31.01.2024

Анализ стихотворения Иннокентия Анненского «Среди миров. Анализ стихотворения И.Анненского «Среди миров Анализ стихотворения «Среди миров» Анненского


В 1910 году увидел свет первый посмертный сборник Анненского “Кипарисовый ларец”, изданный его сыном. Книга состоит из множества частей. В последний раздел, получивший название “Разметанные листы”, вошло стихотворение “Среди миров”. Иннокентий Федорович написал его в Царском Селе незадолго до смерти – в апреле 1909 года. Устойчивый интерес к произведению сохранялся на протяжении всего двадцатого столетия. Во многом успех обеспечила необыкновенная музыкальность восьмистишия. К нему обращались многие композиторы: от Александра

Вертинского до Бориса Гребенщикова. Каждый из них открывал в стихотворении нечто новое, находил что-то личное, сокровенное.

Символ единственной таинственной Звезды становится главным в произведении Анненского. У Нее лирический герой ищет ответа, когда его одолевают сомнения, с Ней ему не нужно света. Он предельно одинок. Создается ощущение, что кроме Звезды у него никого нет. Чувства, испытываемые лирическим героем по отношению к Ней, – неизменны. Так Звезда становится олицетворением надежды, веры в вечные ценности, неподвластные времени, в мире, где преобладают сомнения. Кроме того, ее образ связан с любовной

темой. Она выступает в роли единственной избранницы. При этом Анненский рассматривает любовь не земную, физическую, а духовную, обращенную в высшие сферы. Соответственно, чувство лирического героя направлено не столько на конкретную представительницу прекрасного пола, сколько на абстрактный идеал. По мнению ряда исследователей, под идеалом стоит понимать поэзию. Таким образом в одном стихотворении Анненский объединяет мотив творчества с мотивом совершенной любви.

Одиночество, которым пронизано произведение “Среди миров”, было характерным состоянием и для самого Иннокентия Федоровича. Он никогда не стремился к славе и всенародному признанию, долгое время воспринимал свои литературные опыты не всерьез. Первый и единственный прижизненный сборник поэт выпустил, когда ему было почти пятьдесят лет, причем книга вышла под говорящим псевдонимом “Ник. Т-о”. При этом сложно переоценить влияние Анненского на акмеизм и футуризм. Его лирика нашла отражение в творчестве Анны Ахматовой, Георгия Иванова, Бориса Пастернака. Важнейшее значение имеют также критические статьи Иннокентия Ивановича и его переводы Гейне, Лонгфелло, Бодлера, Еврипида, Горация, Рембо и других авторов.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Поэтика Иннокентия Анненского вобрала в себя и причудливо синтезировала традиции лирики XIX века, прежде всего, А. С. Пушкина и Тютчева, а также русской психологической прозы....
  2. В 1910 году, уже после смерти Анненского, увидел свет его сборник “Кипарисовый ларец”. Название книги символично и подразумевает несколько возможных трактовок. Во-первых, поэт хранил рукописи...
  3. У каждого из больших русских поэтов начала XX века был свой поэтический опыт. Почти каждый из них начинал свой творческий дебют со стихов. У каждого...
  4. По своему мировоззрению и поэтическому стилю Иннокентий Федорович Анненский – символист. Ho символы для него – не средство познания “непознаваемого”, как для большинства других символистов,...
  5. Символизм как литературное явление был весьма распространен в России на рубеже 19 и 20 веков. Одним из приверженцев этого направления являлся поэт Иннокентий Анненский, который...
  6. Стихотворение “Петербург” было создано И. А. Анненским в 1909 году, вскоре после событий 1905-1907 гг., известных в русской истории как “первая русская революция”. Они сопровождались...
  7. Через четыре месяца после скоропостижной кончины Анненского свет увидел его сборник “Кипарисовый ларец” (1910). Подготовкой к изданию занимался сын поэта. Книга состоит из нескольких разделов,...

