить в вертикальных пусковых установках с конструктивной защитой .

По известным данным полное водоизмещение корабля составит 4500 тонн.

Главная энергетическая установка

Для корабля в качестве ГЭУ выбрана дизель-газотурбинная энергетическая установка общей мощностью 65 000 л. с. ГЭУ состоит из двух дизельных двигателей 10Д49 мощностью по 5200 л. с. и 2 газотурбинных двигателей М90ФР мощностью по 27 500 л. с. Скорость полного хода - до 29 узлов .

Вооружение

УВП модернизированного ЗРК «Ураган»

Корабль будет нести комплекс вооружения, состоящий из управляемого ракетного, артиллерийского, радиотехнического и других видов вооружения. В носовой части корпуса перед надстройкой будут размещены два универсальных корабельных стрельбовых комплекса 3С14У1 (всего два стандартных модуля по восемь ячеек), предназначенных для хранения и запуска шестнадцати противокорабельных крылатых ракет ЗМ55 «Оникс» (PJ-10 BrahMos), либо противокорабельных и противолодочных ракет семейства «Калибр-НКЭ» (3М-54, 3М14, 91РТЭ2) .

Ячейка УКСК Калибр-НК с четырьмя видами ракет

Противолодочное вооружение фрегата будет представлено двумя побортно размещёнными в средней части надстройки (за лацпортами) пусковыми установками Медведка-2 по четыре ракеты в каждой .

Артиллерийское вооружение корабля представлено 130-миллиметровой артиллерийской установкой А-192 (дальность стрельбы до 22 км, скорострельность - 30 выстрелов в минуту) . Артиллерийская система имеет широкий диапазон углов обстрела (170/80°); номенклатура боеприпасов позволяет ей поражать береговые, морские и воздушные цели, а новая радиолокационная система управления артиллерийским огнём 5П-10 «Пума», обладает многоканальностью по обстреливаемым целям . Рядом с вертолётным ангаром предполагается разместить побортно два боевых модуля ЗРАК «Палаш».

О составе зенитного ракетного вооружения точных данных пока не имеется. Первоначально имелись сведения о установке на корабле зенитного ракетного комплекса средней дальности «Штиль-1 » (модернизированный вариант ЗРК «Ураган» в варианте с вертикальным пуском), но позднее появилась информация об установке на корабле ЗРК «Полимент-Редут», размещённом в носовой части корпуса перед УКСК ЗС14У1 и состоящем из 4 восьмиячеечных модулей. Всего боезапас насчитывает 32 ЗУР 48Н6Е2 (дальность стрельбы - 200 км) или 128 ЗУР 9М96Е (четыре вместо одной 48Н6Е2, дальность стрельбы - 135 км) или 512 ЗУР ближней самообороны РВВ-АЕ-ЗРК .

В состав авиационного вооружения входит 1 вертолёт Ка-27 .

Представители проекта

Название Бортовой № Изготовитель Заводской № Дата закладки Спуск на воду Ввод в строй Флот Состояние Примечания
Адмирал флота Советского Союза Горшков Северная верфь (Санкт-Петербург) 921 1 февраля 29 октября 2010 года Перенесены на неопределенный срок Северный флот ВМФ России Находится в высокой степени готовности. Заканчивается формирование надстройки. Монтируется радиоэлектронное оборудование. Испытания начнутся летом 2013 года. Войдет в 14-ю бригаду противолодочных кораблей Северного флота.
Адмирал флота Касатонов Северная верфь (Санкт-Петербург) 922 26 ноября (план) ноябрь 2014 года (план) Черноморский флот ВМФ России Сформирован корпус, идет насыщение.
Адмирал Головко Северная верфь (Санкт-Петербург) 923 1 февраля 2013 2014 Северный флот ВМФ России Заложен.
Адмирал Исаков Северная верфь (Санкт-Петербург) 2012 (план) Северный флот ВМФ России ???? Планируется к закладке
Адмирал Юмашев Северная верфь (Санкт-Петербург) 2013 (план) Северный флот ВМФ России ???? Планируется к закладке
Северная верфь (Санкт-Петербург) Подписан контракт
Северная верфь (Санкт-Петербург) Подписан контракт
Северная верфь (Санкт-Петербург) Подписан контракт

См. также

  • Фрегаты проекта 11356Р/М

Примечания

  1. Курочкин Д. В. «Хороший и большой заказ будущего…» // История корабля : альманах. - 2006. - В. 9. - № 1. - С. 8-9.
  2. «Северная верфь» (Санкт-Петербург) спустила на воду фрегат «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» Portnews.ru
  3. «Адмирал Горшков» спущен на воду
  4. Санкт-Петербургские Ведомости - Экономика - Фрегат, быстрее стройся!
  5. Черноморский флот получит 18 кораблей за десять лет. Lenta.ru
  6. 22350 Горшков Gorshkov class
  7. «Северная верфь» построит для ВМФ России 17 боевых кораблей
  8. Минобороны повышает цену «Северной верфи». Предприятие получило новый крупный контракт
  9. Денис Кораблёв Проект 22350

Военно-морской флот - удел только наиболее развитых в военном и промышленном отношении стран. Можно купить корабль, но создать всю необходимую для него инфраструктуру не получится. Неудивительно, что состояние кораблестроительной отрасли в нашей стране вызывало глубочайшее уныние у моряков: новые корабли не строились, старые постепенно вырабатывали свой ресурс. К счастью, ситуация постепенно начала исправляться. Наглядное тому подтверждение - фрегат «Адмирал Горшков».

Он был спущен на воду 29 октября 2010 года. Событие это уникально тем, что это не только первый корабль, спущенный на воду после распада Союза, но и первый образец такого рода техники, которая была спроектирована «с нуля», без использования советских наработок.

Об истории создания

Сразу после того, как у страны появились деньги на развертывание новой кораблестроительной программы, были заложены и спущены на воду подлодки проектов 955, 885 и 667. Вскоре пришла очередь надводных кораблей. Новый фрегат «Адмирал Горшков» проекта 22350 был создан специалистами КБ «Северный». Главным конструктором проекта стал П.М.Шрайко. Закладка корабля произошла в 2006 году. Как и следовало ожидать, первый фрегат проекта 22350 строился намного дольше предполагаемого, но все же судостроители сумели уложиться в адекватные сроки, несмотря на все сложности.

Проект нового корабля был создан и утвержден еще в 2003 году. Когда в 2005 году на его строительство был объявлен государственный тендер, нашлось сразу три крупных исполнителя, которые очень хотели, чтобы столь лакомый кусок не достался конкурентам: «Северная верфь», «Янтарь» и «Севмашпредприятие». В конце концов, право строительства осталось за питерской «Северной верфью». Как показала практика, это было верное решение.

Важность кораблей проекта 22350 для обороноспособности страны

Ни для кого не станут неожиданностью слова о том, что береговая линия нашей страны отличается как протяженностью, так и своим сложным рельефом. Проблема нашего флота в том, что в его состав входит множество морально и технически устаревших кораблей, которые в случае массированной атаки вероятного противника попросту не смогут ни защитить столь огромную площадь, ни даже нормально взаимодействовать друг с другом и прочими отделениями ВМФ России. Фрегат «Адмирал Горшков» на этом фоне находится в выгодном положении, так как является многоцелевой боевой единицей.

Таким образом, России в кратчайшие сроки нужно спустить на воду как можно больше современных кораблей береговой охраны, которые оснащены эффективными ЗУР и ПКР. Это позволит выстроить нормальную оборону побережья, не прибегая к использованию более дорогих образчиков вооружений. По аналогичному пути сегодня идет США. Военное руководство этой страны как раз-таки делает упор на возведение большого количества сравнительно недорогих и функциональных кораблей, предназначенных для охраны прибрежных вод.

Следует заметить, что особенно в них нуждается Черноморский флот. Дело в том, что эта наша группировка находится на большом удалении от прочих боевых флотилий. За время «хозяйствования» украинцев на земле Крыма, там практически не осталось нормальных систем ПВО и ПРО. А те из них, которые все же остались, никак не могут эффективно прикрыть от возможного вражеского удара оставшуюся территорию. Единственным кораблем, который более-менее отвечает флагман Черноморского флота, ГвРКр проекта 1164.5 «Москва». Мало того что он один, так еще и боевые системы корабля явно не соответствуют современным требованиям.

На нем установлена система ЗРК С-300Ф «Форт», которая полностью унифицирована с «сухопутным» зенитно-ракетным комплексом С-300ПС. Максимальная высота поражаемой цели - до 27 километров. Одновременно можно захватить до шести воздушных целей на дистанции 90 километров. Как видите, ничем выдающимся наши силы ПВО в новом регионе Федерации похвастать не могут. Именно для исправления этой ситуации в последние годы началось интенсивное нового типа, причем одним из наиболее впечатляющих является как раз-таки фрегат проекта 22350 «Адмирал Горшков».

Отличительные особенности

Корабль хорош тем, что предназначен для работы как в ближней, так и дальней морской зоне, а также для ведения боевых действий в океанических условиях. Водоизмещение - примерно 4500 тонн, наибольшая длина - не менее 130 м, ширина корпуса в самом широком месте - 16 метров. Протяженность хода - более четырех тысяч сезон мореходства не ограничен. Кроме мощного артиллерийского и ракетного вооружения, имеется платформа для принятия боевого вертолета (Ка-28).

Помимо прочего, фрегат «Адмирал Горшков» уникален тем, что в его конструкции использовано не менее 30% совершенно новых технологий и материалов. Соревнуясь в том с американцами, кормовые надстройки и рубку создали по технологии «стелс», которая обеспечивает сильное рассеивание радарных волн, гарантируя кораблю высокую степень скрытности. Неудивительно, что степень секретности при его проектировании была «на уровне»: о внешнем виде «Адмирала» знали только проектировщики и судостроители. В прессу ничего не просочилось до самого спуска на воду.