Моё любимое стихотворение у И. Анненского:

СРЕДИ МИРОВ

Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя...
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело,
Я у Нее одной ищу ответа,
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света

---------
О чём это стихотворение-загадка, всеми воспринимаемое лишь как романс? Как-то лукаво и витиевато анализируют его многие критики.
Да, монолог-исповедь об одиночестве. Так некоторые критики пишут, а в основном о художественных особенностях. Но - только ли о тоске и одиночестве стих-ие? Я думаю, что- нет! Конечно же, и о Любви тоже. Правда, это моё прочтение, - что о тайной, глубокой и сильной Любви.
А иначе куда мы денем слова: "Одной Звезды я повторяю имя...", или - "я томлюсь с другими"? Почему слова "Звезда" и местоимение "Её" с прописной буквы?
Почему - "Одной Звезды я повторяю имя.../Не потому, чтоб я Ее любил"- со "чтоБ", т.е. в смысле "не для того, ЧТОБЫ я её любил"(не получается любить!), иначе было бы "ЧТО я её любил"(т.е любил, и всё ок), вместо "чтоБ". А автор ведь блистательный лингвист и критик! Нет у него случайных слов.

А почему "С ней не надо света"? Думаю, что в мыслях о своей любимой (близости физической ведь нет) он так сильно переполнен эмоциями и СВЕТОМ, что его СВЕТА вполне хватало на ДВОИХ - на любимую женщину и на него, и это был для них как бы НЕБЕСНЫЙ КОСТЕР - НЕЖНЫЙ, С НЕЖНЫМ ПЛАМЕНЕМ... Загадочное стихотворение - о загадочной Любви...

Да, романтической, сладко-горькой и мистической была его Любовь, скрытая от мира и общества, - к Ольге Хмара-Барщевской. Не хотел он, не мог он причинять боль её мужу. Не буду писать об этом много, но приведу фрагмент ее письма к Василию Розанову, где всё об их Любви сказано ясно и понятно:

«Вы спрашиваете, любила ли я Иннокентия Федоровича? Господи! Конечно любила, люблю, и любовь моя «plus fort que mort» … Была ли я его женой? Увы, нет. Видите, я искренне говорю «увы», потому что я не горжусь этим ни мгновения. Той связи, которой покровительствует «змея-ангел», между нами не было. И не потому, чтобы я греха боялась или не решалась, или не хотела, или баюкала себя лживыми уверениями, что можно любить двумя половинами сердца, - нет, тысячу раз нет! Поймите, родной, он этого не хотел, хотя, может быть, настояще любил только одну меня. Но он не мог переступить, его убивала мысль: «Что же я? Прежде отнял мать у пасынка, а потом возьму жену? Куда же я от своей совести спрячусь?»....
Дело в том, что мы с ним были отчасти мистики. Ведь я вам исповедуюсь, как верному другу, - я так счастлива, что нашла вас! Пускай потом при свидании я не сразу смогу взглянуть вам в глаза - это ведь бывает: на расстоянии в чем не признаешься, а при встрече смутишься глаз друга, особенного такого духовного друга, как вы для меня, что и выражения лица себе не представляешь, не то что глаза. Но все равно, слушайте сказку моей жизни - хотя чувствую, как вам хотелось другого…
Он связи плотской не допустил, но мы повенчали наши души,
и это знали только мы двое, а теперь знаете вы. По какому праву? Почему вы? Господь ведает. Значит, так нужно - подчиняюсь, и только. Вы спросите: «Как это повенчали души»? Очень просто. Ранней весной, в ясное утро, мы с ним сидели в саду дачи Эбермана, и вдруг созналось безумие желания слиться, желание до острой боли, до страдания, до холодных слез. Я помню и сейчас, как хрустнули пальцы безнадежно стиснутых рук, и как стон вырвался из груди, и он сказал: «Хочешь быть моей? Вот сейчас, сию минуту? Видишь эту маленькую ветку на березе? Нет, не эту, а ту, вон, высоко на фоне облачка. Видишь? Смотри на нее пристально, и я буду смотреть со всей страстью желания. Молчи. Сейчас по лучам наших глаз сольются наши души в этой точке, Леленька, сольются навсегда…». О, какое чувство блаженства, экстаза, безумия, если хотите, - весь мир утонул в мгновении! Есть объятия без поцелуя. Разве не чудо? Нет, не чудо, а естественно. Вы поймете меня, потому что вы все понимаете… А потом он написал:


Не могли мы завистливых глаз,
Только раз мы холодные руки сплели
И, дрожа, поскорее из сада ушли…
Только раз, в этот раз…

Ну вот и все, решительно все. И он умер для мира, для всех, но не для меня. Его душа живет в моей душе, пока я сама дышу. Смерть не могла ее отнять у меня, не увела ее за собой, и эту его душу я ношу в себе.»
------

Как видите, его возлюбленная, Ольга, написала здесь: "мы повенчали наши души"...
Да, это была Любовь не плотская, хотя может ещё более глубокая и страстная - вечная, которой не бывает конца. Именно И. Анненскому и его Любви я посвятила свои строки (если кто не понял):

И башмачки на пол не падали,
И не было скрещенья рук,
И на скатёрку воск не капал,
И сладко-горек был тот круг,
Где далеко, в высоком Небе,
В неописуемой тиши,
Слились, как лебеди, от нежности
И повенчались две души...