Бортовое вооружение

Фрегат «Адмирал Горшков» (фото 2014 года это убедительно доказывают) несет на своем борту впечатляющий боевой комплекс. В его состав входит целая батарея противокорабельных ракет («Москит»), артиллерийская установка с калибром 130 мм (скорострельность 30 выстрелов в минуту), а также зенитная ракетная батарея и ракетный же противолодочный комплекс. Таким образом, фрегат проекта 22350 «Адмирал Горшков» отличается впечатляющей защищенностью и способен постоять за себя в любых условиях.

Противолодочная защита корабля

Противолодочное вооружение состоит сразу из двух пусковых комплексов Медведка-2. Расположены они в средней части корабля. Каждая пусковая установка заряжена четырьмя ракетами с активным наведением. За обнаружение подводных кораблей противника отвечает гидроакустический комплекс «ЗАРЯ-М». Впоследствии планируется замена станции этого типа на ее усовершенствованный аналог, «ВИНЬЕТКА-М».

В состав этих приборов входит гибкая антенна (ГПБА) и излучателя, который может обеспечить эффективное обнаружение малошумных подводных лодок последнего поколения. Кроме прочего, те же системы позволяют эффективно засекать торпеды и надводные корабли противника на дистанции до 60 км. Таким образом, подбить фрегат «Адмирал Горшков» при помощи обычной торпедной атаки практически нереально.

Защита от боевой авиации

Настоящей изюминкой корабля является установка 3С14У1 (УКСК). Ракетная, разумеется. Уникален этот комплекс своей «всеядностью»: можно в любой момент заменить боезапас, в результате чего спецификация корабля также изменится. Кроме того, стоит остановиться на характеристиках зенитной установки, «Риф-М». Подскажем, что в прессе ее нередко называют «Полимент-Редут».

Так вот. Какими-то впечатляющими боевыми характеристиками «Риф» не отличается, зато полностью унифицирован с сухопутным «Витязем». Разумеется, это на руку как морякам, так и их сухопутным «коллегам», так как боезапас можно пополнить практически везде, где есть части ПВО. Чтобы не оставить летающим врагам ни единого шанса, на корабле также установлена РЛС нового типа, отличающаяся повышенными характеристиками в области раннего обнаружения самолетов.

За это отвечают сразу четыре фазированных решетки (АФАР) «Полимент». Специалисты считают, что в будущем на корабли такого типа будут устанавливаться системы единого управления огнем, а также установки А-192 и ЗАК «Палаш». К слову говоря, последние уже установлены на фрегат «Адмирал Горшков» (фото которого есть в статье). Их задачей является прикрытие штатного бортового вертолета Ка-28 при его взлете и посадке. Все имеющиеся боевые элементы работают в едином контуре, обеспечивая фрегату надежную защиту от боевых самолетов и вертолетов противника.

Защитный контур корабля может за один «подход» захватывать и вести сразу 16 летящих объектов. Тем стрельбы при их перехвате - до одной ракеты в секунду. Если даже кому-то удастся прорваться, фрегат 22350 «Адмирал Горшков» практически наверняка собьет его из артиллерийских систем. Сочетание автоматической пушки калибром 130 мм и автоматической же системы наведения - страшная вещь. Не стоит забывать и о мощной бортовой РЭБ, которая способна практически полностью подавить систему компьютерного наведения вражеских ракет. Все это не только значительно повышает степень защищенности «Адмирала», но и позволяет резко снизить нагрузку на экипаж в боевой обстановке.

И еще о зенитном вооружении

Не так давно стало известно, что в МНИИРЭ «Альтаир» полным ходом идет разработка новой малогабаритной системы, предназначенной для защиты боевых кораблей с водоизмещением от 1000 до 4500 тысяч тонн. Новая зенитка будет построена на базе хорошо себя зарекомендовавшей ЗРК «Риф-М». Предполагается, что она будет использовать ракеты 9М96Е, отличающиеся активным самонаведением, а также инерционной системой захвата цели. Комбинация эти систем позволит создать действительно грозное оружие, способное перехватывать весьма маневренные самолеты с высокой вероятностью их поражения.

Этим и отличается от своих конкурентов фрегат «Адмирал Горшков». Фото корабля способно сразу доказать экспертам, что он способен легко справиться с большинством вероятного противника.

Силовая установка

В общем, в ней нет ничего удивительного: дизельная газотурбинная установка, чья мощность составляет порядка 65 000 л.с. Она относится к типу CODAG, сам дизельный двигатель принадлежит к семейству ДГТА-М55МР (все в одном корпусе). Такое конструкторское решение позволило совместить как высокую максимальную мощность, так и наилучшую экономичность при движении малым ходом (ходовые испытания фрегата «Адмирал Горшков» это наглядно доказали).

Расположена в носовом отделении, дизель же расположен традиционно, на корме.

Подробная характеристика дизельной установки

Производителем хорошо зарекомендовавших себя дизелей 10Д49 является Коломенский завод. Мощность каждого составляет 3825 КВт (5200 л.с.), они полностью автоматизированы. На каждом - двухскоростная редукторная передача, которая отвечает за раздельную или совместную работу двух двигателей. Наконец, есть локальная управляющая система. Сами же газотурбинные установки, ГТД М90ФР, разработаны сразу двумя прославленными предприятиями - НПО "Сатурн" и НПП "Заря - Машпроект".