Рецензии

Оноконечно, дорогая Л-са С-ьева, это прекрасные и неповторимые строки Иннокентия Анненского, и "в жизни каждой женщины должна быть только одна большая и настоящая любовь", но насколько мне помнится, у Иннокентия были и весьма игривые стихи о любви. Как быть с ними, кожа тоже ведь человек...

Дорогой Лео Кигель, Вы пишете скорее о себе, чем об Анненском. Фантазии в стихах (некоторых), к тому же нередко неверно понятые - не есть реальная жизнь поэта.
Читайте двухтомник его писем, мемуары о нём современников - и Вам всё станет понятнее, яснее. Он был очень закрытым человеком, даже стихи свои впервые опубликовал в 49 лет!!! А далее... - впрочем, изучайте его жизнь и творчество сами. Это самый верный способ составить более правдивое мнение о личности поэта и фактах его жизни.

Благодарю за отклик и мнение,

Поэтика Иннокентия Анненского вобрала в себя и причудливо синтезировала традиции лирики XIX века, прежде всего, А. С. Пушкина и Тютчева, а также русской психологической прозы. «Это наш Чехов в стихах», — отмечала современная ему критика.
Символика поэта неожиданна и ассоциативна, его образы новаторски самобытны. И. Анненский, отвергая ложный романтический пафос и патетику, повысил в правах стихотворный прозаизм: «Он был преддверием, предзнаменованием всего того, что с нами позже совершилось…», — писала Анна Ахматова.
Лирика

И. Анненского была загадочна, но ее загадочность заключается не в сложности, шифрованности и смысловой смутности, а в особой психологической резкости, которая рождается будто из ничего, из «словесного праха», из каких-то пустячных сцеплений: «Среди миров, в мерцании светил…»
Стихотворение И. Анненского «Среди миров» предстает перед нами в форме монолога-исповеди, где воссоздается целый мир чувств и переживаний лирического героя. Стихотворение поражает единством тона, формы и содержания, которое интуитивно ощущается читателем.
Композиционно стихотворение состоит из двух четверостиший, причем каждое из них заканчивается анафорой (повторением одинаковых слов):
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими…
* * *
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света…
В последних двух строчках каждого четверостишия автором употребляется прием антитезы (противопоставления). Стихотворный размер данного стиха — ямб (ударение на второй слог), рифма — перекрестная.
Первая и последняя строчка стихотворения внутренне перекликаются — в них сквозит мотив грусти и одиночества лирического героя (лейбмотив) : «в мерцании светил», «томлюсь с другими», «сомненье тяжело», «молю ответа», «не надо света». Сам подбор и игра слов, их значений дает понять настроение лирического героя.
Несмотря на то, что автором употребляются главным образом глаголы настоящего времени (повторяю, томлюсь, молю), категория пространства и времени в этом стихотворении не может быть реальной и точно определенной.
Интересным приемом создания образности является здесь употребление прописных букв в словах «Звезда», «Ее», «Ней». Тем самым автор подчеркивает важность, незаменимость образа лирической героини (олицетворение)
Само же синтаксическое построение предложений (однородные члены предложения, сложноподчиненные предложения) как бы подсказывает ритмику стихотворения, его интонационное звучание.
Таким образом, поэтические лексика, синтаксис — все это использовано автором для выражения идейно-тематического содержания произведения, и делает поэзию Анненского своеобразной и узнаваемой.
Особенностью символизма И. Анненского является то, что единичное в его поэзии — это свернутое целое. А трагизм, столь присущий произведениям И. Анненского, передан особым приемом «смысловой вспышки», за счет скупого, но точного и верного отбора определений («сомненье тяжело», «мерцании светил»).
В стихотворении «Среди миров» нет ни одного лишнего слова, каждое слово употреблено с исчерпывающим содержанием, внушающей силой и твердостью.


  1. Стихотворение «Петербург» было создано И. А. Анненским в 1909 году, вскоре после событий 1905-1907 гг., известных в русской истории как...
  2. Прежде чем проанализировать стихотворение этого поэта, хочу отметить, что смысловое строение стихов у Анненского сложное. Образы «вещного мира», как и...
  3. Ничто не может так четко и ясно отразить мысли и чувства человека как поэзия. Существует великое множество стихотворений, но лишь...
  4. Во многих стихотворениях Анненского присутствуют музыкальные образы, в том числе и в стихотворении «смычок и струны». Мир народное поэзии и...
  5. Искать в. лирике Анненского прямолинейно гражданственной было бы наивно. А. Федоров Душа поэта Анненского слишком нежна и тонка, чтобы создать...
  6. У Блока в стихотворении «Как тяжко мертвецу среди людей» появляется образ чиновника-мертвеца, винтика большой государственной машины, который не способен чувствовать,...
  7. Судьба Иннокентия Федоровича Анненского-поэта в своем роде уникальна: в сорокадевятилетнем возрасте он издал первый (и единственный при жизни) поэтический сборник...
  8. В 1795 году Державин Гаврил Романович написал стихотворение «Памятник», в котором высказывает свою точку зрения на поэта и поэзия. Свое...
  9. Стихотворение «Сожженное письмо» было написано в 1825 году, в преиод ссылки Пушкина в село Михайловское. Вечная тема любви разработана Пушкиным...
  10. Стихотворение было написано в 1818 году. В это время поэт находился в Петербурге и состоял на службе у государя —...
  11. Стихотворение была написано в 1811 году, несомненно, факты биографии оказывают влияние на содержание стихотворения. «Цветок» — не исключение. Каждый, кто...
  12. «Ночь, улица, фонарь, аптека…»Сразу можно обратить внимание на настроение лирического героя, его состояние. Все стихотворение пронизано тоской, чувством безысходности «Бессмысленный...
  13. Стихотворение «Элегия» было написано в 1874 году и стало ответом Н. А. Некрасова на высказывания в адрес поэта многих критиков....
  14. Лирика Владимира Маяковского, одного из самых самобытных и талантливых поэтов 20 века, четко делится на два периода. Его произведения, написанные...
  15. Приступая к анализу текста, прежде всего могу отметить, что это произведение лирическое, то есть в нем отражаются переживания, чувства и...
  16. Стихотворения символистов особенно сложны для понимания и, тем более, для анализа, ведь их смысл сильно завуалирован. Поэтому одно и тоже...
  17. Тема: Чудная молитва Идея: Благодатная сила молитва помогает пережить трудные минуты нашей жизни Размер: трехстопный ямб Рифма: перекрестная (чередуется дактилическая...
  18. Серебряный век — особая пора в русской поэзии, подарившая миру большое количество талантливейших имен и прекрасной поэзии. Владимир Владимирович Маяковский...
  19. Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» было написано в 1921 году. Несмотря на то что Есенину в тот момент...
  20. Вы не замечали, что люди, которым мы причиняем боль, чаще те, кто больше всех нам дороги и близки? Ф. И....
  21. В первой книге Блока «Стихи о Прекрасной Даме», изданной в 1904 году, дается романтическая трактовка любви, как чувства, непостижимым образом...
  22. Русская поэзия двадцатого века дала миру множество блистательных имен. И в этом разнообразии великих поэтов и писателей творчество Сергея Есенина...

Фамилия Анненского не известна широкому кругу людей, но это не мешает его стихам пользоваться популярностью. Его стихи знакомы многим. Вот только мало кто знает, кому принадлежат эти стихи? Его творческий путь был очень длинным и сложным, славу и признание он получил только после смерти.

Будучи ребенком он серьезно заболел, долгое время он лечился от болезни сердца. Это обстоятельство найдет отражение не только в его жизни, но и лирике.

Известно, что первый сборник стихов не вызвал у читателей особой симпатии. Такие поэты как Брюсов, Блок

И Гумилев, решили воздержаться от комментариев. Но Анненский был не огорчен их реакцией, так как понимал, что его стихи достойны своей оценки. Уже более позднее творчество поэта наберет популярность и значимость.

Стихотворение "Среди миров" было опубликовано в посмертном сборнике под названием "Кипарисовый ларец". Инициатива принадлежала сыну поэта, который разобрал старые и перепутанные листки с лирикой отца. Стихотворение очень быстро покорило сердца людей, особенно оно приглянулось композиторам, которые находили его особо звучным. Известно, что популярность стихотворения сохранялась до

Конца двадцатого века.