Без этих компаний был бы невозможен сам фрегат «Адмирал Горшков». 2014 год доказал, что руководство флота весьма им признательно, так как оба предприятия получили щедрые государственные заказы. Остается надеяться, что столь благоприятная тенденция сохранится и в дальнейшем.

Только на одних дизелях силовая установка корабля будет выдавать сразу 10400 л.с, чего вполне хватит для разгона до 10-13 узлов. Если одновременно работают дизели и турбины, мощность вырастает сразу до 64800 л.с, так что махина водоизмещением четыре тысячи тонн разгоняется до 30 узлов. Для чего мы все так подробно перечислили? Как вы думаете, почему такое исполнение корабельных силовых установок не использовалось в кораблях Советского флота? Все просто: никто не хотел брать на себя ответственность разработки настолько сложной системы. Системы, которая должна была быть не только мощной, но и предельно надежной.

В этой области российские судостроители сумели обойти своих советских коллег, что радует, так как корабль «Адмирал Горшков» - является настоящим «первенцем» постсоветских корабелов. В этом он подобен истребителю Т-50. Этот самолет также разработан «с нуля» именно российскими разработчиками.

Некоторые итоги

Если говорить обобщенно, то «Адмирал флота Горшков» - фрегат, во многом являющийся довольно типичным представителем советско-российской кораблестроительной школы. Однако впервые в истории нашего флота на надводном корабле ракетное оружие размещено в шахтах. К слову говоря, наши американские «коллеги» уже давно пришли к необходимости именно такого размещения этого типа вооружений, так как в этом случае удается ликвидировать «зоопарк» установок для запуска, который так характерен для советского флота. Это позволит значительно удешевить эксплуатацию кораблей, так как понадобится готовить куда меньше специалистов.

Увы, но отечественный ВМФ вплоть до 2010 года вообще не имел унификации в этой области. Более того, каждый (!) ракетный комплекс обладал собственной спецификой применения. Последний факт практически ставил крест на идее создания многофункциональных кораблей. Если наша судостроительная промышленность пойдет по пути, который проторил корабль «Адмирал Горшков», то флот наконец-то получит действительно универсальное, гибкое и мощное вооружение, которое можно будет эффективно использовать на всем протяжении российской береговой линии.

Из-за чего «Адмирала Горшкова» так долго вводили в строй?

Основной проблемой, из-за которой постоянно приходилось переносить сроки, явилась хроническое запоздание со сдачей отдельных систем. Да, крейсер «Адмирал Горшков» строила питерская верфь, но ведь все вооружение, системы радиолокации и гидроакустики предоставляли совершенно иные подрядчики! Именно на них и лежит львиная доля ответственности за переносы сроков сдачи фрегата. В частности, много проблем доставили системы ЗРК и гидроакустики. Кроме того, пару раз срывалась поставка комплектующих для новой артиллерийской системы, без которых фрегат пр. 22350 «Адмирал Горшков» мало бы в чем превосходил корабли аналогичного класса.

Как отечественное адмиралтейство решает проблему нехватки кораблей?

В принципе, здесь есть единственно правильное решение, которое сегодня активно используется. Речь идет о спешном «размножении» кораблей, которые могли бы действовать в одной тактической нише. Так как на данный момент фрегаты проекта 22350 строятся недостаточно быстро, было принято решение активизировать постройку более дешевых кораблей, принадлежащих семейству 11356 (шесть из них ранее приобрела Индия). Несмотря на свою унификацию, использоваться они будут на разных флотах. К сожалению, полностью обойтись без неразберихи в номенклатуре не удастся и сейчас. Утешает только то, что она не будет настолько запутанной, как это было во времена Союза.

Если оценивать степень готовности фрегатов проекта 22350, предназначенных для переоснащения Черноморского флота, следует сказать следующее. Всего предполагается спустить на воду шесть кораблей. Фрегат «Адмирал Григорович» предполагается ввести в строй приблизительно во второй половине 2015 года. Его «собрат», «Адмирал Эссен», начнет бороздить воды Черного моря в 2016 году. Корабль «Адмирал Макаров» вряд ли будет готов раньше 2017 года.

Даже если принять во внимание резко увеличившиеся государственные ассигнования в судостроительную отрасль и загрузку отраслевых предприятий в Крыму, переоснащение флота рискует сильно затянуться. Таким образом, фрегат «Адмирал Горшков», испытания которого показали впечатляющие результаты, во многом является единственной достойной альтернативой. Остается только надеяться, что отечественная промышленность выдержит взятый темп.

Вывод

Как бы там ни было, строительство фрегата «Адмирал Горшков» наглядно доказывает резкую активизацию нашей судостроительной отрасли. Никогда еще с начала 1990-х годов флот не получал столько новых кораблей. Вот только из-за частых срывов поставок ВМФ получает все больше однотипные фрегаты, которые зачастую могут использоваться только в одной тактической нише. Как можно представить, такое положение дел не слишком хорошо для общей обороноспособности страны.

В некотором плане виноваты в этом и сами военные, которые далеко не всегда готовы предоставить производителям внятное и подробное ТЗ. Кроме того, даже когда выполнялось строительство фрегата «Адмирал Горшков», нередко вносились коррективы в его внешний облик, чего в других странах быть не может. Имеются также проблемы с вновь разрабатываемыми проектами новых классов кораблей, для которых попросту еще не создано адекватного вооружения. Доводка их «на лету» приводит не только к катастрофическому удорожанию постройки, но и к растягиванию сроков сдачи до непомерных величин.

С завода на завод проекты также передаются, минуя огромное количество бюрократических преград. Настройка оборудования, программ и подгонка проектов под особенности каждого судостроительного предприятия выполняется практически в ручном режиме. Ситуация особенно плачевна на Тихоокеанском флоте, где судоремонтных предприятий или не осталось вовсе, или же они есть, но оснащены давным-давно устаревшим морально и технически оборудованием, которое попросту не подходит для современных фрегатов. Совокупность всех этих проблем со временем может привести к весьма неприятным последствиям.

В принципе, есть и более приятные новости. Так, санкции Запада не окажут на переоснащение флота никакого влияния, так как постройка судов идет с использованием исключительно отечественных технологий. Конечно, импорт некоторых технологических решений мог бы решить немало проблем, однако такой вариант практически нереален в свете нынешних внешнеполитических реалий. Как бы там ни было, но крейсер «Адмирал Горшков» - настоящая гордость нашего судостроения.

В ходе очередного селекторного совещания Министерства Обороны, глава ведомства, Сергей Шойгу, говоря о планах развития российских Вооружённых Сил, не обошёл вниманием и флот. По его словам, к 2025-му году ВМФ России будет располагать шестёркой новых фрегатов проекта 22350.

Программа строительства фрегатов проекта 22350, без преувеличения стала самой крупной и самой "продвинутой" программой военного кораблестроения в истории современной России. Головной фрегат данной серии, "Адмирал Горшков", был заложен ещё в далёком 2006-м году, но до сих пор формально не передан в состав Военно-Морского флота, хоть и проходит завершающую стадию испытаний на Северном флоте.

Данные фрегаты должны были стать главными "рабочими лошадками" российского флота. Однако кораблестроители сразу же столкнулись с массой проблем, главной из которых стал принципиально новый комплекс вооружения и радиотехнических средств корабля, создававшихся фактически "с нуля". Наибольшие проблемы доставил зенитно-ракетный комплекс "Полимент-Редут", который прошёл испытания только в 2014-м году, из-за различных задержек в создании зенитных ракет и новейшей РЛС "Полимент", входящей в состав данного комплекса. Немало проблем доставило и создание новой универсальной артиллерийской установки А-192, создание которой также задержало строительство корабля. Всё это существенно отодвинуло срок введения головного корабля в строй, при этом был превышены все, даже самые "пессимистичные" сроки.

Задержки строительства фрегатов проекта 22350, вынудил Министерство Обороны, заказать параллельно серию из шести более простых фрегатов проекта 11356, из которых удалось построить только три корабля, а строительство остальных сорвано из-за отказа Украины в одностороннем порядке поставлять газотурбинные силовые установки для этих фрегатов. Коснулась данная проблема и фрегаты проекта 22350, но к счастью, два спущенные на воду фрегата "Адмирал Горшков" и "Адмирал Касатонов" уже успели получить свои силовые установки. Остальные же корабли данной серии будут оснащаться уже отечественными силовыми установками, производство которых должно быть развёрнуто к 2018-му году. Это является одной из основных причин "сдвига" срока строительства данной серии фрегатов.

Когда-то предполагалось построить к 2020-му году целых 20 подобных фрегатов, но сейчас можно смело утверждать что данные планы оказались абсолютно нереальными. Фрегаты проекта 22350 не будут строиться поточным методом, как когда-то предполагалось, но та шестёрка фрегатов, что будет построена к середине следующего десятилетия существенно усилит силы Северного и Тихоокеанского флотов. Первые фрегаты этой серии строятся слишком долго, но именно они стали важнейшей "переходной ступенью" для российского флота, дав судостроительной промышленности колоссальный опыт создания и производства принципиального нового вооружения. Не стоит сомневаться, что именно этот опыт сыграет огромную роль в модернизации старых, но по прежнему грозных кораблей российского флота и будущих "властелинов океана" - новых эсминцев и авианосцев.

Согласно программе вооружения на 2011–2020 годы, Военно-морской флот России получит фрегаты проекта 22350. Всего за этот срок планируют построить 10 фрегатов этого проекта . Это первые отечественные крупные корабли, созданные в постсоветскую эпоху.

В настоящее время в Петербурге строятся два фрегата проекта 22350 – «Адмирал флота Советского Союза Горшков», заложен в 2006 году, спущен на воду в 2010 году, в строй по плану войдёт в этом году, его планируют передать Балтийскому флоту; а в 2009 году заложен фрегат «Адмирал флота Касатонов» , его ввод в строй запланирован на 2012 год.