Литературный герой стихотворения обращается к "Одной звезде", она для него является олицетворением всего самого лучшего, что можно найти на земле. Звезда является его единственным другом, когда он говорит: "я томлюсь с другими", создается ощущение, что в мире не существует никого, кроме героя и звезды. Он явно обращается к ней, в тяжелые моменты жизни, видя в ней надежду и веру.

Из-за популярности стихотворения ему было уделено детальное внимание. Когда много различных исследователей, поэтов и литераторов, рассматривали истинный смысл данного шедевра. Мнения разделились, под звездой люди понимали разных персонажей. Были те, кто был уверен, что звезда это любимая девушка, которая является воплощением красоты и мудрости. Некоторые выходили за рамки обычной любви, считая, что образ описанный им это не одна конкретный персонаж, а собирательный образ идеальной женщины.

Каждый человек воспримет стихотворение "Среди миров" по своему. Сам поэт не успел рассказать, что именно он подразумевал под своей звездой. МЫ лишь знаем, что он отдал ей большое значение, это особенно видно по последним строкам его стихотворения, которые звучат так: "А потому, что с Ней не надо света."

На вопрос подскажите пожалуйста мне!! развернутый анализ стихотворения*Среди миров * Анненского!! Буду ооооочень рада..!!срочно заданный автором Астинья лучший ответ это Не надо нас дурить: в Инете есть. Вот начало:
Первая и последняя строчка стихотворения внутренне перекликаются – в них сквозит мотив грусти и одиночества лирического героя (лейбмотив) : «в мерцании светил» , «томлюсь с другими» , «сомненье тяжело» , «молю ответа» , «не надо света» . Сам подбор и игра слов, их значений дает понять настроение лирического героя.
ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ПОЛНОСТЬЮ, НАДО ЗАРЕГИТЬСЯ
на сайте
а потом пройти на страницу, с которой я скопировал начало:
Зато будешь знать, что в твоём учебном заведении никому этот текст не высылали - у них такая система.
А если окажется, что высылали, но тебя устроит, то зарегься у них с другими данными.
А у Сandy с "руским йазыком" не сложилось:-(.
1. Какое настроение становиться...Надо - становится (без мягкого знака) .
5. Какая строка становиться...То же самое.

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: подскажите пожалуйста мне!! развернутый анализ стихотворения*Среди миров * Анненского!! Буду ооооочень рада..!!срочно

Ответ от Миранда [гуру]
В нете нет. Нужно учиться писать самой.
Вот план.
1. Какое настроение становиться для стихотворения определяющим в целом. Меняется ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да – благодаря каким словам мы об этом догадываемся.
2. Есть ли в стихотворении конфликт, для определения конфликта выявить из стихотворения слова, которые условно можно назвать положительно эмоционально окрашенными и отрицательно эмоционально окрашенными, выявить ключевые слова среди положительных и отрицательно эмоционально окрашенных в этих цепочках.
3. Есть ли в стихотворении цепочки слов, связанных ассоциативно или фонетически (по ассоциациям или по звукам)
4. В какой строфе можно выделить кульминацию, есть ли в стихотворении развязка, если да, то какая.
5. Какая строка становиться толком для создания стихотворения. Роль первой строки (какая музыка звучит в душе поэта, когда он берется за перо)
6. Роль последней строки. Какие слова представляются поэту особенно значимыми, которыми он может закончить стихотворение.
7. Роль звуков в стихотворении.
8. Цвет стихотворения.
9. Категория времени в стихотворении (значение прошлого, настоящего и будущего) .
10. Категория пространства (реального и астрального)
11. Степень замкнутости автора, есть ли обращение к читателю или адресату?
12. Особенности композиции стихотворения.
13. Жанр стихотворения (разновидность: философское размышление, элегия, ода, басня, баллада)
14. Литературное направление, если можно определить.
15. Значение художественных средств. (сравнение, метафора, гипербола, антитеза, аллитерации, оксюморон)
16. Мое восприятие этого стихотворения.
17. Если есть необходимость обратиться к истории создания, году создания, значение этого стихотворения в творчестве поэта. Условия, место. Есть ли в творчестве этого поэта сходные с ним, можно ли сравнить это стихотворение с творчеством другого поэта.