Эскизный проект корабля был разработан в Северном проектно-конструкторском бюро и утверждён в июне 2003 года командованием флота. В начале 2005 года проект утверждается как многоцелевой фрегат (по советской классификации — большой сторожевой корабль). 28 февраля 2005 года был объявлен тендер на строительство этого корабля, в нём участвовали три судостроительных предприятия: «Северная верфь», Прибалтийский завод «Янтарь» и ФГУП «Севмашпредприятие».

Заказ получило ОАО Судостроительный завод «Северная верфь». 1 февраля 2006 г произошла закладка корабля, и ему был присвоен заводской номер 921. Приказом главнокомандующего ВМФ РФ адмирала Владимира Масорина фрегату присваивается имя «Адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков».

26 ноября 2009 года произошла закладка второго фрегата серии. Ему присвоено имя «Адмирал флота Касатонов». Стоимость головного корабля проекта 22350 должна составить около 400-420 млн. долларов , но в итоге реальная цена строительства одного фрегата может возрасти до 500 млн. долларов.

Символично, что новые русские фрегаты названы в честь советских адмиралов, так много сделавших для советских ВМФ, связь поколений очень важна. С.Г.Горшков и В.А.Касатонов – однокашники по Военно-морскому училищу, соратники по службе. На параллельных курсах рядом друг с другом они прослужили в течение более полувека. Адмирал Флота Советского Союза С.Г.Горшков практически в течение трёх десятилетий с 1956 года являлся Главнокомандующим ВМФ и заместителем Министра обороны СССР. До этого в течение четырёх лет (1951–1955) он командовал Черноморским флотом. Фактически Горшков реализовал идею создания океанского флота страны. Одним из его ближайших сподвижников и являлся Владимир Афанасьевич Касатонов.

Назначение : Фрегат предназначен для ведения боевых действий против надводных кораблей и подводных лодок в океанских и морских районах, а также для отражения атак средств воздушного нападения как самостоятельно, так и в составе соединения кораблей.

Основные характеристики:

Водоизмещение — 3900/4500 т
Основные размеры:
— длина — 130-135 м
— ширина – 16 м
— осадка – 4,5 м
Силовая установка — дизель-газотурбинная энергетическая
— Мощность — 65 000 л.с. (общая)
— 2 дизельных двигателя 10Д49 мощностью по 5200 л.с.
— 2 ГТД М90ФР мощностью по 27 500 л.с.
— количество валов — 2
Скорость полного хода – 29 узлов
Дальность плавания — 4000 миль (при скорости 14 узлов),
Автономность – 30 суток
Экипаж – 180…210 человек
Вооружение :
Ракетное – УКСК: 2х8
ЗУР — 4х8 ЗРК «Редут»
АУ — 130мм (А-192)
ЗРАК — 2 БМ «Палаш»
ПЛУР — 2х4 «Медведка-2»
Авиация – 1 вертолёт Ка-28.

Особенности

Фрегаты делаются по современной концепции стелс-кораблей. Они имеют встроенное в корпус ракетное вооружение, и сплошную надстройку, которая выполнена с использованием композитных материалов (на основе поливинилхлорида и углеродных волокон). Это обеспечивает поглощение и распыление радиоволн, что существенно снижает уровень вторичного радиолокационного поля корабля.

Значительно снижена эффективная поверхность рассеивания , всё это обеспечивается, кроме использования вышеперечисленных материалов, ещё и оригинальной конфигурацией надстройки. Кормовая оконечность корабля – транцевая. Острый форштевень должен обеспечить кораблю хорошие мореходные качества.

Фрегаты имеют двойное дно , которое протянулось от носовых отсеков с боезапасом и до машинного отделения и кормового подзора. Установлены новые успокоители качки с неубирающимися рулями. Устройства успокоения качки должны обеспечить уверенное применение всего арсенала вооружения при волнении моря до 4-5 баллов. Боезапас ракет будет храниться в вертикальных пусковых установках, имеющих дополнительную защиту. На корме установлен ангар, в котором сможет размещаться один вертолёт Ка-28.

Силовая установка

Для корабля в качестве ГЭУ выбрана дизель-газотурбинная энергетическая установка общей мощностью 65 000 л.с. Установка дизель-газотурбинного агрегата типа CODAG, обеспечивающая совместную работу дизелей и газотурбинных двигателей в агрегате ДГТА-М55МР. Это решение позволит получить большую суммарную мощность и экономичность на малых ходах под дизелями. Компоновка элементов ДГТУ скорее всего будет размещена в двух отсеках: газотурбинные двигатели в носовом, а дизеля в кормовом машинном отделении.

В качестве маршевой установки будут установлены два новых дизеля Коломенского завода 10Д49 по 3825 КВт (5200 л.с.) с автоматизированным управлением, каждый имеет двухскоростную редукторную передачу, обеспечивающую совместную и раздельную работу дизелей со звукоизолирующей композитной муфтой, и локальную систему управления.

Ускорительная установка будет представлена двумя ГТД М90ФР совместной разработки НПО «Сатурн» с НПП «Заря – Машпроект» мощностью 27500 л.с. каждый. Таким образом на двух маршевых дизелях корабль будет иметь мощность 10400 л.с., что будет соответствовать 15-16 уз. экономичного хода. И на полном ходу при совместной работе дизелей и турбин — 64800 л.с. что вполне должно хватить на 29-30 уз. полного хода для корабля такого водоизмещения.

Нужно отметить, что это наиболее оптимальное решение для корабля такого класса и ранее в отечественном флоте не было реализовано только по причине сложности конструкции, большой сложности управления установкой из-за разного принципа регулирования маршевого и ускорительного двигателя и нежелания разработчиков агрегатов брать на себя разработку всей установки в комплексе.

Вооружение

1. Два универсальных корабельных стрельбовых комплекса 3С14У1 (всего два стандартных модуля по восемь ячеек), предназначенных для хранения и запуска шестнадцати противокорабельных крылатых ракет ЗМ55 «Оникс» (PJ-10 BrahMos), либо противокорабельных и противолодочных ракет семейства «Калибр-НКЭ» (3М-54, 3М14, 91РТЭ2). Применение этого комплекса делает этот боевой корабль по-настоящему многоцелевым, так как его боевое назначение можно будет легко изменять путём замены боезапаса на другой тип ракет.

2. Зенитно-ракетный комплекс : первоначально планировалось установить на корабле ЗРК «Ураган» (или его модернизированную версию «Штиль-1»). Но скорей всего от этой идеи откажутся, так как ещё с 90-х годов ведутся работы по созданию нового ЗРК средней дальности с вертикальными пусковыми установками сотового типа на 32 или более ракет.

Под эту пусковую установку сейчас активно разрабатывается новая ракета ближнего радиуса действия – до 10 км, с диаметром 125 мм, аналог авиационной ЗУР РВВ-АЕ (9м100). В одной ячейке можно будет расположить до четырёх ракет, и в этом случае полный боекомплект корабля может вырасти до 128 ЗУР малого радиуса, что, согласитесь, немаловажно.

Новый зенитный комплекс называется «Полимент-Редут» , и он будет максимально унифицирован с разрабатываемым сейчас мобильным сухопутным комплексом «Витязь». В комплекс будут входить:

— 4 фазированные антенные решетки (АФАР) «Полимент»;

— РЛС общего обзора;

— ЗРК «Редут» с вертикальными пусковыми установками (ВПУ) для ЗУР среднего и ближнего радиуса действия, а так же под перспективные создаваемые ракеты в комплекс войдут системы единого управления;

— средства РЭБ;

— артиллерийские установки А-192 и ЗАК «Палаш».

Все элементы будут работать и управляться в едином контуре ПВО, обеспечивая круговую противовоздушную оборону корабля от самолётов и низколетящих целей. Комплекс будет способен одновременно выдавать целеуказание как минимум по 16 целям (по 4 на каждую ФАР) . Комплекс сможет поддерживать темп стрельбы до одной ракеты в секунду. После чего прорвавшиеся низколетящие цели будут добивать с помощью артиллерии. Система так же будет подавлять системы наведения ракет с помощью своих систем РЭБ. Всё это позволяет создать систему ПВО с единым контуром. Кроме того, это позволит сократить количество боевых постов и значительно сократить экипаж корабля.

3. Артиллерийский комплекс : новая 130-миллиметровая артиллерийская установка А-192 (дальность стрельбы до 22 км, скорострельность - 30 выстрелов в минуту). Артиллерийская система имеет широкий диапазон углов обстрела (170/80°); номенклатура боеприпасов позволяет ей поражать береговые, морские и воздушные цели, а новая радиолокационная система управления артиллерийским огнём 5П-10 «Пума» обладает многоканальностью по обстреливаемым целям. Рядом с вертолётным ангаром предполагается разместить по бортам два боевых модуля ЗРАК «Палаш».

4. Противолодочное вооружение : будет состоять из 2-х пусковых установок «Медведка-2». Этот комплекс будет иметь по четыре ракеты в каждом пусковом модуле и размещаться так же по бортам в районе средней части надстройки за лацпортами. Подводные лодки противника будут обнаруживаться гидроакустическим комплексом «ЗАРЯ-М», либо его дальнейшей модернизацией и низкочастотной активно-пассивной гидроакустической станцией «ВИНЬЕТКА-М».

Эта станция состоит из буксируемой гибкой протяженной антенной (ГПБА) и низкочастотного излучателя, что обеспечивает в режиме гидролокации эффективное обнаружение малошумных подводных лодок. Кроме того, одновременно с гидролокацией, осуществляется работа гидроакустической системы, что позволит обнаруживать торпеды и надводные корабли на большом расстоянии — до 60 км.

5. Авиационная компонента : противолодочный вертолёт Ка-28.

Судостроительный завод "Северная верфь" продолжает строительство и швартовные испытания фрегата проекта 22350 "Адмирал флота Касатонов" .

26 ноября 2009 года был заложен первый серийный – 2-ой по счету фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Касатонов» с заводским номером 922. Уже закончены работы достроечного этапа, затянут кабель, закончен монтаж специальной техники, в том числе главный ударный комплекс. Закончены электромонтажные работы, обеспечен и проверен прием питания на главный распределительный щит в носовой и кормовой электростанциях. В настоящее время корабль переводится на штатное освещение.

Корабелы завершают центровку на плаву дизельных двигателей , газовых турбин, редукторов и валопроводов. Судостроители приступили к оборудованию кубриков на фрегате, корабелам предстоит большая работа, ведь численность экипажа «Касатонова» около двухсот человек. Само же вселение личного состава планируется на ноябрь 2016 года. 1-ый экипаж фрегата пройдет к этому времени подготовку в объединенном учебном центре ВМФ России в Санкт-Петербурге.

Корвет «Гремящий» укомплектовали главными двигателями >>

Техконтролю верфи и заказчику судостроителями предъявлены 125 построечных удостоверения из 163 и 64 швартовных удостоверения из 245.

Проект 22350 разработан Северным КБ, это корабли с длинным полубаком и со сплошной надстройкой, которая делает корабль мало заметным на радарах противника. Именно поэтому фрегаты этого проекта прозвали «невидимками». Фрегаты предназначены для ведения боевых действий в океанских и морских районах против надводных кораблей и подводных лодок противника, отражения атак средств воздушного нападения как самостоятельно, так и в составе соединения кораблей.

Военно-Морской Флот России рассчитывает получить свыше 15 фрегатов проекта 22350 и их модификации - проекта 22350М. Эти корабли составят основу корабельных группировок ВМФ в арктической зоне , Атлантике и Средиземном море. По своим тактико-техническим данным эти корабли могут использоваться ВМФ во всех широтах морской и океанской зон без исключения.

Оружие и радиотехническое вооружение корабля делает его универсальным по применению. Они могут решать широкий круг задач по борьбе с надводными кораблями, подводными лодками и авиацией. Радиотехническое оснащение фрегатов 22350 позволит усилить такую функцию группировок в море, как освещение воздушной, надводной и подводной обстановки. Головной корабль проекта 22350, фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков» , в настоящее время проходит государственные испытания на Северном флоте. Он вошел в ТОП-10 лучших фрегатов 21 века, составленный американским блогом Defencyclopedia. Составители рейтинга назвали его « примером хорошо сбалансированного корабля ».

Характеристики проекта 22350:

· Водоизмещение - 4 500 тонн;

· Длина –135 м;

· Ширина – 16 м;

· Скорость – до 30 узлов;

· Дальность плавания - 4 500 миль;

· Автономность – 30 суток;

· Экипаж – 210 человек.

Главная энергетическая установка: ДГТА общей мощностью не менее 65 000 л. с.

Вооружение:

Корабль проекта 22350 несет комплекс вооружения, состоящий из 16 противокорабельных крылатых ракет «Калибр», 130-миллиметровой артиллерийской установки А-192, противолодочного комплекса «Пакет-НК» и ЗРК средней дальности. Авиационное вооружение: противолодочный вертолет Ка-27.

«Убийца» авианосцев >>

Основным ударным средством является новый универсальный корабельный стрельбовый комплекс 3С14У1 (УКСК). Применение УКСК делает боевой корабль многоцелевым, его боевое назначение можно будет изменять на базе путем простой замены вариантов боезапаса.

Новый ЗРК типа «П олимент-Редут» , в его состав входят ракеты трех типов: 9М96Д большой дальности, 9М96Е средней дальности и 9М100 малой дальности. Ракеты размещаются в ячейках установки вертикального пуска (УВП) таким образом, что состав вооружения можно комбинировать в разных пропорциях. Одна ячейка вмещает соответственно 1, 4 или 8 ракет, в то время как каждая УВП может иметь 4, 8 или 12 таких ячеек. Для целеуказания в состав ЗРК «Полимент-Редут» входит станция с четырьмя антенными фазированными решетками , обеспечивающие круговой обзор. Система управления огнем обеспечивает одновременный обстрел 32 ракетами до 16 воздушных целей - по 4 цели на каждую ФАР.

Вертикальный старт ракет осуществляется «холодным способом» - при помощи сжатого воздуха. По достижении ракетой высоты около 10 метров, происходит включение маршевого двигателя, а газодинамическая система производит разворот ракеты в сторону цели. Система наведения ракет 9М96Д/Е - комбинированная инерциальная с радиокоррекцией на среднем участке, и активным радиолокационным на конечном участке траектории. Ракеты ближней дальности 9М100 имеют инфракрасную головку самонаведения. Таким образом, комплекс сочетает в себе возможности сразу трех ЗРК разной дальности, что обеспечивает эшелонирование ПВО корабля с применением значительно меньшего количества средств. Высокая огневая производительность и точность наведения с боевой частью направленного действия ставит комплекс «Полимент-Редут» в числе первых в мире по эффективности как против аэродинамичекских, так и против баллистических целей.

В настоящее время ЗРК «Полимент-Редут» устанавливается на строящиеся корветы проекта 20380 (начиная со второго корабля - «Сообразительного») и фрегаты типа «Горшков», проекта 22350. В дальнейшем его, очевидно, будут устанавливать и на перспективные российские эсминцы.